Решение по делу № 2-2499/2022 от 20.01.2022

Дело № 2 – 2499/2022(21) УИД 66RS0004-01-2022-000387-82

Мотивированное решение изготовлено 12.04.2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург «5» апреля 2022 года

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Блиновой Ю.А.

при секретаре Трофименко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стребковой Е. О. к Государственному казенному учреждению службы занятости населения Свердловской области «Екатеринбургский центр занятости» об установлении факта наличия уважительной причины пропуска перерегистрации в качестве безработного, признании решения о снятии с учета в качестве безработного незаконным, восстановлении на учете в качестве безработного и выплате пособия, взыскании невыплаченного пособия по безработице, судебных расходов, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

истец Стребкова Е.О. предъявила к ответчику Государственному казенному учреждению службы занятости населения Свердловской области «Екатеринбургский центр занятости» (далее - ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ») иск о признании уважительной причину пропуска перерегистрации в качестве безработного <//>; признать незаконным решение от <//> о снятии с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного); восстановлении на учете в качестве безработного с <//> с сохранением всех полагающихся по закону выплат и компенсаций; взыскании невыплаченного пособия по безработице за период с <//> по <//> в сумме 11 159 рублей 60 копеек; возложении обязанности выдать справку/решение установленного образца для предъявления последнему работодателю для получения среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения.

В обоснование иска указано, что на основании заявления от <//> Стребкова Е.О. была зарегистрирована в ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ» в целях поиска подходящей работы, признана безработной. <//> на адрес электронной почты ей пришло уведомление о необходимости прохождения перерегистрации в качестве безработного, назначена явка на <//>. В связи с невозможностью явки в указанное время, истец пришла в центр занятости <//>, однако, принимать документы у неё отказались с указанием на то, что перерегистрация будет осуществлена исключительно в дату, назначенную в уведомлении. Перенести запись на текущий день либо изменить формат на дистанционный также отказались. По телефону горячей линии истец сообщила, что явиться на перерегистрацию в назначенную дату не сможет. <//> истец на перерегистрацию не явилась в связи с карантином, связанным с заболеванием новой коронавирусной инфекцией (Covid – 19) одного из подопечных во 2 младшей группе МАДОУ , которую посещает её дочь Стребкова Д. А.. Но в этот же день в личном кабинете на сайте trudvsem.ru статус заявления был изменен на «назначено пособие» в размере 13949 рублей 50 копеек по причине перерегистрации. Однако, <//> на адрес электронной почты истца пришло уведомление о снятии с учета в качестве безработной, отмене выплаты пособия по безработице в соответствии с приказом . По мнению истца, отказ ответчика принять у неё документы для перерегистрации <//> является необоснованным и незаконным. За всё время взаимодействия с ответчиком ей не было оказано содействие в поиске подходящей работы, не поступило ни одного предложения по работе, консультации по поиску или переподготовке не предлагались и не проводились. Пособие по безработице истец не получала, выплаты месячного заработка за третий месяц со дня увольнения истец лишилась ввиду снятия её с учета в качестве безработного.

В судебном заседании истец Стребкова Е.О. иск поддержала в полном объеме по изложенным доводам и основаниям.

Представитель ответчика Бастракова Д.Ю., действующая по доверенности от <//>, в судебном заседании иск не признала по доводам представленных письменных возражений, в которых указано, что оснований для удовлетворения иска не имеется, поскольку представленная истцом справка МАДОУ детский сад с информацией о приостановке воспитательно-образовательного процесса с <//> по <//> в группе , не относится к документам, подтверждающим уважительную причину неявки на перерегистрацию в качестве безработного. Более того, в этот период времени истец смогла лично посетить ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ» <//> и получить справку о состоянии на учете, в то время как по мнению самого истца должна была находиться на карантине с несовершеннолетней дочерью, что подтверждает возможность посещения перерегистрации в качестве безработного <//>.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд находит иск Стребковой Е.О. подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений (часть 1). Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3).

Российская Федерация в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует гражданам как свободу труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, так и право на защиту от безработицы и право на социальное обеспечение (статья 34 часть 1; статья 37 части 1 и 3; статья 39 часть 1).

В силу указанных конституционных положений в их взаимосвязи с положениями статей 7 (часть 2), 39 (часть 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункт "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации установление государственных гарантий социальной защиты от безработицы, включая правовые основания обеспечения такой защиты и механизм ее осуществления, круг лиц, на который она распространяется, условия и порядок предоставления, относится к компетенции законодателя.

В Законе Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» определены правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Одной из основных гарантий социальной поддержки безработных, предусмотренных данным законом, является выплата пособия по безработице (абзац второй пункта 1 статьи 28).

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 7.1 данного Закона к полномочию Российской Федерации, переданному для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится осуществление социальной выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в виде пособия по безработице.

Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 данного Закона: безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (пункт 1 статьи 31 Закона «О занятости населения в Российской Федерации»).

08.04.2020 Правительством Российской Федерации было принято Постановление № 460 «Об утверждении временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными».

Данными Временными правилами в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 634 предусмотрено, что регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме) (пункт 2).

Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы (пункт 3).

Решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме (пункт 8).

При постановке на регистрационный учет граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о том, что они зарегистрированы в качестве безработных в центре занятости населения (пункт 10).

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о размере и сроках выплаты пособия по безработице (пункт 11).

Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что Стребкова Е.О. <//> через общероссийский сайт базы вакансий «Работа в России», подала заявление в электронном виде о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, признании безработной.

В соответствии с положениями статей 3, 30, 31, 33 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» приказом ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ» от <//> Стребкова Е.О. была признана в качестве безработной с <//> (личное дело ), ей назначено пособие по безработице на период 6 месяцев с <//> по <//> в следующие сроки: с <//> по <//> – 13949 рублей 50 копеек, с <//> по <//> – 14710 рублей 80 копеек, с <//> по <//> – 5750 рублей.

Приказом Департамента по труду и занятости населения Свердловской области от 25.01.2021 № 25 установлено, что способами взаимодействия с гражданами, состоящими на учете, являются: личный кабинет информационно – аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» (www.trudvsem.ru), личный кабинет федеральной государственной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (www.gosuslugi.ru), личный кабинет Интерактивного портала Департамента по труду и занятости населения Свердловской области (www.szn-ural.ru), почтовой связи, видеосвязи, электронной почты, по каналам телефонной связи, включая мобильную связь, в том числе посредством направления коротких текстовых сообщений, использования программ (мессенджеров) для обмена мгновенными сообщениями, личного приема, иных способов, позволяющих достоверно подтвердить отправку необходимых сведений, а также их получение гражданином.

Согласно пункту 17(1) Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, который был введен Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 № 2331, пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения гражданами, признанными в установленном порядке безработными, перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки.

Гражданин уведомляется центром занятости населения при личном посещении им центра занятости населения или с использованием личного кабинета информационно-аналитической системы или личного кабинета единого портала либо иным доступным способом о дате, времени и форме его перерегистрации. Дистанционная форма перерегистрации граждан, признанных в установленном порядке безработными, осуществляется на основании информации, указанной в пунктах 4(1) и 17 настоящих Временных правил, без личного посещения ими центров занятости населения.

Для целей настоящих Временных правил, в случае если гражданин не взаимодействует с центром занятости населения посредством видеосвязи либо в иной установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации форме в установленные дату и время, это приравнивается к нарушению безработным без уважительных причин сроков перерегистрации безработного. Безработные граждане могут предъявить центру занятости населения через личный кабинет информационно-аналитической системы или личный кабинет единого портала либо иным доступным способом документы, подтверждающие наличие уважительных причин отсутствия взаимодействия. В случае длительного (более одного месяца) отсутствия взаимодействия без уважительных причин гражданина, признанного в установленном порядке безработным, с центром занятости населения центр занятости населения принимает решение о прекращении выплаты ему пособия по безработице с одновременным снятием его с учета в качестве безработного.

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 35 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 28.06.2021 № 219-ФЗ) выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае длительной (более месяца) неявки безработного (за исключением гражданина, осуществляющего профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости) в органы службы занятости без уважительных причин для перерегистрации в качестве безработного.

Таким образом, основанием для прекращения выплаты пособия по безработице является наступление обстоятельств, вследствие которых гражданин утрачивает право на эту выплату.

Из материалов дела следует, что <//> посредством направления электронного письма Стребкова Е.О. была уведомлена ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ» о необходимости прохождения личной регистрации в 13.00 часов <//>.

<//> также посредством электронного письма ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ» уведомил Стребкову Е.О. о снятии её с учета в качестве безработного на основании приказа от <//> в связи с длительной (более месяца) неявкой в органы службы занятости без уважительных причин.

Исходя из характера возникшего между сторонами спора, юридически значимыми и подлежащими определению и установлению с учетом исковых требований Стребковой Е.О., возражений на них ответчика, норм материального права, регулирующих спорные отношения, являются следующие обстоятельства: какие конкретно причины воспрепятствовали истцу явиться на перерегистрацию в установленное центром занятости время; уважительности этих причин; возникли ли предусмотренные Законом о занятости населения обстоятельства, влекущие прекращение статуса безработного лица, прекращение выплаты пособия по безработице.

В судебном заседании установлено, что истец Стребкова Е.О. является матерью несовершеннолетней Стребковой Д. А., <//> года рождения, которая является воспитанником МАДОУ детский сад и посещает 2 младшую группу .

Согласно справке , выданной данным учреждением <//>, воспитательно-образовательный процесс во 2 младшей группе был приостановлен в период с <//> по <//> включительно по следующим основаниям: в целях ограничения распространения предупреждения ОРВИ с <//> по <//> включительно; в целях ограничения распространения новой коронавирусной инфекции с <//> по <//> включительно; для заключительной дезинфекции силами специализированной организации с <//> по <//>.

Кроме того, согласно справки ГАУЗ СО «ДГБ » от <//> дочь истца Стребкова Д.А. в период с <//> по <//> находилась дома по болезни. Затем вновь заболела и смогла посещать детский сад только с <//>, что также подтверждается справкой медицинского учреждения.

В судебном заседании истец пояснила, что <//> она не могла явиться на перерегистрацию, так как в силу объективных и не зависящих от неё причин её ребенок не посещал детский сад, оставить дочь было не с кем. При этом накануне <//> она приходила в службу занятости наседания и просила провести перерегистрацию, в чем ей было отказано. Данный факт подтверждается представленным истцом в материалы дела талоном посещения ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ».

Таким образом, причиной неявки истца на перерегистрацию в службу занятости населения являлось осуществление ухода за несовершеннолетним ребенком, не достигшим к <//> возраста трех лет.

Доводы представителя ответчика о том, что посещение ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ» <//> и получение справки о состоянии на учете в период карантина в детском садике свидетельствует о возможности посещения перерегистрации в качестве безработного на следующий день <//>, суд находит несостоятельными, поскольку из объяснений истца в судебном заседании следует, что ей заблаговременно было известно, что именно в назначенную дату перерегистрации у неё не будет возможности оставить ребенка с родственниками или под присмотром другого лица, в связи с чем она обратилась для цели проведения перерегистрации накануне. Указанное свидетельствует о том, что у истца не было намерения уклоняться от личного прохождения перерегистрации в качестве безработного лица, а её неявка на перерегистрацию в назначенное время была вызвана уважительными причинами, связанными с осуществлением ухода за ребенком.

Равным образом не могут быть приняты во внимание доводы представителя ответчика о том, что представленная истцом справка МАДОУ детский сад не относится к документам, подтверждающим уважительную причину неявки на перерегистрацию в качестве безработного, поскольку в соответствии с пунктом 9 Перечня документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан, утвержденных Приказом Минтруда России от 15.01.2013 № 10н, одним из таких документов является решение суда по заявлению гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, или безработного гражданина об установлении факта наличия уважительной причины неявки в государственное учреждение службы занятости населения.

Суд приходит к выводу о том, что неявка Стребковой Е.О. <//> в государственное учреждение службы занятости населения была вызвана уважительной причиной.

При таком положении требования истца о признании уважительной причину пропуска перерегистрации в качестве безработного <//>, признании незаконным решение от <//> о снятии с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного); восстановлении на учете в качестве безработного, взыскании невыплаченного пособия по безработице за период с <//> по <//> в сумме 11 159 рублей 60 копеек являются обоснованными и подлежат удовлетворению. При этом на учете в качестве безработного истец должна быть восстановлена с даты обращения за постановкой на учет <//>, с выплатой всего ранее назначенного пособия по безработице.

В исковом заявлении истцом также заявлено требование о возложении на ответчика обязанности выдать справку/решение установленного образца для предъявления последнему работодателю для получения среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения.

В соответствии со статьей 178 Трудового кодекса Российской Федерации при расторжении трудового договора в связи сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (часть 2 статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации).

При разрешении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения, подлежат учету не только формальные условия возникновения у такого лица права на получение соответствующей выплаты (своевременное обращение в орган службы занятости и отсутствие трудоустройства в течение трех месяцев), но и иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства, в частности, социальная защищенность работника.

Наличие исключительного случая, касающегося уволенного истца и связанного с её социальной незащищенностью, отсутствием у неё средств к существованию, наличием у неё на иждивении нетрудоспособных членов семьи является исключительной компетенцией ответчика, к которому истец не обращалась с заявлением и необходимыми документами для получения решения о сохранении среднего месячного заработка на период трудоустройства за третий месяц после увольнения.

Таким образом, в этой части нарушения прав истца ответчиком не допущено в удовлетворении требования истца о возложении на ответчика обязанности выдать справку/решение установленного образца для предъявления последнему работодателю для получения среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения следует отказать.

Иных требований на рассмотрение суда не заявлено.

В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере, предусмотренном статьей 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме 300 рублей, уплаченная истцом при подаче иска в суд.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования Стребковой Е. О. – удовлетворить частично:

признать уважительной причину пропуска Стребковой Е. О. перерегистрации в качестве безработного <//>;

признать незаконным решение Государственного казенного учреждения службы занятости населения <адрес> «Екатеринбургский центр занятости» от <//> о снятии Стребкову Е. О. с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного);

восстановить Стребкову Е. О. на учете в качестве безработного со дня обращения <//>;

взыскать с Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Екатеринбургский центр занятости» в пользу Стребковой Е. О. невыплаченное пособие по безработице за период с <//> по <//> в сумме 11159 (одиннадцать тысяч сто пятьдесят девять) рублей 60 (шестьдесят) копеек, расходы на уплату государственной пошлины в сумме 300 (триста) рублей.

В удовлетворении остальной части иска – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга, принявший решение.

Судья (подпись) Копия верна. Судья Ю.А. Блинова

Секретарь:

Дело № 2 – 2499/2022(21) УИД 66RS0004-01-2022-000387-82

Мотивированное решение изготовлено 12.04.2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург «5» апреля 2022 года

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Блиновой Ю.А.

при секретаре Трофименко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стребковой Е. О. к Государственному казенному учреждению службы занятости населения Свердловской области «Екатеринбургский центр занятости» об установлении факта наличия уважительной причины пропуска перерегистрации в качестве безработного, признании решения о снятии с учета в качестве безработного незаконным, восстановлении на учете в качестве безработного и выплате пособия, взыскании невыплаченного пособия по безработице, судебных расходов, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

истец Стребкова Е.О. предъявила к ответчику Государственному казенному учреждению службы занятости населения Свердловской области «Екатеринбургский центр занятости» (далее - ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ») иск о признании уважительной причину пропуска перерегистрации в качестве безработного <//>; признать незаконным решение от <//> о снятии с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного); восстановлении на учете в качестве безработного с <//> с сохранением всех полагающихся по закону выплат и компенсаций; взыскании невыплаченного пособия по безработице за период с <//> по <//> в сумме 11 159 рублей 60 копеек; возложении обязанности выдать справку/решение установленного образца для предъявления последнему работодателю для получения среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения.

В обоснование иска указано, что на основании заявления от <//> Стребкова Е.О. была зарегистрирована в ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ» в целях поиска подходящей работы, признана безработной. <//> на адрес электронной почты ей пришло уведомление о необходимости прохождения перерегистрации в качестве безработного, назначена явка на <//>. В связи с невозможностью явки в указанное время, истец пришла в центр занятости <//>, однако, принимать документы у неё отказались с указанием на то, что перерегистрация будет осуществлена исключительно в дату, назначенную в уведомлении. Перенести запись на текущий день либо изменить формат на дистанционный также отказались. По телефону горячей линии истец сообщила, что явиться на перерегистрацию в назначенную дату не сможет. <//> истец на перерегистрацию не явилась в связи с карантином, связанным с заболеванием новой коронавирусной инфекцией (Covid – 19) одного из подопечных во 2 младшей группе МАДОУ , которую посещает её дочь Стребкова Д. А.. Но в этот же день в личном кабинете на сайте trudvsem.ru статус заявления был изменен на «назначено пособие» в размере 13949 рублей 50 копеек по причине перерегистрации. Однако, <//> на адрес электронной почты истца пришло уведомление о снятии с учета в качестве безработной, отмене выплаты пособия по безработице в соответствии с приказом . По мнению истца, отказ ответчика принять у неё документы для перерегистрации <//> является необоснованным и незаконным. За всё время взаимодействия с ответчиком ей не было оказано содействие в поиске подходящей работы, не поступило ни одного предложения по работе, консультации по поиску или переподготовке не предлагались и не проводились. Пособие по безработице истец не получала, выплаты месячного заработка за третий месяц со дня увольнения истец лишилась ввиду снятия её с учета в качестве безработного.

В судебном заседании истец Стребкова Е.О. иск поддержала в полном объеме по изложенным доводам и основаниям.

Представитель ответчика Бастракова Д.Ю., действующая по доверенности от <//>, в судебном заседании иск не признала по доводам представленных письменных возражений, в которых указано, что оснований для удовлетворения иска не имеется, поскольку представленная истцом справка МАДОУ детский сад с информацией о приостановке воспитательно-образовательного процесса с <//> по <//> в группе , не относится к документам, подтверждающим уважительную причину неявки на перерегистрацию в качестве безработного. Более того, в этот период времени истец смогла лично посетить ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ» <//> и получить справку о состоянии на учете, в то время как по мнению самого истца должна была находиться на карантине с несовершеннолетней дочерью, что подтверждает возможность посещения перерегистрации в качестве безработного <//>.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд находит иск Стребковой Е.О. подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений (часть 1). Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3).

Российская Федерация в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует гражданам как свободу труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, так и право на защиту от безработицы и право на социальное обеспечение (статья 34 часть 1; статья 37 части 1 и 3; статья 39 часть 1).

В силу указанных конституционных положений в их взаимосвязи с положениями статей 7 (часть 2), 39 (часть 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункт "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации установление государственных гарантий социальной защиты от безработицы, включая правовые основания обеспечения такой защиты и механизм ее осуществления, круг лиц, на который она распространяется, условия и порядок предоставления, относится к компетенции законодателя.

В Законе Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» определены правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Одной из основных гарантий социальной поддержки безработных, предусмотренных данным законом, является выплата пособия по безработице (абзац второй пункта 1 статьи 28).

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 7.1 данного Закона к полномочию Российской Федерации, переданному для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится осуществление социальной выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в виде пособия по безработице.

Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 данного Закона: безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (пункт 1 статьи 31 Закона «О занятости населения в Российской Федерации»).

08.04.2020 Правительством Российской Федерации было принято Постановление № 460 «Об утверждении временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными».

Данными Временными правилами в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 634 предусмотрено, что регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме) (пункт 2).

Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы (пункт 3).

Решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме (пункт 8).

При постановке на регистрационный учет граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о том, что они зарегистрированы в качестве безработных в центре занятости населения (пункт 10).

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о размере и сроках выплаты пособия по безработице (пункт 11).

Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что Стребкова Е.О. <//> через общероссийский сайт базы вакансий «Работа в России», подала заявление в электронном виде о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, признании безработной.

В соответствии с положениями статей 3, 30, 31, 33 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» приказом ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ» от <//> Стребкова Е.О. была признана в качестве безработной с <//> (личное дело ), ей назначено пособие по безработице на период 6 месяцев с <//> по <//> в следующие сроки: с <//> по <//> – 13949 рублей 50 копеек, с <//> по <//> – 14710 рублей 80 копеек, с <//> по <//> – 5750 рублей.

Приказом Департамента по труду и занятости населения Свердловской области от 25.01.2021 № 25 установлено, что способами взаимодействия с гражданами, состоящими на учете, являются: личный кабинет информационно – аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» (www.trudvsem.ru), личный кабинет федеральной государственной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (www.gosuslugi.ru), личный кабинет Интерактивного портала Департамента по труду и занятости населения Свердловской области (www.szn-ural.ru), почтовой связи, видеосвязи, электронной почты, по каналам телефонной связи, включая мобильную связь, в том числе посредством направления коротких текстовых сообщений, использования программ (мессенджеров) для обмена мгновенными сообщениями, личного приема, иных способов, позволяющих достоверно подтвердить отправку необходимых сведений, а также их получение гражданином.

Согласно пункту 17(1) Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, который был введен Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 № 2331, пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения гражданами, признанными в установленном порядке безработными, перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки.

Гражданин уведомляется центром занятости населения при личном посещении им центра занятости населения или с использованием личного кабинета информационно-аналитической системы или личного кабинета единого портала либо иным доступным способом о дате, времени и форме его перерегистрации. Дистанционная форма перерегистрации граждан, признанных в установленном порядке безработными, осуществляется на основании информации, указанной в пунктах 4(1) и 17 настоящих Временных правил, без личного посещения ими центров занятости населения.

Для целей настоящих Временных правил, в случае если гражданин не взаимодействует с центром занятости населения посредством видеосвязи либо в иной установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации форме в установленные дату и время, это приравнивается к нарушению безработным без уважительных причин сроков перерегистрации безработного. Безработные граждане могут предъявить центру занятости населения через личный кабинет информационно-аналитической системы или личный кабинет единого портала либо иным доступным способом документы, подтверждающие наличие уважительных причин отсутствия взаимодействия. В случае длительного (более одного месяца) отсутствия взаимодействия без уважительных причин гражданина, признанного в установленном порядке безработным, с центром занятости населения центр занятости населения принимает решение о прекращении выплаты ему пособия по безработице с одновременным снятием его с учета в качестве безработного.

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 35 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 28.06.2021 № 219-ФЗ) выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае длительной (более месяца) неявки безработного (за исключением гражданина, осуществляющего профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости) в органы службы занятости без уважительных причин для перерегистрации в качестве безработного.

Таким образом, основанием для прекращения выплаты пособия по безработице является наступление обстоятельств, вследствие которых гражданин утрачивает право на эту выплату.

Из материалов дела следует, что <//> посредством направления электронного письма Стребкова Е.О. была уведомлена ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ» о необходимости прохождения личной регистрации в 13.00 часов <//>.

<//> также посредством электронного письма ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ» уведомил Стребкову Е.О. о снятии её с учета в качестве безработного на основании приказа от <//> в связи с длительной (более месяца) неявкой в органы службы занятости без уважительных причин.

Исходя из характера возникшего между сторонами спора, юридически значимыми и подлежащими определению и установлению с учетом исковых требований Стребковой Е.О., возражений на них ответчика, норм материального права, регулирующих спорные отношения, являются следующие обстоятельства: какие конкретно причины воспрепятствовали истцу явиться на перерегистрацию в установленное центром занятости время; уважительности этих причин; возникли ли предусмотренные Законом о занятости населения обстоятельства, влекущие прекращение статуса безработного лица, прекращение выплаты пособия по безработице.

В судебном заседании установлено, что истец Стребкова Е.О. является матерью несовершеннолетней Стребковой Д. А., <//> года рождения, которая является воспитанником МАДОУ детский сад и посещает 2 младшую группу .

Согласно справке , выданной данным учреждением <//>, воспитательно-образовательный процесс во 2 младшей группе был приостановлен в период с <//> по <//> включительно по следующим основаниям: в целях ограничения распространения предупреждения ОРВИ с <//> по <//> включительно; в целях ограничения распространения новой коронавирусной инфекции с <//> по <//> включительно; для заключительной дезинфекции силами специализированной организации с <//> по <//>.

Кроме того, согласно справки ГАУЗ СО «ДГБ » от <//> дочь истца Стребкова Д.А. в период с <//> по <//> находилась дома по болезни. Затем вновь заболела и смогла посещать детский сад только с <//>, что также подтверждается справкой медицинского учреждения.

В судебном заседании истец пояснила, что <//> она не могла явиться на перерегистрацию, так как в силу объективных и не зависящих от неё причин её ребенок не посещал детский сад, оставить дочь было не с кем. При этом накануне <//> она приходила в службу занятости наседания и просила провести перерегистрацию, в чем ей было отказано. Данный факт подтверждается представленным истцом в материалы дела талоном посещения ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ».

Таким образом, причиной неявки истца на перерегистрацию в службу занятости населения являлось осуществление ухода за несовершеннолетним ребенком, не достигшим к <//> возраста трех лет.

Доводы представителя ответчика о том, что посещение ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ» <//> и получение справки о состоянии на учете в период карантина в детском садике свидетельствует о возможности посещения перерегистрации в качестве безработного на следующий день <//>, суд находит несостоятельными, поскольку из объяснений истца в судебном заседании следует, что ей заблаговременно было известно, что именно в назначенную дату перерегистрации у неё не будет возможности оставить ребенка с родственниками или под присмотром другого лица, в связи с чем она обратилась для цели проведения перерегистрации накануне. Указанное свидетельствует о том, что у истца не было намерения уклоняться от личного прохождения перерегистрации в качестве безработного лица, а её неявка на перерегистрацию в назначенное время была вызвана уважительными причинами, связанными с осуществлением ухода за ребенком.

Равным образом не могут быть приняты во внимание доводы представителя ответчика о том, что представленная истцом справка МАДОУ детский сад не относится к документам, подтверждающим уважительную причину неявки на перерегистрацию в качестве безработного, поскольку в соответствии с пунктом 9 Перечня документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан, утвержденных Приказом Минтруда России от 15.01.2013 № 10н, одним из таких документов является решение суда по заявлению гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, или безработного гражданина об установлении факта наличия уважительной причины неявки в государственное учреждение службы занятости населения.

Суд приходит к выводу о том, что неявка Стребковой Е.О. <//> в государственное учреждение службы занятости населения была вызвана уважительной причиной.

При таком положении требования истца о признании уважительной причину пропуска перерегистрации в качестве безработного <//>, признании незаконным решение от <//> о снятии с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного); восстановлении на учете в качестве безработного, взыскании невыплаченного пособия по безработице за период с <//> по <//> в сумме 11 159 рублей 60 копеек являются обоснованными и подлежат удовлетворению. При этом на учете в качестве безработного истец должна быть восстановлена с даты обращения за постановкой на учет <//>, с выплатой всего ранее назначенного пособия по безработице.

В исковом заявлении истцом также заявлено требование о возложении на ответчика обязанности выдать справку/решение установленного образца для предъявления последнему работодателю для получения среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения.

В соответствии со статьей 178 Трудового кодекса Российской Федерации при расторжении трудового договора в связи сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (часть 2 статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации).

При разрешении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения, подлежат учету не только формальные условия возникновения у такого лица права на получение соответствующей выплаты (своевременное обращение в орган службы занятости и отсутствие трудоустройства в течение трех месяцев), но и иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства, в частности, социальная защищенность работника.

Наличие исключительного случая, касающегося уволенного истца и связанного с её социальной незащищенностью, отсутствием у неё средств к существованию, наличием у неё на иждивении нетрудоспособных членов семьи является исключительной компетенцией ответчика, к которому истец не обращалась с заявлением и необходимыми документами для получения решения о сохранении среднего месячного заработка на период трудоустройства за третий месяц после увольнения.

Таким образом, в этой части нарушения прав истца ответчиком не допущено в удовлетворении требования истца о возложении на ответчика обязанности выдать справку/решение установленного образца для предъявления последнему работодателю для получения среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения следует отказать.

Иных требований на рассмотрение суда не заявлено.

В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере, предусмотренном статьей 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме 300 рублей, уплаченная истцом при подаче иска в суд.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования Стребковой Е. О. – удовлетворить частично:

признать уважительной причину пропуска Стребковой Е. О. перерегистрации в качестве безработного <//>;

признать незаконным решение Государственного казенного учреждения службы занятости населения <адрес> «Екатеринбургский центр занятости» от <//> о снятии Стребкову Е. О. с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного);

восстановить Стребкову Е. О. на учете в качестве безработного со дня обращения <//>;

взыскать с Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Екатеринбургский центр занятости» в пользу Стребковой Е. О. невыплаченное пособие по безработице за период с <//> по <//> в сумме 11159 (одиннадцать тысяч сто пятьдесят девять) рублей 60 (шестьдесят) копеек, расходы на уплату государственной пошлины в сумме 300 (триста) рублей.

В удовлетворении остальной части иска – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга, принявший решение.

Судья (подпись) Копия верна. Судья Ю.А. Блинова

Секретарь:

2-2499/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Стребкова Екатерина Олеговна
Ответчики
ГКУ Екатеринбургский центр занятости
Суд
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга
Судья
Блинова Юлия Алексеевна (Шперлинг)
Дело на сайте суда
leninskyeka.svd.sudrf.ru
20.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.01.2022Передача материалов судье
27.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.03.2022Судебное заседание
05.04.2022Судебное заседание
05.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее