Решение по делу № 2а-853/2018 от 09.06.2018

Дело № 2а-853/2018

Р Е Ш Е Н И Е

             Именем Российской Федерации

г. Гремячинск                                                                                             25 июля 2018 года

           Губахинский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Волковой Е.Л.,

административного истца Пестова Г.Н.,

представителя административного ответчика Лялиной Л.М., на основании доверенности,

при секретаре судебного заседания Долгих Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Военному комиссариату городов Губахи и <адрес>, призывной комиссии Гремячинского муниципального района <адрес> о признании незаконным заключение призывной комиссии Гремячинского муниципального района <адрес> о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, возложении обязанности устранить нарушение путем отмены указанного заключения с последующим принятием законного решения,

у с т а н о в и л:

          ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к Военному комиссариату городов Губахи и <адрес>, призывной комиссии Гремячинского муниципального района <адрес> о признании незаконным заключение призывной комиссии Гремячинского муниципального района <адрес> о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, возложении обязанности устранить нарушение путем отмены указанного заключения с последующим принятием законного решения.

          В обоснование заявленных требований указал, что он был принят на воинский учет военным комиссариатом Гремячинского муниципального района.

          ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Военный комиссариат городов Губахи и <адрес> с заявлением о выдаче военного билета.

           Решением призывной комиссии Гремячинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ он был признан, как гражданин, не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

            Военный билет на руки получил ДД.ММ.ГГГГ, в котором имеется запись, что он признан призывной комиссией Гремячинского MP <адрес> не прошедшим военную службу по призыву, не имеющим на то законных оснований.

            С данным решением не согласен.

            Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

             Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает прохождение военной службы по призыву, который осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря.

             Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву", вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, статья 28 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе дополнена пунктом 1.1.

             Согласно приведенной норме при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным законом), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Признание гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.

              Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 663, в разделе III (в редакции согласно постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг.) устанавливает правовое регулирование вопросов, связанных с признанием гражданина не прошедшим военную службу по призыву.

В соответствии с пунктом 34 Положения призывная комиссия при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву на основании документов воинского учета, а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих органов выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если гражданин не проходил военную службу, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

             При этом, призывная комиссия не могла руководствоваться поправками, внесенными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации», так как данное положение вступило в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования. Текст Постановления опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации ДД.ММ.ГГГГ, то есть после даты достижения им 27-летнего возраста (ДД.ММ.ГГГГ).

              В соответствии со ст. 54 Конституции РФ закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

              Из содержания приведенных выше правовых норм в их системном единстве, следует, что гражданин может быть признан не проходившим военную службу, не имея на то законных оснований, только в том случае, если он не проходил военную службу в установленные для призыва сроки после ДД.ММ.ГГГГ.

               Между тем, он достигший 27-летнего возраста ДД.ММ.ГГГГ, не мог быть призван на службу после ДД.ММ.ГГГГ, поскольку Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 189 "О призыве в апреле - июле 2014 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву" весенний призыв 2014 года установлен с 1 апреля по ДД.ММ.ГГГГ, то есть после достижения мною предельного призывного возраста.

               При таком положении у призывной комиссии отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого заключения.

               Не прохождение им военной службы по призыву в период, предшествующий ДД.ММ.ГГГГ, не являются основанием для признания его не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований.

               Поскольку в отношении него не могли быть применены положения пункта 1.1 статьи 28 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе, призывная комиссия, рассматривая обращение о выдаче военного билета, должна была в соответствии с предписаниями абзаца шестого пункта 1 статьи 52 указанного закона, согласно которым запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан, в том числе не подлежавших призыву на военную службу по достижении ими возраста 27 лет, принять в установленном порядке решение о зачислении ФИО1 в запас, не призванного на военную службу по каким-либо другим причинам.

              Считает данное решение незаконным в части признания его, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, поскольку оно нарушает его конституционные права на честь, достоинство, деловую репутацию, а также создает препятствия к осуществлению им прав и свобод, а именно: ограничивает права на поступление на государственную гражданскую службу и муниципальную службу и ее прохождение.

              В судебном заседании административный истец ФИО2 на административном иске настаивал, ссылаясь на доводы, указанные в административном исковом заявлении. Дополнил, что ему дважды была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на время обучения в академии и на время обучения в аспирантуре до ДД.ММ.ГГГГ. После окончания отсрочки в военный комиссариат не явился, поскольку не знал, что после окончания отсрочки ему необходимо явиться в комиссариат, от ответчика никаких уведомлений не получал. О том, что находился в розыске, не знал. Его родственники ему об этом также не сообщали. Он намерено не сообщал свое место нахождения, поскольку знал, что его заберут в армию. Вместе с тем, по факту ему должна была быть предоставлена еще отсрочка, чтобы он смог написать диссертацию. Но он знал, что отсрочки больше не будет, поскольку не имел возможности предоставить документы из академии, в виду того, что между ректором академии и его научным руководителем произошла конфликтная ситуация, в связи с чем, руководителю и ему пришлось уйти из академии. Перед ним встал вопрос, идти в армию либо закончить диссертацию. Он решил закончить диссертацию. По месту регистрации не проживал, жил в городе Перми, на некоторое время уезжал в <адрес>. До настоящего времени диссертацию не закончил. В военный комиссариат явился ДД.ММ.ГГГГ, поскольку возникла необходимость получения военного билета, который необходим для дальнейшего трудоустройства. Ранее не являлся, поскольку необходимости в этом не было. Считает, что ответчик должен представить доказательства, что с ДД.ММ.ГГГГ он уклонялся от призыва на военную службу.

Представитель административного ответчика ФИО4, действующая на основании доверенности пояснила, что административный ответчик не согласен с требованиями административного истца. Считает вынесенное решение законным и обоснованным. Дополнила, что административный истец состоял на воинском учете с ДД.ММ.ГГГГ. Дважды призывнику предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу для получения высшего образования и на время обучения в аспирантуре, последняя отсрочка была предоставлена до ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 подлежал призыву на военную службу, однако на призывную комиссию и военный комиссариат городов Губаха и <адрес> не явился, по месту регистрации не проживал, данных о месте жительства и работы не сообщал, родственники скрывали его место нахождения. В связи с чем, военный комиссариат обращался в отделение полиции по установлению места нахождения призывника. Поскольку документы о праве на отсрочку или освобождение от призыва на военную службу в призывную комиссию ФИО2 не представлял, по повесткам не являлся, заключением призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ он был признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. В удовлетворении административного иска просила отказать.

Представитель Военного комиссариата <адрес> в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещены, просили рассмотреть дело в отсутствии представителя, с требованиями административного истца не согласны, представлен отзыв, из которого следует, что призывник ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения поставлен на воинский учет в военном комиссариате <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ протокол призывной комиссией <адрес> предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу на время обучения в ГОУ ВПО «Пермской государственной фармацевтической академии» до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ призывной комиссией <адрес> предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу на время обучения в аспирантуре ГОУ ВПО «Пермской государственной фармацевтической академии» до ДД.ММ.ГГГГ.

С 2012 года призывник ФИО2 не являлся на мероприятия связанные с призывом.

В силу ст. 10 ФЗ-53, а также п. 50 Постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждения Положения о воинском учете», граждане, подлежащие воинскому учёту обязаны:

- состоять на воинском учете по месту жительства или месту пребывания -в военном комиссариате, а в поселении или городском округе, где нет военных комиссариатов, - в органах местного самоуправления.

- являться в установленные время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту пребывания, имея при себе военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а также паспорт гражданина Российской Федерации и водительское удостоверение при его наличии;

- сообщать в 2-недельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении сведений о семейном положении, образовании, состоянии здоровья (получении инвалидности), месте работы или должности, месте жительства в пределах муниципального образования;

- сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место пребывания (на срок более 3 месяцев), а также при выезде из Российской Федерации на срок более 6 месяцев и встать на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства, место пребывания или возвращении в Российскую Федерацию;

- бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных документов в 2-недельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу и выезжающие в период проведения призыва на срок более 3 месяцев с места жительства, обязаны лично сообщить об этом в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства.

Административный истец свои обязанности по воинскому учёту не исполнил. ФИО2 после окончания действия отсрочки в военный комиссариат <адрес> и <адрес> не являлся, сведения об изменении места пребывания, образования, место работы не сообщал;

Военный комиссариат <адрес> и Гремячинск проводил мероприятия по розыску призывника: направлялись повестки по месту учебы, месту жительства, направлялись заказные письма с уведомлением по адресу регистрации: <адрес>.

В силу Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о призыве на военную службу» розыск граждан, не исполняющих воинскую обязанность, и их привод в отдел (муниципальный) (орган местного самоуправления) осуществляется органами внутренних дел, в соответствии с чем, направлялись обращения об установлении местонахождения гражданина в ОП МВД России «Чусовой» (дислокация <адрес>), а также требование в ОВД <адрес> о привлечении ФИО1 к уголовной ответственности по факту уклонения от воинской обязанности. Но все розыскные мероприятия не дали результатов, призывник на мероприятия, связанные с призывом не являлся.

Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» призывная комиссия выносит свое решение на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

Считают несостоятельными доводы административного истца о том, что он не мог быть признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, так как в 2014 году не уклонялся от призыва.

Из приведенной нормы, можно сделать вывод, при зачислении в запас призывная комиссия обязана сделать заключение в отношении всех граждан, достигших 27-летнего возраста с ДД.ММ.ГГГГ, в противном случае законодатель установил бы срок действия закона не ДД.ММ.ГГГГ, а после окончания призыва с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, Призывная комиссия <адрес> края вынесла заключение о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, действовала в пределах своей компетенции, в соответствии с действующим законодательством.

Призывник ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по достижения им возраста 27 лет подлежал призыву на военную службу, так как права на отсрочку не имел.

С учетом изложенного, просили отказать ФИО1 в удовлетворении заявленных требований.

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО5 показала, что призывник ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоял на воинском учете в военном комиссариате <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. Дважды призывнику предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу для получения высшего образования и на время обучения в аспирантуре, последняя отсрочка была предоставлена до ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 подлежал призыву на военную службу. Однако после окончания отсрочки в военный комиссариат не явился, по месту регистрации не проживал, данных о своем месте жительства не сообщал. Призывнику неоднократно направлялись письма и повестки по адресу регистрации, проводились беседы с отцом призывника, но родственники скрывали его место нахождения. Также обращались в отделение полиции по установлению места нахождения призывника. Его розыск результатов не дал. Дополнила, что при вынесении решения о предоставлении отсрочки, каждому призывнику разъясняется, что после окончания отсрочки он должен явиться в военный комиссариат и представить документы об окончании ВУЗа в двухнедельный срок. ФИО2, после окончания отсрочки не явился, явился в военный комиссариат в марте 2018 года. Поскольку документы о праве на отсрочку или освобождение от призыва на военную службу в призывную комиссию ФИО2 не представлял, по повесткам не являлся, заключением призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ он был признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, материалы личного дела призывника, суд приходит к следующему.

             В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 59 Конституции Российской Федерации установлено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

В ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ) указано, что призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации.

Основания освобождения от призыва на военную службу приведены в ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву», вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, статья 28 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе дополнена пунктом 1.1., согласно которого при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п. 1, п. 2, п. 4 ст. 23, ст. 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.

     Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , в разделе III устанавливает правовое регулирование вопросов, связанных с признанием гражданина не прошедшим военную службу по призыву.

В соответствии с пунктом 34 Положения призывная комиссия при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву на основании документов воинского учета, а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих органов выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если гражданин не проходил военную службу, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

     Из материалов личного дела призывника следует, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения был поставлен на воинский учет в военном комиссариате <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.

                  На время обучения ФИО1 в ГОУ ВПО «Пермской государственной фармацевтической академии» ДД.ММ.ГГГГ призывной комиссией <адрес> предоставлена отсрочка от призыва до получения высшего профессионального образования до ДД.ММ.ГГГГ.

                   На время обучения ФИО1 в аспирантуре ГОУ ВПО «Пермской государственной фармацевтической академии» призывной комиссией <адрес> предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до ДД.ММ.ГГГГ.

             После окончания действия отсрочки от призыва на военную службу ФИО2 в военный комиссариат <адрес> и <адрес> не явился, сведения об изменении места жительства (пребывания), сведения об образовании, месте работы не сообщил.

             На мероприятия связанные с призывом ФИО2 не являлся.

Военным комиссариатом <адрес> и Гремячинск проводились мероприятия по розыску призывника, повестки направлялись заказной корреспонденцией по месту учебы и месту жительства (регистрации) призывника: <адрес>., проводились беседы с отцом призывника, направлялись обращения в ОП МВД России «Чусовой» (дислокация <адрес>) об установлении местонахождения гражданина, а также требование в ОВД <адрес> о привлечении ФИО1 к уголовной ответственности по факту уклонения от воинской обязанности. Указанные розыскные мероприятия проводились с 2012 по 2014 г.г.

               Розыскные мероприятия результатов не дали, призывник на мероприятия, связанные с призывом не являлся, намерения пройти военную службу не проявлял.

     ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 достиг возраста 27 лет.

     ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в Военный комиссариат городов Губахи и <адрес> с заявлением о выдаче военного билета.

     ДД.ММ.ГГГГ призывной комиссией Гремячинского муниципального района в отношении ФИО1 вынесено решение (заключение) о зачислении в запас, как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

               ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдан военный билет.

               Таким образом, ФИО2 являясь гражданином призывного возраста, в нарушение обязанности, установленной ст. 59 Конституции Российской Федерации, по окончании предоставленной ему отсрочки, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не прошел военную службу, намеренно уклонялся от ее прохождения, права на отсрочку в указанный период, не имел.

                Данный вывод объективно подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами, не доверять которым у суда оснований не имеется.

       При указанных выше обстоятельствах, у призывной комиссии имелись правовые основания для вынесения оспариваемого решения.

               Доводы административного истца о том, что после ДД.ММ.ГГГГ он не уклонялся от призыва, никаких уведомлений не получал, в данном случае несостоятельны, опровергаются исследованными в судебном заседании доказательствами, в том числе материалами личного дела призывника.

               Учитывая указанные выше положения нормативно-правовых актов, оценив собранные по делу доказательства, проанализировал установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение являются законным, принятыми в соответствии с требованиями действующего законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, в связи с чем, ФИО1 в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 177-180, 227 КАС РФ, суд

                                                            р е ш и л:

               В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Военному комиссариату городов Губахи и <адрес>, призывной комиссии Гремячинского муниципального района <адрес> о признании незаконным заключение призывной комиссии Гремячинского муниципального района <адрес> о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, возложении обязанности устранить нарушение путем отмены указанного заключения с последующим принятием законного решения - отказать.

               Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через постоянное судебное присутствие в городе Гремячинске Губахинского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

               Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                                                                                                            Волкова Е.Л.

2а-853/2018

Категория:
Гражданские
Суд
Губахинский городской суд Пермского края
Дело на странице суда
gubacha.perm.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее