Дело №2-2859/2021
УИД33RS0001-01-2021-004464-71
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
«06» декабря 2021 года
Ленинский районный суд г. Владимира в составе
председательствующего судьи Фоминой А.В.,
при секретаре Кашликовой Е.И.,
с участием:
представителя ответчика Министерства финансов РФ в лице УФК по Владимирской области по доверенности Шахмаевой А.А.,
представителя третьего лица прокуратуры Владимирской области по доверенности Щеголевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску Тарасова А.С. к Министерству финансов РФ в лице УФК по Владимирской области о взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Тарасов А.С. обратился в суд с иском к Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований указано, что уголовное преследование в отношении истца, от которого гособвинитель отказался, по составу преступлений относился к категории тяжких, что усиливало переживания и страдания истца. Длительное нарушение его права, а также последствия перенесенных переживаний отразившихся на его здоровье в виде вегетососудистого заболевания. Данный диагноз был поставлен врачами при осмотре в ИВС г. Владимира после того как истца допрашивали сотрудники полиции по данному предъявленному эпизоду.
На основании изложенного, истец просит суд взыскать с Министерства финансов РФ в лице УФК по Владимирской области компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей.
Истец Тарасов А.С. отбывающий наказание по приговору суда в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Владимирской области представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ Шахмаева А.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме, полагая, что оснований к тому не имеется. В случае удовлетворения исковых требований просила определить размер компенсации морального вреда истцу с учетом требований разумности и справедливости, учесть то обстоятельство, что приговором Владимирского областного суда от 09 апреля 2002 года истец был не только оправдан по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ст.ст. .... УК РФ, но и осужден к лишению свободы за совершение преступления, предусмотренного ст.ст. .... УК РФ.
Представитель третьего лица прокуратуры Владимирской области Щеголева Т.В. в судебном заседании полагала требования истца обоснованными, однако заявленный размер компенсации морального вреда чрезмерно завышенным. Просила суд определить размер компенсации морального вреда с учетом требований разумности и справедливости.
Судом вынесено определение о рассмотрении дела по существу в отсутствие истца Тарасова А.С.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно ч. 1 ст.1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Частями 1 и 2 статьи 133 УПК РФ установлено, что право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеют:
1) подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор;
2) подсудимый, уголовное преследование в отношении которого прекращено в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения;
3) подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 5 и 6 части первой статьи 24 и пунктами 1 и 4 - 6 части первой статьи 27 настоящего Кодекса.4) осужденный - в случаях полной или частичной отмены вступившего в законную силу обвинительного приговора суда и прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части первой статьи 27 настоящего Кодекса;
5) лицо, к которому были применены принудительные меры медицинского характера, - в случае отмены незаконного или необоснованного постановления суда о применении данной меры.
Право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.
Согласно статье 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии со статьей 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда, в том числе в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
На основании ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В судебном заседании установлено, что приговором Судебной коллегии по уголовным делам Владимирского областного суда по делу № 2-23/2002 от 09 апреля 2002 года Тарасов А.С. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст. 222 ч. 2; 223 ч. 2; 222 ч. 4; 223 ч. 4; 30 ч. 3-132 ч. 2 п.п. «а,в»; 30 ч. 3-131 ч. 2 п.п. «а,в»; 132 ч. 2 п.п. «а,в»; 131 ч. 2 п.п. «а,в»; 162 ч. 2 п.п. «б,г»; 162 ч. 3 п. «в»; 105 ч. 2 п.п. «з,к,н» УК РФ и ему назначено наказание в соответствии со ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний лишение свободы сроком на 25 лет, с отбыванием первых 10 лет в тюрьме, а остального срока в колонии строго режима с конфискацией имущества.
По ст.ст. 325 ч.2, 127 ч. 2 п. «в» УК РФ Тарасов А.С. оправдан за недоказанностью его вины.
В срок наказания зачтен период содержания Тарасова А.С. по стражей с 07 августа 2001 года.
В соответствии со ст. 134 УПК РФ за истцом признано право на реабилитацию.
Установив факт незаконного уголовного преследования в отношении Тарасова А.С., суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания в его пользу компенсации морального вреда ввиду очевидной связи между действиями органов следствия и перенесенными истцом нравственными страданиями.
Вместе с тем суд учитывает, что уголовное преследование в отношении истца по составу преступлений, за совершение которых он осужден, и по составу преступлений, по которым он был оправдан, осуществлялось в рамках одного уголовного дела, в один период времени. Следственные действия в отношении истца проводились, в том числе в рамках расследования преступлений по которым он был осужден.
Доказательств того, что нравственные страдания, на которые ссылается истец в обоснование своих исковых требований, причинены именно обвинением в совершении преступлений, по которым впоследствии он был оправдан, суду не представлено.
При определении размера денежной компенсации морального вреда суд учитывает степень и характер физических и нравственных страданий, связанных с характеристикой истца как лица, ранее и в дальнейшем отбывавшего наказание в виде лишения свободы.
С учетом изложенного, а также требований разумности и справедливости суд полагает взыскать в пользу Тарасова А.С. компенсацию морального вреда за незаконное уголовное преследование в размере 10000 руб. с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Заявленный истцом размер компенсации суд считает чрезмерно завышенным и не соответствующим степени физических и нравственных страданий истца.
В силу ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Таким образом, указанная сумма подлежит взысканию с Министерства финансов РФ за счет казны РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Тарасова А.С. - удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Тарасова А.С. компенсацию морального вреда в размере 10000,00 (десять тысяч) рублей.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд г.Владимира в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий А.В.Фомина
Мотивированное решение принято 13.12.2021.