Решение по делу № 2-182/2024 от 03.06.2024

№ 2-182/2024

22RS0027-01-2024-000211-38

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

      с. Краснощеково                                                            22 августа 2024 года

    Краснощековский районный суд Алтайского края в составе

    председательствующего судьи Пичугиной Ю.В.,

    при секретаре судебного заседания Казаченко А.Н.,

    при участии истца Дюжева В.В., представителя истца адвоката Холодулиной Т.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дюжева В.В. к краевому государственному учреждению здравоохранения «Краснощековская ЦРБ», Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о признании права на досрочное назначение страховой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Дюжев В.В. обратился в суд с указанным иском, просил обязать краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Краснощековская центральная районная больница» направить в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю корректирующие сведения, необходимые для внесения изменений в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица Дюжева В.В. о работе в должности машиниста (кочегара) котельной Верх-Камышенской амбулатории краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Краснощековская центральная районная больница» с указанием кода «Особые условия труда» - код позиции 23200000-13786 периоды:

с ДД.ММ.ГГГГ гола по ДД.ММ.ГГГГ (3 месяца 25 дней);

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7 месяцев 1 день);

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 месяцев 26 дней);

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7 месяцев).

Отменить решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Алтайскому краю от 05 февраля 2024 года № 594981/23 об отказе Дюжеву В.В. в установлении страховой пенсии по стрости.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю включить в специальный стаж Дюжева В.В. периоды работы в должности машиниста (кочегара) котельной Верх-Камышенской амбулатории краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Краснощековская центральная районная больница» периоды:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 месяца);

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7 месяцев 3 дня);

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 месяцев);

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 месяцев 20 дней);

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 месяцев 23 дня);

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 месяцев 23 дня);

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7 месяцев 1 день);

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 месяцев 26 дней);

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7 месяцев).

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю включить в специальной стаж Дюжева В.В. периоды работы в должности машиниста (кочегара) котельной Верх-Камышенской амбулатории Администрации Верх-Камышенского сельсовета Краснощековского района Алтайского края периоды:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 месяца 16 дней);

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 месяцев 08 дней);

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 месяцев 2 дня);

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 месяца 5 дней).

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю назначить Дюжеву В.В. досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляет трудовую деятельность в должности машиниста (кочегара) котельной Верх-Камышенской врачебной амбулатории КГБУЗ «Краснощековская ЦРБ».

24 октября 2023 года он обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Алтайскому краю с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с частью 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ.

5 февраля 2024 года Отделением Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Алтайскому краю принято решение об отказе Дюжеву В.В. в назначении пенсии, поскольку не все периоды работы в качестве кочегара котельной были включены в специальный стаж, который составил 4 года 4 месяца 3 дня, вместо требуемых 6 лет 3 месяцев.

С решением истец не согласен, поскольку по итогам проведения специальной оценки условий труда от 2017 года определен вредный класс условий труда машиниста (кочегара) котельной амбулатории в <адрес>, что является основанием для включения всех периодов работы истца на данном рабочем месте в специальный трудовой стаж. При этом Дюжев В.В. ссылается, что с 2004 года и до настоящего времени осуществляет трудовую деятельность на одном рабочем месте, условия труда не менялись, топливный котел работал только на твердом топливе – угле, удаление золы осуществлюсь открытым способом.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истец Дюжев В.В. от требований о включении в специальной стаж периодов работы в должности машиниста (кочегара) котельной <адрес> амбулатории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 месяца 16 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 месяцев 08 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 месяцев 2 дня), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 месяца 5 дней) отказался. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство в данной части по делу прекращено.

В части оставшихся исковых требований истец Дюжев В.В. в судебном заседании доводы поддержал, суду пояснил, что с 2004 года сезонно работал машинистом котельной в <адрес> врачебной амбулатории <адрес>. В 2008 году оборудование котельной, отапливающей амбулаторию, передано на баланс КГБУЗ «<адрес>», он трудоустроен путем перевода из <адрес> сельсовета на должность машиниста котельной в <адрес> врачебную амбулаторию в муниципальное учреждение здравоохранения «<адрес>».

Установленный в амбулатории топливный котел весь период его работы функционировал исключительно на угле, удаление золы осуществляется открытым способом – из котла лопатой зола удаляется в ванну, а после – на улицу. Условия труда по всем показателем должны быть отнесены к тяжелым, за сезон сжигается порядка 50 тонн угля, вытяжка в помещении отсутствует. В 2012 году был установлен котел на 75 кВТ, который используется в амбулатории до настоящего времени. Объем отапливаемой площади составляет 12 помещений, куда входят палаты, и иные помещения амбулатории. В 2017 году проведена специальная оценка условий труда машиниста котельной амбулатории в <адрес>, в результате которой был определён итоговый класс условий труда, относящийся к классу 3.2. – вредный 2-ой степени. Работодатель не предоставлял соответствующие сведения в пенсионный орган за период с 01 января 2008 года до 02 октября 2016 года, в связи с чем, стаж за данный период не учтен пенсионным органом как специальный, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Представитель истца адвокат Холодулина Т.В. в судебном заседании доводы иска поддержала в части периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Суду пояснила, что согласно карт специальной оценки условий труда машиниста (кочегара) котельной амбулатории в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, рабочему месту истца был определен итоговый класс условий труда, относящийся к вредному классу 2-ой степени – 3.2. С ДД.ММ.ГГГГ работодатель декларирует стаж истца как стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. При этом условия труда в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в котельной врачебной амбулатории села Верх-Камышенка не менялись: эксплуатировался топливный котел, работающий на твердом топливе – угле, зола удалялась открытым способом. Истец постоянно, в течение всего рабочего дня в период отопительных сезонов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполнял работу, соответствующую должности машиниста (кочегара) котельной, что соответствует позиции 23200000-13786 Списка от 1991 года, в соответствии с которым указанная должность подлежит учету при назначении досрочной страховой пенсии. Сведения в отношении специального стажа Дюжева В.В. за спорный период представлены работодателем в соответствующий пенсионный орган без указания кода льготных условий, соответствующего пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», что нарушает пенсионные права истца.

Представитель ответчика КГБУЗ «Краснощековская ЦРБ» в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании 27 июня 2024 года представитель ответчика главный врач Гурова Ю.Н. в удовлетворении требований не возражала. Согласно ходатайству от 21 августа 2024 года (т.2, л.д. 183) просила рассмотреть дело в ее отсутствии, указала, что с исковыми требованиями о признании права на досрочную пенсию, возложении обязанности направить корректирующие сведения, необходимые для внесения изменений в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, согласна в полном объеме, считает их обоснованными и законными. Полагала, что сумма заявленных к взысканию расходов завышена.

Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Суду представлено возражение на заявленные требования (т.2, л.д. 161), согласно которым специальный стаж работы Дюжева В.В. по Списку № 2 документально не подтвержден, работодатель не подтвердил специальные условия труда, в выписке из ИЛС заявленные периоды отражены общими условиями.

Представители третьих лиц Министерства здравоохранения Алтайского края, Администрации Верх-Камышенского сельсовета Краснощековского района Алтайского края в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, ходатайств не представлено, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, их неявка не препятствует рассмотрению дела по существу.

Выслушав стороны, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

Как следует из представленных материалов, Дюжев В.В. обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Алтайскому краю с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», дата приема заявления 24 октября 2023 года (т. 1, л.д.174).

Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Алтайскому краю от 05 февраля 2024 года № 594981/23 Дюжеву В.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, поскольку отсутствует требуемая продолжительность специального стажа, специальный стаж заявителя по Списку № 2 составляет 4 года 4 месяца 3 дня, вместо требуемых 6 лет 3 месяцев. Из решения следует, что на дату обращения с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости страховой стаж истца составляет более 25 лет, индивидуальный пенсионный коэффициент более 30. В специальный трудовой стаж Дюжева В.В. не засчитаны следующие периоды работы в должности машиниста котельной <адрес> амбулатории КГБУЗ <адрес>»: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку документально не подтверждена работа истца в должности машиниста-кочегара в котельной (на угле и сланце) сезонно или круглогодично, в том числе занятого на удалении золы, в соответствии с позицией 23200000-13786 раздела ХХХIII Списка от 1991 года. Профессия «машинист котельной установки» Списками льготных профессий не предусмотрена, в сведениях ИЛС периоды работы отражены общими условиями труда, сведения, подтверждающие уплату страховых взносов по дополнительным тарифам за периоды с ДД.ММ.ГГГГ, организацией не представлены (т. 1, л.д. 172).

Согласно справке от 27 февраля 2024 года № 4 КГБУЗ «Краснощековская ЦРБ» (т. 1, л.д. 233), данным индивидуального лицевого счета (т.1, л.д. 224), копиям трудовых договоров (т.2, л.д. 63-72), копиям приказов, выписок из приказов (т. 2, л.д. 73-92), сведениям карточки формы № Т2 (т. 2, л.д. 93-95), копии трудовой книжки (т.1 л.д. 19 -27) истец работал в должности машиниста котельной установки (машиниста котельной) Верх-Камышенской врачебной амбулатории КГБУЗ «Краснощековская ЦРБ»:

с ДД.ММ.ГГГГ (приказ о переводе .5 от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ);

с ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ);

с ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ);

с ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ);

с ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ);

с ДД.ММ.ГГГГ (приказ в от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ);

с ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ);

с ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ);

с ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно пояснениям истца, ответчика, сведениям выписки из лицевого счета, Дюжев В.В. в настоящее время продолжает осуществлять трудовую деятельность в должности машиниста котельной Верх-Камышенской амбулатории КГБУЗ «Краснощековская ЦРБ».

Оценивая доводы истца в части наличия оснований для включения заявленных им периодов в специальный трудовой стаж, суд учитывает следующее.

В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Конституционное право на социальное обеспечение включает и право лиц, работающих и работавших по трудовому договору на получение такого обеспечения, предоставляемого в рамках системы обязательного социального страхования.

Право на обязательное социальное страхование относится к числу основных прав работников (абзац пятнадцатый части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).

Этому праву корреспондирует обязанность работодателя осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами (абзац пятнадцатый части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).

Отношения в системе обязательного социального страхования регулирует Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования»).

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании (часть 3 статьи 1 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования»).

Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (абзац первый пункта 2 статьи 6 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования»).

В числе видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию - пенсия по старости (подпункт 2 пункта 2 статьи 8 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования»).

У страхователя (работодателя) отношения по всем видам обязательного страхования возникают с момента заключения с работником трудового договора (подпункт 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования»).

Страхователи обязаны уплачивать в установленные сроки и в надлежащем размере страховые взносы (подпункт 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования») предоставлять страховщику и (или) налоговому органу сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета уплаченных страховых взносов (обязательных платежей) (подпункт 3 пункта 2 статьи 12 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования») вести учет начислений страховых взносов и представлять страховщику и (или) налоговому органу в установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования отчетность по установленной форме (подпункт 4 пункта 2 статьи 12 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования»).

Как следует из материалов дела, Дюжев В.В., обращаясь в суд с настоящим иском, просит суд возложить на работодателя КГБУЗ «Краснощековская ЦРБ» обязанность направить а Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Алтайскому краю корректирующие сведения, необходимые для внесения изменений в индивидуальный лицевой счет застрахованного Дюжева В.В. о работе в должности машиниста (кочегара) котельной Верх-Камышенской амбулатории КГБУЗ «Краснощековская ЦРБ» - код позиции 23200000-13786 за периоды после 01 января 2013 года.

Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

К застрахованным лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», относятся в том числе граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору (пункт 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица (подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный фонд (абзац третий пункта 2 статьи 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Из приведенного правового регулирования следует, что конституционное право на социальное обеспечение включает право лиц, работавших и работающих по трудовому договору, на получение мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения их материального и (или) социального положения, предоставляемых в рамках системы обязательного социального страхования. Право на обязательное социальное страхование относится к числу основных прав работников, которому корреспондирует обязанность работодателя осуществлять обязательное социальное страхование работников. Такую обязанность работодатель должен исполнять с момента заключения с работником трудового договора.

Одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пенсия по старости, предоставляемая в рамках системы обязательного пенсионного страхования. Лица, работающие по трудовому договору, являются застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Их право на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию обеспечивается уплатой страхователями (работодателями лиц, работающих по трудовому договору) соответствующих страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, далее также - Фонд). При этом на страхователей (работодателей) законом возложена безусловная обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, предоставлять пенсионному органу и (или) налоговому органу сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении каждого работника. От надлежащего исполнения работодателем этой обязанности зависит право работника на получение страховой пенсии по старости.

До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также - Федеральный закон «О страховых пенсиях»), согласно которому со дня его вступления в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей этому Федеральному закону (статья 36).

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях».

В числе таких условий, исходя из положений статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», соответствующие возраст гражданина, его страховой стаж, индивидуальный пенсионный коэффициент в размере не менее 30.

Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к Федеральному закону «О страховых пенсиях») (часть 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Согласно положениям, предусмотренным частью 3 статьи 35 Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. с 1 января 2023 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины ИПК не ниже 25,8.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в частности мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место после 1 января 1992 г., применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».

В числе лиц, имеющих право на досрочную страховую пенсию по старости, значатся лица, выполняющие трудовую функцию в должности машинистов (кочегаров) котельной (на угле и сланце), в том числе занятых на удалении золы (код позиции 23200000-13786 раздела XXXIII «Общие профессии» Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10).

В силу части 6 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 названной статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 названной статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 названной статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

По результатам специальной оценки условий труда устанавливают классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Результаты специальной оценки условий труда могут применяться, в том числе, для установления дополнительного тарифа страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (пункт 7 части 1 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Из положений пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 следует, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В пункте 5 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и пенсию за выслугу лет», утвержденного постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 29, разъясняется, что под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона «О страховых пенсиях».

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Пунктом 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015, определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (далее - Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи предоставляют о каждом работающем у них застрахованном лице в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту их регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемых особыми условиями труда, а также документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В части 1 статьи 28 Федерального закона «О страховых пенсиях» указано, что работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Органы Фонда имеют право в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете, в том числе представленных страхователями, физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению зарегистрированного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом Пенсионным фондом Российской Федерации, сообщив об этом зарегистрированному лицу (абзац третий части 1 статьи 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Из приведенных нормативных положений следует, что право граждан на страховую пенсию по старости связано с наличием определенных условий, в числе которых достижение гражданином пенсионного возраста, индивидуальный пенсионный коэффициент в размере не менее 30, соответствующий страховой стаж - суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. С наличием страхового стажа определенной продолжительности и уплаты страховых взносов по тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации, связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. В частности, правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуются работники, выполняющие работы в тяжелых условиях труда, чьи профессии и должности, а также производства предусмотрены соответствующим списком производств, работ, профессий и должностей, дающих право на пенсию на льготных условиях в связи с особыми условиями труда. При этом для зачета в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости таким работникам, принимаются периоды, когда работники не менее 80 процентов рабочего времени, куда включаются подготовительные и вспомогательные работы, выполняют работы в условиях труда, предусмотренных соответствующими списками.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, который используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) предоставляет в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемых особыми условиями труда, а также представляет в пенсионный орган документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после получения которых Фонд вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. Страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, предоставляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Если работник был принят работодателем на работу на полный рабочий день, осуществляет трудовую функцию у данного работодателя в должности (профессии) и на производстве, указанных в соответствующем списке, и по результатам проведенной специальной оценки условий труда работника на его рабочем месте установлены вредные и (или) опасные условия труда, а работодатель не предоставлял в Фонд сведения о льготном характере работы работника для отражения таких сведений в данных индивидуального (персонифицированного) учета и не уплачивал страховые взносы на обязательное пенсионное страхование работника в порядке и на условиях, которые определены нормативными положениями Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона «О страховых пенсиях», Налогового кодекса Российской Федерации, при наличии спора между работником и работодателем о льготном характере работы работника в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости работодатель должен доказать, что он подавал в Фонд достоверные сведения о страховом стаже такого работника исходя из условий его труда и определенного ему условиями трудового договора рабочего времени, то есть надлежащим образом исполнил установленную положениями статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации обязанность по осуществлению обязательного социального страхования такого работника в порядке, установленном федеральными законами.

Заявляя требования о возложении на работодателя КГБУЗ «Краснощековская ЦРБ» направить в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю корректирующие сведения, необходимые для внесения изменений в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица Дюжева В.В. о работе в должности машиниста (кочегара) котельной <адрес> амбулатории краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Краснощековская центральная районная больница» с указанием кода «Особые условия труда» - код позиции 23200000-13786, истец ссылается на то, что работодатель предоставлял в Фонд недостоверные сведения о его страховом стаже. При этом истец оспаривает правомерность действий работодателя по неуплате страховых взносов по дополнительному тарифу, установленному статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации.

Представителем ответчика главным врачом КГБУЗ «Краснощековской ЦРБ» Гуровой Ю.Н. представлены в суд ходатайства о рассмотрении дела в ее отсутствие, где указано, что ответчик с исковыми требованиями согласен (т.2, л.д. 167, л.д. 183).

В силу положений ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Признание заносится в протокол судебного заседания. Признание, изложенное в письменном заявлении, приобщается к материалам дела.

С учетом характера спорных правоотношений, представленных суду доказательств стороной истца, совокупность которых ответчиком не оспорена, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в части периодов отопительных сезонов после 01 января 2013 года, руководствуясь следующим.

КГБУЗ «Краснощековская ЦРБ» имеет обособленное подразделение – Верх-Камышенская амбулатория (т.2, л.д. 187).

Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица Дюжев В.В. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 26 марта 1999 года (т. 1, л.д. 191).

Из копии трудовой книжки (т.1, л.д. 19-27), данные которой согласуются с копиями трудовых договоров за период с октября 2012 года (т. 2, л.д. 63-72), сведениями индивидуального лицевого счета застрахованного лица (т. 1, л.д. 224), копий приказов о приеме на работу (т.2, л.д. 74,77,79,81,83,86,88,90), карточки формы Т2 (т.2, л.д. 95) следует, что Дюжев В.В. осуществлял трудовую функцию в спорые периоды в должности машиниста (кочегара) котельной врачебной амбулатории в <адрес>, работодателем значится КГБУЗ (ранее «муниципальное учреждение здравоохранения») «Краснощековская ЦРБ», работа является основной для работника (пункт 1.3 и п.3 трудового договора), график сменный (пункт 4.1 трудового договора), в течение полного рабочего дня, в периоды отопительного сезона каждого года, начиная с 01 января 2008 года.

Как следует из копий контрактов на приобретение каменного угля КГБУЗ «Краснощековская ЦРБ», приобщенных спецификаций, графиков поставки угля (т. 2, л.д. 33-62) КГБУЗ «Краснощековская ЦРБ» за период с 2012 года по 2016 год осуществлялось приобретение твердого топлива в виде каменного угля, сорт – длиннопламенный рядовой, с последующей передачей в амбулатории, в том числе в Верх-Камышенскую амбулаторию. Иной вид топлива ответчиком в заявленные истцом периоды, не приобретался. Отгрузка угля в Верх-Камышенскую амбулаторию осуществлялась в несколько этапов в течение отопительного сезона (ноябрь – 15 тонн, январь – 20 тонн, март – 18 тонн) (т.2, л.д. 54).

Указанные письменные доказательства подтверждаются пояснениями истца, а также данными, представленными работодателем (т.2, л.д.30), согласно которых в спорный период никакой другой вид топлива, кроме угля, для котельной Верх-Камышенской амбулатории не закупался, объем отапливаемой площади составляет 1264 м.кв., с 2012 года в данной котельной эксплуатируется твердотопливный котел (на угле) КЧМ-5-К. Согласно копии паспорта, котел изготовлен 06 февраля 2012 года, гарантийный талон от 23 марта 2012 года, комплект поставки 50.03 – предназначен для работы на твердом топливе (уголь) (т.2, л.д. 125), контрольный талон, заполнение которого свидетельствовало бы о переводе котла на жидкое и газообразное топливо не заполнен (т.2, л.д. 123,135). Согласно техническим данным загрузка топлива осуществляется в ручном режиме, зола и шлак через отверстия колосниковой решетки проваливается в зольник, откуда удаляются по мере накопления, согласно инструкции, для длительного горения в ночное время необходимо периодически вычищать колосниковую решетку, устранять золу из зольника во время работы котла необходимо несколько раз в день (т.2, л.д.131).

Согласно данным комиссии по проведению специальной оценки условий труда котельная и котел водогрейный, составляющее рабочее место машиниста (кочегара) котельной Верх-Камышенской амбулатории, характеризуется наличием вредных факторов (отмечены показатели тяжести трудового процесса) (т. 1, л.д. 64, 75). Из справки КГБУЗ «Краснощёковская ЦРБ» от 26 апреля 2024 года следует, что в период с 2008 года по настоящее время в Верх-Камышенской амбулатории не устанавливались и не эксплуатировались отопительные котлы на жидком топливе и на газе (т.1, л.д. 42).

По данным работодателя до установки котла КЧМ-5-К в котельной Верх-Камышенской амбулатории эксплуатировался котел КВС-100 (документы утрачены) (т.2, л.д. 30).

Согласно сведениям, представленным по запросу суда Управлением Алтайского края по труду и занятости населения (т.2, л.д. 6) по данным мониторинга результатов специальной оценки условий труда, отраженным в Федеральной информационной системе учета результатов специальной оценки условий труда (ФГИС СОУТ) в КГБУЗ «Краснощековская ЦРБ» за период с 2004 года по настоящее время, была проведена аттестация рабочих мест в 2013 году, в 2018 году специальная оценка условий труда, в 2023 году – специальная оценка условий труда.

Согласно сообщению ООО НИЦ «ФАПРОКС» (т.1, л.д. 247) в 2013 году данная экспертная организация осуществляла аттестацию рабочих мест КГБУЗ «Краснощековская ЦРБ», котельная Верх-Камышенской амбулатории среди рабочих мест, подлежащих аттестации, не значится. В 2017 году ООО НИЦ «ФАПРОКС» проводилась специальная оценка условий труда на рабочих местах КГБУЗ «Краснощековская ЦРБ». Согласно карте специальной оценки условий труда № 209 от 23 ноября 2017 года рабочее место машинист (кочегар) котельной амбулатории в <адрес>, код профессии 13786 2 01 8162, признано вредным классом условий труда, подкласс 3.2, работнику, занятому на данном рабочем месте, предоставлено право на досрочное назначение пенсии по Списку № 2, раздел XXXIII «Общие профессии», позиция 23200000-13786 (т. 1, 43, л.д. 248).

По сведениям ответчика КГБУЗ «Краснощековская ЦРБ» в 2013 году в организации проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда КГБУЗ, информация по итогам аттестации машинистов (кочегаров) котельной Верх-Камышенской амбулатории отсутствует. В последующем была проведена специальная оценка условий труда в 2017 и 2023 годах, по итогам оценки рабочему месту машиниста котельной Верх-Камышенской амбулатории в КГБУЗ «Краснощековская ЦРБ» присвоен итоговый класс труда 3.2. (т.2, л.д. 32). Согласно сводной ведомости результатов специальной оценки условий труда (т.2, л.д. 101-118), рабочее место машиниста (кочегара) котельной в амбулатории <адрес> имеет итоговый класс условий руда – 3.2.

Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица с 03 октября 2016 года по настоящее время периоды работы Дюжева В.В. в КГБУЗ декларируются работодателем с указанием кода особых условий 23200000-13786, и подлежат включению в специальный страховой стаж согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона (т.1, л.д. 224).

Согласно копиям трудовых договоров от 30 сентября 2013 год (т.2, л.д.65-оборот), от 01 октября 2014 года (т.2, л.д. 67) машинисту котельной <адрес> амбулатории, осуществляющему работу в период отопительного сезона по основному месту работы, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск.

Согласно копии трудового договора от 03 октября 2016 года (т.2, л.д. 72) машинисту котельной Верх-Камышенской амбулатории, осуществляющему работу в период отопительного сезона по основному месту работы, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск, в связи с работой во вредных условиях труда согласно аттестации рабочих мест.

Таким образом, из представленных суду письменных доказательств следует, что в 2012 году в котельной Верх-Камышенской амбулатории установлен котел, который эксплуатируется до настоящего времени, что подтверждается копией паспорта на котел (срок службы не мене 25 лет – т.2, л.д. 135), согласуется с показаниями истца, представителя ответчика КГБУЗ «Краснощековская ЦРБ» (т.2, л.д.30).

Указанный котёл был предметом оценки в ходе аттестации рабочих мест в 2013 году, выводы которой учтены работодателем лишь при заключении трудового договора от 3 октября 2016 года (т.2, л.д. 72), где имеется ссылка на вредность условий труда согласно аттестации рабочих мест (п.10 договора) (т. 2, л.д. 72). Кроме того, с 3 октября 2016 года работодатель декларирует стаж истца с указанием кода особых условий труда 23200000-13786, что свидетельствует о наличии оснований для включения периодов работы истца с 01 января 2013 года в специальный стаж, поскольку выводы аттестации 2013 года положены в основу декларации стажа истца с указанием кода особых условий труда.

Впоследствии выводы аттестации, проведённой в 2013 году, подтверждены итогами специальной оценки условий труда от 2017 года, Из карты № 209 специальной оценки условий труда, составленной 22 ноября 2017 года, следует, что рабочему месту истца установлен итоговый класс условий труда 3.2 – вредный 2-й степени, в графе «Гарантии и компенсации, предоставляемые работнику на данном рабочем месте» указано на наличие права на досрочное назначение страховой пенсии (т.1, л.д. 43). В 2023 году рабочее место истца и эксплуатируемый с 2013 года топливный котел вновь проанализированы в ходе специальной оценки условий труда, итоговый класс, который был определен в 2017 году, подтвержден, что следует из карты оценки условий труда № 218 (т.1, л.д. 46-оборот).

В период с 2013 года по дату заключения трудового договора от 3 октября 2016 года согласно данным работодателя и сведениям Управления Алтайского края по труду и занятости населения ни специальной оценки условий труда, ни аттестации рабочих мест в организации не проводилось, вместе с тем работодатель учел выводы аттестации 2013 года только при заключении трудового договора от 3 октября 2016 года, что свидетельствует о наличии оснований для декларации трудового стажа истца с указанием кода особых условий в период с 01 января 2013 года. При этом трудовые договоры за 2012,2013,2014 годы, заключенные с Дюжевым В.В., содержат сведения о предоставлении работнику дополнительного оплачиваемого отпуска (т.2, л.д. 63-оборот, л.д. 65-оборот, л.д. 67).

Таким образом, данные специальной оценки условий труда, в ходе которой неоднократно проанализировано рабочее место истца и топливный котел, и эксплуатируемый с 2013 года, технические характеристики данного котла, согласно которых требуется регулярная очистка зольника от шлака и золы, и регулярная загрузка топлива для поддержания температурного режима, сведения по использованию исключительно твердого топлива в виде угля, в своей совокупности позволяют прийти к выводу, что характер работ в течение отопительных сезонов с 01 января 2013 года не изменялся, котельная работала на угле, истец был занят на удалении золы открытым способом, то есть осуществлял труд в тяжелых условиях постоянно в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов времени).

При этом, согласно справке КГБУЗ «Краснощековская центральная районная больница от 27 февраля 2024 года № 4 в период работы Дюжева В.В. в должности машиниста котельной был вынесен приказ о переводе на сокращенный режим (неполный рабочий день с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). В пункте 2 указанной справки работодателем отмечено, что «иные периоды отсутствия льготной работы» не имеются (т.1, л.д.233). Оснований полагать, что работа Дюжева В.В. в периоды отопительных сезонов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила в режиме неполного рабочего времени, на условиях сокращенного рабочего дня, а также полагать, что истцом в спорные периоды осуществлялось совмещение работы по другой специальности, либо имело место привлечение к исполнению иной работы, не имеется. Факт работы в указанные периоды в льготных условиях подтвержден совокупностью доказательств, в том числе самим работодателем.

Суд учитывает выводы, изложенные в картах специальной оценки условий труда от 2017 года и 2023 года, которые подтверждают сведения, указанные работодателем в трудовом договоре от ДД.ММ.ГГГГ о наличии вредных (опасных) факторах, имеющихся на рабочем месте истца и свидетельствуют об обоснованности декларации трудового стажа Дюжева В.В. с особым кодом условий труда с ДД.ММ.ГГГГ.

При этом суд отмечает, что при выявлении нарушений при проведении специальной оценки условий труда может быть проведена экспертиза качества специальной оценки условий труда в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ, однако о такой экспертизе ответчик не ходатайствовал, а у суда в силу положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ при наличии доводов представителя КГБУЗ «Краснощековская ЦРБ» о признании исковых требований, отсутствуют основания для самостоятельного разрешения вопроса о назначении экспертизы.

Неуплата страхователем в установленный срок страховых взносов, негативным образом отражается на социальных правах истца. В связи с чем требования Дюжева В.В. о возложении обязанности на ответчика КГБУЗ «Краснощековская ЦРБ» о направлении корректировки сведений с указанием кода позиции 23200000-13786 за спорные периоды с 01 января 2013 года, являются законными и обоснованным, поскольку начиная с 1 января 2013 г., на работодателей, применяющих труд работников на соответствующих видах работ, возложена обязанность по уплате дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (с 1 января 2017 г. - статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации), а также предусмотрено правило о том, что периоды такой работы, имевшие место после 1 января 2013 г., засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов; условия назначения страховой пенсии по старости применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по таким работам соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

        Суд учитывает, что категория спора предусматривает состязательность сторон, представленные суду письменные доказательства относительно периодов и характера выполняемой истцом работы с 01 января 2013 года ответчиком КГБУЗ «Краснощековская ЦРБ» не оспорены. Более того, представитель ответчика КГБУЗ «Краснощековская ЦРБ» исковые требования признала в части направления корректирующих сведений за период с 01 января 2013 года, что отражено в ходатайствах неоднократно. Полномочия на совершение данных процессуальных действий представителя ответчика подтверждаются данными ЕГРЮЛ.

        Поскольку решение суда является обязательным к исполнению, требование о возложении обязанности направления корректировки сведений в отношении застрахованного Дюжева В.В. разрешено судом и удовлетворено, оснований для отказа в удовлетворении требований истца в части включения периодов с ДД.ММ.ГГГГ в специальный страховой стаж, дающий ему право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ не имеется.

        Вместе с тем, оснований для включения периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год суд не усматривает, поскольку каких-либо доказательств, подтверждающих работу истца в эти спорные периоды в условиях труда, предусмотренных Списком № 2, не представлено, материалы дела не содержат.

        Так, из справки работодателя от 27 февраля 2024 года № 4 следует только факт работы истца в определенные периоды в должности машиниста котельной, при этом сведений о вредных, тяжелых условиях труда, не отражено. Аттестация рабочих мест впервые на предприятии проведена в 2013 году, результаты которой были учтены работодателем при заключении трудового договора в 2016 году, а впоследствии подтверждены в ходе специальной оценки условий труда, проведенной в 2017 и 2023 годах. Доказательств тяжести производственного процесса за период с 01 января 2008 года по 31 декабря 2012 года суду не представлено. Точных сведений о дате установки топливного котла, который был предметом оценки в ходе аттестации рабочих мест и специальной оценки условий труда, не имеется, указана лишь дата приобретения – 29 марта 2012 года и год установки без конкретизации даты – 2012 год.

        Работодателем не подавались сведения о стаже истца с указанием на особые (льготные) условия труда, в ходе рассмотрения дела не установлено каких-либо данных о том, что эти сведения относительно спорных периодов работы истца являются недостоверными. При этом в материалах дела отсутствуют какие-либо документы, в том числе справки, уточняющие льготный характер работы Дюжева В.В., а также архивные справки, которые подтверждают выполнение им работы постоянно в течение полного рабочего дня в периоды с 01 января 2008 года по 31 декабря 2012 год, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», тогда как сам по себе факт тяжелых условий труда, в отсутствие необходимых условий занятости работника на работах в тяжелых условиях полный рабочий день не может подтверждать наличие у такого работника права на досрочное пенсионное обеспечение.

        Карточка формы Т2, приказы о приеме на работу за спорные периоды, а также иные документы, содержание информацию о периоде занятности истца в тяжелых условиях труда в течение рабочего дня, материалы дела не содержат.

        С учетом изложенного, суд полагает необходимым включить в специальный стаж периоды работы с 01 января 2013 года в пределах отопительных сезонов.

        Так, согласно приказам работодателя и постановлениям <адрес> о начале и об окончании отопительных сезонов, отопительный сезон на территории <адрес> осуществлялся:

с ДД.ММ.ГГГГ (т.1, л.д. 136), окончен с ДД.ММ.ГГГГ (т.1, л.д.137);

с ДД.ММ.ГГГГ (т.1, л.д. 138), окончен с ДД.ММ.ГГГГ (т.1, л.д.139);

с ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 140), окончен с ДД.ММ.ГГГГ (т.2, л.д.97);

с ДД.ММ.ГГГГ (т.2, л.д. 98) окончен с ДД.ММ.ГГГГ (т.2, л.д. 99).

Периоды работы за пределами отопительных сезонов подлежат исключению из специального стажа истца.

При этом суд учитывает, что Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС, выпуск 1), утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31 февраля 1985 г. № 31/3-30, предусмотрена профессия «машинист (кочегар) котельной» со следующей характеристикой работы: обслуживание водогрейных и паровых котлов с суммарной теплопроизводительностью до 12,6 ГДж/ч (до 3 Гкал/ч) или обслуживание в котельной отдельных водогрейных или паровых котлов с теплопроизводительностью котла до 21 ГДж/ч (до 5 Гкал/ч), работающих на твердом топливе. Обслуживание котлов паровых железнодорожных кранов грузоподъемностью до 25 т. Растопка, пуск, остановка котлов и питание их водой. Дробление топлива, загрузка и шуровка топки котла. Регулирование горения топлива. Наблюдение по контрольно-измерительным приборам за уровнем воды в котле, давлением пара и температурой воды, подаваемой в отопительную систему. Пуск, остановка насосов, моторов, вентиляторов и других вспомогательных механизмов. Чистка арматуры и приборов котла. Обслуживание теплосетевых бойлерных установок или станций мятого пара, расположенных в зоне обслуживания основных агрегатов, с суммарной тепловой нагрузкой до 42 ГДж/ч (до 10 Гкал/ч). Очистка мятого пара и деаэрация воды. Поддержание заданного давления и температуры воды и пара. Участие в промывке, очистке и ремонте котла. Удаление вручную шлака и золы из топок и бункеров паровых и водогрейных котлов производственных и коммунальных котельных и поддувал газогенераторов, а также с колосниковых решеток, топок, котлов и поддувал паровозов. Планировка шлаковых и зольных отвалов.

Разрешая спор, суд исходит из того, что характеристика работ машиниста (кочегара) котельной указывает на то, что она может выполняться исключительно на работающих котлах в тот период, когда котельная осуществляет свои непосредственные производственные функции (отопительные и водогрейные). В те периоды, когда котельная прекращает выполнение указанных функций, то есть котлы останавливаются на период межотопительного сезона, лица, работающие по профессии машинист (кочегар), не могут выполнять свои непосредственные обязанности, включенные в их характеристику работ. В связи с чем суд приходит к выводу о том, что на периоды вне отопительного сезона истец заведомо не был занят на обслуживании водогрейных котлов работающих на твердом топливе, не осуществлял растопку, пуск, остановку котлов и питание их водой, дробление топлива, загрузку и шуровку топки котла и т.д. При этом соответствующие периоды, на которые в полном объеме останавливалась работа котельной, не являлись кратковременными.

Таким образом, характеристика работ машиниста (кочегара) котельной указывает на то, что она может выполняться исключительно на работающих котлах в тот период, когда котельная осуществляет свои непосредственные производственные функции (отопительные и водогрейные). В те периоды, когда котельная прекращает выполнение указанных функций, то есть котлы останавливаются на период межотопительного сезона, лица, работающие по профессии машинист (кочегар), не могут выполнять свои непосредственные обязанности, включенные в их характеристику работ.

Кроме того, суд исходит из того, что соответствующие работы по обслуживанию котла после окончания отопительных сезонов осуществлялись не в условиях текущего обслуживания действующего оборудования. Сам по себе факт выполнения истцом ремонтных работ и работ по технической эксплуатации оборудования, в том числе по удалению золы, по смыслу разъяснений, утвержденных Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 29 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» предполагает их выполнение наряду с обязательным условием ежедневного выполнения работы в условиях труда, предусмотренных списками, которое истцом в межотопительный сезон не выполнялось.

В материалах дела отсутствуют какие-либо документы, выданные в установленном порядке работодателем либо государственными (муниципальными) органами подтверждающие, что истец в периоды, приходящиеся на прекращение отопительного сезона, имел право на применение льготного порядка исчисления стажа указанной работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости.

С учетом исключения дат, находящихся за периодом отопительного сезона, с учетом дат трудоустройства истца и в пределах заявленных им требований, суд полагает необходимым включить специальный трудовой стаж Дюжева В.В. периоды:

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 месяца 25 дней);

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7 месяцев);

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 месяцев 25 дней);

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 месяцев 25 дней).

Поскольку суд пришел к выводу о необходимости включения периодов в специальный стаж истца, а неисполнение страхователем обязанности о предоставлении надлежащих сведений для их фиксации пенсионным органом в данных ИЛС Дюжева В.В. при доказанности правовых оснований для включения спорных периодов работы в специальный стаж, необходимый для назначения пенсии, при условии возложения на работодателя обязанности по оплате страховых взносов по дополнительному тарифу, само по себе не может служить основанием для отказа в реализации права лица на пенсионное обеспечение, решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Алтайскому краю от 5 февраля 2023 года подлежит отмене с возложением на ответчика соответствующих обязанностей.

В соответствии со статьей 22 ФЗ «О страховых пенсиях» по общему правилу страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1).

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми для подтверждения права на страховую пенсию документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

По смыслу приведенных положений закона получение пенсии носит заявительный характер.

Как выше сказано, истец обратился в пенсионный орган с заявлением об установлении пенсии досрочно 24 октября 2023 года (т. 1 л.д. 176).

Согласно сведениям ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Алтайскому краю (т.1, л.д. 29) специальный стаж Дюжева В.В. на дату обращения с заявлением о назначении пенсии составляет 4 года 4 месяца 3 дня, что согласуется данными лицевого счета истца (т.1, л.д. 195-оборот).

При условии совокупного исчисления специального страхового стажа истца установленного ответчиком (4 года 4 месяца 3 дня) с учетом периодов, подлежащих включению в специальный стаж на основании настоящего решения суда (2 года 16 дней: 3 месяца 25 дней +7 месяцев + 6 месяцев 25 дней + 6 месяцев 25 дней) специальный стаж Дюжева В.В. на дату обращения с заявлением о назначении пенсии (24 октября 2023 года) составлял 6 лет 4 месяца 18 дней.

Поскольку специальный стаж истца составляет 6 лет 4 месяца 18 дней при необходимом 6 лет 3 месяца, общий стаж более 34 лет, на 24 октября 2023 года Дюжев В.В. достиг возраста 59 лет, его ИПК составлял не ниже 25,8, суд полагает что требования истца о признании за ним права на назначение досрочной пенсии по старости с возложением обязанности на ответчика Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю назначить Дюжеву В.В. досрочную страховую пенсию по старости с 24 октября 2023 года подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 88, ст. 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, в том числе расходов на оплату услуг представителей.

Согласно ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. N 1, положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) не подлежат применению при разрешении: иска неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку требования, направленного на защиту личных неимущественных прав (например, о компенсации морального вреда); иска имущественного характера, не подлежащего оценке (например, о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения);

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 11 июля 2017 г. N 20-П, признание права на присуждение судебных расходов за лицом (стороной), в пользу которого состоялось судебное решение, соответствует принципу полноты судебной защиты, поскольку призвано восполнить такому лицу вновь возникшие и не обусловленные деятельностью самого этого лица потери, которые оно должно было понести в связи с необходимостью участия в судебном разбирательстве. Гражданское процессуальное законодательство при этом исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов при вынесении решения является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования.

В силу приведенных норм правило об отнесении судебных издержек на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований применяется в случае, когда возможно установить размер соответствующих требований. При частичном удовлетворении требований неимущественного характера, содержащихся в исковом заявлении, положение статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не применяется.

Поскольку судом удовлетворено требование Дюжева В.В., направленное на защиту личных неимущественных прав (пенсионного права), то принцип пропорциональности распределения судебных расходов не применяется.

Из квитанции к приходному кассовому ордеру №45 от 29 мая 2024 года усматривается, что представителем истца адвокатом Холодулиной Т.В. была оказана юридическая помощь Дюжеву В.В. путем подготовки искового заявления о признании права на досрочное назначение страховой пенсии, стоимость оказанной услуги обозначена в размере 12 000 рублей.

При разрешении требования о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя, суд учитывает специфику и сложность спора, объем проделанной работы, количество направленных адвокатом запросов в различные организации с целью формирования доказательственной базы по настоящему гражданскому делу в ходе подготовки искового заявления, учитывая принцип разумности и справедливости, полагает, что расходы на оплату услуг представителя по составлению искового заявления (7 страниц, с приложением документов на 143 листах), в указанной части не являются чрезмерно завышенными, неразумными и считает, что с ответчиков КГБУЗ «Краснощековская ЦРБ», Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Алтайскому краю в равных долях подлежат взысканию понесенные истцом Дюжевым В.В. судебные расходы на оказание юридических услуг по подготовке и составлению искового заявления, по 6000 руб. с каждого (12000 рублей : 2), а также расходов по оплате государственной пошлины в сумме 600 рублей, по 300 рублей с каждого из ответчиков.

Доводы представителя ответчика КГБУЗ «Краснощековская ЦРБ» о необоснованности и неразумности заявленных к взысканию судебных расходов подлежат отклонению в связи с наличием письменных доказательств, свидетельствующих о несении истцом указанных расходов, которые являлись необходимыми для защиты его нарушенного права, а также наличием совокупных данных, подтверждающих объем проделанной работы представителем истца в рамках подготовки искового заявления.

Поскольку выбор способа защиты права принадлежит истцу, в данном случае, истец избрал такой способ защиты права, как обращение в суд с иском о включении периодов в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии, и возложении обязанности на работодателя по направлению сведений для корректировки данных ИЛС, что не противоречит требованиям действующего законодательства, судебные расходы подлежат взысканию с ответчиков в равных долях.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Дюжева В.В. удовлетворить частично.

Обязать краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Краснощековская центральная районная больница» направить в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю корректирующие сведения, необходимые для внесения изменений в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица Дюжева В.В.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, СНИЛС 050-600-230 88 о работе в должности машиниста (кочегара) котельной Верх-Камышенской амбулатории краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Краснощековская центральная районная больница» с указанием кода «Особые условия труда» - код позиции 23200000-13786 относительно периодов:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 месяца 25 дней);

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7 месяцев);

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 месяцев 25 дней);

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 месяцев 25 дней).

Отменить решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю от 05 февраля 2024 года № 594981/23 об отказе Дюжеву В.В. в назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю включить в специальный стаж Дюжева В.В.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, СНИЛС <данные изъяты>, периоды работы в должности машиниста (кочегара) котельной Верх-Камышенской амбулатории краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Краснощековская центральная районная больница»

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 месяца 25 дней);

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7 месяцев);

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 месяцев 25 дней);

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 месяцев 25 дней).

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю назначить Дюжеву В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать в равных долях с краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Краснощековская центральная районная больница», Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю в пользу Дюжева В.В.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, СНИЛС <данные изъяты> судебные издержки, в размере 12600 рублей 00 копеек, по 6300 рублей 00 копеек с каждого.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Краснощековский районный Алтайского края в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья                                                                               Ю.В. Пичугина

Мотивированное решение изготовлено 29 августа 2024 года

2-182/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Дюжев Владимир Владимирович
Ответчики
Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в Алтайском крае
КГБУЗ "Краснощековская ЦРБ"
Другие
Администрация Верх-Камышенского сельсовета Краснощёковского района Алтайского края
Холодулина Татьяна Владимировна
Министерство здравоохранения Алтайского края
Суд
Краснощековский районный суд Алтайского края
Судья
Пичугина Ю.В.
Дело на сайте суда
krasnochekovsky.alt.sudrf.ru
03.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.06.2024Передача материалов судье
04.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.06.2024Судебное заседание
08.08.2024Судебное заседание
22.08.2024Судебное заседание
29.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее