Дело № 2а-1782/2021
УИД 33RS0008-01-2021-003885-79
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 декабря 2021 года г.Гусь-Хрустальный
Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Споршева Д.А.,
при секретаре судебного заседания Бойко А.П.,
с участием помощника прокурора Кресова А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гусь-Хрустального межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Гусь-Хрустальный о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Гусь-Хрустальный межрайонный прокурор обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации МО г.Гусь-Хрустальный с административными исковыми требованиями, в которых просил признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии решений об изъятии жилых помещений дома <адрес> и земельного участка под ним, а также возложить на административного ответчика обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять решение об изъятии жилых помещений в указанном доме и земельного участка, на котором он расположен.
В обоснование требований указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией жилищного законодательства, в ходе которой установлено, что на основании заключения межведомственной комиссии МО г.Гусь-Хрустальный от 29.06.2018 №15, основанном на результатах, изложенных в заключении специализированной организации ООО «Актив Проект», дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Физический износ конструкций здания составляет 68,1%. Распоряжением главы города от 09.07.2018 данный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
18.07.2018 администрацией в адрес всех собственников жилых помещений указанного дома направлены требования о его сносе с предложением в течение шести тридцати шести месяцев со дня его получения совместно с другими собственниками произвести снос или реконструкцию дома. В установленный срок собственниками снос или реконструкция осуществлены не были, решение об изъятии жилых помещений и земельного участка администрацией не принято.
Прокурором в адрес главы администрации 16.08.2021 было направлено представление об устранении выявленных нарушений, которое до настоящего времени не удовлетворено, нарушения не устранены.
На основании изложенного прокурор полагает, что имеет место незаконное бездействие администрации МО г.Гусь-Хрустальный по непринятию решения об изъятии жилых помещений вышеуказанного дома и земельного участка расположенного под ним.
В судебном заседании помощник прокурора Кресов А.И. административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Административный ответчик администрация МО г.Гусь-Хрустальный, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил и не просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд определил рассмотреть административное дело без участия представителя административного ответчика администрации МО г.Гусь-Хрустальный, поскольку его явка в судебное заседание не признана обязательной.
Суд, выслушав позицию помощника прокурора Кресова А.И., исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Как следует из правовой позиции, изложенной в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 214 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике, при применении ЖК РФ», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Пунктом 4 ч. 2 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ предусмотрено принятие органом местного самоуправления решения об изъятии земельных участков в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
В соответствии с п. 2 ст. 239.2 ГК РФ в случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с данной статьей осуществляются одновременно.
Судом установлено, что заключением межведомственной комиссии МО г.Гусь-Хрустальный №15 от 29.06.2018 жилой дом <адрес> рекомендовано признать аварийным и подлежащим сносу в связи с тем, что обследование технического состояния несущих конструкций здания оценивается как: ограниченно-работоспособное у фундаментов; аварийное у несущих стен; ограниченно –работоспособное у перекрытия; работоспособное у лестницы; аварийное у стропильной системы. Техническое состояние здания в целом оценивается как аварийное.
Согласно техническому заключению ООО «АктивПроект» № от 2018 года, общий физический износ здания на момент обследования составляет 68%, проведение капитального ремонта экономически нецелесообразно. Техническое состояние здания в целом, согласно СП 13-102-2003 «Правил обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», на момент обследования оценивается как аварийное.
На основании указанного заключения межведомственной комиссии МО г.Гусь-Хрустальный, распоряжением главы г. Гусь-Хрустальный от 09.07.2018 № спорный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.
18.07.2018 администрацией МО г.Гусь-Хрустальный в адрес всех собственников жилых помещений дома <адрес> направлены требования о его сносе с предложением в течение тридцати шести месяцев со дня получения требований совместно с другими собственниками произвести снос или реконструкцию дома.
В предоставленный срок собственниками снос или реконструкция осуществлены не были.
16.08.2021 прокурором в адрес главы администрации МО г.Гусь-Хрустальный было направлено представление об устранении выявленных нарушений, которое до настоящего времени не удовлетворено, нарушения не устранены.
Согласно ст.30 Устава МО г.Гусь-Хрустальный администрация муниципального образования город Гусь-Хрустальный является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным в соответствии с настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования федеральными законами и законами Владимирской области. К полномочиям администрации города в частности относятся: формирование и исполнение бюджета города
Гусь- Хрустального; разработка и реализация проектов местного бюджета, программ, планов экономического и социального развития, подготовка отчетов об их исполнении; обеспечение проживающих в городе
Гусь-Хрустальный и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий в соответствии с жилищным законодательством.
Таким образом, на администрацию МО г.Гусь-Хрустальный возложены обязанности по принятию решений об изъятии жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными, а также земельных участков под указанными домами, путем выкупа.
Стороной ответчика данные обстоятельства не оспорены.
В порядке ст.62 КАС РФ суд возлагал на административного ответчика обязанность предоставить доказательства в обоснование возражений на предъявленные административным истцом требования, однако, каких-либо доказательств, опровергающих доводы административного истца, административным ответчиком суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что на административном ответчике - администрации МО г.Гусь-Хрустальный лежит обязанность принять решение об изъятии каждого жилого помещения в доме <адрес> и земельного участка, на котором расположен данный дом.
Учитывая, что факт несоблюдения жилищного законодательства, подтвержден представленными в материалы дела доказательствами, суд считает, что требование Гусь-Хрустального межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации о признании бездействия незаконном и возложении на административных ответчиков обязанности принять решение об изъятии каждого жилого помещения в доме <адрес> и земельного участка, на котором расположен данный дом в определенный срок законно и обоснованно.
Суд, с учетом разумности и справедливости, полагает возможным установить ответчику срок для совершения указанных действий три месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Гусь-Хрустального межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Гусь-Хрустальный о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования
город Гусь-Хрустальный, выразившееся в непринятии решений об изъятии жилых помещений дома <адрес> и земельного участка, на котором он расположен, незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования
город Гусь-Хрустальный в течение 3 (Трех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять решение об изъятии жилых помещений дома <адрес> и земельного участка, на котором он расположен и сообщить суду и Гусь-Хрустальному межрайонному прокурору об исполнении решения по административному делу в течение 3 (Трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в административную коллегию Владимирского областного суда через Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья Д.А. Споршев
Мотивированное решение изготовлено 08.12.2021 года.
Судья Д.А. Споршев