Дело №2-1615/2023
92RS0004-01-2023-001138-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(полный текст)
27 сентября 2023 года г. Севастополь
Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
Председательствующего - судьи Лемешко А.С.,
при секретаре – Стешенко О.А.,
с участием представителя истца – Бурковой Е.А.,
представителя ответчика – Васильева В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя к ФИО6 о взыскании средств гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам,
установил:
Истец Департамент сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя обратился в суд с исковым заявлением к ответчику ФИО6 о взыскании средств гранта в размере 1500000,00 рублей на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство в размере 250000,00 рублей по соглашению №29 о предоставлении и использовании гранта и единовременной помощи от 10.11.2017 года. Исковое заявление мотивировано тем, что 10.11.2017 между Департаментом сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя и начинающим фермером Васильевым Н.В. заключено соглашение №29 о предоставлении и использовании гранта и единовременной помощи в размере 1500000,00 рублей на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство в размере 250000,00 рублей сроком на 5 лет. По условиям указанного соглашения Васильев Н.В. должен был приобрести и смонтировать систему капельного полива, приобрести ёмкость стальную, водомер, сбросный клапан, кран ДУ 80 и мини трактор CATMANN XD-35,4 (35 л.с.). Согласно протоколу выездной проверки комиссии по мониторингу от 04.10.2022 №35/м-22 в ходе выездной проверки комиссией по мониторингу установлено, что мини трактор CATMANN XD-35,4 (35 л.с.), приобретенный Васильевым Н.В. за счет средств гранта, не зарегистрирован в Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Департамента. По результатам рассмотрения документов и обсуждений на заседании комиссии по мониторингу (протокол от 18.10.2022 № 44/м-22) было принято решение рекомендовать Главному распорядителю бюджетных средств направить акт о нарушении условий предоставления гранта и (или) единовременной помощи. ФИО6 был направлен акт о нарушении условий предоставления гранта и (или) единовременной помощи главой крестьянского (фермерского) хозяйства Васильевым Н.В. от 25.10.2022 №<данные изъяты> В связи с чем, истец просит взыскать с ответчика средства гранта в размере 1500 000,00 рублей на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство в размере 250000,00 рублей по соглашению №29 о предоставлении и использовании гранта и единовременной помощи от 10.11.2017 года.
В судебном заседании представитель истца заявленные в исковом заявлении требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в иске, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО6 действующий на основании доверенности, против иска возражал пояснил в судебном заседании, что средства гранта освоены ответчиком в полном объеме, по условиям соглашения не предусмотрена обязательная регистрация транспортного средства малой механизации мини трактора CATMANN XD-35,4 (35 л.с.) в Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещались в установленном порядке, в судебное заседание не прибыли, явку представителей не обеспечили.
Суд, заслушав мнение представителей сторон, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В абзаце 5 статьи 69 БК РФ предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
На основании пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 7 статьи 78 БК РФ в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым пункта 7 статьи 78 БК РФ.
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В силу п. 4 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
По смыслу статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Как установлено выше, предоставление ответчику гранта осуществлялось на основании подписанного соглашения №29 от 10.11.2017 в рамках реализации государственной программы г. Севастополя «Развитие сельскохозяйственного, рыбохозяйственного и агропромышленного комплекса», утвержденной Постановлением Правительства Севастополя №1092-ПП от 17.11.2016 года.
Пунктом 6.5 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 16 февраля 2017 г. N 131-ПП "Об утверждении порядков предоставления грантов, грантовой поддержки, единовременной помощи, субсидий в рамках реализации государственной программы города Севастополя "Развитие сельскохозяйственного, рыбохозяйственного и агропромышленного комплексов города Севастополя на 2017 - 2022 годы", установлено, что при не представлении получателем гранта и (или) единовременной помощи документов, подтверждающих целевое использование гранта и (или) единовременной помощи в сроки предусмотренные п. 6.3 настоящего Порядка, получатель гранта и (или) единовременной помощи обязан вернуть средства в бюджет города Севастополя в полном объеме в течении 45 дней со дня истечения срока для их представления.
Между тем, истцом доказательства нецелевого использования ответчиком бюджетных средств и (или) представления недостоверных сведений не представлены.
Из представленных в дело ответчиком документов усматривается, что им в результате освоения денежных средств приобретена и смонтирована система капельного полива, приобретены ёмкость стальная, водомер, сбросный клапан, кран ДУ 80 и мини трактор CATMANN XD-35,4 (35 л.с.).
Приобретение и наличие указанного имущества фиксировалось, посредством предоставления отчетных документов о приобретении и монтаже оборудования, а так же при осмотре имущества по месту его нахождения, представителями истца с использованием фотосъемки. Приобретение ответчиком мини трактора CATMANN XD-35,4 (35 л.с.) подтверждается договором (на поставку транспортного средства малой механизации) №<данные изъяты> от 30.01.2018, актом приема-передачи (на поставку транспортного средства малой механизации) №<данные изъяты> от 22.02.2018, счетом-фактуры №9 от 14.02.2018, товарной накладной от 14.02.2018.
Таким образом, расходование средств гранта осуществлено в соответствии с планом расходов, предлагаемых к софинансированию за счет гранта и единовременной помощи, являющимся приложением к соглашению №29 от 10.11.2017 года.
Указание истца на отсутствие регистрации мини трактора CATMANN XD-35,4 (35 л.с.) в Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Департамента не имеет правового значения, поскольку сам факт регистрации не порождает возникновение права собственности владельца на транспортное средство.
По общим основаниям право собственности на транспортное средство возникает в соответствии с п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 223 ГК РФ, моментом возникновения права собственности у приобретателя вещи по договору является момент ее передачи. Регистрация транспортных средств носит учетный характер и не служит основанием для возникновения на них права собственности.
Таким образом, истцом не представлены доказательства нарушения условий предоставления гранта, позиция истца носит формальный характер, не учитывает конкретные обстоятельства реализации ответчиком мероприятий по развитию крестьянского (фермерского) хозяйства, что не отвечает общим задачам и целям программы поддержки сельскохозяйственных производителей.
Принимая во внимание установленные выше обстоятельства дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований ввиду их недоказанности.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя к ФИО6 о взыскании средств гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 03 октября 2023 года.
Судья Нахимовского районного
суда г. Севастополя А.С. Лемешко