№ 2а-1283/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 октября 2017 года г. Добрянка
Добрянский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Цыбиной И.Н.,
при секретаре Буйловой Н.Х.,
с участием административного истца - заместителя прокурора г. Добрянки Антушкиева А.Е.,
представителя административного ответчика Жуковой Е.Н., действующей на основании доверенности,
представителя административного ответчика Шилова Р.Г., действующего на основании решения,
заинтересованного лица Зенкова Н.Н.,
представителей заинтересованного лица Кутового М.С., Бурыловой А.П., действующих на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Добрянки в защиту интересов неопределенного круга лиц и Муниципального образования «Добрянское городское поселение» к Думе Добрянского городского поселения Пермского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
Прокурор города Добрянки обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействие Думы Добрянского городского поселения, выраженное в неисполеннии требований федерального законодательства и Устава Муниципального образования «Добрянское городское поселение» о досрочном прекращении полномочий депутата Думы Добрянского городского поселения Зенкова Н.Н.; возложении обязанности на Думу Добрянского городского поселения устранить допущенные нарушения закона путем принятия в отношении депутата Думы Добрянского городского поселения третьего созыва по одномандатному избирательному округу Зенкова Н.Н. решения в соответствии с ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Добрянки проведена проверка исполнения депутатами Думы Добрянского городского поселения обязанности по предоставлению сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год, в ходе которой установлено следующее. Решением Территориальной избирательной комиссии Добрянского муниципального района от 09.09.2013 №40/18 Зенков Н.Н. избран депутатом Думы Добрянского городского поселения третьего созыва по одномандатному избирательному округу №. Как установлено в ходе проверки, в нарушение требований п. 4 ст. 12.1 ФЗ №273-ФЗ депутатом Думы Добрянского городского поселения Зенковым Н.Н. сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год в установленный законом срок, т.е. до 30.04.2016 в Думу Добрянского городского поселения не представлены. Указанные сведения депутатом Думы Добрянского городского поселения Зенковым Н.Н. не представлены и до настоящего времени. Факт неисполнения Зенковым Н.Н. обязанности, установленной ФЗ №273-ФЗ, установлен вступившим в законную силу решением Добрянского районного суда Пермского края от 16.08.2016, а также апелляционным определением Пермского краевого суда от 12.10.2016. 11.07.2017 информация о необходимости принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата Думы Добрянского городского поселения Зенкова Н.Н. с приложением копий судебных решений была направлена прокуратурой города в адрес Думы Добрянского городского поселения. Письмом Думы от 16.08.2017 прокурор города уведомлен о том, что вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Думы Добрянского городского поселения Зенкова Н.Н. выноситься на повестку дня заседания Думы не будет. До настоящего времени решение о досрочном прекращении полномочий депутата Думы Добрянского городского поселения Зенкова Н.Н. не принято, что свидетельствует о бездействии со стороны Думы Добрянского городского поселения по исполнению требований ст. 40 ФЗ №131-ФЗ, а также устава городского поселения. Считает, что указанное бездействие Думы является незаконным. Осуществление Зенковым Н.Н. на данный момент полномочий депутата представительного органа МО «Добрянское городское поселение», идущее в разрез с принципами законодательства о местном самоуправлении и о противодействии коррупции, является не только нарушением действующего законодательства, но и подрывает авторитет органов местного самоуправления МО «Добрянское городское поселение», а также нарушает права неопределенного круга лиц на осуществление местного самоуправления.
В судебном заседании представитель административного истца Антушкиев А.Е. на удовлетворении административного искового заявления настаивал по доводам, указанным в административном исковом заявлении.
Представители административного ответчика Жукова Е.Н., Шилов Р.Г. с административным исковым заявлением прокурора не согласились, просили отказать в его удовлетворении.
Заинтересованное лицо Зенков Н.Н. с административным исковым заявлением не согласился, пояснил, что на 30.04.2016 Положение о порядке представления сведений о своих доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера принято не было, утверждено Решением Думы Добрянского городского поселения только 26.05.2016. Считает, что в связи с этим обязанности по предоставлению указанных сведений за 2015 год у него не имеется. Поскольку Дума действует в соответствии с законодательством РФ и регламентами, бездействие в данном случае отсутствует. За 2016 года сведения о доходах, расходах он подал согласно принятому Думой Положению.
Представители заинтересованного лица Кутовой М.С., Бурылова А.П. просили в удовлетворении требований прокурора отказать, представили возражение на административное исковое заявление.
Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ) закрепляет законность деятельности и ответственность органов местного самоуправления, депутатов и иных выборных лиц местного самоуправления в качестве принципов местного самоуправления (часть 2 статьи 1, статьи 70 - 72).
Федеральный закон «О противодействии коррупции» от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ (далее – Федеральный закон №273-ФЗ) устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (преамбула).
Согласно ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пункт 4 статьи 5 Федерального закона № 273-ФЗ предусматривает, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Часть 1 статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ содержит основные термины и понятия, используемые в указанном Федеральном законе. В частности, определяет понятие «лицо, замещающее муниципальную должность» - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса.
Пунктом 20 статьи 37 Устава МО «Добрянское городское поселение», утвержденного решением Думы Добрянского городского поселения от 27.08.2015 №, предусмотрено, что депутат, выборное должностное лицо органа местного самоуправления должны соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены ФЗ №273-ФЗ и другими федеральными законами.
Порядок предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера определен Положением о предоставлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 №558 (далее – Положение).
Согласно п. 3 Положения о предоставлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера предоставляются ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Аналогичное положение закреплено в п. 1 раздела 1 Положения о порядке предоставления сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей депутатами Думы Добрянского городского поселения от 26.05.2016 №333.
В судебном заседании установлено, что Решением Территориальной избирательной комиссии Добрянского муниципального района от 09.09.2013 №40/18 выборы депутата Думы Добрянского городского поселения третьего созыва по одномандатному избирательному округу № признаны состоявшимися и действительными. Зенков Н.Н. признан избранным депутатом по указанному избирательному округу (л.д. 17).
В ходе проводимой прокуратурой города Добрянки проверкой исполнения депутатами Думы Добрянского городского поселения обязанности по предоставлению сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера за 2015 год депутатом Думы Добрянского городского поселения третьего созыва по одномандатному избирательному округу №№ Зенковым Н.Н. сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год в установленный законом срок, т.е. до 30.04.2016 в Думу Добрянского городского поселения не представлены. Указанные сведения не представлены и до настоящего времени.
Решением Добрянского городского суда Пермского края от 16.08.2016 в иске прокурора г. Добрянки в защиту интересов РФ и муниципального образования «Добрянское городское поселение» к Зенкову Н.Н. о прекращении досрочно полномочий депутата Думы Добрянского городского поселения третьего созыва по одномандатному избирательному округу №№ по основанию, предусмотренному ч. 7.1 ст. 40 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» отказано (л.д.9-12).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 12.10.2016 решение Добрянского районного суда <адрес> оставлено без изменения, апелляционное представление прокурора г. Добрянки – без удовлетворения (л.д. 13-15).
Определением судьи Пермского краевого суда от 14.04.2017 в передаче кассационного представления и.о. прокурора Пермского края на решение Добрянского районного суда Пермского края от 16.08.2016 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 12.10.2016 для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.
Решением Думы Добрянского городского поселения от 25.05.2016 утверждено Положение о порядке предоставления сведений о своих доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей депутатами Думы Добрянского городского поселения (л.д. 22-29).
Прокурором города Добрянки в адрес депутатов Думы Добрянского городского поселения 11.07.2017 (л.д. 18-19) была направлена информация о необходимости принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата Думы Добрянского городского поселения третьего созыва по одномандатному избирательному округу № Зенкова Н.Н. по основанию, предусмотренному ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В ответ на информацию прокурора Думой Добрянского городского поселения 16.08.2017 был направлен ответ, что комиссиями Думы Добрянского городского поселения принято решение не выносить данный вопрос на очередное заседание Думы (л.д. 16).
Согласно выписки из протокола заседания Комиссии по вопросам ЖКХ и инфраструктуре от ДД.ММ.ГГГГ № Комиссией принято решение не выносить вопрос на заседание Думы по факту отсутствия судебного решения по лишению депутата Зенкова Н.Н. депутатских полномочий (л.д. 35-36).
Из выписки из протокола заседания Комиссии по бюджету и социальным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 37-38) следует, что было принято решение не выносить вопрос о прекращении полномочий Зенкова Н.Н. на рассмотрение очередного заседания ФИО1.
Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (часть 7.2 ст. 40 Федерального закона №131-ФЗ).
В соответствии со ст. 3 Закона Пермского края от 11.11.2013 №239-ПК «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности Пермского края, лиц, замещающих муниципальные должности, государственных гражданских служащих, муниципальных служащих и иных лиц их доходам» (далее – Закон №239-ПК) лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Закона, обязано представлять сведения о своих расходах, а также о расходах членов своей семьи по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, членами его семьи в течение календарного года, предшествующего году представления сведений, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду (далее - крупная сделка), и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.
Губернатор Пермского края либо уполномоченное им должностное лицо в течение 30 дней со дня регистрации информации, являющейся основанием для принятия решения о контроле за расходами, рассматривает ее и уведомляет лиц (органы, организации), указанных в части 1 статьи 4 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», от которых поступила информация о принятом решении (статья 5 Закона №239-ПК).
Контроль за расходами в отношении лица, замещающего государственную должность, лица, замещающего муниципальную должность, в отношении муниципального служащего, а также членов его семьи возлагается на администрацию губернатора Пермского края. Функции по контролю за расходами в указанном случае осуществляет подразделение по вопросам государственной службы и кадров администрации губернатора Пермского края (статья 6 Закона №239-ПК).
Согласно части 7.3 статьи 40 Федерального закона №131-ФЗ при выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
В соответствии с частью 11 статьи 40 Федерального закона №131-ФЗ решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания. В случае обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования днем появления основания для досрочного прекращения полномочий является день поступления в представительный орган муниципального образования данного заявления.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. В этом случае суд обязывает административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано административное исковое заявление.
Из анализа приведенных норм следует, что суд отказывает в удовлетворении административного искового заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Суд, проанализировав действия административного истца, приходит к выводу, что проведение проверки достоверности и полноты сведений, предоставляемых депутатами после вступления в силу Федерального закона от 03.04.2017 №64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции» 15.04.2017 проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, т.е. губернатора Пермского края.
Кроме этого, законом предусмотрена процедура рассмотрения вопроса о досрочном прекращении полномочий выборного должностного лица местного самоуправления, согласно которой высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение или в суд.
Прокурору действующее законодательство полномочий по проведению проверки достоверности и полноты сведений, предоставляемых депутатами, и обращению в представительный орган местного самоуправления либо в суд с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата не делегирует. Обращение с указанным заявлением является прерогативой высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Несмотря на то, что Зенков Н.Н. как депутат Думы Добрянского городского поселения, обязанность в области противодействия коррупции не исполнил, это не влечет за собой удовлетворение требований прокурора, поскольку проведение проверки и решение вопроса об обращении с заявлением отнесено к исключительной компетенции губернатора Пермского края.
В связи с данным обстоятельством суд приходит к выводу об отсутствии незаконности бездействия Думы Добрянского городского поселения, выраженного в неисполнении требований федерального законодательства и Устава МО «Добрянское городское поселение» о досрочном прекращении полномочий депутата Думы Добрянского городского поселения Зенкова Н.Н.
Таким образом, требования административного истца о признании незаконным бездействия, выраженного в неисполнении требований федерального законодательства и Устава Муниципального образования «Добрянское городское поселение» о досрочном прекращении полномочий депутата Думы Добрянского городского поселения Зенкова Н.Н.; возложении обязанности на Думу Добрянского городского поселения устранить допущенные нарушения закона путем принятия в отношении депутата Думы Добрянского городского поселения третьего созыва по одномандатному избирательному округу Зенкова Н.Н. решения в соответствии с ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» удовлетворены быть не могут.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
решил:
В удовлетворении административного искового заявления прокурора города Добрянки к Думе Добрянского городского поселения Пермского края о признании незаконным бездействия, выраженного в неисполнении требований федерального законодательства и Устава Муниципального образования «Добрянское городское поселение» о досрочном прекращении полномочий депутата Думы Добрянского городского поселения Зенкова Николая Николаевича; возложении обязанности на Думу Добрянского городского поселения устранить допущенные нарушения закона путем принятия в отношении депутата Думы Добрянского городского поселения третьего созыва по одномандатному избирательному округу Зенкова Николая Николаевича решения в соответствии с ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, представление в Пермский краевой суд через Добрянский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья-подпись-
Копия верна. Судья И.Н. Цыбина
Мотивированное решение изготовлено 23.10.2017.
Подлинник решения подшит в деле № 2а-1283/2017. Гражданское дело № 2а-1283/2017 находится в производстве Добрянского районного суда Пермского края.