УИД 02RS0001-01-2021-005120-42 Дело № 12-253/2021
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
30 июля 2021 года г. Горно-Алтайск
Судья Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай Сумачаков И.Н., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника ФГУП «Почта России» Унуковой О.Т. на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Алтай Ручьевой М.В. от 18 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Алтай Ручьевой М.В. № от 18 июня 2021 года АО «Почта России» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 140 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитником ФГУП «Почта России» Унуковой О.Т. подана жалоба о его отмене по тем основаниям, что в постановлении не указано, когда истек срок средств индивидуальной защиты «сапоги зимние утепленные» и «костюм на утепляющей прокладке», выданные работнику М. Также не указано конкретное время совершения административного правонарушения. Назначенное административное наказание в виде штрафа в размере 140 000 рублей является чрезмерно суровым.
В судебном заседании защитник АО «Почта России» Унукова О.Т. просила постановление отменить, ссылаясь на доводы жалобы.
Государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Республики Алтай Ручьева М.В. в судебном заседании полагала, что постановление является законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Судья, выслушав участников производства, изучив и проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьей 26.1 КоАП РФ установлено, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из материалов дела следует, что в период времени с 12.05.2021 г. по 31.05.2021 г. Государственной инспекцией труда в Республики Алтай на основании распоряжения № от 11.05.2021 г. проведена внеплановая документарная проверка юридического лица АО «Почта России» по соблюдению обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащихся нормы трудового права.
В ходе проверки юридического лица АО «Почта России» выявлены нарушения требований ст.ст. 212, 219, 220, 221 ТК РФ, приказа Минздравсоцразвития России № 290н от 01.06.2009 г. «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», приказа Минздравсоцразвития России № 454н от 18.06.2010 г., выразившееся в том, что согласно личной карточке № почтальона М. она не обеспечена в полном объеме средствами индивидуальной защиты, предусмотренными для почтальона зимой дополнительно. Работодателем также не организован надлежащий учет и контроль за выдачей работнику средств индивидуальной защиты в установленные сроки. Срок пользования средствами индивидуальной защиты «сапоги зимние утепленные» и «костюм на утепляющей прокладке» истек. Личная карточка № учета выдачи средств индивидуальной защиты М. не заполнена в полном объеме, отсутствует информация: рост, размер головного убора, противогаза, респиратора и рукавиц.
Данные нарушения отражены в акте проверки № от 31.05.2021 г., в отношении юридического лица АО «Почта России» вынесено предписание № от 31.05.2021 г. об устранении выявленных нарушений.
17 июня 2021 года в отношении юридического лица составлен протокол № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и 18 июня 2021 года вынесено постановление № о назначении административного наказания по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 22 ТК ТФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
В соответствии со ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в том числе приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 221 ТК РФ).
Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01 июня 2009 года № 290н, устанавливают обязательные требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ).
Судьей установлено, что М. принята на работу в <данные изъяты> на должность <данные изъяты> по доставке периодической печати и письменной корреспонденции <данные изъяты> с 11 апреля 2005 года.
Из представленной в материалы дела об административном правонарушении личной карточки № почтальона М. следует, что она не обеспечена в полном объеме средствами индивидуальной защиты, предусмотренными для почтальона зимой дополнительно. Работодателем также не организован надлежащий учет и контроль за выдачей работнику средств индивидуальной защиты в установленные сроки. Срок пользования средствами индивидуальной защиты «сапоги зимние утепленные» и «костюм на утепляющей прокладке» истек. Личная карточка № учета выдачи средств индивидуальной защиты М. не заполнена в полном объеме, отсутствует информация: рост, размер головного убора, противогаза, респиратора и рукавиц.
Согласно п. 13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 01 июня 2009 года № 290н, работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки.
Таким образом, работодателем АО «Почта России» в нарушение указанных Правил учет и контроль за выдачей СИЗ работнику М. не организован, работник средствами индивидуальной защиты в полном объеме не обеспечен, срок пользования средствами индивидуальной защиты «сапоги зимние утепленные» и «костюм на утепляющей прокладке» истек.
Вопреки доводам жалобы, факт совершения ФГУП «Почта России» административного правонарушения полностью подтвержден доказательствами, собранными по делу, всем доказательствам дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Оснований сомневаться в достоверности и допустимости данных доказательств не имеется.
Доводы жалобы о том, что в постановлении не указано, когда истек срок средств индивидуальной защиты «сапоги зимние утепленные» и «костюм на утепляющей прокладке», выданные работнику М., нельзя признать состоятельными, поскольку в постановлении указано, что данные средства индивидуальной защиты выданы работнику 19 января 2017 года, срок носки которых составляет 2 года, то есть до 19 января 2019 года.
Что касается указания в постановлении времени совершения административного правонарушения в период с 20.01.2019 г. по 31.05.2021 г., то это нарушением требований КоАП РФ (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ) не является, поскольку административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, является длящимся и указанный период является периодом бездействия работодателя, а датой выявления административного правонарушения является 31 мая 2021 года, то есть последний день периода проведения проверки государственным инспектором труда.
По существу доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления должностного лица, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении, оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, юридическое лицо, нарушившее законодательство о труде и об охране труда, виновность юридического лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Таким образом, действия АО «Почта России» правильно квалифицированы должностным лицом по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Вместе с тем имеются основания для изменения постановления по делу об административном правонарушении в части назначения административного наказания АО «Почта России».
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года № 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.
Конституционным Судом Российской Федерации постановлено, что впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в названном Постановлении.
Впоследствии Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указанная норма дополнена частями 3.2 и 3.3, в силу которых при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.
Принимая во внимание то обстоятельство, что юридическим лицом АО «Почта России» устранены выявленные нарушения норм трудового законодательства, в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица, как полагает судья, возможно назначение АО «Почта России» административного наказания ниже низшего предела (менее минимального), предусмотренного санкцией ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Алтай Ручьевой М.В. от 18 июня 2021 года в отношении юридического АО «Почта России» подлежат изменению в части назначенного административного наказания путем снижения административного штрафа до 65 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Алтай Ручьевой М.В. от 18 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении АО «Почта России» изменить в части назначения административного наказания, назначив АО «Почта России» административное наказание в виде административного штрафа в размере 65 000 рублей.
В остальной части постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Алтай Ручьевой М.В. от 18 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении АО «Почта России» оставить без изменения, жалобу защитника АО «Почта России» Унуковой О.Т. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии в Верховный Суд Республики Алтай.
Судья И.Н. Сумачаков