Решение по делу № 2-1858/2023 от 09.01.2023

2-1858/2023

91RS0008-01-2023-000055-63

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 февраля 2023 года                                г. Джанкой

Джанкойский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего, судьи – Холкиной А.И.,

при секретаре - Гриевой И.А.,

с участием прокурора – Тищенко Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Джанкойского межрайонного прокурора Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Джанкойского района Республики Крым, Управлению образования, молодежи и спорта администрации Джанкойского района Республики Крым, Муниципальному общеобразовательному учреждению "Мартыновская школа имени Николая Колоколова" Джанкойского района Республики Крым о понуждении выполнить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

    Джанкойский межрайонный прокурор Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором просит обязать администрацию Джанкойского района в срок не более трех месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мартыновская школа имени Николая Колоколова» Джанкойского района Республики Крым системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; обязать Управление образования, молодежи и спорта администрации Джанкойского района Республики Крым в срок не более 1 месяца после выделения денежных средств обеспечить финансирование работ по оборудованию Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мартыновская школа имени Николая Колоколова» Джанкойского района Республики Крым системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мартыновская школа имени Николая Колоколова» Джанкойского района Республики Крым в течении 3 месяцев после поступления денежных средств установить системы оповещения и управления эвакуацией либо автономные системы (средства) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки соблюдения федерального законодательства о противодействии терроризму, об образовании в деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения "Мартыновская школа имени Николая Колоколова" Джанкойского района Республики Крым выявлены нарушения, а именно, в нарушение требований законодательства образовательное учреждение системой видеонаблюдения и системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников не оснащено, что нарушает права воспитанников на безопасные условия обучения и воспитания, а также права иных лиц, посещающих учреждение, на охрану жизни и здоровья. Денежные средства на проведение таких работ не выделяются.

    В судебном заседании помощник прокурора Тищенко Н.А., действующая на основании служебного удостоверения, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации Джанкойского района Республики Крым Городничая Э.Э., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.

Представитель ответчика Управления образования, молодежи и спорта администрации Джанкойского района Республики Крым Буяльская Т.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.

Представитель ответчика Муниципального общеобразовательного учреждения "Мартыновская школа имени Николая Колоколова" Джанкойского района Республики Крым в лице директора школы Стуликова А.А., действующая на основании приказа, в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.

Заслушав прокурора, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.

Судом установлено, что Муниципальное общеобразовательное учреждение "Мартыновская школа имени Николая Колоколова" Джанкойского района Республики Крым является юридическим лицом, учредителем которого является муниципальное образование Джанкойский район Республики Крым.

Джанкойской межрайонной прокуратурой Республики Крым проведена проверка соблюдения действующего законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму, в ходе которой в Муниципальном общеобразовательном учреждении "Мартыновская школа имени Николая Колоколова" Джанкойского района Республики Крым выявлены нарушения требований законодательства в части обеспечения антитеррористической защищенности в виде отсутствия системы видеонаблюдения и системы оповещения и управления эвакуацией либо автономных систем (средств) экстренного оповещения работников, что нарушает права воспитанников на безопасные условия обучения и воспитания, а также права иных лиц, посещающих учреждение, на охрану жизни и здоровья.

В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура осуществляет от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Задачи, возложенные на прокуратуру РФ, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

В ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности», основными принципами обеспечения безопасности является, в том числе приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: 1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; 4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; 5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; 6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; 7) приоритет мер предупреждения терроризма; 8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций; 9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму; 10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников; 11) недопустимость политических уступок террористам; 12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма; 13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

В силу п. "д" ст. 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 указанного Закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ, образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнения функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников в образовательных учреждениях.

В соответствии с п. 8 ч.1 ст. 41 Федерального закона о 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя и обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384- ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

В силу пунктов 6.1 и 11 части 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.

В силу пункта 42 Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности объектов является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Мартыновская школа имени Николая Колоколова" Джанкойского района Республики Крым внесено в Единый государственный реестр юридических лиц.

Приказом Управления образования, молодежи и спорта администрации Джанкойского района от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ ) утвержден     Устав Образовательного учреждения, в соответствии с которым Учредителем и собственником Образовательного учреждения является муниципальное образование Джанкойский район Республики Крым.

Согласно Устава от имени муниципального образования функции и полномочия Учредителя осуществляет администрация Джанкойского района Республики Крым в лице Управления образования, молодежи и спорта Администрации Джанкойского района Республики Крым.

Согласно п. 2.2 Устава основной целью деятельности Образовательного учреждения является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного и среднего общего образования.

Согласно п. 9.14.2 Устава финансовое обеспечение Образовательного учреждения осуществляется на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности. Финансовое обеспечение выполнения функций учреждения, в том числе по оказанию муниципальных услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с муниципальным заданием, осуществляется в виде субсидий из местного бюджета в порядке, установленном законом.

Постановлением администрации Джанкойского района от ДД.ММ.ГГГГ , утверждено Положение об Управлении образования, молодежи и спорта администрации Джанкойского района.

Согласно Положению об Управлении образования, молодежи и спорта администрации Джанкойского района (далее - Управление) последнее является структурным подразделением и отраслевым (функциональным) органом администрации Джанкойского района Республики Крым, осуществляющим управление в сфере образования, молодежной политики и спорта, реализующим вопросы местного значения в сфере образования, молодежной политики и спорта на территории муниципального образования Джанкойского муниципального района в пределах своей компетенции.

Согласно п. 7 Положения Управление обладает правами юридического лица. Управление является главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых на осуществление программ по обеспечению безопасности (антитеррор) школьных учреждений; денежные средства зачисляются на специальные счета по соответствующей строке, и далее распределяются непосредственно Управлением на обеспечение соответствующих программ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года №1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).

Пунктом 24 Требований предусмотрено, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия, в том числе оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (подпункт «д»).

Суд соглашается с тем, что Муниципальное общеобразовательное учреждение "Мартыновская школа имени Николая Колоколова" Джанкойского района Республики Крым является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения, местом массового пребыванием людей, в частности несовершеннолетних, а потому оборудование его системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, является одной из мер, направленных на обеспечение защиты от угроз террористического характера.

Таким образом, отсутствие системы оповещения и управления эвакуацией либо автономных систем (средств) экстренного оповещения работников образовательного учреждения нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасности пребывания в нем.

Суд соглашается с тем, что непринятие мер по устранению нарушений требований законодательства о противодействии терроризму в Муниципальном общеобразовательном учреждении "Мартыновская школа имени Николая Колоколова" Джанкойского района Республики Крым создает условия для наступления тяжких последствий в случае совершения террористических актов, что может повлечь массовую гибель людей, а также уничтожение имущества.

При этом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности, включающих меры по оборудованию системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников общеобразовательного учреждения, является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, в данном случае – Администрации Джанкойского района Республики Крым, как уполномоченного органа учредителя и собственника учреждения.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -

РЕШИЛ:

Иск Джанкойского межрайонного прокурора Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Джанкойского района Республики Крым, Управлению образования, молодежи и спорта администрации Джанкойского района Республики Крым, Муниципальному общеобразовательному учреждению "Мартыновская школа имени Николая Колоколова" Джанкойского района Республики Крым о понуждении выполнить определенные действия, удовлетворить.

Обязать администрацию Джанкойского района Республики Крым в срок не более трех месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мартыновская школа имени Николая Колоколова» Джанкойского района Республики Крым системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Обязать Управление образования, молодежи и спорта администрации Джанкойского района Республики Крым в срок не более одного месяца после выделения денежных средств обеспечить финансирование работ по оборудованию Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мартыновская школа имени Николая Колоколова» Джанкойского района Республики Крым системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мартыновская школа имени Николая Колоколова» Джанкойского района Республики Крым в течении 3 месяцев после поступления денежных средств установить системы оповещения и управления эвакуацией либо автономные системы (средства) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Джанкойский районный суд.

Полный текст решения изготовлен 06 марта 2023 года.

Председательствующий                           Холкина А.И.

2-1858/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Джанкойская межрайонная прокуратура в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Мартыновская школа имени Николая Колоколова" Джанкойского района Республики Крым
Управление образования, молодежи и спорта администрации Джанкойского района РК
Администрация Джанкойского Муниципального района РК
Суд
Джанкойский районный суд Республики Крым
Судья
Холкина Анна Ивановна
Дело на странице суда
dzhankoi.krm.sudrf.ru
09.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.01.2023Передача материалов судье
13.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.01.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.02.2023Предварительное судебное заседание
28.02.2023Судебное заседание
06.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее