Дело №
50RS0№-39
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 февраля 2021 года
Пушкинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Кургановой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б. к администрации Пушкинского городского округа <адрес> об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на наследство,
установил:
истец обратилась в суд с требованиями к ответчику, просит суд:
-установить юридический факт принятия наследства Б. после смерти отца С., умершего <дата>,
-признать за Б. право собственности в порядке наследования на: 1/3 доли земельного участка с кадастровым номером № площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> сказка, <адрес> 1/3 доли жилого дома площадью 53,7 кв.м., кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>
В обоснование заявленных требований указано, что <дата> умерла П., которая при жизни являлась супругой отца истца - С. На день смерти П. принадлежали: 1/3 доли земельного участка с кадастровым номером № площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>; 1/3 доли жилого дома площадью 53,7 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, д. Мураново, ул Лесная сказка, <адрес> на основании вступившего в законную силу решения Пушкинского городского суда <адрес> от <дата>. После смерти супруги П. отец истца в срок, установленный законом, обратился в органы нотариата с заявлением о принятии наследства. Этот факт подтверждается письменным ответом нотариуса М. на судебный запрос по делу № (Пушкинский городской суд). Отец истца С. умер <дата>, но при жизни он оставил завещание, в котором указал истца в качестве наследника всего имущества, которое бы принадлежало ему ко дню смерти. Истец также по закону является единственным наследником первой очереди к имуществу своего отца. Не обратившись к нотариусу в шестимесячный срок с заявлением о принятии наследства, истец приняла его (наследство) фактически, она похоронила отца, вступила во владение и управление наследственным имуществом, приняла меры по сохранению наследственного имущества, после смерти отца она забрала его вещи: книги, баян, коллекционные монеты, мебель и другое имущество, в шестимесячный срок после смерти отца истец регулярно приезжала в дом и на земельный участок по адресу: <адрес> <адрес>, обрабатывала землю, собирала урожай, производила текущие ремонтные работы в части дома, занимаемой ее семьей. В 2019 году истец обратилась в Пушкинский городской суд <адрес> с аналогичным иском, но к иным ответчикам. Пушкинский городской суд <адрес> решением от 26.06.2019г по делу № удовлетворил исковые требования. Апелляционным определением от <дата> решение Пушкинского городского суда <адрес> отменено, в иске отказано в связи с тем, что Пушкинский городской суд <адрес> неверно определил ответчика по делу.
Представитель истца по доверенности Т. в судебном заседании иск поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика в суд не явился, о слушании дела извещен в соответствии с положениями ст.113 ГПК РФ, возражений на иск не представил.
Суд, выслушав сторону истца, проверив и исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу п. 1 ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 настоящего Кодекса.
В силу ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В силу ч. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятия наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества: оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитающиеся наследодателю денежные средства.
Судом установлено, что земельный участок площадью 1200 кв.м. с кадастровым номером № и жилой дом с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес> <адрес>, принадлежат на праве общей долевой собственности З. -2/3 доли, П. -1/3 доля на основании решения Пушкинского городского суда <адрес> от <дата> (л.д.16-22).
П. умерла <дата>, что подтверждается свидетельством о смерти ( л.д.13).
С. являлся супругом П., о чем представлено свидетельство о заключении брака ( л.д.10).
Согласно ответу нотариуса М., к имуществу П. открыто наследственное дело №, с заявлением о принятии наследства обратился супруг наследодателя С., а также З. и И., заявившиеся себя как сестры, но не подтвердившие своих родственных отношений (л.д.11).
На основании п. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Поскольку С. обратился с заявлением о принятии наследства после смерти П., то в силу ст. 1153 п.1 ГК РФ он принял наследство после смерти П., в связи с чем другим способом подтверждать его фактическое принятие наследство не требуется.
Поскольку С. принял наследство после смерти супруги П., то, независимо от регистрации права собственности на недвижимое имущество, он владел указанным недвижимым имуществом на праве собственности в силу закона.
С. умер <дата>, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.14).
Истец Б. является дочерью С., что подтверждается свидетельствами о рождении и заключения брака ( л.д.10).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от <дата> (л.д. 43-46) по делу по иску Б. к З. и И. об установлении юридического факта владения на праве собственности недвижимым имуществом, установлении юридического факта принятия наследства, признании права собственности в порядке наследования на доли жилого дома и земельного участка, установлено, что З. и И. « наследниками к имуществу С. не являются, поскольку не отнесены к лицам, перечисленным в ст.ст. 1142-1145 и 1148 ГК РФ, т.к. в кровном родстве с умершим, на его иждивении не состояли. В этой связи, ответчики не могут претендовать на приобретение права собственности, на имущество, входящее в наследственную массу, оставшуюся после С.»
На основании п. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В связи с чем, при рассмотрении заявленного спора, судом неоднократно было отказано в удовлетворении ходатайств З. о привлечении ее к участию в деле в качестве третьего лица (л.д.47,52,60,85-86).
В соответствии с п. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Как следует из материалов дела, Б. приняла наследство после смерти отца С. фактическими действиями, вступила во владение и управление наследственным имуществом, приняла оставшееся после его смерти имущество, пользовалась им, собирала ягоды с земельного участка, забрала вещи отца, библиотеку, баян, который принадлежал С., коллекционные монеты, мебель и другое имущество, что было достоверно установлено в судебном заседании, в том числе на основании показаний свидетеля Б.
При этом, из смысла приведенной выше ст. 1153 п.2 ГК РФ следует, что факт принятия наследства презюмируется.
Каких-либо доказательств непринятия Б. наследства после смерти отца сторонами в соответствие со ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Кроме того, суд еще раз отмечает, что поскольку С. подал заявление к нотариусу и принял наследство, является наследником первой очереди, то он в силу закона принял наследство.
Таким образом, Б. фактическими действиями приняла наследство после смерти отца С., в связи с чем, за ней подлежит признать право собственности на 1/3 долю указанного спорного недвижимого имущества.
Оценив представленные суду доказательства по правилам ст.56 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что фактические обстоятельства, заявленные истцом, нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства в полном объеме, в связи с чем иск является законным и обоснованным и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Б. к администрации Пушкинского городского округа <адрес> об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на наследство удовлетворить.
Установить юридический факт принятия Б. наследства после смерти отца С., умершего <дата>.
Признать за Б. право собственности на 1/3 долю земельного участка № площадью 1200 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>
Признать за Б. право собственности на 1/3 долю жилого дома с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Решение является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр прав недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – <дата>
Судья: