Решение по делу № 2а-187/2020 от 26.02.2020

№ 2а-187/2020

Решение

Именем Российской Федерации

г. Жердевка Тамбовской области 12 мая 2020г.

Жердевский районный суд Тамбовской области в составе судьи Татарникова Л.А.

при секретаре Потаповой С.А.,

с участием помощника прокурора Жердевского района Тамбовской области Небогина С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Жердевского района Тамбовской области к администрации Алексеевского сельсовета Жердевского района Тамбовской области о возложении обязанности обеспечить организацию водоснабжения населения специализированными организациями,

установил:

Прокурор обратился в суд с данным административным иском, указав, что при проведении проверки соблюдения законодательства об охране и использовании недр, выявлен факт непосредственной эксплуатации водонапорных башен (артезианские скважины) администрацией Алексеевского сельсовета, которые стоят в реестре муниципальной собственности.

Так, на территории Алексеевского сельсовета Жердевского района имеются 12 действующих артскважин, посредством которых администрацией сельсовета осуществляется водоснабжение населения сельсовета.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, является вопросом местного значения поселения.

Ссылаясь на Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», указал, что законодательство не предусматривает полномочий органов местного самоуправления осуществлять действия по водоснабжению непосредственно, а напротив, допускает привлечение финансирования и сил других лиц.

Из этого следует, что водоснабжение осуществляется на основании договоров специализированными организациями, которые производят подготовку, транспортировку и подачу воды. Иными словами, водоснабжение, как таковое, не осуществляется непосредственно органами местного самоуправления, а организуется ими. Так, к организации водоснабжения населения в границах сельского поселения в первую очередь относится обеспечение надлежащего содержания имущества, предназначенного для этих целей и относящегося к муниципальному имуществу, и содействие надлежащего содержания такого имущества иных форм собственности. Указанные факты свидетельствует о неисполнении требований федерального законодательства, направленного на эффективное использование муниципального имущества, а также законодательства, обеспечивающего защиту прав предпринимателей в сфере инвестиционной деятельности.

Учитывая невозможность получения администрацией Алексеевского сельсовета лицензии на добычу подземных вод в силу действующего законодательства, а соответственно, и не проведение необходимых мероприятий при пользовании недрами, впоследствии может привести к отсутствию запаса воды и, как следствие, к прекращению водоснабжения населения.

На основании изложенного и руководствуясь требованиями ч. 1 ст.39, ст. 124 КАС РФ, ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит обязать администрацию Алексеевского сельсовета Жердевского района Тамбовской области обеспечить организацию водоснабжения населения специализированными организациями, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Жердевского района Тамбовской области Небогин С.А. заявленные прокурором требования поддержал, просил иск удовлетворить, по изложенным в нем основаниям, но срок для организации обеспечения водоснабжения населения специализированными организациями, установить в течение оного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного ответчика по доверенности Калинина Н.С. в суде исковые требования по существу признала, но просила предоставить срок для обеспечения организации водоснабжения населения специализированными организациями, в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В соответствии с частью 3 и пунктом 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросом местного значения сельского поселения относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

В соответствии со статьей 12 Закона Тамбовской области от 25 февраля 2017г. № 86-З «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Тамбовской области» за сельскими поселениями Тамбовской области, наряду с вопросами местного значения, установленными частью 3 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закреплены, в том числе, вопросы местного значения по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.

Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

Согласно статьи 2.3 названного Закона, к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.

К полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относятся, в том числе, участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование (статья 5 Закона о недрах).

В статье 9 Закона указано, что пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.

Статьёй 11 указанного Закона установлено обязательное лицензирование при предоставлении недр в пользование. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Пользователи недр обязаны обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр, а также, обеспечить выполнение условий, установленных лицензией (ст. 22 Закона о недрах).

Таким образом, орган местного самоуправления не имеет законных оснований для самостоятельного осуществления водоснабжения населения на территории муниципального образования. Орган местного самоуправления сельского поселения в Тамбовской области должен организовать осуществление водоснабжения населения путем привлечения к этому субъектов предпринимательской деятельности, имеющих соответствующую лицензию.

В целях привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям, был принят Федеральный закон от 21 июля 2005г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Статьей 4 указанного Федерального закона установлено, что объектами концессионного соглашения являются, в том числе, централизованные системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

А согласно статьи 5 данного Федерального закона, сторонами концессионного соглашения являются концедент и концессионер.

Концедентом, в данном случае, является муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления. Концессионером может быть индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.

Следовательно, орган местного самоуправления должен исполнять требования действующего законодательства и привлекать к процессу водоснабжения населения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, имеющих соответствующую лицензию.

В соответствии с актом проверки прокуратурой Жердевского района Тамбовской области от 17.02.2020г. соблюдения законодательства об охране и использовании недр выявлена непосредственная эксплуатация администрацией Алексеевского сельсовета двенадцати водонапорных башен (артезианских скважин), которые стоят в реестре муниципальной собственности сельсовета и посредством которых осуществляется водоснабжение населения. Артезианские скважины не оборудованы защитными сооружениями, в 2019-2020г.г. отбор проб на определение качества воды и их анализ не производился (л.д.8)

Согласно сообщения администрации Алексеевского сельсовета в адрес прокурора Жердевского района от 11.02.2020г. подсчет запасов подземных вод не производится (л.д.9-11).

При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования прокурора в части возложения обязанности обеспечить организацию водоснабжения населения специализированными организациями, подлежат удовлетворению.

Что касается срока, в течение которого необходимо исполнить возложенные обязанности, то суд считает определить его течение одного года и шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

К такому выводу суд приходит исходя из представленных административным ответчиком доводов, изложенных в возражениях на иск.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ,

решил:

Административный иск прокурора Жердевского района Тамбовской области удовлетворить частично.

Возложить обязанность на администрацию Алексеевского сельсовета Жердевского района Тамбовской области обеспечить организации водоснабжения населения специализированными организациями, в течение одного года шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда в течение месяца, со дня принятия решения в окончательной форме, через Жердевский районный суд.

Мотивированное решение составлено 25.05.2020г.

Председательствующий судья Л.А. Татарников

2а-187/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Жердевского района
Ответчики
Алексеевский сельсовет Жердевского района
Другие
Калинина Наталья Сергеевна
Суд
Жердевский районный суд Тамбовской области
Судья
Татарников Леонид Анатольевич
Дело на сайте суда
zherdevsky.tmb.sudrf.ru
26.02.2020Регистрация административного искового заявления
26.02.2020Передача материалов судье
27.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
27.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.02.2020Подготовка дела (собеседование)
17.03.2020Подготовка дела (собеседование)
17.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.03.2020Судебное заседание
13.04.2020Судебное заседание
12.05.2020Судебное заседание
25.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее