Гр. дело № 2-32/2024
УИД 22RS0061-01-2023-000654-92
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Целинное 16 февраля 2024 года
Целинный районный суд Алтайского края в составе судьи Сидоровой Н.А.,
при секретаре Пастуховой М.В.,
c участием процессуального истца пом. прокурора Целинного района Алтайского края Зарва М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Целинного района Алтайского края, обратившегося в интересах Горюнова А.В., к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в Алтайском крае о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Целинного района Алтайского края обратился в Целинный районный суд Алтайского края, в интересах Горюнова А.В. к ответчику, с требованиями:
признать незаконным бездействие Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в Алтайском крае по обеспечению Горюнова А.В., <дата> года рождения, техническими средствами реабилитации - протезом бедра модульным, в том числе при врожденном недоразвитии;
возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в Алтайском крае обязанность обеспечить техническим средством реабилитации - протезом бедра модульным, в том числе при врожденном недоразвитии Горюнова А.В.;
взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в Алтайском крае в пользу Горюнова А.В. компенсацию морального вреда в сумме 30 000 рублей.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что Горюнов А.В. является <данные изъяты>. Индивидуальной программой реабилитации инвалида <номер> от <дата> Горюнову А.В. рекомендованы технические средства реабилитации, среди прочего – протез бедра модульный, в том числе при врожденном недоразвитии – 1 шт.
В нарушение положений Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», несмотря на обращение Горюнова А.В. к ответчику с заявлением об обеспечении необходимыми техническими средствами реабилитации, до настоящего времени он ими не обеспечен.
Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в Алтайском крае не предприняты необходимые меры для размещения извещения о проведении закупки и заключения контракта на поставку индивидуальных средств реабилитации, жизненно требуемых Горюнову А.В., что повлекло длительное бездействие по обеспечению гарантированных законом и государством технических средств реабилитации инвалида.
Факт нравственных страданий Горюнова А.В. в результате противоправного бездействия должностных лиц органов СФР подтверждается характером его заболевания, невозможностью длительное время пользоваться гарантированными государством техническими средствами реабилитации, а также причиненным физическим дискомфортом.
У заявителя отсутствует возможность самостоятельного приобретения необходимого технического средства реабилитации, в связи с тем, что выплата денежной компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации значительно ниже их рыночной стоимости.
Несвоевременное предоставление необходимого количества технических средств реабилитации ограничивает ведение комфортного уровня жизни инвалида.
Кроме того, выбор вида обеспечения техническим средством реабилитации, а именно предоставление необходимых изделий ФСР, выплата за самостоятельно приобретенные средства реабилитации, оформление электронного сертификата является правом инвалида.
Определением Целинного районного суда Алтайского края от 18.12.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ООО «Алорто».
В судебном заседании процессуальный истец пом. прокурора Целинного района Зарва М.А., материальный истец Горюнов А.В. заявленные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв, в котором указал, что в соответствии с Федеральным законом № 236-Ф3 от 14.07.2022 «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации», с 01.01.2023 создан Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Фонд создан путем реорганизации Пенсионного фонда Российской Федерации и присоединения к нему Фонда социального страхования Российской Федерации. Так, с 01.01.2023 все функции и полномочия Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ осуществляются отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (далее - ОСФР, отделение Фонда).
Также указал на то, что невозможность обеспечения Горюнова А.В. возникла в силу длительности процедуры отбора поставщиков технических средств реабилитации, установленной Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а также зависимости инициирования процедур закупок технических средств реабилитации от даты поступления в распоряжение регионального отделения бюджетных ассигнований из федерального бюджета для обеспечения граждан техническими средствами реабилитации с учетом поэтапного финансирования, где возникают ситуации, когда технические средства реабилитации не могут быть предоставлены инвалиду, поскольку не отобран поставщик технических средств реабилитации, наличие очередности в обеспечении TCP. Однако, перерыв в обеспечении не означает сложение с себя обязанности обеспечивать гражданина, обратившегося с соответствующим заявлением и документами и поставленного на учет. Отмечает, что вины ответчика в необеспечении истца техническими средствами реабилитации не имеется, поскольку в течении всего периода времени с даты обращения Горюнова А.В. с заявлением о предоставлении государственной услуги, до даты выдачи ему направлений на получение ТСР, предпринимались все необходимые и возможные в рамках предусмотренного законодательством механизма действия и меры для обеспечения его техническим средством.
Кроме того, заявление Горюнова А.В. об обеспечении его протезом бедра модульным исполнено отделением Фонда, посредством выдачи направления <номер> от <дата> в АО «Московское протезно-ортопедическое предприятие» по государственному контракту <номер> от <дата>, а также направления <номер> от <дата> в ООО «Алорто» по государственному контракту <номер> от <дата>. Вместе с тем, согласно Акту от <дата> и Информационному письму от <дата> Горюнов А.В. дважды отказался от получения технического средства реабилитации – протеза бедра модульного.
При этом, в соответствии с подп. «а» п. 10 Административного регламента результатом предоставления данной государственной услуги является выдача заявителям направления на получение (изготовление) ТСР, протезов (кроме зубных протезов), протезно-ортопедических изделий, в том числе в случае необходимости замены, досрочной замены и ремонта ТСР (изделия), в организации, отобранные в соответствии с требованием абз. 2 п. 5 Правил.
Таким образом, свои обязательства, отделение Фонда исполнило в полном объеме.
Помимо этого, <дата> ФКУ «ГБ МСЭ по Алтайскому краю» бюро медико-социальной экспертизы <номер> Горюнову А.В. разработана индивидуальная программа реабилитации (абилитации) инвалида <номер>, содержащая рекомендации по обеспечению Горюнова А.В. техническими средствами реабилитации, в том числе, протезом бедра модульным, в том числе при врожденном недоразвитии. <дата> через Единый портал государственных и муниципальных услуг от Горюнова А.В. поступило заявление об обеспечении средством реабилитации: протезом бедра модульным, в том числе при врожденном недоразвитии. В настоящее время отделением Фонда с учетом установленного законодательством механизма, проводятся мероприятия по отбору поставщика для заключения государственного контракта на изготовление рекомендуемого Горюнову А.В. протеза бедра модульного, в том числе при врожденном недоразвитии.
Представитель третьего лица – ООО «Алорто» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще и своевременно, в отзыве на исковое заявление указал, что <дата> между ним и Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» был заключен государственный контракт <номер>. Указанный государственный контракт исполнен со стороны ООО «Алорто» в полном объеме, все обратившиеся с направлением отделения Фонда граждане обеспечены установленными средствами реабилитации, о чем сторонами в соответствии с п. <дата> контракта подписан Акт об исполнении контракта от <дата>. Горюнов А.В. с направлением отделения Фонда в период действия вышеуказанного контракта в ООО «Алорто» не обращался. Вместе с тем, <дата> ООО «Алорто» по обращению Горюнова А.В., последнему была проведена медико-техническая комиссия, заключением которой установлены требующаяся для данного пациента комплектация, технические и функциональные характеристики показанных ему технических средств реабилитации.
Учитывая характер спорных правоотношений, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке на основании положений ст.167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав процессуального истца, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7), гарантируются равенство прав и свобод человека и гражданина (статья 19), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, предусмотренных законом (часть 1 статьи 39).
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
В абзаце 2 пункта 2 названных Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В соответствии с абзацами первым и вторым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом, в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления о предоставлении технического средства (изделия).
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован.
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации на основании контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Для заключения контрактов территориальное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при определении поставщика обязано использовать конкурентные способы его отбора, перечень которых предусмотрен в статье 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (проведение конкурса или электронного аукциона).
Пунктом 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.
Из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации, следует, что они закрепляют механизм реализации гарантированного государством права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, определяют источник и объемы предоставления бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации, распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, а также предусматривают заключение территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации контракта с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на поставку товаров, выполнение работ.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что Горюнов А.В. с <дата> является инвалидом <данные изъяты>.
<дата> ФКУ «ГБ МСЭ по Алтайскому краю» бюро медико-социальной экспертизы <номер> Горюнову А.В. разработана индивидуальная программа реабилитации или абилитации <номер>, в которой определена нуждаемость в технических средствах реабилитации, в том числе, протезом бедра модульным, в том числе при врожденном недоразвитии, с <дата> - бессрочно.
<дата> в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю поступило заявление об обеспечении Горюнова А.В. вышеуказанным техническим средством реабилитации, с <дата>, т.е. в срок, предусмотренный п.5 Правил и п. 11 Административного регламента Горюнов А.В. поставлен на учет по обеспечению техническим средством реабилитации в Отделение.
На момент обращения Горюнова А.В. с заявлением, действовал государственный контракт <номер> от <дата>, заключенный с ООО «Алорто» на выполнение работ по обеспечению инвалидов протезами нижних конечностей, в том числе протезов бедра модульных при врожденном недоразвитии. Однако, направления по данному контракту были распределены между гражданами, обратившимися ранее Горюнова А.В. за обеспечением TCP.
Далее, <дата> был опубликован запрос цен <номер>. Ответов от потенциальных поставщиков не поступило. Затем повторно <дата> был опубликован запрос цен <номер>, на который поступило 3 предложения от потенциальных поставщиков.
<дата> отделением Фонда размещено извещение <номер> о проведении электронного аукциона на выполнение работ по обеспечению инвалидов протезами нижних конечностей. По итогам проведенного аукциона был заключен государственный контракт <номер> от <дата> с АО «Московское протезно-ортопедическое предприятие» филиал «Барнаульский». Однако, учитывая очередность, было осуществлено обеспечение ТСР граждан, обратившихся ранее Горюнова А.В.
С учетом финансирования, выделенного на 2023 год, после опубликования <дата> запроса цен <номер>, было опубликовано извещение <номер> от <дата> о проведении открытого конкурса в электронной форме по отбору поставщика на выполнение работ по обеспечению инвалидов протезами нижних конечностей, по результатам которого <дата> заключен государственный контракт <номер>.
В рамках вышеуказанного контракта Горюнову А.В. выдано направление <номер> от <дата> на получение (изготовление) протеза бедра модульного, в том числе при врожденном недоразвитии (1 шт).
Вместе с тем, согласно Акта отказа от технического средства реабилитации от <дата> Горюнов А.В. отказался от протеза бедра модульного стандартной комплектации, ввиду нуждаемости в изготовлении протеза.
Впоследствии в рамках заключенного с ООО «Интра» государственного контракта Горюнову А.В. выдано направление <номер> от <дата>. Однако, ввиду ненадлежащего исполнения ООО «Интра» условий вышеназванного контракта, заключенный контракт был расторгнут, выданные направления на обеспечение ТСР, в том числе направление <номер> от <дата>, аннулированы.
<дата> между Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в Алтайском крае и ООО «Алорто» заключен государственный контракт <номер> на выполнение работ по обеспечению граждан протезами нижних конечностей, в рамках которого Горюнову А.В. было выдано направление <номер> от <дата>.
Согласно письму <номер> от <дата> ООО «Алорто», направленному в адрес Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в Алтайском крае, ООО «Алорто» уведомило ответчика о невозможности исполнения направления <номер> от <дата>, выданного Горюнову А.В., в связи с отказом последнего от предложенной комплектации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (Правила обеспечения).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 5(1) Правил обеспечения, снятие инвалида (ветерана) с учета по обеспечению техническим средством (изделием) осуществляется уполномоченным органом в случае, если инвалид (ветеран) либо лицо, представляющее его интересы, отказались от обеспечения техническим средством (изделием), рекомендованным программой реабилитации (заключением).
В связи с чем, <дата> Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в Алтайском крае Горюнов А.В. снят с учета в связи с отказом от обеспечения данным видом ТСР.
Вместе с тем, доводы ответчика на отсутствие оснований для признания бездействия фонда по не обеспечению инвалида техническим средством реабилитации, мотивированные не предоставлением технических средств реабилитации по объективным, не зависящим от фонда, причинам, а именно особенностями проведения закупок для обеспечения государственных нужд, подлежат отклонению, поскольку, право истца на получение технического средства реабилитации не может ставиться в зависимость от обстоятельств, на которые ответчик указывает в своем отзыве, иное означало бы отказ в защите нарушенных прав гражданина, что противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федерального законодательства в области социальной защиты.
Доводы ответчика о том, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации поставлено в зависимость от поступления денежных средств из федерального бюджета, и ответчиком исполняются обязательства в порядке очередности, суд также считает несостоятельным, поскольку, установив на федеральном уровне льготы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, государство приняло на себя обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
Так, в соответствии с пунктом 16 постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" финансовое обеспечение предоставления технических средств реабилитации инвалидам возлагается на Фонд социального страхования Российской Федерации, а недостаточность поступлений Фонду социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов на указанные цели из федерального бюджета не освобождает ответчика от исполнения возложенной на него законом обязанности.
Согласно пункта 11 Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, утвержденного приказом ФСС Российской Федерации от 16 мая 2019 г. N 256, срок предоставления государственной услуги исчисляется с даты представления заявления о предоставлении государственной услуги, форма которого предусмотрена приложением к Административному регламенту (далее - заявление), и полного комплекта документов (сведений), необходимых для предоставления государственной услуги. При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением территориальный орган Фонда в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты поступления заявления в части обеспечения техническим средством (изделием) и документов, указанных в пунктах 18, 21 Административного регламента, в письменной форме уведомляет заявителя о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием) и одновременно с уведомлением территориальный орган Фонда высылает (выдает) заявителю направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные территориальным органом Фонда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). В направлении территориальным органом Фонда указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение заявителя техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта.
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение заявителя техническим средством (изделием) территориальный орган Фонда: одновременно с указанным в пункте 11 Административного регламента уведомлением о постановке на учет информирует заявителя о сроках, необходимых для размещения извещения о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) в единой информационной системе в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; в срок не позднее 30 календарных дней с даты подачи заявителем заявления размещает извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) в единой информационной системе в сфере закупок; в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта высылает (выдает) заявителю документы, предусмотренные пунктом 11 Административного регламента.
Вместе с тем, как было ранее установлено, с <дата> (даты подачи заявления) до <дата> (выдачи направления <номер> в АО «Московское протезно-ортопедическое предприятие»), при наличии заключенных в этот промежуток времени иных государственных контрактов, в нарушение установленных сроков, направление на получение ТСР Горюнову А.В. не выдавалось.
При таких обстоятельствах, суд соглашается с доводами прокурора Целинного района о том, что длительная не выдача Горюнову А.В. направления на предоставление указанного ТСР не позволяло ему пройти комплексную реабилитацию, а также установить необходимость получения новой ИПРА с учетом уточняющих характеристик, что отрицательно сказывается на процессе восстановления здоровья, социальной адаптации, нарушает его право на социальную защиту, на возможность вести полноценный образ жизни.
В связи с изложенным, с учетом указанных обстоятельств, исковые требования прокурора о признании незаконным бездействия Фонда в части несвоевременной выдачи Горюнову Андрею Владимировичу, после постановки его на учет, направления на получение либо изготовление технического средства реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, в целях обеспечения его техническим средством реабилитации - протезом бедра модульным, в том числе при врожденном недоразвитии, подлежат удовлетворению.
В то же время, с учетом добровольного отказа материального истца Горюнова А.В. от протеза бедра модульного, в том числе при врожденном недоразвитии – 1 шт., суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в указанной части и возложении на отделение Фонда обязанности по обеспечению Горюнова А.В. указанным ТСР.
Кроме того, прокурор, обращаясь в суд в интересах Горюнова А.В. с требованием о компенсации морального вреда, ссылается на длительное бездействие ответчика и нарушение в связи с данными обстоятельствами личных неимущественных прав истца как инвалида.
Так, ст. 150 Гражданского кодекса РФ определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (ч. 1 ст. 151 Гражданского кодекса РФ).
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (ч. 2 ст. 151 Гражданского кодекса РФ).
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина (абзац 3 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда").
Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда").
На основании части первой статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе удовлетворить требование о компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.
Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
Технические средства реабилитации относятся к числу мер социальной поддержки инвалидов, и направлены на обеспечение определенного жизненного уровня этих граждан, необходимого для поддержания их здоровья и благосостояния.
Длительное неисполнение обязанности по выдаче направления на обеспечение техническим средством реабилитации нарушает не только непосредственно имущественные права истца, но и влечет нарушение личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых здоровье гражданина, достоинство его личности.
С учетом приведенных обстоятельств, право определенных категорий граждан на такую меру социальной поддержки тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).
Суд полагает, что сам факт несвоевременной выдачи направления на обеспечение техническим средством реабилитации является доказательством того, что инвалиду причинены нравственные и физические страдания, поскольку отсутствие рекомендованных средств реабилитации неизбежно влечет ограничение жизнедеятельности инвалида, создавая при этом дополнительные препятствия для его социальной адаптации.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что заявленные требования о компенсации морального вреда подлежат частичному удовлетворению, при этом размер компенсации морального вреда суд определяет исходя из закрепленных в ст. 151 Гражданского кодека РФ оснований, с учетом виновных действий ответчика, повлекших нарушение прав истца, учитывая объем причиненных нравственных страданий, степени вины ответчика, а также требований разумности и справедливости, в размере 3 000 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя и исполнение может оказаться невозможным.
Каких-либо доказательств возможности наступления значительного ущерба в случае замедления исполнения решения, суду не представлено. Также не установлены обстоятельства, свидетельствующие о невозможности исполнения решения суда.
Таким образом, суд полагает, что правовых оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению не имеется, в связи с чем, в удовлетворении иска в указанной части следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 103, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Целинного района Алтайского края, обратившегося в интересах Горюнова А.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (<данные изъяты>), в части несвоевременной выдачи Горюнову А.В., после постановки его на учет, направления на получение либо изготовление технического средства реабилитации, протезов, протезно- ортопедических изделий, в целях обеспечения его техническим средством реабилитации - протезом бедра модульным, в том числе при врожденном недоразвитии.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (<данные изъяты>) в пользу Горюнова Андрея Владимировича (<данные изъяты>) компенсацию морального вреда в сумме 3 000 (три тысячи) рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований прокурору Целинного района Алтайского края отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Целинный районный суд Алтайского края, в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 22 февраля 2024 года.
Судья подпись