Решение по делу № 33-4941/2023 от 15.06.2023

Дело № 33-4941/2023

2-154/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Оренбург 18 апреля 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Сенякина И.И.,

судей Зудерман Е.П. и Ярыгиной Е.Н.,

при секретаре Щукиной Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления образования администрации города Оренбурга на решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 7 апреля 2023 года по гражданскому делу по иску прокурора Центрального района города Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному автономному учреждению «Детский сад № 165», Управлению образования администрации города Оренбурга, об обязании выполнения работ по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, заслушав доклад судьи Сенякина И.И., оценив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев материалы дела в пределах этих доводов,

УСТАНОВИЛА:

прокурор Центрального района города Оренбурга обратился в суд с указанным выше иском к МДОАУ «Детский сад №165», Управлению образования администрации г. Оренбурга по тем основаниям, что в ходе прокурорской проверки на предмет соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности МДОАУ «Детский сад №165» установлено, что детский сад на основании Устава, утвержденного распоряжением управления образования г.Оренбурга от 06 ноября 2019 года № 988 осуществляет образовательную деятельность в здании, расположенном по адресу: (адрес), используемым на праве оперативного управления.

14 апреля 2021 года старшим инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Оренбургу и Оренбургскому району УНД и ПР Главного управления МЧС России по Оренбургской области Ш.И.Н. в адрес МДОАУ «Детский сад №165» вынесено предписание №163/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объекты защиты и по предотвращению угрозы возникновению пожара, срок исполнения установлен 18 апреля 2022 года.

В соответствии с предписанием в помещениях детского сада №165 были выявлены следующие нарушения:

- при эксплуатации путей и выходов не обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (списочная численность (386 человека) превышает проектную (280 человек)) - Правила противопожарной режима в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479);

- ширина эвакуационного выхода 1-го этажа из здания непосредственно наружу главный вход выполнена менее 1,2 м. (фактически 0,81 м.) (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов в пределах 5%) - ст. 4, 6, 53, 89 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.1.4, п. 4.1.5, п. 5.1.4 СП 1.13130.2020;

- ширина эвакуационного выхода 1-го этажа (тамбур перед главным эвакуационным выходом непосредственно наружу), выполнена менее 1,2 м. (фактически 0,82 м.) (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов в пределах 5%) - ст. 4, 6, 53, 89 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.1.4, п. 4.1.5, п. 5.1.4 СП 1.13130.2020;

- ширина эвакуационного выхода из лестничной клетки (главный вход) ведущий в коридор 1-го выполнена менее 1,2 м. (фактически 0,80 м.) (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов в пределах 5%) - ст. 4, 6, 53, 89 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.1.4, п. 4.1.5, п. 5.1.4 СП 1.13130.2020;

- ширина эвакуационного выхода из коридора 1-го этажа в лестничную клетку (центральная открытая лестничная клетка), выполнена менее 1,2 м. (фактически 0,82 м.) (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов в пределах 5%) - ст. 4, 6, 53, 89 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.1.4, п. 4.1.5, п. 5.1.4 СП 1.13130.2020;

- ширина эвакуационного выхода из лестничной клетки (центральная лестничная клетка) 1-го этажа (тамбур перед эвакуационным выходом непосредственно наружу), выполнена менее 1,2 м. (фактически 0,82 м.) (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов в пределах 5%) - ст. 4, 6, 53, 89 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.1.4, п. 4.1.5, п. 5.1.4 СП 1.13130.2020;

- ширина эвакуационного выхода из лестничной клетки (центральная открытая лестничная клетка) 1-го этажа ведущего непосредственно наружу, выполнена менее 1,2 м. (фактически 1,05 м.) (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов в пределах 5%) - ст. 4, 6, 53, 89 Федерального закона от 22 августа 2008 года №123»Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.4.1.4, п. 4.1.5, п. 5.1.4 СП 1.13130.2020;

- ширина эвакуационного выхода из спортивного зала ведущий в коридор 1-го этажа, выполнена менее 1,2 м. (фактически 0,85 м.) (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов в пределах 5%) -    ст. 4, 6, 53, 89 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.1.4, п. 4.1.5, п. 5.1.4 СП 1.13130.2020;

- помещения спортивного зала и музыкального зала 1-го этажа не обеспечены вторым эвакуационным выходом;

- ширина эвакуационного выхода 1-го этажа (тамбур перед главным эвакуационным выходом непосредственно наружу), выполнена менее 1,2 м. (фактически 0,82 м.) - ст. 4, 6, 53, 89 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 5.1.3 СП 1.13130.2020;

- ширина эвакуационного выхода из групповой ячейки №1 Львенок 1-го этажа ведущего непосредственно наружу (фактически 0,83 м.), а также ведущего в коридор (фактически 0,85 м.), выполнена менее 1,2 м. (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов в пределах 5%) - ст. 4, 6, 53, 89 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.4.1.4, п. 4.1.5, п. 5.1.4 СП 1.13130.2020;

- ширина коридора 1-го этажа, при одностороннем открывании дверей, выполнена менее 1,2 м. (фактически 0,75 м (ширина коридора 1,10 м., при ширине дверного полотна 0,70 м.) (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов в пределах 5%) - ст. 4, 6, 53, 89 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.1.4, п. 4.1.5, п. 5.1.2 СП 1.13130.2020, п. 3.36 СНиП II-JI.3-71;

- ширина эвакуационного выхода из пищеблока ведущего наружу, выполнена менее 0,8 м. (фактически 0,73 м.) (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов в пределах 5%) - ст. 4, 6, 53, 89 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.1.4, п. 4.1.5, п. 4.2.19 СП 1.13130.2020, п. 4.8 СНиП П-Л.2-72;

- ширина эвакуационного выхода из групповой ячейки № 4 «Почемучки» 1-го этажа ведущего непосредственно наружу (фактически 0,87 м.), а также ведущего в коридор (фактически 0,86 м.), выполнена менее 1,2 м. (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов в пределах 5%) - ст. 4, 6, 53, 89 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.1.4, п. 4.1.5, п. 5.1.4 СП1.13130.2020;

- ширина эвакуационного выхода из групповой ячейки № 5 «Росток» 1-го этажа ведущего непосредственно наружу (фактически 0,94 м.), а также ведущего в коридор (фактически 0,85 м.), выполнена менее 1,2 м. (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов в пределах 5%) - ст. 4, 6, 53, 89 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.4.1.4, п. 4.1.5, п. 5.1.4 СП 1.13130.2020;

- ширина эвакуационного выхода из лестничной клетки (левого крыла) 1- го этажа (тамбур перед эвакуационным выходом непосредственно наружу), выполнена менее 1,2 м. (фактически 0,85 м.) (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов в пределах 5%) - ст. 4, 6, 53, 89 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.1.4, п. 4.1.5, п. 5.1.4 СП 1.13130.2020;

- ширина эвакуационного выхода из лестничной клетки (левого крыла) 1-го этажа (непосредственно наружу), выполнена менее 1,2 м. (фактически 0,85 м.) (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов в пределах 5%) - ст. 4, 6, 53, 89 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.1.4, п. 4.1.5 п. 5.1.4 СП 1.13130.2020;

- ширина эвакуационного выхода из групповой ячейки № 6 «Радуга» 2-го этажа ведущего в коридор (фактически 0,87 м.), а также ведущего непосредственно на лестницу 3-го типа (фактически 0,72 м.), выполнена менее 1.2 м. (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов в пределах 5%) - ст. 4, 6, 53, 89 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.1.4, п. 4.1.5 п. 5.1.4 СП 1.13130.2020, п. 4.8 СНиП П-Л.2-72;

- ширина эвакуационного выхода из коридора в лестничную клетку в районе групповой ячейки № 6 «Радуга» 2-го этажа (фактически 0,80 м.), выполнена менее 1,2 м. (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей    и выходов в пределах 5%) - ст. 4, 6, 53, 89 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.1.4, п. 4.1.5, п. 5.1.4 СП 1.13130.2020;

- ширина эвакуационного выхода из групповой ячейки № 7 «Солнышко» 2-го этажа ведущего в коридор (фактически 0,77 м.), а также ведущего непосредственно на лестницу 3-го типа (фактически 0,72 м.), выполнена менее 1.2 м. (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов в пределах 5%) - ст. 4, 6, 53, 89 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.1.4, п. 4.1.5 п. 5.1.4 СП 1.13130.2020, п. 4.8 СНиП П-Л.2-72;

- ширина эвакуационного выхода из групповой ячейки № 7 «Солнышко» 1-го этажа ведущего в групповую ячейку № 8 «Растишка» (фактически 0,87 м.), выполнена менее 1,2 м. (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и в пределах 5%) -    ст. 4, 6, 53,    89 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.1.4, п. 4.1.5, п. 5.1.4 СП 1.13130.2020;

- ширина эвакуационного выхода из групповой ячейки № 8 «Растишка» 1-го этажа ведущего в лестничную клетку (фактически 0,86 м.), а также ведущего непосредственно на лестницу 3-го типа (фактически 0,72 м.), выполнена менее 1,2 м. (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов в пределах 5%) - ст. 4, 6, 53, 89 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.1.4, п. 4.1.5, п. 5.1.4 СП 1.13130.2020, п. 4.8 СНиП П-Л.2-72;

- ширина эвакуационного выхода из групповой ячейки № 9 «Знайки» 1-го этажа ведущего в лестничную клетку (фактически 0,89 м.), а также ведущего непосредственно на лестницу 3-го типа (фактически 0,78 м.), выполнена менее 1,2 м. (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов в пределах 5%) - ст. 4, 6, 53, 89 Федерального закона от 22 августа 2008 года №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.1.4, п. 4.1.5, п. 5.1.4 СП 1.13130.2020, п. 4.8 СНиП П-Л.2-72;

- ширина эвакуационного выхода из групповой ячейки №10 «Смешарики» 2-го этажа ведущего в лестничную клетку (фактически 0,87 м.), а также ведущего непосредственно на лестницу 3-го типа (фактически 0,72 м.), выполнена менее 1,2 м. (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов в пределах 5%) - ст. 4, 6, 53, 89 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123 «Технический регламент о требования пожарной безопасности»; п. 4.1.4, п. 4.1.5, п. 5.1.4 СП 1.13130.2020, п. 4.8 СНиП П-Л.2-72;

- ширина эвакуационного выхода из групповой ячейки №10 «Смешарики» 2-го этажа ведущего в групповую ячейку № 11 «Крепыши» (фактически 0,89 м.), выполнена менее 1,2 м. (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов в пределах 5%) - ст. 4, 6, 53, 89 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.1.4, п. 4.1.5, п. 5.1.4 СП 1.13130.2020.

- ширина эвакуационного выхода из групповой ячейки № 11 «Крепыши» 1-го этажа ведущего в лестничную клетку (фактически 0,85 м.), а также ведущего непосредственно на лестницу 3-го типа (фактически 0,74 м.), выполнена менее 1,2 м. (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей    и выходов в пределах 5%) - ст. 4, 6, 53, 89 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.1.4, п. 4.1.5, п. 5.1.4 СП 1.13130.2020, п. 4.8 СНиП П-Л.2-72;

- ширина эвакуационного выхода из групповой ячейки № 12 «Здоровейка» 2-го этажа ведущего в лестничную клетку (фактически 0,86 м.), а также ведущего непосредственно на лестницу 3-го типа (фактически 0,73 м.), выполнена менее 1,2 м. (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов в пределах 5%) - ст. 4, 6, 53, 89 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123 «Технический регламент    о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.1.4, п. 4.1.5, п. 5.1.4 СП 1.13130.2020, п. 4.8 СНиП П-Л.2-72;

- ширина эвакуационного выхода из коридора в лестничную клетку в районе групповой ячейки № 12 «Здоровейка» 2-го этажа (фактически 0,84 м.), выполнена менее 1,2 м. (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов в пределах 5%) - ст. 4, 6, 53, 89 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123 «Технический регламент    о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.1.4, п. 4.1.5, п. 5.1.4 СП 1.13130.2020;

- ширина пути эвакуации по лестнице (в районе главного входа) выполнена менее 1,35 м. (фактически 1,09-1,17    м.) (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов в пределах 5%) - ст. 4, 6, 53, 89 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.1.5, п. 4.4.1 СП 1.13130.2020, п. 4.21 СНиП П-Л.2-72;

- ширина пути эвакуации по лестнице (центральная открытая лестничная клетка) выполнена менее 1,35 м. (фактически 1,12-1,26 м.) (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов в пределах 5%) - ст. 4, 6, 53, 89 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.1.5, п. 4.4.1 СП 1.13130.2020, п. 4.21 СНиП П-Л.2-72.

- ширина пути эвакуации по лестнице (левое крыло) выполнена менее 1,35 м. (фактически 1,16-1,18 м.) (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов в пределах 5%) - ст. 4, 6, 53, 89 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.1.5, п. 4.4.1 СП 1.13130.2020, п. 4.21 СНиП П-Л.2-72;

- лестницы 3-го типа расположены на расстоянии менее 1 м. от оконных проемов групповые ячейки № 12, 11, 10, 9, 8, 7, 6 (2-ой этаж);

- к зданию детского сада подъезд пожарных автомобилей не обеспечен со всех сторон - п. 8.1 СП 4.13130.2013.

При проведении проверки установлено, что по состоянию на 08 сентября 2022 года указанные нарушения МДОАУ «Детский сад №165» не устранены.

Здание детского сада, не обеспеченное пожарной безопасностью, влечет нарушение права и законных интересов детей, педагогического и технического персонала образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части обеспечения их безопасности, жизни и здоровья.

С учетом уточнений исковых требований истец просил:

1. обязать МДОАУ «Детский сад №165» г. Оренбурга выполнить работы в срок до 31 декабря 2023 года по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности:

- оборудовать в помещении пищеблока двери складов № 1 и № 2, кастелянной, склада, категории В2 противопожарными не менее 2-го типа с переделом огнестойкости EI30;

- оборудовать на выходах из групп непосредственно наружу ограждения с поручнями;

- оборудовать двери помещений групп № 8, 9, 10, выходящие на лестничную клетку, приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах;

- обеспечить в помещениях прачечной, складском помещении на 1 этаже наличие на противопожарных дверях приспособлений для самозакрывания и уплотнений в притворах;

- произвести работы по замене системы пожарной сигнализации с истекшим сроком службы пожарных извещателей более 10 лет (фактически 13 лет).

2. обязать Управление образования администрации г. Оренбурга профинансировать мероприятия, направленные на обеспечение устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности в МДОАУ «Детский сад №165», до 01 июля 2023 года (выполнение работы по устранению нарушений, указанных в п.1 искового заявления).

Решением Центрального районного суда г. Оренбурга от 7 апреля 2023 года исковые требования прокурора Центрального района г.Оренбурга удовлетворены частично, суд постановил:

1. Обязать МДОАУ «Детский сад №165» г. Оренбурга в срок до 31 декабря 2023 года выполнить работы по устранению нарушений пожарной безопасности здания МДОАУ «Детский сад №165» г. Оренбурга, расположенного по адресу: (адрес), а именно:

- оборудовать в помещении пищеблока двери складов № 1 и № 2, кастелянной, склада, категории В2 противопожарными не менее 2-го типа с переделом огнестойкости EI30;

- оборудовать на выходах из групп непосредственно наружу ограждения с поручнями;

- оборудовать двери помещений групп № 8, 9, 10, выходящие на лестничную клетку, приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах;

- обеспечить в помещениях прачечной, складском помещении на 1 этаже наличие на противопожарных дверях приспособлений для самозакрывания и уплотнений в притворах;

- произвести работы по замене системы пожарной сигнализации с истекшим сроком службы пожарных извещателей более 10 лет (фактически 13 лет).

2. Обязать Управление образования администрации г. Оренбурга профинансировать мероприятия, направленные на обеспечение устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности в МДОАУ «Детский сад №165» г. Оренбурга до 01 сентября 2023 года в полном объеме.

В удовлетворении исковых требованиях в остальной части отказано.

Не согласившись с решением суда, Управление образования администрации г. Оренбурга в лице своего представителя подало апелляционную жалобу, в которой просит изменить решение суда в части установления срока для выполнения МДОАУ «Детский сад №165» г.Оренбурга работ по устранению нарушений, предоставить срок до 31 декабря 2024 года и для Управления образования администрации г.Оренбурга профинансировать мероприятия, направленные на обеспечение устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности в указанном дошкольном учреждении, предоставить срок до 01 сентября 2024 года. Считает недостаточным установленные судом сроки для устранения нарушений, поскольку МДОАУ «Детский сад №165» г.Оренбурга является бюджетным учреждением, осуществляющим свою деятельность в пределах доведенных ему лимитов. В плане финансово-хозяйственной деятельности МДОАУ «Детский сад №165» г.Оренбурга на 2023 год не предусмотрены средства на устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности. Кроме того, работы, связанные с выполнением мероприятий, указанных в иске, могут быть проведены только в период каникул.

В возражениях, поданных на апелляционную жалобу, истец считает, что решение суда является законным и обоснованным.

Все лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ответчика Управления образования администрации г. Оренбурга и третьего лица Финансового управления администрации г.Оренбурга не явились, судебная коллегия в соответствие со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика МДОАУ «Детский сад №165» г.Оренбурга Шириной Н.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, старшего помощника Сорочинского межрайонного прокурора Оренбургской области Петрова В.Ю., представителя третьего лица МЧС России – Демина А.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших на не возражений, судебная коллегия оснований для их удовлетворения не находит.

Согласно ст. 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности (стандартах, нормах и правилах пожарной безопасности, инструкциях и иных документах) являются обязательными к исполнению.

В силу ст. 34 названного закона граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

В ст. 37 указанного закона установлено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В силу абзаца 5 части 1 статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

В рамках реализации мер пожарной безопасности в отношении объектов защиты (зданий, сооружений, производственных объектов) собственнику такого объекта или лицу, которое владеет им на другом законном основании (в частности, на праве аренды, хозяйственного ведения), необходимо разработать и в уведомительном порядке представить декларацию пожарной безопасности (ч. 5 ст. 6, ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").

Декларация пожарной безопасности - это форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"). Она предусматривает (ч. 1 ст. 64 Закона): - оценку пожарного риска (если проводится расчет риска); - оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).

Пунктом 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что к компетенции образовательной организации относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Пункт 2 части 6 статьи 28 указанного закона предусматривает, что образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации (п. 7 данной статьи).

На основании п. 8 ч. 1 ст. 41 названого закона следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных казенных учреждений.

Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе обследования здания МДОАУ «Детский сад № 165» г. Оренбурга, проведенного прокуратурой района совместно со специалистом ОНД и ПР по городу Оренбургу и Оренбургскому району УНД и ПР Главного управления МЧС России по Оренбургской области, установлен ряд нарушений требований пожарной безопасности:

- при эксплуатации путей и выходов не обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (списочная численность (386 человека) превышает проектную (280 человек)) - Правила противопожарной режима в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479).

- ширина эвакуационного выхода 1-го этажа из здания непосредственно наружу главный вход выполнена менее 1,2 м (фактически 0,81 м.) (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов в пределах 5%) - ст. 4, 6, 53, 89 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.1.4, п. 4.1.5, п. 5.1.4 СП 1.13130.2020;

- ширина эвакуационного выхода 1-го этажа (тамбур перед главным эвакуационным выходом непосредственно наружу), выполнена менее 1,2 м. (фактически 0,82 м.) (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов в пределах 5%) - ст. 4, 6, 53, 89 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.1.4, п. 4.1.5, п. 5.1.4 СП 1.13130.2020;

- ширина эвакуационного выхода из лестничной клетки (главный вход) ведущий в коридор 1-го выполнена менее 1,2 м. (фактически 0,80 м.) (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов в пределах 5%) - ст. 4, 6, 53, 89 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.1.4, п. 4.1.5, п. 5.1.4 СП 1.13130.2020;

- ширина эвакуационного выхода из коридора 1-го этажа в лестничную клетку (центральная открытая лестничная клетка), выполнена менее 1,2 м. (фактически 0,82 м.) (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов в пределах 5%) - ст. 4, 6, 53, 89 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.1.4, п. 4.1.5, п. 5.1.4 СП 1.13130.2020;

- ширина эвакуационного выхода из лестничной клетки (центральная лестничная клетка) 1-го этажа(тамбур перед эвакуационным выходом непосредственно наружу), выполнена менее 1,2 м. (фактически 0,82 м.) (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов в пределах 5%) - ст. 4, 6, 53, 89 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.1.4, п. 4.1.5, п. 5.1.4 СП 1.13130.2020;

- ширина эвакуационного выхода из лестничной клетки (центральная открытая лестничная клетка) 1-го этажа ведущего непосредственно наружу, выполнена менее 1,2 м. (фактически 1,05 м.) (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов в пределах 5%) - ст. 4, 6, 53, 89 Федерального закона от 22 августа 2008 года №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.1.4, п. 4.1.5, п. 5.1.4 СП 1.13130.2020;

- ширина эвакуационного выхода из спортивного зала ведущий в коридор 1-го этажа, выполнена менее 1,2 м. (фактически 0,85 м.) (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов в пределах 5%) -    ст. 4, 6, 53, 89 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.1.4, п. 4.1.5, п. 5.1.4 СП 1.13130.2020;

- помещения спортивного зала и музыкального зала 1-го этажа не обеспечены вторым эвакуационным выходом;

- ширина эвакуационного выхода 1-го этажа (тамбур перед главным эвакуационным выходом непосредственно наружу), выполнена менее 1,2 м. (фактически 0,82 м.) - ст. 4, 6, 53, 89 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 5.1.3 СП 1.13130.2020;

- ширина эвакуационного выхода из групповой ячейки №1 Львенок 1-го этажа ведущего непосредственно наружу (фактически 0,83 м.), а также ведущего в коридор (фактически 0,85 м.), выполнена менее 1,2 м. (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов в пределах 5%) - ст. 4, 6, 53, 89 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.1.4, п. 4.1.5, п. 5.1.4 СП 1.13130.2020;

- ширина коридора 1-го этажа, при одностороннем открывании дверей, выполнена менее 1,2 м. (фактически 0,75 м (ширина коридора 1,10 м., при ширине дверного полотна 0,70 м.) (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов в пределах 5%) - ст. 4, 6, 53, 89 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.1.4, п. 4.1.5, п. 5.1.2 СП 1.13130.2020, п. 3.36 СНиП II-JI.3-71;

- ширина эвакуационного выхода из пищеблока ведущего наружу, выполнена менее 0,8 м. (фактически 0,73 м.) (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов в пределах 5%) - ст. 4, 6, 53, 89 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.1.4, п. 4.1.5, п. 4.2.19 СП 1.13130.2020, п. 4.8 СНиП П-Л.2-72;

- ширина эвакуационного выхода из групповой ячейки № 4 «Почемучки» 1-го этажа ведущего непосредственно наружу (фактически 0,87 м.), а также ведущего в коридор (фактически 0,86 м.), выполнена менее 1,2 м. (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов в пределах 5%) - ст. 4, 6, 53, 89 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.1.4, п. 4.1.5, п. 5.1.4 СП1.13130.2020;

- ширина эвакуационного выхода из групповой ячейки № 5 «Росток» 1-го этажа ведущего непосредственно наружу (фактически 0,94 м.), а также ведущего в коридор (фактически 0,85 м.), выполнена менее 1,2 м. (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов в пределах 5%) - ст. 4, 6, 53, 89 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.4.1.4, п. 4.1.5, п. 5.1.4 СП 1.13130.2020;

- ширина эвакуационного выхода из лестничной клетки (левого крыла) 1-го этажа (тамбур перед эвакуационным выходом непосредственно наружу), выполнена менее 1,2 м. (фактически 0,85 м.) (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов в пределах 5%) - ст. 4, 6, 53, 89 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.1.4, п. 4.1.5, п. 5.1.4 СП 1.13130.2020;

- ширина эвакуационного выхода из лестничной клетки (левого крыла) 1-го этажа (непосредственно наружу), выполнена менее 1,2 м. (фактически 0,85 м.) (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов в пределах 5%) - ст. 4, 6, 53, 89 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.1.4, п. 4.1.5 п. 5.1.4 СП 1.13130.2020;

- ширина эвакуационного выхода из групповой ячейки № 6 «Радуга» 2-го этажа ведущего в коридор (фактически 0,87 м.), а также ведущего непосредственно на лестницу 3-го типа (фактически 0,72 м.), выполнена менее 1.2 м. (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов в пределах 5%) - ст. 4, 6, 53, 89 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.1.4, п. 4.1.5 п. 5.1.4 СП 1.13130.2020, п. 4.8 СНиП П-Л.2-7;

- ширина эвакуационного выхода из коридора в лестничную клетку в районе групповой ячейки № 6 «Радуга» 2-го этажа (фактически 0,80 м.), выполнена менее 1,2 м. (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей    и выходов в пределах 5%) - ст. 4, 6, 53, 89 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.1.4, п. 4.1.5, п. 5.1.4 СП 1.13130.2020;

- ширина эвакуационного выхода из групповой ячейки № 7 «Солнышко» 2-го этажа ведущего в коридор (фактически 0,77 м.), а также ведущего непосредственно на лестницу 3-го типа (фактически 0,72 м.), выполнена менее 1.2 м. (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов в пределах 5%) - ст. 4, 6, 53, 89 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.1.4, п. 4.1.5 п. 5.1.4 СП 1.13130.2020, п. 4.8 СНиП П-Л.2-72;

- ширина эвакуационного выхода из групповой ячейки № 7 «Солнышко» 2-го этажа ведущего в групповую ячейку № 8 «Растишка» (фактически 0,87 м.), выполнена менее 1,2 м. (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и в пределах 5%) -    ст. 4, 6, 53,    89 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.1.4, п. 4.1.5, п. 5.1.4 СП 1.13130.2020;

- ширина эвакуационного выхода из групповой ячейки № 8 «Растишка» 2-го этажа ведущего в лестничную клетку (фактически 0,86 м.), а также ведущего непосредственно на лестницу 3-го типа (фактически 0,72 м.), выполнена менее 1,2 м. (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов в пределах 5%) - ст. 4, 6, 53, 89 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.1.4, п. 4.1.5, п. 5.1.4 СП 1.13130.2020, п. 4.8 СНиП П-Л.2-72;

- ширина эвакуационного выхода из групповой ячейки № 9 «Знайки» 1-го этажа ведущего в лестничную клетку (фактически 0,89 м.), а также ведущего непосредственно на лестницу 3-го типа (фактически 0,78 м.), выполнена менее 1,2 м. (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов в пределах 5%) - ст. 4, 6, 53, 89 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.1.4, п. 4.1.5, п. 5.1.4 СП 1.13130.2020, п. 4.8 СНиП П-Л.2-72;

- ширина эвакуационного выхода из групповой ячейки №10 «Смешарики» 2-го этажа ведущего в лестничную клетку (фактически 0,87 м.), а также ведущего непосредственно на лестницу 3-го типа (фактически 0,72 м.), выполнена менее 1,2 м. (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов в пределах 5%) - ст. 4, 6, 53, 89 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123 «Технический регламент о требования пожарной безопасности»; п. 4.1.4, п. 4.1.5, п. 5.1.4 СП 1.13130.2020, п. 4.8 СНиП П-Л.2-72;

- ширина эвакуационного выхода из групповой ячейки №10 «Смешарики» 2-го этажа ведущего в групповую ячейку № 11 «Крепыши» (фактически 0,89 м.), выполнена менее 1,2 м. (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов в пределах 5%) - ст. 4, 6, 53, 89 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.1.4, п. 4.1.5, п. 5.1.4 СП 1.13130.2020;

- ширина эвакуационного выхода из групповой ячейки № 11 «Крепыши» 2-го этажа ведущего в лестничную клетку (фактически 0,85 м.), а также ведущего непосредственно на лестницу 3-го типа (фактически 0,74 м.), выполнена менее 1,2 м. (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей    и выходов в пределах 5%) - ст. 4, 6, 53, Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.1.4, п. 4.1.5, п. 5.1.4 СП 1.13130.2020, п. 4.8 СНиП П-Л.2-72;

- ширина эвакуационного выхода из групповой ячейки № 12 «Здоровейка» 2-го этажа ведущего в лестничную клетку (фактически 0,86 м.), а также ведущего непосредственно на лестницу 3-го типа (фактически 0,73 м.), выполнена менее 1,2 м. (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов в пределах 5%) - ст. 4, 6, 53, 89 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.1.4, п. 4.1.5, п. 5.1.4 СП 1.13130.2020, п. 4.8 СНиП П-Л.2-72;

- ширина эвакуационного выхода из коридора в лестничную клетку в районе групповой ячейки № 12 «Здоровейка» 2-го этажа (фактически 0,84 м.), выполнена менее 1,2 м. (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов в пределах 5%) - ст. 4, 6, 53, 89 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.1.4, п. 4.1.5, п. 5.1.4 СП 1.13130.2020;

- ширина    пути эвакуации по лестнице    (в районе главного входа) выполнена менее 1,35 м. (фактически 1,09-1,17    м.) (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов в пределах 5%) - ст. 4, 6, 53, 89 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.1.5, п. 4.4.1 СП 1.13130.2020, п. 4.21 СНиП П-Л.2-72;

- ширина пути эвакуации по лестнице (центральная открытая лестничная клетка) выполнена менее 1,35 м. (фактически 1,12-1,26 м.) (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов в пределах 5%) - ст. 4, 6, 53, 89 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.1.5, п. 4.4.1 СП 1.13130.2020, п. 4.21 СНиП П-Л.2-72;

- ширина пути эвакуации по лестнице (левое крыло) выполнена менее 1,35 м. (фактически 1,16-1,18 м.) (с учетом отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов в пределах 5%) - ст. 4, 6, 53, 89 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.1.5, п. 4.4.1 СП 1.13130.2020, п. 4.21 СНиП П-Л.2-72;

- лестницы 3-го типа расположены на расстоянии менее 1 м. от оконных проемов групповые ячейки № 12, 11, 10, 9, 8, 7, 6 (2-ой этаж);

- к зданию детского сада подъезд пожарных автомобилей не обеспечен со всех сторон - п. 8.1 СП 4.13130.2013.

12 марта 2021 года ГУ МЧС России по Оренбургской области в адрес МДОАУ «Детский сад № 165» вынесено предписание об устранении нарушений в срок до 18 апреля 2022 года.

Из представленных в материалы дела сведений следует, что руководителем детского сада производились действия по устранению нарушений.

При проведении проверки 08 сентября 2022 года установлено, что выявленные нарушения не устранены.

В ходе дополнительной проверки, проведенной прокуратурой района совместно с инспектором ОНД и ПР по г. Оренбургу и Оренбургскому району 03 февраля 2023 года выявлены следующие нарушения:

- в помещении пищеблока двери складов № 1 и № 2, кастелянная, склад, категории В2 выполнены не противопожарными 2-го типа с переделом огнестойкости EI 30 - ст. 4, 6, 59, 88 табл. 23, 24 ст. 103 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123-Ф3; п. 5.1.2, 5.5.2 СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»;

- на выходах из групп непосредственно наружу при высоте лестниц более 45 см не предусмотрены ограждения с поручнями - ст. 4, 6, 53, 89 ст. 103 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123-Ф3; п. 4.3.5 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»;

- двери помещений групп № 8, 9, 10, выходящие на лестничную клетку, не оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах - ст. 4, 6, 53, 89 ст. 103 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123-Ф3; п. 4.4.6 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»;

- в помещениях прачечной, складском помещении на 1 этаже не обеспечено наличие на противопожарных дверях приспособлений для самозакрывания и уплотнений в притворах - п. 24 правил противопожарного режима;

- допущена эксплуатация системы пожарной сигнализации с истекшим сроком службы пожарных извещателей более 10 лет (фактически 13 лет) - ст. 4, 6, 54, 83 Федерального закона от 22 августа 2008 года № 123-Ф3, п. 4.2.4.3 ГОСТ Р 53325-2012 «Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний».

Материалы дела не содержат сведений о том, что ответчик уведомлял орган государственного пожарного надзора об исполнении предписания в части производства работ по оборудованию в помещении пищеблока двери складов № 1 и № 2, кастелянная, склад, категории В2 противопожарными не менее 2 типа с переделом огнестойкости ЕI 30; по оборудованию на выходах из групп непосредственно наружу ограждениями с поручнями»; оборудованию дверей помещений групп № 8, 9, 10, выходящие на лестничную клетку, приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах»; обеспечением в помещениях прачечной, складском помещении на 1 этаже наличием на противопожарных дверях приспособлений для самозакрывания и уплотнений в притворах; произведенных работах по замене системы пожарной сигнализации с истекшим сроком службы пожарных извещателей более 10 лет (фактически 13 лет), оснований полагать, что меры, указанные в предписании выполнены в полном объеме отсутствуют. Кроме того, в судебном заседании ответчики не отрицали данный факт и ссылались на устранение нарушений при наличии выделенных Финансовым управлением администрации города Оренбурга денежных средств на проведение работ.

В ходе судебного разбирательства установлено, что МДОАУ «Детский сад №165» произведен оценочный расчет величины пожарного риска на здание, расположенное по адресу: (адрес).

В соответствии с оценочным расчетом величины пожарных рисков полученная расчетная величина пожарного риска для здания МДОАУ «Детский сад №165», не превышает нормативного значения пожарного риска. Здание МДОАУ «Детский сад №165» расположенное по адресу: (адрес), соответствует требованиям пожарной безопасности. Вывод справедлив для исходных данных представленных в расчете (объемно-планировочные) и архитектурные решения, количество людей и т.п.). При изменении исходных данных расчет пожарного риска должен быть проведен повторно.

Также установлена необходимость выполнить следующие дополнительные противопожарные мероприятия:

- по оборудованию в помещении пищеблока двери складов № 1 и №2, кастелянная, склад, категории В2 противопожарными не менее 2 типа с переделом огнестойкости ЕI 30;

- по оборудованию на выходах из групп непосредственно наружу ограждениями с поручнями»;

- по оборудованию дверей помещений групп № 8, 9, 10, выходящие на лестничную клетку, приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах»;

- обеспечением в помещениях прачечной, складском помещении на 1 этаже наличием на противопожарных дверях приспособлений для самозакрывания и уплотнений в притворах;

- по замене системы пожарной сигнализации с истекшим сроком службы пожарных извещателей более 10 лет (фактически 13 лет).

Невыполнение указанных работ связано с отсутствием финансирования со стороны Управления образования администрации г.Оренбурга.

Допрошенный в суде первой инстанции специалист К.Е.О. пояснил, что своим расчетом он снял риски относительно требований пожарной безопасности по лестнице, помещения в которых отсутствуют эвакуационные выхода сняты, процесс эвакуации рассчитан через основные входы. Методикой допускается определённое количество эвакуированных людей, поэтому возможность возникновения пожара снимается расчетом. Также давалась оценка пристроенного одноэтажного здания, бывшего бассейна. В настоящее время используемого в качестве склада. Со слов руководителя этот объект не используется. Если там склад, то нужно определять категорию, риском этот вариант не учитывался. При новых обстоятельствах необходимо устанавливать либо противопожарное заполнение, либо установку противопожарной двери.

Удовлетворяя исковые требования в части возложения на образовательное учреждение обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами права, исходил из того, что обязанность МДОАУ «Детский сад №165» г. Оренбурга по обеспечению безопасности учащихся и работников закреплена на федеральном и региональном уровнях, в нарушение требований законодательства МДОАУ «Детский сад №165» г. Оренбурга нарушаются права и интересы посетителей и учащихся, а также работников учреждения на обеспечение безопасности жизни и здоровья, при этом суд посчитал разумным и достаточным для исполнения решения суда срок, который просил установить истец для устранения выявленных нарушений.

Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания несовершеннолетних и работников образовательного учреждения.

Разрешая исковые требования в части возложения на Управление образования администрации г. Оренбурга обязанности обеспечить финансирование своевременного выполнения МДОАУ «Детский сад №165» г. Оренбурга мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности, суд исходил из того, что МДОАУ «Детский сад №165» г. Оренбурга является некоммерческой организацией, его учредителем является муниципальное образование МО «город Оренбург». Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация г.Оренбурга в лице отраслевого органа - управления образования администрации г.Оренбурга, при этом суд посчитал разумным и достаточным для исполнения решения в указанной части срок до 01 сентября 2023 года

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст. ст. 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Вопреки доводам апелляционной жалобы отсутствие у ответчика финансирования не освобождает его от обязанности исполнения обязательных требований пожарной безопасности.

Довод апелляционной жалобы о недостаточном сроке на выполнение возложенной на Управление обязанности не свидетельствует о допущенных судом первой инстанции ошибках.

Суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что с учетом положений части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливая срок исполнения решения, суд первой инстанции исходил из необходимости реального исполнения судебного постановления, обеспечения наиболее разумного и справедливого баланса публичных интересов и интересов ответчиков.

Вопреки доводам апелляционной жалобы предоставление более длительного срока исполнения решения суда отдалит его исполнение, что приведет к необоснованному нарушению прав на своевременное исполнение решения суда, а, следовательно и к нарушению прав, законных интересов несовершеннолетних граждан, обучающихся в учебном заведении.

При этом ответчик не лишен права в случае наличия обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, обратиться в суд с заявлением об отсрочке его исполнения в порядке части 1 статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемых судебных постановлений, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.

Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку установленные ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правила оценки доказательств судом нарушены не были, выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, судом не допущено, и спор по существу разрешен верно.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 7 апреля 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления образования администрации города Оренбурга – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 25 июля 2023 года.

33-4941/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Центрального района г.Оренбурга
Ответчики
МДОАУ Детский сад №165
Управление образования администрации г.Оренбурга
Другие
Финансовое управление Администрации г. Оренбурга
ГУ МЧС России по Оренбургской области
Суд
Оренбургский областной суд
Судья
Сенякин Игорь Иванович
Дело на странице суда
oblsud.orb.sudrf.ru
16.06.2023Передача дела судье
18.07.2023Судебное заседание
03.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.08.2023Передано в экспедицию
18.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее