Решение по делу № 8а-11157/2021 [88а-11003/2021] от 25.11.2021

Дело № 2а-1265/2021,

     № 88а-11003/2021

К А С С А Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Владивосток                                      26 ноября 2021 года

Мотивированное кассационное определение изготовлено 10 декабря 2021 года.

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Зиганшина И.К.

судей Ровенко П.А., Кудриной Я.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кулагина Б.Н. на решение Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 10 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 18 ноября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Кулагина Б.Н. к Избирательной комиссии муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) об отмене решения об отказе в регистрации кандидата на должность Главы муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) и о возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Ровенко П.А., выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Потаповой Е.Н., полагавшей, что решение суда первой инстанции и апелляционное определение являются законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

решением Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 10 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 18 ноября 2021 года, отказано в удовлетворении административного искового заявления Кулагина Б.Н. к Избирательной комиссии муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) (далее – Избирательная комиссия) о признании незаконным и отмене решения Избирательной комиссии от 5 ноября 2021 года № 9-1 «Об отказе в регистрации кандидата на должность Главы муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия)» и о возложении на Избирательную комиссию обязанности зарегистрировать Кулагина Б.Н. кандидатом на должность Главы муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) (далее – Глава МО «Мирнинский район»).

25 ноября 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Кулагина Б.Н., поданная им 19 ноября 2021 года через Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия), в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с допущенными судами нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.

    Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.

Таких оснований для отмены или изменения решения Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 10 ноября 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 18 ноября 2021 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.

    Согласно части 10 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

В силу положений пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ) регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 данного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

Пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года          № 67-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата, к числу которых подпунктами «г.1» и «д» отнесены: выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки (если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей), если иное не установлено федеральным законом; недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Аналогичные правовые предписания содержатся в пунктах 6.1 и 7 части 9 статьи 44 Закона Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 года 964-З № 815-IV «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)» (далее – Закон Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 года 964-З      № 815-IV).

Порядок и правила сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата, правила оформления подписных листов регламентируются статьёй 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, пункт 12 которой предусматривает, что при заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату её внесения.

Такое же положение содержится в части 13 статьи 41 Закона Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 года 964-З № 815-IV.

В свою очередь, перечень оснований признания подписей недействительными определён в пункте 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, части 4.4 статьи 43 Закона Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 года 964-З № 815-IV.

Так, в силу положений подпункта «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, пункта 8 части 4.4 статьи 43 Закона Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 года 964-З № 815-IV недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объёме или не соответствуют действительности.

Как следует из материалов настоящего административного дела, решением Мирнинского Совета депутатов муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) от 4 октября 2021 года         № IV-27-3 на 28 ноября 2021 года назначены выборы Главы МО «Мирнинский район».

Решением Избирательной комиссии муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) (далее – Избирательная комиссия) от 5 октября 2021 года № 1-3 количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатов на должность Главы МО «Мирнинский район», определено равным 249; максимальное количество подписей, представляемых в Избирательную комиссию, определено в количестве 274.

31 октября 2021 года Кулагиным Б.Н. в Избирательную комиссию представлены документы в порядке самовыдвижения на регистрацию в качестве кандидата на указанную должность, включая подписные листы, содержавшие 274 подписи избирателей в поддержку его выдвижения.

По результатам проверки данных подписных листов рабочей группой Избирательной комиссии установлено, что сборщиком подписей Алексеевой Т.В. в подписных листах (3, 14, 23, 24, 25, 26, 32 папки № 1; 24, 25 папки     № 2) не были указаны сведения о наименовании органа, выдавшего её паспорт, а также неверно указан код соответствующего органа, вследствие чего 37 подписей избирателей были признаны недействительными, что составило 13,5% от общего количества представленных для проверки подписей; количество достоверных подписей составило 237, что меньше необходимого минимума.

5 ноября 2021 года Избирательной комиссией принято решение № 9-1, которым Кулагину Б.Н., выдвинутому в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом на должность Главы МО «Мирнинский район» на выборах 28 ноября 2021 года по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 9 статьи 44 Закона Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 года 964-З № 815-IV.

Разрешая заявленные в рамках настоящего дела административные исковые требования, Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) и судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия), проанализировав приведённые положения Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и Закона Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 года 964-З № 815-IV, оценив имеющиеся в деле доказательства, включая содержание подписных листов, по правилам статьи 84 КАС РФ, пришли к выводу, что у Избирательной комиссии имелись предусмотренные законом основания для принятия решения от 5 ноября 2021 года № 9-1, поскольку допущенная Алексеевой Т.В., осуществлявшей сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения Кулагина Б.Н., неполнота при заверении соответствующих подписных листов (неверное указание кода органа, выдавшего паспорт, при отсутствии указания наименования этого органа), повлекло признание недействительными всех подписей избирателей в таких подписных листах, тогда как оставшегося количества подписей было недостаточно для регистрации административного истца в качестве кандидата на должность Главы МО «Мирнинский район».

Оснований не согласиться с приведёнными выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они полностью согласуются с приведёнными положениями статей 37, 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, статей 43, 44 Закона Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 года 964-З № 815-IV.

Как верно указали суды в обжалуемых судебных постановлениях, Президиум Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2017 года утвердил «Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в пункте 1.2 которого разъяснено, что неверное указание кода органа, выдавшего паспорт лицу, осуществлявшему сбор подписей избирателей, при отсутствии сведений о наименовании органа, выдавшего паспорт, является основанием для признания подписей недействительными, поскольку в силу подпункта «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ все подписи избирателей в подписном листе признаются недействительными в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объёме или не соответствуют действительности.

Из содержания положений статьи 126 Конституции Российской Федерации и конкретизирующих её положений пункта 1 части 7 статьи 2, пункта 1 части 3 статьи 5 и пункта 7 части 1 статьи 7 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», части 4 статьи 19 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», следует, что разъяснения судам общей юрисдикции по вопросам судебной практики на основе её изучения и обобщения в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации могут быть даны Пленумом или Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.

Доводы кассационной жалобы о том, что Алексеева Т.В. в других подписных листах указала верный код органа, выдавшего её паспорт; что техническая ошибка, допущенная сборщиком подписей, не препятствовала идентификации его личности на основании иных документов; что ведомости проверки подписных листов, на основании которых Избирательная комиссия принимала решение об отказе в регистрации кандидата, имеют недостатки, – не опровергают верных выводов судов, изложенных в решении и апелляционном определении, по существу они сводятся к переоценке установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что в силу положений частей 2 и 3 статьи 328 КАС РФ не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.

Здесь же необходимо отметить, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, а также не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.

Таким образом, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что, разрешая административный спор, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, дали им надлежащую правовую оценку. Выводы судов являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильной оценке доказательств и верном применении норм материального и процессуального права. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения суда и апелляционного определения, по делу также не установлены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 10 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 18 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кулагина Б.Н. – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.

Председательствующий

Судьи

8а-11157/2021 [88а-11003/2021]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Кулагин Борис Николаевич
Ответчики
Избирательная комиссия МО "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия)
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Ровенко Павел Анатольевич
Дело на странице суда
9kas.sudrf.ru
26.11.2021Судебное заседание
26.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее