Решение по делу № 33-17633/2023 от 29.09.2023

УИД 61RS0023-01-2023-001900-12

Судья Филонова Е.Ю. дело № 33-17633/2023

№ 2-2456/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 декабря 2023 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Михайлова Г.В.

судей Владимирова Д.А., Криволапова Ю.Л.

при секретаре Заярском А.Э.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1352/2023 по иску прокурора г. Шахты в интересах Шитковой Ольги Викторовны к Администрации г. Шахты, третье лицо Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области об обязании заключить соглашение об изъятии жилого помещения, с выплатой возмещения за изымаемое жилое помещение по апелляционной жалобе Администрации г. Шахты на решение Шахтинского городского суда Ростовской области 26 июня 2023 года.

Заслушав доклад судьи Владимирова Д.А., судебная коллегия

установила:

Прокурор г. Шахты обратился в суд с иском в интересах Щитковой О.В. об изъятии жилого помещения путем выкупа, указав, что многоквартирный дом по адресу г. Шахты, ул. Екатерининская, 7 признан аварийным и подлежащим сносу 07.10.2021 г., включен в муниципальную программу г. Шахты «Оказание мер по улучшению жилищных условий отдельным категориям граждан сроком расселения до 31.12.2027 г.». Согласно заключению от 17.09.2021 г. № 51 МУП «БТИ г. Шахты» эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом находятся в аварийном состоянии. Данное обстоятельство грубым образом нарушает права жильцов дома на благоприятные и безопасные условия проживания. До настоящего времени Щиткова О.В. вынуждена проживать в жилом помещении, признанном непригодным для проживания по критериям безопасности, аварийным и подлежащем сносу в связи с угрозой обрушения.

Истец просил обязать Администрацию г. Шахты в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу заключить с Щитковой О.В. соглашение об изъятии жилого помещения, расположенного по адресу АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, с выплатой возмещения за изымаемое жилое помещение в размере, определенном в соответствии с отчетом об оценке стоимости квадратного метра изымаемого жилого помещения, прекратить право собственности Щитковой О.В. на указанное жилое помещение и признать право собственности муниципального образования «г. Шахты» на изымаемое жилое помещение после получения Щитковой О.В. возмещения.

Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 26 июня 2023 года исковые требования удовлетворены.

Представитель Администрации г. Шахты в апелляционной жалобе просит отменить решение. Апеллянт указывает, что г. Шахты является дотационной территорией, средств местного бюджета крайне недостаточно для расселения всех домов, признанных аварийными. Жилой дом включен в программу переселения, права граждан не нарушены. Установлен срок сноса дома 01.11.2024 г., в связи с чем, решение об изъятии земельного участка не принималось, поскольку не истек установленный в требовании срок сноса дома. Обращает внимание на соблюдение предусмотренной п. 2-4 ст. 32 Жилищного кодекса РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника. Оценка помещений не производилась в связи с тем, что расселение дома по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в текущем году не финансируется.

Судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие участвующих в деле лиц, не явившихся в судебное заседание апелляционной инстанции и извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом применительно к положениям ст. 167 ГПК РФ.

Проверив материалы дела, выслушав прокурора Беллуяна Г.А., обсудив доводы апелляционной жалобы в пределах, предусмотренных ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения в части.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, когда собственники жилых помещений в таком доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем возмещения за изымаемое жилое помещение.

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения (ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса РФ).

Из содержания положений статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», интерес муниципального образования в изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд в этом случае заключается в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан.

Приведенная норма закона в ее нормативном единстве с актом легального толкования предполагает, что изъятие земельного участка, а также помещений, расположенного на нем многоквартирного дома, выступает механизмом предотвращения ситуаций, когда на территории муниципального образования находились бы жилые помещения, создающие опасность жизни и здоровью граждан. При этом порядок установления срока для реконструкции или сноса в этом представляет собой лишь необходимую гарантию неприкосновенности собственности (статья 35 Конституции Российской Федерации), где собственник вправе решать судьбу принадлежащего ему имущества по своему усмотрению.

Как разъяснено в абзаце 5 раздела 3 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014 г., определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

Вместе с тем, согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014 г., если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

В связи с чем, для правильного разрешения настоящего спора имеет значение выяснение того, имеется ли угроза обрушения многоквартирного дома, а также опасность для жизни и здоровья истцов, исходя из технического состояния многоквартирного дома, в котором расположена спорная квартира, и имеют ли истцы возможность до решения вопроса о выплате им возмещения проживать в другом жилом помещении.

Как следует из материалов дела, Щиткова О.В. является собственником квартиры общей площадью 41,6 кв. м., расположенной по адресу АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН - кадастровый НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.

Постановлением Администрации города Шахты от 27.12.2018 г. № 6745 утверждена муниципальная программа города Шахты «Оказание мер по улучшению жилищных условий отдельным категориям граждан», срок реализации которой 2019 - 2030 г.

Постановлением Администрации г. Шахты № 3190 от 07.10.2021 г. вышеуказанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу и включен в муниципальную программу г. Шахты «Оказание мер по улучшению жилищных условий отдельным категориям граждан», сроком расселения до 31.12.2027 г. К собственникам дома предъявлены требования о сносе дома за счет собственных средств в срок до 01.11.2024 г.

В связи с заключением межведомственной комиссии г. Шахты № 51 от 17.09.2021 г. по результатам обследования многоквартирного дома, расположенного по адресу АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, и заключением выполненным МУП «БТИ г. Шахты» № 376 от 12.08.2021 г. о состоянии строительных конструкций многоквартирного жилого дома, согласно которым основные конструктивные элементы жилого дома находятся в аварийном состоянии, имеют разрушения и повреждения, приводящие к деформации или образованию трещин, снижающих их несущую способность и ухудшающих эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом. Спорный жилой дом имеет степень износа 75 %, несущие конструкции находятся в аварийном состоянии, сохранение жилого дома в аварийном техническом состоянии создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Прокуратурой г. Шахты на основании коллективного обращения жильцов многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, проведена проверка исполнения жилищного законодательства администрацией города Шахты при переселении граждан из аварийного жилья, подлежащего сносу. Проверкой установлено, что техническое состояние дома быстро ухудшается, так как за короткий промежуток времени на доме появились многочисленные новые разнонаправленные трещины в цоколе, вертикальные трещины на стенах, прогибы потолочной поверхности, трещины в местах сопряжения стен и потолка, что нарушает права Щитковой О.В., которая вынуждена проживать в жилом помещении, признанном непригодным для проживания по критериям безопасности, аварийным и подлежащем сносу в связи с угрозой обрушения.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).

На основании вышеизложенного, многоквартирный жилой дом по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН признан аварийным и подлежащим сносу, срок расселения установлен до 31.12.2027 г., к собственникам дома предъявлены требования о сносе дома за счет собственных средств в срок до 01.11.2024 г. На момент обследования жилого дома установлена опасность для жизни и здоровья граждан в связи с угрозой обрушения дома, в виду чего проживание в аварийном многоквартирном доме является недопустимым.

Таким образом, срок расселения, установленный до 31.12.2027 г., не отвечает принципу разумности и влечет дальнейшую эксплуатацию дома, состояние которого может повлечь причинение вреда жизни и здоровью людей.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что имеются обстоятельства для незамедлительного переселения из аварийного многоквартирного дома, а права граждан на безопасные условия проживания не могут быть поставлены в зависимость от сроков, установленных региональными или муниципальными программами, суд в соответствии с вышеуказанными нормами материального права пришел к выводу о том, что правовым последствием признания дома аварийным и подлежащим сносу, а также изъятие помещений в нем для муниципальных нужд для собственника жилого помещения является выплата ему выкупной цены изымаемого жилого помещения, в связи с чем суд полагает возложить на Администрацию г. Шахты обязанность заключить с Щитковой О.В. соглашение об изъятии жилого помещения, установив срок исполнения требований в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, который является разумным и обоснованным.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора о возложении на ответчика обязанности заключить с истцами соглашение об изъятии жилого помещения с выплатой возмещения за изымаемое жилое помещения, прекращении права собственности истцов и признании права собственности муниципального образования «г. Шахты» на изымаемое жилое помещение после получения истцом возмещения, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

Доводы апелляционной жалобы о том, что многоквартирный дом включен в муниципальную программу г. Шахты «Оказание мер по улучшению жилищных условий отдельным категориям граждан», согласно которой срок расселения граждан из указанного дома установлен органом местного самоуправления до 31.12.2027 г., судебная коллегия отклоняет как несостоятельные.

Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении создает угрозу для жизни и здоровья граждан, установление срока расселения граждан из аварийного дома до 31.12.2027 г. не соответствует принципу разумности, поскольку возникла реальная угроза жизни и здоровью истца, проживающих в аварийном доме.

Суд первой инстанции, установив, что истец другого жилья не имеют, пришел к обоснованному выводу о возложении на ответчика обязанности заключить с истцами соглашение об изъятии жилого помещения во внеочередном порядке.

Доводы апелляционной жалобы о том, что, поскольку дом включен муниципальную программу, права граждан не нарушены, подлежат отклонению, поскольку правовым последствием признания дома аварийным и подлежащим сносу для собственника жилого помещения является выплата ему возмещения за изымаемое жилое помещение, а не включение аварийного дома в муниципальную программу по переселению.

Доводы апелляционной жалобы о том, что спорный дом не включен в региональную (областную адресную) программу «Переселение граждан из многоквартирных домов, а также домов блокированной застройки, признанных аварийными после 01.01.2012 г., в 2017 - 2023 г.», так как признан аварийным в 2021 г., в то время как в рамках областной адресной программы расселяются многоквартирные жилые дома, признанные аварийными с 01.01.2012 г. до 01.01.2017 г., судебная коллегия отклоняет, поскольку из материалов дела следует, что истец, являясь собственниками непригодного для проживания аварийного жилого помещения, имеют право на возмещение стоимости недвижимого имущества, которое подлежит изъятию органом местного самоуправления в связи с признанием многоквартирного жилого дома аварийным. Дальнейшее проживание истцом в аварийном доме создает угрозу для их жизни и здоровья. Бездействие ответчика по осуществлению процедуры изъятия земельного участка многоквартирного дома и жилых помещений в разумный срок, наделяет истцов возможностью реализовать свое право в соответствии с положениями жилищного законодательства путем возложения на ответчика, как на орган местного самоуправления, на который жилищным законодательством возложена обязанность по изъятию земельного участка, на котором расположен аварийный многоквартирный жилой дом, обязанности заключить с истцом соглашение об изъятии жилого помещения во внеочередном порядке. Права граждан на безопасные условия проживания не могут быть поставлены в зависимость от сроков, установленных региональными или муниципальными программами. Защита жилищных прав истцов может быть реализована указанным в иске способом, в случае, когда орган местного самоуправления бездействует и не принимает действенных мер к реализации процедур, установленных ст. 32 Жилищного кодекса РФ.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые по делу обстоятельства, дал надлежащую оценку представленным доказательствам.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции об определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение, определенного в соответствии с отчетом об оценке стоимости квадратного метра изымаемого жилого помещения, поскольку данный вывод основан на неправильном применении норм материального права.

Размер возмещения за изымаемое жилое помещение определяется по правилам, установленным ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ.

Согласно ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене в части указания на размер возмещения.

В остальной части решение является законным и обоснованным, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Шахтинского городского суда Ростовской области 26 июня 2023 года отменить в части указания на размер возмещения за изымаемое жилое помещение.

В отмененной части принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требования прокурора г. Шахты об определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение в соответствии с отчетом об оценке стоимости квадратного метра изымаемого жилого помещения отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации г. Шахты - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение изготовлено 7 декабря 2023г.

УИД 61RS0023-01-2023-001900-12

Судья Филонова Е.Ю. дело № 33-17633/2023

№ 2-2456/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 декабря 2023 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Михайлова Г.В.

судей Владимирова Д.А., Криволапова Ю.Л.

при секретаре Заярском А.Э.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1352/2023 по иску прокурора г. Шахты в интересах Шитковой Ольги Викторовны к Администрации г. Шахты, третье лицо Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области об обязании заключить соглашение об изъятии жилого помещения, с выплатой возмещения за изымаемое жилое помещение по апелляционной жалобе Администрации г. Шахты на решение Шахтинского городского суда Ростовской области 26 июня 2023 года.

Заслушав доклад судьи Владимирова Д.А., судебная коллегия

установила:

Прокурор г. Шахты обратился в суд с иском в интересах Щитковой О.В. об изъятии жилого помещения путем выкупа, указав, что многоквартирный дом по адресу г. Шахты, ул. Екатерининская, 7 признан аварийным и подлежащим сносу 07.10.2021 г., включен в муниципальную программу г. Шахты «Оказание мер по улучшению жилищных условий отдельным категориям граждан сроком расселения до 31.12.2027 г.». Согласно заключению от 17.09.2021 г. № 51 МУП «БТИ г. Шахты» эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом находятся в аварийном состоянии. Данное обстоятельство грубым образом нарушает права жильцов дома на благоприятные и безопасные условия проживания. До настоящего времени Щиткова О.В. вынуждена проживать в жилом помещении, признанном непригодным для проживания по критериям безопасности, аварийным и подлежащем сносу в связи с угрозой обрушения.

Истец просил обязать Администрацию г. Шахты в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу заключить с Щитковой О.В. соглашение об изъятии жилого помещения, расположенного по адресу АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, с выплатой возмещения за изымаемое жилое помещение в размере, определенном в соответствии с отчетом об оценке стоимости квадратного метра изымаемого жилого помещения, прекратить право собственности Щитковой О.В. на указанное жилое помещение и признать право собственности муниципального образования «г. Шахты» на изымаемое жилое помещение после получения Щитковой О.В. возмещения.

Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 26 июня 2023 года исковые требования удовлетворены.

Представитель Администрации г. Шахты в апелляционной жалобе просит отменить решение. Апеллянт указывает, что г. Шахты является дотационной территорией, средств местного бюджета крайне недостаточно для расселения всех домов, признанных аварийными. Жилой дом включен в программу переселения, права граждан не нарушены. Установлен срок сноса дома 01.11.2024 г., в связи с чем, решение об изъятии земельного участка не принималось, поскольку не истек установленный в требовании срок сноса дома. Обращает внимание на соблюдение предусмотренной п. 2-4 ст. 32 Жилищного кодекса РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника. Оценка помещений не производилась в связи с тем, что расселение дома по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в текущем году не финансируется.

Судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие участвующих в деле лиц, не явившихся в судебное заседание апелляционной инстанции и извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом применительно к положениям ст. 167 ГПК РФ.

Проверив материалы дела, выслушав прокурора Беллуяна Г.А., обсудив доводы апелляционной жалобы в пределах, предусмотренных ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения в части.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, когда собственники жилых помещений в таком доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем возмещения за изымаемое жилое помещение.

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения (ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса РФ).

Из содержания положений статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», интерес муниципального образования в изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд в этом случае заключается в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан.

Приведенная норма закона в ее нормативном единстве с актом легального толкования предполагает, что изъятие земельного участка, а также помещений, расположенного на нем многоквартирного дома, выступает механизмом предотвращения ситуаций, когда на территории муниципального образования находились бы жилые помещения, создающие опасность жизни и здоровью граждан. При этом порядок установления срока для реконструкции или сноса в этом представляет собой лишь необходимую гарантию неприкосновенности собственности (статья 35 Конституции Российской Федерации), где собственник вправе решать судьбу принадлежащего ему имущества по своему усмотрению.

Как разъяснено в абзаце 5 раздела 3 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014 г., определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

Вместе с тем, согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014 г., если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

В связи с чем, для правильного разрешения настоящего спора имеет значение выяснение того, имеется ли угроза обрушения многоквартирного дома, а также опасность для жизни и здоровья истцов, исходя из технического состояния многоквартирного дома, в котором расположена спорная квартира, и имеют ли истцы возможность до решения вопроса о выплате им возмещения проживать в другом жилом помещении.

Как следует из материалов дела, Щиткова О.В. является собственником квартиры общей площадью 41,6 кв. м., расположенной по адресу АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН - кадастровый НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.

Постановлением Администрации города Шахты от 27.12.2018 г. № 6745 утверждена муниципальная программа города Шахты «Оказание мер по улучшению жилищных условий отдельным категориям граждан», срок реализации которой 2019 - 2030 г.

Постановлением Администрации г. Шахты № 3190 от 07.10.2021 г. вышеуказанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу и включен в муниципальную программу г. Шахты «Оказание мер по улучшению жилищных условий отдельным категориям граждан», сроком расселения до 31.12.2027 г. К собственникам дома предъявлены требования о сносе дома за счет собственных средств в срок до 01.11.2024 г.

В связи с заключением межведомственной комиссии г. Шахты № 51 от 17.09.2021 г. по результатам обследования многоквартирного дома, расположенного по адресу АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, и заключением выполненным МУП «БТИ г. Шахты» № 376 от 12.08.2021 г. о состоянии строительных конструкций многоквартирного жилого дома, согласно которым основные конструктивные элементы жилого дома находятся в аварийном состоянии, имеют разрушения и повреждения, приводящие к деформации или образованию трещин, снижающих их несущую способность и ухудшающих эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом. Спорный жилой дом имеет степень износа 75 %, несущие конструкции находятся в аварийном состоянии, сохранение жилого дома в аварийном техническом состоянии создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Прокуратурой г. Шахты на основании коллективного обращения жильцов многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, проведена проверка исполнения жилищного законодательства администрацией города Шахты при переселении граждан из аварийного жилья, подлежащего сносу. Проверкой установлено, что техническое состояние дома быстро ухудшается, так как за короткий промежуток времени на доме появились многочисленные новые разнонаправленные трещины в цоколе, вертикальные трещины на стенах, прогибы потолочной поверхности, трещины в местах сопряжения стен и потолка, что нарушает права Щитковой О.В., которая вынуждена проживать в жилом помещении, признанном непригодным для проживания по критериям безопасности, аварийным и подлежащем сносу в связи с угрозой обрушения.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).

На основании вышеизложенного, многоквартирный жилой дом по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН признан аварийным и подлежащим сносу, срок расселения установлен до 31.12.2027 г., к собственникам дома предъявлены требования о сносе дома за счет собственных средств в срок до 01.11.2024 г. На момент обследования жилого дома установлена опасность для жизни и здоровья граждан в связи с угрозой обрушения дома, в виду чего проживание в аварийном многоквартирном доме является недопустимым.

Таким образом, срок расселения, установленный до 31.12.2027 г., не отвечает принципу разумности и влечет дальнейшую эксплуатацию дома, состояние которого может повлечь причинение вреда жизни и здоровью людей.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что имеются обстоятельства для незамедлительного переселения из аварийного многоквартирного дома, а права граждан на безопасные условия проживания не могут быть поставлены в зависимость от сроков, установленных региональными или муниципальными программами, суд в соответствии с вышеуказанными нормами материального права пришел к выводу о том, что правовым последствием признания дома аварийным и подлежащим сносу, а также изъятие помещений в нем для муниципальных нужд для собственника жилого помещения является выплата ему выкупной цены изымаемого жилого помещения, в связи с чем суд полагает возложить на Администрацию г. Шахты обязанность заключить с Щитковой О.В. соглашение об изъятии жилого помещения, установив срок исполнения требований в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, который является разумным и обоснованным.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора о возложении на ответчика обязанности заключить с истцами соглашение об изъятии жилого помещения с выплатой возмещения за изымаемое жилое помещения, прекращении права собственности истцов и признании права собственности муниципального образования «г. Шахты» на изымаемое жилое помещение после получения истцом возмещения, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

Доводы апелляционной жалобы о том, что многоквартирный дом включен в муниципальную программу г. Шахты «Оказание мер по улучшению жилищных условий отдельным категориям граждан», согласно которой срок расселения граждан из указанного дома установлен органом местного самоуправления до 31.12.2027 г., судебная коллегия отклоняет как несостоятельные.

Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении создает угрозу для жизни и здоровья граждан, установление срока расселения граждан из аварийного дома до 31.12.2027 г. не соответствует принципу разумности, поскольку возникла реальная угроза жизни и здоровью истца, проживающих в аварийном доме.

Суд первой инстанции, установив, что истец другого жилья не имеют, пришел к обоснованному выводу о возложении на ответчика обязанности заключить с истцами соглашение об изъятии жилого помещения во внеочередном порядке.

Доводы апелляционной жалобы о том, что, поскольку дом включен муниципальную программу, права граждан не нарушены, подлежат отклонению, поскольку правовым последствием признания дома аварийным и подлежащим сносу для собственника жилого помещения является выплата ему возмещения за изымаемое жилое помещение, а не включение аварийного дома в муниципальную программу по переселению.

Доводы апелляционной жалобы о том, что спорный дом не включен в региональную (областную адресную) программу «Переселение граждан из многоквартирных домов, а также домов блокированной застройки, признанных аварийными после 01.01.2012 г., в 2017 - 2023 г.», так как признан аварийным в 2021 г., в то время как в рамках областной адресной программы расселяются многоквартирные жилые дома, признанные аварийными с 01.01.2012 г. до 01.01.2017 г., судебная коллегия отклоняет, поскольку из материалов дела следует, что истец, являясь собственниками непригодного для проживания аварийного жилого помещения, имеют право на возмещение стоимости недвижимого имущества, которое подлежит изъятию органом местного самоуправления в связи с признанием многоквартирного жилого дома аварийным. Дальнейшее проживание истцом в аварийном доме создает угрозу для их жизни и здоровья. Бездействие ответчика по осуществлению процедуры изъятия земельного участка многоквартирного дома и жилых помещений в разумный срок, наделяет истцов возможностью реализовать свое право в соответствии с положениями жилищного законодательства путем возложения на ответчика, как на орган местного самоуправления, на который жилищным законодательством возложена обязанность по изъятию земельного участка, на котором расположен аварийный многоквартирный жилой дом, обязанности заключить с истцом соглашение об изъятии жилого помещения во внеочередном порядке. Права граждан на безопасные условия проживания не могут быть поставлены в зависимость от сроков, установленных региональными или муниципальными программами. Защита жилищных прав истцов может быть реализована указанным в иске способом, в случае, когда орган местного самоуправления бездействует и не принимает действенных мер к реализации процедур, установленных ст. 32 Жилищного кодекса РФ.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые по делу обстоятельства, дал надлежащую оценку представленным доказательствам.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции об определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение, определенного в соответствии с отчетом об оценке стоимости квадратного метра изымаемого жилого помещения, поскольку данный вывод основан на неправильном применении норм материального права.

Размер возмещения за изымаемое жилое помещение определяется по правилам, установленным ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ.

Согласно ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене в части указания на размер возмещения.

В остальной части решение является законным и обоснованным, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Шахтинского городского суда Ростовской области 26 июня 2023 года отменить в части указания на размер возмещения за изымаемое жилое помещение.

В отмененной части принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требования прокурора г. Шахты об определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение в соответствии с отчетом об оценке стоимости квадратного метра изымаемого жилого помещения отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации г. Шахты - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение изготовлено 7 декабря 2023г.

33-17633/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура г.Шахты
Шиткова Ольга Викторовна
Ответчики
Администрация г.Шахты
Другие
Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области
Суд
Ростовский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.ros.sudrf.ru
16.10.2023Судебное заседание
07.11.2023Судебное заседание
05.12.2023Судебное заседание
15.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.12.2023Передано в экспедицию
05.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее