дело №2а-80/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Шарлык 26 марта 2018 года

Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Волженцева Д.В.,

при секретаре Томиной О.И.,

с участием административного ответчика Шевченко П.И., заинтересованного лица Шевченко Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Оренбургской области к Шевченко П.И. о взыскании обязательных платежей,

Установил:

межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Оренбургской области обратилась с административным исковым заявлением к Шевченко П.И. о взыскании задолженности по транспортному налогу в сумме 649, 50 руб. и пени в сумме 826,14 руб. В обосновании иска указали, что на основании сведений, представленных в налоговый орган МРЭО ГИБДД, установлено, что за ответчиком зарегистрировано транспортное средство – автомобиль ВАЗ 21013 государственный регистрационный знак , который являются объектом налогообложения. Налоговым органом ответчику Шевченко П.И. был исчислен транспортный налог за 2012 и 2013 годы, в соответствии с действующим законодательством направлены почтой налоговые уведомления за 2012 год и за 2013 год. Уведомление в добровольном порядке ответчик не исполнил в полном объеме, в связи с чем, на сумму несвоевременно уплаченного транспортного налога была начислена пеня. Шевченко П.И. были направлены требования об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ , которые им не были исполнены в установленный срок. До настоящего времени сумма транспортного налога не оплачена, согласно сведений, содержащихся в данных налогового обязательства Шевченко П.И. по транспортному налогу, сумма не уплаченного транспортного налога равна 649,50 руб. и пени по транспортному налогу в размере 826, 94 руб.

Просили взыскать с Шевченко П.И. указанную задолженность по транспортному налогу, а также начисленные пени.

Определением суда от 06.02.2018 административный иск принят к производству суда, возбуждено административное дело № 2а-80/2018.

Определением суда от 22.02.2018 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена <данные изъяты>Шевченко Н.Ю..

Представитель административного истца – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Оренбургской области, извещенный надлежащим образом в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без их участия.

В соответствии с п. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

В силу ч.2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) неявка лиц в судебное заседание, не является препятствием к рассмотрению административного дела, в связи с чем, суд с согласия ответчика и заинтересованного лица, полагает возможным рассмотреть дело без участия административного истца, извещенного надлежащим образом.

Административный ответчик Шевченко П.И. в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что у него действительно в собственности имелся автомобиль ВАЗ 21013 ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, государственный регистрационный знак Данный автомобиль он продал в декабре ДД.ММ.ГГГГ года по генеральной доверенности, заверенной нотариально. Кому именно он продал данный автомобиль он уже не помнит. В настоящее время данный автомобиль снят с регистрационного учета в органах ГИБДД. Также подтвердил суду, что ранее он <данные изъяты> проживал в <адрес>. Впоследствии они переехали проживать в <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ году у него с пенсии уже удержали в счет задолженности по налогу, около 2000 рублей. Полагает, что налоговый орган пропустил все сроки для обращения в суд. Кроме того считает, что данная задолженность, подлежит списанию в рамках налоговой амнистии, поскольку он обращался в налоговый орган и ему ответили, что недоимка будет списана с него до 01.05.2018. Просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Заинтересованное лицо Шевченко Н.Ю. в судебном заседании доводы <данные изъяты> поддержала, просила в удовлетворении иска налоговой инспекции отказать в полном объеме.

Заслушав административного ответчика Шевченко П.И. и заинтересованное лицо Шевченко Н.Ю., исследовав материалы административного дела, изучив представленные доказательства в их совокупности, суд считает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.

В соответствии с ч.4 ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Согласно ч.1 ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В соответствии со ст.60 КАС РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст.176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствии со ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) и ст.57 Конституции РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законном установленные налоги.

В силу ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с ч.ч.2, 6 ст.45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.

Как установлено в судебном заседании, налоговой инспекцией к Шевченко П.И. предъявлен административный иск о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2012 год в сумме 649, 50 руб., пени за период с 19.12.2012 по 23.12.2013 в сумме 342,13 руб., за период с 01.12.2013 по 23.06.2015 в размере 485, 06 руб.

Изучив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

Пунктом 3 ст. 14 НК РФ транспортный налог отнесен к региональным налогам.

Согласно ст.356 НК РФ, транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаются плательщиками транспортного налога (ст.357 НК РФ).

Согласно ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.60 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическим лицом, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств. Сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы (для автомобилей мощность двигателя в лошадиных силах) и налоговой ставки (ст. 362 НК РФ).

Статьей 359 НК РФ предусмотрено, что налоговой базой по транспортному налогу является мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Согласно ч.1 ст.363 НК РФ, налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Судом установлено, что согласно данным представленной налоговой инспекцией на имя Шевченко П.И. был зарегистрирован легковой автомобиль – ВАЗ 21013 ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, государственный регистрационный знак Как пояснил ответчик в ходе рассмотрения дела в суде, данный автомобиль он продал в декабре ДД.ММ.ГГГГ года по генеральной доверенности, заверенной нотариально.

Ответ на запрос суда, предоставленный УМВД России по Оренбургской области от 06.03.2018, подтверждает, что автомобиль – ВАЗ 21013 ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, государственный регистрационный знак был зарегистрирован за Шевченко П.И. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ответу на запрос суда, предоставленный 27.02.2018 врио нотариуса <адрес>, следует, что Шевченко П.И. ДД.ММ.ГГГГ действительно обращался за совершением нотариального действия по выдаче генеральной доверенности на автомобиль.

Представленная органом ГИБДД по запросу суда карточка учёта транспортного средства, подтверждает, что легковой автомобиль – ВАЗ 21013 ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, государственный регистрационный знак числился за Шевченко П.И. и снят ДД.ММ.ГГГГ с регистрационного учета в связи с утратой (неизвестно место нахождение ТС или невозможности пользование ТС).

Признание физических лиц налогоплательщиками транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которые они зарегистрированы, поступивших от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.

В соответствии с п.п.1 и 3 ст.362 НК РФ сумма транспортного налога исчисляется на основании сведений, предоставляемых в налоговый орган органами ГИБДД.

Таким образом, Шевченко П.И. признан плательщиком транспортного налога.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

Согласно абз. 1, 2 и 3 пункта 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Налоговое уведомление отправленное ДД.ММ.ГГГГ в адрес Шевченко П.И. об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ суммы транспортного налога в размере 324, 50 руб., осталось им неисполненным.

Налоговое уведомление отправленное ДД.ММ.ГГГГ в адрес Шевченко П.И. об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ суммы транспортного налога в размере 325 руб., также осталось ответчиком неисполненным.

Таким образом, административный ответчик Шевченко П.И. с момента получения налоговых уведомлений, был осведомлён налоговым органом о сумме подлежащего оплате транспортного налога.

Согласно п.2 ст.69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Направленное ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ подтверждает, что Шевченко П.И. имеет задолженность по транспортному налогу в сумме 324, 50 руб. и пени в сумме 342,13 руб., и ему предлагалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ погасить данную задолженность.

Направленное ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ подтверждает, что Шевченко П.И. предлагали в срок до ДД.ММ.ГГГГ уплатить задолженность по транспортному налогу за 2014 год в сумме 325 руб. и пени за 2015 год в сумме 485 руб.

Факт направления налоговым органом ответчику Шевченко П.И. требований на сумму недоимки по транспортному налогу, подтверждается копией реестров отправки налоговым почтовой корреспонденции.

Требование направлено заказной корреспонденцией и в соответствии со ст.69 НК РФ, считается врученным по истечении 6 дней с даты направления. В установленный налоговым требованием срок Шевченко П.И. не исполнил обязанность по уплате налога (пени).

Суд признает расчёт транспортного налога верным. Согласно данным налогового обязательства указанная сумма налога в полном объеме ответчиком не уплачена.

В соответствии со ст.75 НК РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, начисляется пеня. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

На основании ст.75 НК РФ в связи с неуплатой налога ответчику начислена пеня.

Таким образом, суд соглашается с доводами налогового органа о том, что у Шевченко П.И. с момента приобретения транспортного средства (автомобиля) возникла объективная обязанность по уплате транспортного налога, которая не была им исполнена в полном объеме.

Вместе с тем, заслуживают внимания и доводы ответчика о пропуске административным истцом срока для обращения в суд с административным иском.

Согласно п.3 ст.2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

В данном случае порядок и сроки уплаты транспортного налога установлены Налоговым кодексом РФ и законом субъекта РФ.

В соответствии с п.1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 4 марта 2013 года №20-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 4 марта 2013 года №20-ФЗ) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Иное предусмотрено абзацами 2 и 3 вышеприведенного п.2 ст.48 НК РФ.

В соответствии с абзацем 2 п.2 ст.48 НК РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы

налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

В соответствии с абзацем 3 п. 2 ст. 48 НК РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Из вышеприведенных положений Налогового кодекса Российской Федерации следует, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования общая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган вправе в течение шести месяцев обратиться в суд с заявлением о взыскании лишь со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица не превысила 3 000 рублей, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев лишь со дня истечения трехлетнего срока исполнения самого раннего требования.

При этом, под общей суммой налога, пеней понимается сумма, указанная во всех требованиях об уплате определенного налога, по которым истек срок исполнения. Суммы различных налогов, даже если они включены в одно требование об уплате налога, суммированию не подлежат. Для разных налогов установлены различные правила, определяющие порядок и сроки их уплаты; соответственно, и право налогового органа на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки за счет имущества физического лица по каждому из налогов возникает самостоятельно.

Статья 48 НК РФ в редакции Федерального закона от 29 ноября 2010 года №324-ФЗ, действующей с 3 января 2011 года до 4 апреля 2013 года, содержала аналогичные положения, за исключением того, что установленная законом сумма составляла не 3 000 рублей, а 1 500 рублей.

В соответствии со ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ч.2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно ч.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Из заявления о вынесении судебного приказа, следует, что Межрайонная ИФНС №1 по Оренбургской области обратилась к мировому судье о выдаче судебного приказа о взыскании с Шевченко П.И. транспортного налога за 2012-2013 г.г. и пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на общую сумму 1 476 руб. 44 коп. Указанное заявление налогового органа поступило к мировому судье ДД.ММ.ГГГГ, о чём свидетельствует штамп канцелярии судебного участка мирового судьи.

Копия судебного приказа мирового судьи Шарлыкского судебного участка от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает, что с должника Шевченко П.И. взыскана в пользу Межрайонная ИФНС №1 по Оренбургской области недоимка по транспортному налогу в сумме 649, 50 и пени в сумме 826, 94 руб.

Из определения мирового судьи Шарлыкского судебного участка от 23.10.2017 следует, что судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ отменён по заявлению должника Шевченко П.И. в виду его несогласия с ним.

Из материалов дела видно, что в суд с настоящим административным иском истец обратился 05.02.2017, о чём свидетельствует штамм суда на административном исковом заявлении.

Суд соглашается с доводами ответчика, что в силу вышеуказанных норм права, установлен сокращенный срок для обращения в суд с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций - в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В данном случае задолженность ответчика Шевченко П.И. не превысила 3 000 руб., соответственно согласно абз.3 п.2 ст.48 НК РФ налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогу в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока исполнения самого раннего требования.

Согласно ст.6.1 НК РФ сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока.

В требовании налогового органа отправленного ДД.ММ.ГГГГ Шевченко П.И. предлагалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ погасить задолженность по налогам.

Таким образом, трёхлетний срок со дня исполнения данного требования истек ДД.ММ.ГГГГ, а шестимесячные срок для обращения в суд ДД.ММ.ГГГГ.

Налоговый орган обратился к мировому судье о выдаче судебного приказа о взыскании с Шевченко П.И. транспортного налога и пени, только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. за пределами установленного законодателем шестимесячного срока.

Суд не усматривает в материалах дела обстоятельств, свидетельствующих о пропуске срока обращения в суд по уважительным причинам. Административный истец о восстановлении пропущенного срока обращения в суд не просил, полагая, что срок им не пропущен.

Пропуск срока обращения в суд является достаточным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Поскольку налоговым органом пропущен установленный законом срок обращения в суд с требованием о взыскании с Шевченко П.И. транспортного налога, то административное исковое заявление удовлетворению не подлежит

Кроме того, суд принимает во внимание, что в соответствии с Поручением Президента Российской Федерации, а также Федеральным законом от 28.12.2017 №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено списание налоговой задолженности для некоторых категорий налогоплательщиков. Так в частности для физических лиц списанию подлежит сумма налоговой задолженности по имущественным налогам (к которым относится транспортный налог, налог на имущество физических лиц и земельный налог), образовавшаяся по состоянию на 01.01.2015, а также соответствующая сумма по пени, начисленная на указанную задолженность.

Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам, утвержден Приказом ФНС России от 19.08.2010 №ЯК-7-8/393@.

Согласно пункту 1 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

В пункте 1 статьи 59 НК РФ приведен перечень оснований для признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, числящихся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, безнадежными к взысканию. Одним из таких оснований является принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесение им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам (подпункт 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса).

Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44, подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ, пункта 2.4 вышеуказанного Порядка, исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания.

По смыслу положений статьи 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в силу.

Исходя из подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ, инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.

Вместе с тем, следует учитывать, что исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов такой способ защиты прав налогоплательщика связан исключительно с утратой налоговым органом возможности принудительного взыскания соответствующих сумм в связи с истечением установленного срока их взыскания, установленного нормами Налогового кодекса Российской Федерации и отказом суда в восстановлении такого срока.

Как усматривается из материалов дела задолженность по транспортному налогу, образовалась у Шевченко П.И. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Из письменного ответа налогового органа на обращение Шевченко П.И. по вопросу исчисления транспортного налога следует, что списание числящейся за ним недоимки будет произведена в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку в суде установлено, что налоговый орган пропустил срок обращения в суд с иском о взыскании налога и пени, тем самым возможность их принудительного взыскания утрачена, налоговый орган вправе принять решение о признании данной задолженности безнадежной к взысканию и списать ее.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении административного иска о взыскании с Шевченко П.И. задолженности по транспортному налогу и пени следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.290, 175 – 177, 298 КАС РФ, суд

Решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ №1 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 30.03.2018.


2а-80/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 1 по Оренбургской области
Ответчики
Шевченко П.И.
Шевченко Петр Иванович
Суд
Шарлыкский районный суд Оренбургской области
Дело на сайте суда
sharlyksky.orb.sudrf.ru
05.02.2018[Адм.] Передача материалов судье
05.02.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
06.02.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
06.02.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.02.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.02.2018[Адм.] Судебное заседание
07.03.2018[Адм.] Судебное заседание
26.03.2018[Адм.] Судебное заседание
30.04.2020Регистрация административного искового заявления
30.04.2020Передача материалов судье
30.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
30.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.04.2020Судебное заседание
30.04.2020Судебное заседание
30.04.2020Судебное заседание
30.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.04.2020Дело оформлено
30.04.2020Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее