Дело №2а-300/2021
УИД: 21RS0020-01-2021-000399-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 ноября 2021 года село Яльчики
Яльчикский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Агеева С.В.,
при секретаре судебного заседания Петровой С.П.,
с участием прокурора Яльчикского района Чувашской Республики Кудряшова А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Яльчикского районного суда Чувашской Республики административное дело по административному иску прокурора Яльчикского района Чувашской Республики в интересах неопределённого круга лиц к администрации Янтиковского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики о признании бездействия незаконным и обязании изготовить технические паспорта на автомобильные дороги
установил:
Прокурор Яльчикского района Чувашской Республики в порядке ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратился в суд с административным иском к администрации Янтиковского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики о признании бездействия незаконным и обязании изготовить технические паспорта на автомобильные дороги указывая, что проведенной прокуратурой района проверкой соблюдения органами местного самоуправления Яльчикского района Чувашской Республики требований законодательства о безопасности дорожного движения установлены факты отсутствия технических паспортов на автомобильные дороги общего пользования местного значения, что свидетельствует о ненадлежащем выполнении обязанностей по содержанию автомобильных дорог администрацией Янтиковского сельского поселения. Частью 2 ст.8 Закона Чувашской Республики от 18.10.2004 №19 (ред. от 22.04.2021) «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» вопросы, связанные с дорожной деятельностью в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них закреплены за сельским поселением. Аналогичные положения установлены ст.6 Устава Янтиковского сельского поселения, принятого решением Собрания депутатов Янтиковского сельского поселения от ДД.ММ.ГГ №. Как показала проверка соблюдения органами местного самоуправления Яльчикского района требований законодательства о безопасности дорожного движения установлены факты отсутствия технического паспорта на автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные на территории Янтиковского сельского поселения, в частности в ... (протяжённость - 0,910 км.), ... (0,300 км.); в ...: ... (1,200 км.), ... № (0,170 км.), ... № (0,170 км.), ... (0,800 км.), ... (0,860 км.); в ... (0,520 км.), ... (0,375 км.), переулок между ... и ... (0,050 км.), ... (0,440 км.), ... (0,910 км.), ... (0,650 км.), ... (0,380 км.), ... (0,240 км.), переулок между ... и ... (0,580); в ... (0,990 км.), переулок между ... и ... (0,150 км.); в ...: ... (0,800 км.), ... (1,470 км.), ... (0,820 км.), ... (1,000 км.), ... (0,700 км.), ... (0,450 км.), ... (0,300 км.), ... (0,520 км.), ... (0,300 км.), ... (0,650 км.), ... (0,540 км.), ... (0,950 км.). Из информации администрации поселения от ДД.ММ.ГГ № следует, что вышеперечисленные участки дорог в границах Янтиковского сельского поселения включены в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Янтиковского сельского поселения, утвержденный Постановлением администрации Янтиковского сельского поселения от ДД.ММ.ГГ №. Таким образом, вышеперечисленные участки дорог относятся к собственности администрации Янтиковского сельского поселения в силу прямого указания закона, администрация поселения должного контроля по несению бремени содержания указанной дороги не осуществляет, технический паспорт, являющийся единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, отсутствует.
Прокурор района, обратившийся с административным исковым заявлением, ссылаясь, на положения ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст.39 КАС РФ просит признать незаконным бездействие администрации Янтиковского сельского поселения в части непринятия мер по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, а именно не проведении паспортизации вышеуказанных автомобильных дорог в с.Большие Яльчики и обязать в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу изготовить технические паспорта на вышеуказанные автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные» на территории муниципального образования.
Прокурор района Кудряшов А.Н. в судебном заседании административный иск поддержал по изложенным в нем мотивам и просил удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик – администрация Янтиковского сельского поселения, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в назначенное время явку представителя в судебное заседание не обеспечил, согласно представленному отзыву возражений относительно иска не имеет, просит о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В соответствии со ст.150 и ч.4 ст.263 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Заслушав объяснения прокурора, исследовав письменные доказательства, содержащие сведения о фактах, на основании которых установил наличие обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее орган, организация), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Настоящий административный иск предъявлен прокурором района в интересах неопределенного круга лиц в целях соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения.
Согласно требований Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения - это состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (ст.ст. 1, 2). Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (ст.5). Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (ч.1 ст.12).
Согласно п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности, в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». К дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (ст.3). Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц (ч.1 ст.6). К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (ч.8 ст.6). Автомобильными дорогами общего пользования местного значения сельского поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением (ч.9 ст.5). К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (ст.13).
В соответствии с п.5 ч.1, ч.3 ст.14 Закона №131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.
В силу ч.2 ст.8 Закона Чувашской Республики от 18.10.2004 №19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» вопросы, связанные с дорожной деятельностью в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, закреплены за сельским поселением.
Как определено в Ведомственных строительных нормах ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности и техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог (п.1.1). Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизация проводится по каждой автомобильной дороге в отдельности (п.1.2). В паспорта дорог и документы технического учета ежегодно вносят изменения по состоянию на 1 января (п.2.9).
Пунктом 3 приказа Министерства транспорта РФ от 27.08.2009 №150 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог определено, что оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией.
Исходя из положений ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как видно из материалов дела, прокуратурой Яльчикского района ДД.ММ.ГГ проведена проверка соблюдения Янтиковским сельским поселением требований законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах, расположенных на территории муниципальных образований Яльчикского района.
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц администрация Янтиковского сельского поселения (ИНН 2120002959, ОГРН 1052132012085) зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГ, расположено по адресу: ....
В соответствии со ст.3 Устава Янтиковского сельского поселения, утверждённого решением Собрания депутатов Янтиковского сельского поселения от ДД.ММ.ГГ №, в состав территории сельского поселения входят населенные пункты: ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ...; к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Янтиковского сельского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По итогам прокурорской проверки района установлено, что постановлением администрации Янтиковского сельского поселения от ДД.ММ.ГГ № утвержден перечень автомобильных дорог на территории сельского поселения, куда согласно приложению включены вышеуказанные автомобильные дороги.
Следовательно, указанные в административном исковом заявлении автодороги относятся к собственности администрации Янтиковского сельского поселения в силу прямого указания закона, однако собственник должного контроля по несению бремени содержания указанных автодорог не осуществляет, технические паспорта, являющиеся единственным документом технического учета дорого и дорожных сооружений, на указанные дороги отсутствуют.
Установив изложенные обстоятельства, суд, руководствуясь приведенными федеральными нормами, приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований.
Удовлетворяя требования прокурора, суд исходит из того, что технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и несоблюдение административным ответчиком требований законодательства РФ в области транспортной безопасности (вышеуказанные дороги общего пользования не прошли технический учет и не проведена их паспортизация) создает угрозу безопасности дорожного движения, и, как следствие этого, ведет к нарушению прав граждан. При этом администрация по существу не оспаривала наличие обязательства по паспортизации и техническому учету указанных дорог.
Таким образом, отсутствие технического паспорта влечет ненадлежащее выполнение административным ответчиком обязанностей по содержанию автомобильных дорог. Бездействие указанного ответчика нарушает права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, гарантированные государством и обеспечиваемые путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
С учетом изложенного, требования прокурора к администрации Янтиковского сельского поселения о признании бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер в части непринятия мер по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.9 ст.227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.
Срок, который прокурор просит установить административному ответчику для устранения указанного нарушения законодательства в части обязании изготовить технические паспорта на автомобильные дороги (6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу) суд считает разумным и достаточным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.175-180, 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск прокурора Яльчикского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Янтиковского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики о признании бездействия незаконным и обязании изготовить технические паспорта на автомобильные дороги удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Янтиковского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики (ИНН 2120002959, ОГРН 1052132012085) в части непринятия мер по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, а именно непроведении паспортизации автомобильных дорог в ... (протяжённость - 0,910 км.), ... (0,300 км.); в ...: ... (1,200 км.), ... № (0,170 км.), ... № (0,170 км.), ... (0,800 км.), ... (0,860 км.); в ... (0,520 км.), ... (0,375 км.), переулок между ... и ... (0,050 км.), ... (0,440 км.), ... (0,910 км.), ... (0,650 км.), ... (0,380 км.), ... (0,240 км.), переулок между ... и ... (0,580); в ... (0,990 км.), переулок между ... и ... (0,150 км.); в ...: ... (0,800 км.), ... (1,470 км.), ... (0,820 км.), ... (1,000 км.), ... (0,700 км.), ... (0,450 км.), ... (0,300 км.), ... (0,520 км.), ... (0,300 км.), ... (0,650 км.), ... (0,540 км.), ... (0,950 км.).
Обязать администрацию Янтиковского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики (ИНН 2120002959, ОГРН 1052132012085) изготовить технические паспорта на автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные на территории сельского поселения в ... (протяжённость - 0,910 км.), ... (0,300 км.); в ...: ... (1,200 км.), ... № (0,170 км.), ... № (0,170 км.), ... (0,800 км.), ... (0,860 км.); в ... (0,520 км.), ... (0,375 км.), переулок между ... и ... (0,050 км.), ... (0,440 км.), ... (0,910 км.), ... (0,650 км.), ... (0,380 км.), ... (0,240 км.), переулок между ... и ... (0,580); в ... (0,990 км.), переулок между ... и ... (0,150 км.); в ...: ... (0,800 км.), ... (1,470 км.), ... (0,820 км.), ... (1,000 км.), ... (0,700 км.), ... (0,450 км.), ... (0,300 км.), ... (0,520 км.), ... (0,300 км.), ... (0,650 км.), ... (0,540 км.), ... (0,950 км.) в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Яльчикский районный суд Чувашской Республики.
Судья С.В. Агеев
Мотивированное решение изготовлено 16 ноября 2021 года.