Дело № 2а-91/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Самагалтай 13 августа 2019 года
Тес-Хемский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Кочнёвой А.Ш., при секретаре Салгын-оол Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Тес-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» о признании незаконным бездействие администрации муниципального района «Тес-Хемский кожуун» по непринятию мер, направленных на организацию сбора и вывоза отходов производства и потребления, возложении обязанности создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов соответствующие требования федерального законодательства на территории сельских поселений <адрес>, согласовать местоположение таких площадок и получить на них соответствующие санитарно-эпидемиологические заключения,
с участием помощника прокурора Монгуш П.А., представителей ответчиков – М., С., Э.,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тес-Хемского районного суда Республики Тыва Ондар А.О. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» о признании незаконным бездействие администрации муниципального района «Тес-Хемский кожуун» по непринятию мер, направленных на организацию сбора и вывоза отходов производства и потребления, возложении обязанности создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов соответствующие требования федерального законодательства на территории сельских поселений <адрес>, согласовать местоположение таких площадок и получить на них соответствующие санитарно-эпидемиологические заключения.
В обоснование административных исковых требований истец указал, что по результатам проведенной прокуратурой района проверки установлено, что администрацией муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» места (площадки) для временного размещения твердых коммунальных отходов в сельских поселений <адрес> не сформированы, уполномоченным органом Республики Тыва местоположение таких площадок не согласованы, санитарно-эпидемиологические заключения не получены. В ДД.ММ.ГГГГ председателю администрации района информация о необходимости принятия соответствующих мер, направленных на обеспечение сельских поселений района соответствующими площадками временного сбора и накопления твердых коммунальных отходов, в том числе решения вопроса о формировании соответствующего объема финансирования на указанные расходы в бюджете муниципального района на 2019 год. В ходе проверки, проведенной в ДД.ММ.ГГГГ, администрацией района указанные нарушения не устранены. В связи с чем прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, которое рассмотрено без фактического устранения нарушений. Согласно информации Управления Роспотребнадзора по Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ администрация района заявки на согласование мест временного размещения твердых коммунальных отходов не поступали, в связи с чем заключения о соответствии либо несоответствии данных мест органом не выдавались. В результате непринятия мер администрацией <адрес> по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления нарушаются конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду. Также это приводит к загрязнению окружающей среды и является грубым нарушением норм федерального законодательства. Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Тес-Хемский кожуун» по непринятию мер, направленных на организацию сбора и вывоза отходов производства и потребления, обязать создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов соответствующие требования федерального законодательства на территории сельских поселений <адрес>, согласовать местоположение таких площадок и получить на них соответствующие санитарно-эпидемиологические заключения.
Помощник прокурора Монгуш П.А. поддержала исковые требования по указанным в нем основаниям.
Представители ответчиков М., С., Э. исковые требования признали.
Надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства представители ответчиков на судебное заседание не явились, ходатайств и заявлений не заявляли.
Дело рассматривается в порядке ст.150 КАС РФ.
Выслушав истца, представителей ответчиков и изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131) к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В соответствии с ч.2 ст.8 и ст.9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ст.39 КАС РФ).
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено и в ст.11 Федерального закона от 1-.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ч.2 ст.21, ч.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации
Пунктом 13 части 1 статьи 4 Устава муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва», принятым решение Хуралом представителей Тес-Хемского кожууна Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ №, к вопросам местного значения Тес-Хемского кожууна относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Из материалов дела следует, что администрацией муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» отсутствуют места (площадки) для временного размещения твердых коммунальных отходов в сельских поселениях <адрес> с уполномоченным органом субъекта местоположение таких площадок не согласованы, санитарно-эпидемиологические заключения не получены, несмотря на направление в ДД.ММ.ГГГГ информации о необходимости принять соответствующие меры.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> Республики Тыва в адрес председателю администрации муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Из ответа администрации Тес-Хемского кожууна Республики Тыва на представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией кожууна вынесено постановление № 88 «Об утверждении мест (площадок) для временного размещения твердых бытовых отходов на территории Тес-Хемского кожууна» утвержден новые схемы расположения земельных участков для временного размещения отходов в сумонах <адрес>. Направлены письма в Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГГГ № и «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Тыва» от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ администрацией Тес-Хемского кожууна отправлено заявление в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва по изменению разрешенного использования земельного участка в <адрес>, в юго-восточном направлении <данные изъяты> метров с кадастровым номером № «Для размещения полигона бытовых отходов» на места (площадки) размещения твердых коммунальных отходов», согласно принятому постановлению администрации Тес-Хемского кожууна от ДД.ММ.ГГГГ №. ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва отказано в удовлетворении заявления об изменении разрешенного использования земельного участка.
Из объяснения начальника отдела по жизнеобеспечению администрации муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что соответствующие места временного накопления твердых коммунальных отходов на территории района с Управлением Роспотребнадзора по Республике Тыва не согласованы и не утверждены, контейнерные площадки не организованы, не имеется.
Согласно информации Управления Роспотребнадзора по Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ администрация района заявки на согласование мест временного размещения твердых коммунальных отходов не поступали, заключения о соответствии либо несоответствии данных мест органом не выдавались.
На основании изложенного суд полагает, что выявленный факт не создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений <адрес>, не согласование местоположение площадок и не получение санитарно-эпидемиологического заключения свидетельствует о ненадлежащей реализации уполномоченным органом местного самоуправления возложенных на них полномочий по охране окружающей среды.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора в интересах неопределенного круга лиц, поскольку полагает, что не сформирование мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений <адрес>, не согласование местоположение площадок и не получение санитарно-эпидемиологического заключения, свидетельствует о незаконном бездействии ответчика по организации мероприятий по создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории указанных сельских поселений, что в свою очередь нарушают гарантированные права граждан на благоприятную окружающую среду в населенных пункта, приводит к загрязнению окружающей среды.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 174-175, 177, 179-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Тес-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» о признании незаконным бездействие администрации муниципального района «Тес-Хемский кожуун» по непринятию мер, направленных на организацию сбора и вывоза отходов производства и потребления, возложении обязанности создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов соответствующие требования федерального законодательства на территории сельских поселений <адрес>, согласовать местоположение таких площадок и получить на них соответствующие санитарно-эпидемиологические заключения удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» по непринятию мер, направленных на организацию сбора и вывоза отходов производства и потребления на территории сельских поселений <адрес>.
Обязать администрацию муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов соответствующие требования федерального законодательства на территории сельских поселений <адрес>, согласовать местоположение таких площадок и получить на них соответствующие санитарно-эпидемиологические заключения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Тес-Хемский районный суд Республики Тыва.
Мотивированное решение изготовлено 16 августа 2019 года.
Председательствующий А.Ш. Кочнёва