УИД: 47RS0006-01-2022-000901-73
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 октября 2022года г.Гатчина
Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Гучановой А.А.
при секретаре Бекряшевой Н.В.,
с участием истца ФИО1, представителя истца адвоката ФИО4, действующей на основании ордера,
представителя ответчика МБУ «Центр творчества юных» ФИО5, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год,
представителя 3 лица- ФИО6, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к МБУ «Центр Творчества Юных» о признании приказов об отстранении от работы незаконным, обязании допустить к выполнению работы в соответствии с трудовым договором, взыскании компенсации морального вреда,
третье лицо: Администрация Гатчинского муниципального района Ленинградской области;
орган, дающий заключение по делу: Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Гатчинском и Лужском районах;
установил :
Изначально, ДД.ММ.ГГГГ. истец ФИО1 обратилась в Гатчинский городской суд Ленинградской области с иском к МБУ «Центр Творчества Юных» о признании приказа об отстранении от работы незаконным, обязании допустить к выполнению работ на территории ответчика с даты принятия решения судом в соответствии с обусловленной трудовым договором функцией, взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> руб.
В обоснование требований указала, что состоит в трудовых отношениях с ответчиком. ДД.ММ.ГГГГ. в отношении истца ответчиком был издан приказ № от ДД.ММ.ГГГГ. об отстранении от работы в связи с тем, что она не предоставила сведения о прохождении вакцинации. При этом требования об отстранении истца от работы со стороны должностных лиц Роспотребнадзора в адрес ответчика не поступало. Ответчик отстранил истца от работы по собственной инициативе. Считает отстранение незаконным. Ей не были разъяснены права и обязанности в полном объеме, а именно не было разъяснено право на отказ от предоставления сведений, содержащих в себе врачебную тайну; предоставить сведения о том, к какому медицинскому учреждению прикреплен истец; выбора медицинской организации; на отказ от медицинского вмешательства; на отказ от профилактических прививок. Ответчик потребовал предоставить письменное подтверждение прохождения вакцинации, что не предусмотрено трудовым законодательством. Работодателем не учтено, что полномочия Главных государственных санитарных врачей не только определены положениями ст.51 ФЗ № 52 ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», но и ограничены указанной нормой. Действующее законодательство не позволяет главным санитарным врачам возлагать обязанности по проведению вакцинации на работодателя. Каких-либо заболеваний, препятствующих осуществлению трудовой функции она не имеет. Просила признать незаконным (не соответствующим закону) приказ от ДД.ММ.ГГГГ №, обязать ответчика допустить её к выполнению работ на территории ответчика с даты принятия решения судом в соответствии с обусловленной трудовым договором функцией, взыскать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб. ( л.д.6-14 т.1).
Далее, ДД.ММ.ГГГГ. истица согласно ст.39 ГПК РФ представила измененные исковые требования, в которых в качестве соответчика указала Администрацию ГМР ЛО, просила признать незаконными приказы № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., обязать допустить ее к работе в соответствии с трудовым договором с даты принятия решения суда, взыскать компенсацию морального вреда <данные изъяты> руб. (л.д.213-214 т.1).
После этого, ДД.ММ.ГГГГ. истица вновь представила измененные требования в силу ст.39 ГПК РФ, согласно которых просила признать незаконными приказы № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., за исключением пункта о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, № от ДД.ММ.ГГГГ., обязать допустить ее к работе в соответствии с трудовым договором с даты принятия решения суда, взыскать компенсацию морального вреда <данные изъяты> руб. ( л.д.243-245 т.1).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ., вынесенным без удаления в совещательную комнату Администрация Гатчинского муниципального района ЛО исключена из числа ответчиков и привлечена в качестве третьего лица.
Истец и ее представитель в судебном заседании настаивали на удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании представитель ответчика возражала против заявленных требований, представила письменные возражения ( л.д. 50-53 т.1).
Представитель третьего лица заявленные требования не поддержала.
Суд, выслушав объяснения истца, ее представителя, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы и обстоятельства дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, с учетом требований ст.67 ГПК РФ приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации ( далее ТК РФ) целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Согласно ст. 2 ТК РФ исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются: обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.
В соответствии со ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
На основании ст. 8 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", Национальный календарь профилактических прививок, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются Минздравом.
Во исполнение данной нормы закона, Приказом Минздрава РФ от 21.03.14 № 125н (в ред. от 03.02.2021) утвержден Национальный календарь профилактических прививок, определяющий состав профилактических прививок для каждой из категорий граждан. Указанный Приказ утратил силу в связи с изданием Приказа Минздрава России от 06.12.2021 № 1122н, однако действовал на момент возникновения спорных правоотношений.
Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлен порядок обязательной вакцинации, в частности п.п. 1 п. 1 ст. 51 указанного Закона указано, что главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
В соответствии с Письмом Федеральной службы по труду и занятости № 1811-ТЗ от 13.07.2021 при угрозе возникновения и распространения опасных инфекционных заболеваний главные санитарные врачи и их заместители в субъектах РФ могут выносить постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным видам граждан по эпидемическим показаниям. В календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавируса, она становится обязательной, если в субъекте вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей).
В соответствии со ст. 21ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, а в силу ст. 22 названного кодекса работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.
Как следует из материалов дела и установлено судом, с ДД.ММ.ГГГГг. ФИО1 состоит в трудовых отношениях с МБУ «Центр Творчества Юных» на основании контракта № от ДД.ММ.ГГГГ. с окладом <данные изъяты> коп. в месяц (л.д. 25-30 т.1). Принята на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГг. по основному месту работы, на время болезни основного работника ( л.д. 85 т.1). Оклад <данные изъяты> коп., надбавка за интенсивность <данные изъяты> коп., качество <данные изъяты> коп.
Постановлением Администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области № 2820 от 04.08.2021г. « О рабочих группах по контролю за соблюдением ограничительных мероприятий с целью недопущения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Гатчинского муниципального района Ленинградской области» с учетом дополнений Постановлением № 4752 от 22.12.2021г. ( л.д.167-168 т.1) постановлено: продолжить работу рабочей группы, рекомендовать осуществлять контроль за соблюдением ограничительных мероприятий с целью недопущения распространения новой коронавирусной инфекции ( л.д.161-162 т.1).
ДД.ММ.ГГГГ. проводилось контрольное мероприятие в МБУ «Центр творчества юных», согласно отчета по итогам проведенной проверки по контролю за соблюдением ограничительных мероприятий нарушений не выявлено ( л.д.165-166 т.1).
В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача по Ленинградской области от 08.10.2021г. № 5-П «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», и Постановлением Правительства Ленинградской области от 22.10.2021г. № 685 « О внесении изменений в Постановление Правительства Ленинградской области от 13.08.2020 г. № 573 «О мерах по предотвращению распространения новой вирусной инфекцией (COVID-19) на территории Ленинградской области и признании утратившими силу отдельных Постановлений Правительства Ленинградской области», приказом от 19.10.2021г. №73 «Об организации работы в учреждениях культуры, подведомственных Комитету по культуре и туризму Гатчинского муниципального района», директором НО МБУ «ЦТЮ» ДД.ММ.ГГГГ. издан Приказ № « О вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) ( л.д.83 т.1).
Согласно п. 1 указанного Приказа, работники в срок до ДД.ММ.ГГГГ., за исключением имеющих медицинский отвод от вакцинации от (COVID-19) должны пройти вакцинацию от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) первым компонентом вакцины, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. вторым компонентом вакцины.
Предоставить заместителю директора по основной работе или методисту копию документа, подтверждающего прохождение вакцинации ( п.2 приказа).
Работникам, имеющим медицинские противопоказания к проведению вакцинации предоставить документы, подтверждающие медицинский отвод в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Документом, подтверждающим медицинский отвод является соответствующее заключение иммунологической комиссии медицинской организации по месту прикрепления ( п.3 приказа).
Согласно п.4 в случае отказа работника, не имеющего медицинские противопоказания от вакцинации, работодатель обязан отстранить от работы на основании абз.8 ч.1 ст.76 ТК РФ на весь период до нормализации эпидемиологической обстановки и отмены постановления Правительства ЛО от 13.08.2020г. № 573.
Работники были ознакомлены с приказом лично, о чем имеются их собственноручные подписи( л.д.84 т.1).
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 вручено уведомление о вакцинации ( л.д.86-87 т.1).
В тот же день на имя руководителя МБУ «ЦТЮ» поступило заявление об отказе от проведения профилактической прививки в связи с тем, что она отказывается участвовать в клиническом исследовании вакцин, не хочет, чтобы над ней проводили опыты, не дает добровольного согласия на медицинское вмешательство ( л.д.88-91 т.1)
ДД.ММ.ГГГГ директором НО МБУ «ЦТЮ» издан приказ № об отстранении от работы администратора ФИО1 без сохранения заработной паты, в связи с предоставлением отказа от вакцинации от новой коронавирусной инфекции (СOVID-19) на период с ДД.ММ.ГГГГ. и до нормализации эпидемиологической обстановки либо предоставления документов, подтверждающих прохождение полного курса вакцинации, или медицинский отвод или факт заболевания СOVID-19 в течение последних 6 месяцев, или отрицательный результат лабораторного исследования методом полимеразной цепной реакции на наличие короновирусной инфекции, проведенного не позднее чем за 72 часа ( л.д.92 т.1).
С данным приказом истец ознакомлена лично, что подтверждается листом ознакомления, о чем на Приказе имеется ее собственноручная подпись ( л.д.93 т.1).
После обращения ФИО1 в трудовую инспекцию и как следует из ответа на ее обращение о том, что в соответствии с Письмом Федеральной службы по труду и занятости от 13.07.2021г. № 1811-ТЗ отстранение от работы в связи с отказом от вакцинации должно быть оформлено с ДД.ММ.ГГГГ., если работником в указанную дату не предоставлены сертификат о вакцинации или документы, подтверждающие медицинские противопоказания к такой вакцине. В нарушение аб.8 ч.1 ст.76 ТК РФ, п.2 ст.5 ФЗ от 17.09.1998г. № 157- ФЗ « Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» и Постановления №5-П ее отстранение было несвоевременно ( л.д.121-123 т.1).
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. Государственной инспекции труда в Ленинградской области на основании протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. МБОУ «Центр Творчества Юных» признан виновным в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Нарушение в том, что ФИО1 и еще ряд работников были отстранены несвоевременно ( л.д.184-189 т.1).
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ. внесены изменения в приказ № от ДД.ММ.ГГГГ., которым п.1 и п.2 приказа от ДД.ММ.ГГГГ. отменены. ФИО1 считать отстраненной от работы с ДД.ММ.ГГГГ. без сохранения заработной платы ( л.д.94 т.1).
На основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ. произведен перерасчет заработной платы ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., произведен расчет компенсации за несвоевременную выплату заработной платы в срок (ДД.ММ.ГГГГ.) ( л.д.95 т.1).
Перечисление денежных средств истице подтверждается реестром ( л.д.97-102 т.1).
Как следует из должностной инструкции старшего администратора ГТЮЗ, в его обязанности входит организация исполнения договорных обязательств театра перед партнерами в части организации и проведения мероприятий в помещении МБУ «ЦТЮ», контроль соблюдения работниками театра должностных инструкций, правил трудового распорядка, ведение табеля учета рабочего времени, получение, хранение и выдача бланков театральных билетов. Контроль за ходом реализации билетов. Организация своевременной заготовки и штамповки билетов, осуществление работы по обслуживанию зрителей. Осуществление продажи билетов по согласованию с руководством учреждения на все мероприятия и прием платежей за оказание платных услуг населению ( л.д.21-23 т.1).
Должностные обязанности истца связаны с постоянным контактом с огромным количеством людей и не могут выполняться дистанционно, поэтому она не могла быть временно переведена на дистанционную работу в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 312.9 ТК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ. ответчиком в адрес истца направлено уведомление ( л.д.104 т.1), аналогичное по тексту приказу от ДД.ММ.ГГГГ. с указанием на приказ МБУ ЦТЮ от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об организации работы МБУ «ЦТЮ», о том, что работники имеющие действительный QR-код или действительный отрицательный ПЦР-тест, проведенный не позднее чем за 48 часов, а также документ, подтверждающий медицинский отвод от вакцинации имеют право приступить к выполнению своих трудовых обязанностей ( л.д.103 т.1).
Паспорт коллективного иммунитета был создан ответчиком ДД.ММ.ГГГГ., повторный ДД.ММ.ГГГГ. ( л.д.171-172 т.1).
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 ответчиком было направлено уведомление о необходимости использования очередного отпуска, после окончания отпуска предложено предоставить документы на основании которых она сможет приступить к выполнению работы ( л.д.231 т.1).
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ. « О внесении изменений в приказ от ДД.ММ.ГГГГ. №» внесены изменения « исключить из п.2 приказа слова « администратора ФИО1», дополнить п.2 приказа подп.2.2. в следующей редакции: « в связи с предоставлением отказа от вакцинации против новой коронавирусной инфекции считать отстраненным от работы администратора ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. Допустить работника к работе в случае предоставления им документов, подтверждающих прохождение полного курса вакцинации от СOVID-19, или факт заболевания СOVID-19 в течение последних 12 месяцев, или отрицательный результат лабораторного исследования методом ПЦР на наличие коронавирусной инфекции (СOVID-19), проведенного не позднее чем за 48 часов. Предоставить ФИО7 ежегодный оплачиваемый отпуск в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. После окончания ежегодного отпуска администратора ФИО1 допустить к работе в случае устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы ( л.д.225 т.1).
На основании Приказа №-к от ДД.ММ.ГГГГ. истице был предоставлен очередной отпуск с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. ( л.д.235 т.1).
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 отстранена от работы без сохранения заработной платы на период с 11.08.2022г. до нормализации эпидемиологической обстановки либо предоставления документов, подтверждающих прохождение полного курса вакцинации, или медицинский отвод или факт заболевания СOVID-19 в течение последних 6 месяцев, или отрицательный результат лабораторного исследования методом полимеразной цепной реакции на наличие короновирусной инфекции, проведенного не позднее чем за 48 часов ( л.д.227 т.1).
ДД.ММ.ГГГГ. ответчиком в адрес истца направлено уведомление ( л.д.226 т.1), аналогичное по тексту приказу от ДД.ММ.ГГГГ. с указанием на приказ МБУ ЦТЮ от ДД.ММ.ГГГГ. №. С предложением своевременно предоставить вышеуказанные документы с целью надлежащего допуска к работе и приложен указанный приказ.
В силу ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетеля, письменных и вещественных доказательств, аудио и видеозаписей, заключений экспертов.
На основании ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Из заключения от ДД.ММ.ГГГГ. территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Гатчинском районе следует, что в связи с принятием Постановления №5-П от 08.10.2021г. вакцинация по эпидпоказаниям для работников, указанных в данном Постановлении становится обязательной ( л.д.197 т.1).
Оценивая имеющиеся доказательства в совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд руководствуясь Конституцией РФ, ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации, нормами Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктом 12 Перечня работ, выполнение которых связано с высоким рисков заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825, учитывая разъяснения Минтруда России и Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных, заключение Роспотребнадзора по Ленинградской области в Гатчинском и Лужском районах ( л.д.245 т.1) приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца в части отмены приказов и обязании допустить к работе.
Суд считает доводы истца в данной части требований юридически не состоятельными, принимает как обоснованные доводы представителя ответчика.
Конституция Российской Федерации признает неотъемлемым правом каждого человека охрану здоровья (статья 41), на благоприятную окружающую среду (статья 42).
Одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану и благоприятную окружающую среду является обеспечение санитарно- логического благополучия населения в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999г. № 52 -ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», предусматривающего действие на территории Российской Федерации федеральных санитарных соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (статья 39).
Санитарные правила согласно Федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом и населения» - это нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно- эпидеомилогические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний (статья 1).
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в частности, посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения, государственного санитарно-эпидемиологического нормирования (статья 2 вышеуказанного Закона).
Главный государственный санитарный врач Российской Федерации в соответствии с п.2 ст. 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» утверждает нормативные и другие документы, регламентирующие осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Данный закон устанавливает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц (ст. 11).
Согласно ст. 35 указанного закона, профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Устанавливая правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, Федеральный закон от 17.09.1998г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» предусматривает проведение профилактических прививок в соответствии с требованиями санитарных правил и в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
В соответствии с абз.3 ч.2 ст.5 Федерального закона от 17.09.1998г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» отсутствие профилактических прививок влечет: запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок; временный отказ в приеме граждан в образовательные и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий; отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 11 октября 2021 года № 653 «О внесении изменения в постановление Правительства Ленинградской области от 13 августа 2020 года № 573 «О мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Ленинградской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области», а также Постановлением Главного Государственного санитарного врача по Ленинградской области от 08.10.2021г. № 5-П «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» предусмотрено обязательное проведение профилактических прививок против коронавирусной инфекции в культурных, выставочных, просветительских, досуговых, зрелищных мероприятий (в том числе театров, кинотеатров, концертных залов, музеев, выставочных и лекционных залов, библиотек, тренингов, игровых мероприятий, мастер-классов), за исключением официальных мероприятий, организуемых органами исполнительной власти.
Пунктом 2.1 Постановления №5-П определено в срок до 01.11.2021 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 01.12.2021 - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 80% от общей численности работников/сотрудников и не менее 95% для работников/сотрудников медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания.
Согласно п. 1.33 Постановления правительства Ленинградской области от 11.10.2021г. №653 руководителям развлечений и досуга, театров, кинотеатров, домов культуры, осуществляющих деятельность на территории Ленинградской области: принять необходимые меры для обеспечения проведения профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции COVID-19 работникам, сотрудникам с учетом медицинских противопоказаний к проведению вакцинации от COVID-19; обеспечивать с 15 ноября 2021 года на постоянной основе наличие у не менее 100 процентов сотрудников (работников) (от фактической численности) документов, подтверждающих прохождение полного курса вакцинации от COVID-19, или медицинский отвод от вакцинации от COVID-19, или факт заболевания COVID-19 в течение последних шести месяцев, или отрицательный результат лабораторного исследования методом полимеразной цепной реакции на наличие коронавирусной инфекции (COVID-19), проведенного не позднее чем за 72 часа; усилить информационно-разъяснительную работу среди работников, сотрудников по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции COVID-19.";
Указанный порядок направлен на защиту жизни и здоровья населения, позволяет установить баланс интересов как лиц, решивших провести вакцинацию в целях защиты от угрозы возникновения и распространения эпидемии, так и лиц, воспользовавшихся предоставленным законом правом и отказавшихся от профилактической прививки.
В силу п. 1 ст. 5 ФЗ от 17.09.1998 № 157-ФЗ -ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»граждане имеют право отказаться от профилактических прививок, однако на основании пункта 2 указанной статьи отсутствие профилактических прививок влечет за собой, в том числе, отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Что же касается предусмотренных абзацем 4 п. 2 ст. 5 правовых последствий отсутствия профилактических прививок в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, то установление указанного правила обусловлено необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц и, следовательно, отвечает конституционно закрепленным целям возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации) и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав истицы (Определение Конституционного Суда РФ от 21.11.2013 № 1867-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Г. на нарушение ее конституционных прав Федеральным законом "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней").
Прививка от коронавирусной инфекции COVID-19 включена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям. Она становится обязательной, когда в регионе вынесено постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей). Обязательной для работников сфер, которые указаны в постановлении регионального санитарного врача. Указанное постановление вынесено Главным Государственным санитарным врачом по Ленинградской области от 08.10.2021 № 5-П.
Как следует из п.2.2 Устава МБУ «Центр творчества юных» предметом деятельности Учреждения является выполнение работ ( оказание услуг): создание условий для организации досуга и обеспечения жителей муниципального образования услугами организаций культуры ( п.2.2.1.); создание условий для массового отдыха жителей муниципального образования и организации обустройства мест массового отдыха населения ( п.2.2.4) ; услуги по организации развивающих занятий для детей, подростков и творчества взрослой аудитории, организации любительских клубов и объединений ( п.2.3.2) ( л.д.55-69 т.1).
Исходя из положений "ГОСТ Р 50646-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги населению. Термины и определения" (утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от 29 ноября 2012 года N 1612-с) услуги культуры, спорта, туризма, организации отдыха и досуга относятся к социально-культурным услугам по удовлетворению духовных, интеллектуальных и этических потребностей.
При этом в соответствии с п. 3.3.17 "ГОСТ Р 50646-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги населению. Термины и определения" оказание услуги должно носить безопасный характер, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни и здоровью граждан.
Поскольку истец осуществляет трудовую деятельность в учреждении, предоставляющим услуги, которые связаны с массовыми посещением людей, разных возрастов, в том числе и детей, выполнение ею работы связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, и требует обязательного проведения профилактических прививок, уведомлена о необходимости прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции, документов, подтверждающих наличие медицинских противопоказаний для прохождения вакцинации либо сертификат о прохождении вакцинации работодателю не представила, суд исходит из правомерности действий ответчика по отстранению ФИО1 от работы, исполняющего обязательные предписания главного санитарного врача субъекта в период эпидемиологически неблагоприятной ситуации.
Установление указанных правил обусловлено необходимостью сохранения здоровья работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц.
Материалами дела подтверждается, что ответчиком процедура отстранения ФИО1 от работы проведена в соответствии с нормами трудового законодательства,
Истцом допустимых доказательств наличия у нее противопоказаний к проведению вакцинации, на момент издания оспариваемых приказов, не представлено, наоборот в своих возражениях она неоднократно подчеркивает, что не намерена проводить вакцинацию по требованию работодателя.
На основании положений ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
При наличии спора о компенсации морального вреда, причиненного работнику вследствие нарушения его трудовых прав, требование о такой компенсации может быть заявлено в суд одновременно с требованием о восстановлении нарушенных трудовых прав либо в течение трех месяцев после вступления в законную силу решения суда, которым эти права были восстановлены полностью или частично.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями 1, 2 и 3 ст. 392 ТК РФ, они могут быть восстановлены судом (часть 4 статьи 392 ТК РФ).
В соответствии со ст. 237 ТК РФ компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Согласно п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
Истец просила взыскать с ответчика в её пользу в качестве компенсации морального вреда <данные изъяты> рублей.
Принимая во внимание, что работодателем были приняты с нарушениями Приказы № и № от ДД.ММ.ГГГГ, которые он изменил, в добровольном порядке устранив нарушения, что является неправомерными действиями со стороны ответчика как работодателя по отношению к своему работнику, в связи с незаконным отстранением истицы от работы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. суд, руководствуясь принципами разумности и справедливости, соблюдения баланса прав и обязанностей сторон, приходит к выводу о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
Иных неправомерных действий со стороны ответчика в отношении истца судом в ходе судебного разбирательства не установлено, а потому требования истцы в остальной части удовлетворению не подлежат.
Истец не может требовать отмены приказа от ДД.ММ.ГГГГ., поскольку он и так отменен самим ответчиком в части, касающейся прав истца. Кроме того, по требованиям об отмене данного приказа истцом пропущен срок исковой давности, поскольку в суд истец обратилась только ДД.ММ.ГГГГ., а о нарушенном праве узнала ДД.ММ.ГГГГ., т.е. ознакомлена с приказом была именно в данный день.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 к МБУ «Центр творчества юных» о признании приказа об отстранении от работы незаконным, обязании допустить истца к выполнению работы на территории ответчика с обусловленной трудовым договором функцией, взыскании компенсации морального вреда – удовлетворить частично.
Взыскать с МБУ «Центр творчества юных» ( ИНН 4705036941) в пользу ФИО1 ( паспорт №, выдан ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> ) компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> руб.
В остальной части в удовлетворении требований ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Гатчинский городской суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме
принято 13.10.2022г.
Подлинный документ находится в материалах гражданского дела № 2-2417/2022 УИД: 47RS0006-01-2022-000901-73 Гатчинского городского суда Ленинградской области |