Судья Казакова Л.Д. УИД 16RS0046-01-2023-006813-20
Дело № 2-5548/2023
№ 33-6897/2024
Учет 069г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
25 апреля 2024 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Насретдиновой Д.М.,
судей Гиниатуллиной Ф.И. и Прытковой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Земдихановым Н.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Прытковой Е.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Великсар М. К. – Билданова Р. Р. на решение Вахитовского районного суда города Казани от 11 декабря 2023 года, которым постановлено:
исковое заявление Великсар М. К. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца Великсар М.К., ее представителя – Билданова Р.Р., поддержавших доводы жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Республике Татарстан – Аухадеевой Л.Ф., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Великсар М.К. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - ОСФР по РТ) о признании бездействия незаконным, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости.
В обоснование своих требований истец указала, что Великсар М.К. является гражданкой Украины и Российской Федерации. В 2022 году истец переехала жить к дочери в Россию. 1 декабря 2022 года истец обратилась к ответчику с заявлением для назначения страховой пенсии по старости. После подачи заявления истец неоднократно обращалась к ответчику с просьбой предоставить информацию по ее заявлению, на что сообщали о статусе рассмотрения «в процессе».
В последующем решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан истцу назначена социальная пенсия в размере 6 924 рубля 81 копеек. Не согласившись с указанным видом и размером пенсии, истец посещала Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан для предоставления сведений о статусе ее обращения. В марте 2023 года ответчик сообщил о направлении запросов для подтверждения сведений о стаже работ истца, в связи с чем запросы осуществляются лишь спустя 4 месяца с даты обращения ответа не было предоставлено. В последующем было подано несколько видов обращений от 2 мая 2023 года, от 3 мая 2023 года, от 30 мая 2023 года. Все указанные обращения были оставлены без внимания, ответа на них не потупило.
По изложенным основаниям истец Великсар М.К. просила признать незаконным бездействие Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан в части не предоставления ответа на заявление о назначении страховой пенсии по старости, обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан назначить Великсар М.К. страховую пенсию по старости с даты обращения - 1 декабря 2022 года.
В судебном заседании суда первой инстанции истец Великсар М.К. и её представители Билданов Р.Р., Казачкова С.Н. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Судом вынесено решение об отказе в удовлетворении исковых требований в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель истца Великсар М.К. - Билданов Р.Р., выражая несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить, как незаконное и необоснованное, и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. При этом в жалобе приводятся доводы, аналогичные изложенным в качестве обоснования предъявленного иска, настаивая на своей правовой позиции по делу, в силу которой считает, что требования Великсар М.К. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Великсар М.К., ее представитель – Билданов Р.Р. поддержали доводы жалобы.
Представить ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан Аухадеева Л.Ф. в судебном заседании суда апелляционной инстанции, возражая против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить в силе решение суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются в том числе недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (пункты 2, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Такого рода нарушения, допущенные судом первой инстанции, заключаются в следующем.
Так, Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2), который в целях обеспечения каждому конституционного права на пенсию вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, предусматривать условия и порядок приобретения права на отдельные виды пенсий конкретными категориями лиц.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также – Федеральный закон «О страховых пенсиях», Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 22 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона № 400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 22 Федерального закона № 400-ФЗ закреплено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 1 декабря 2022 года истцом через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) подано заявление о назначении страховой пенсии по старости. В качестве документа, удостоверяющего личность, представлен паспорт гражданина Российской Федерации, выданный 2 ноября 2022 года на имя Великсар М. К..
Также представлены следующие правоустанавливающие документы: трудовая книжка от 2 августа 1976 года на имя Узун (Великсар) М. К., свидетельство о браке между Великсар Н.Г. и Узун М. К., фамилия жены после брака – Великсар, свидетельство о рождении ребенка 21 января 1978 года рождения, где матерью указана Великсар М. К., свидетельство о расторжении брака между Великсар Н.Г. и Великсар М. К..
Учитывая расхождение между отчеством, указанном в паспорте и отчеством, указанном в других документах, заявителю представлен 3-х месячный срок для представления сведений о стаже и заработной плате, соответствующих паспортным данным (до 2 марта 2023 года), о чем выдано уведомление от 2 декабря 2022 года.
Согласно сведениям выплатного дела, паспорт серия 9222 № 258370 от 21 декабря 2022года с верным указанием отчества «К.» заявителем был представлен 6 марта2023 года при подаче заявления об изменения способа доставки пенсии, по истечении 3-х месячного срока, предоставленного заявителю для предоставления недостающих документов.
Доказательств представления паспорта с верным указанием отчества до истечения 3-х месячного срока истцом не представлено.
Допрошенная в ходе рассмотрения дела в качестве свидетеля специалист Клиентской службы ОСФР по РТ в Приволжском районе г. Казани Галеева В.С. в судебном заседании показала, что паспорт с верным указанием отчества Великсар М.К. представила ей только 6 марта 2023 года.
Из ответа ОСФР по РТ от 24 ноября 2023 года № ЕП-14-22/275085 на судебный запрос следует, что поскольку в заявлении о назначении страховой пенсии по старости, поданном 1 декабря 2022 года в МФЦ Великсар М.К. была внесена информация о получении пенсии на Украине, Великсар М.К. была приглашена специалистом Клиентской службы (на правах отдела) в Приволжском районе г. Казани 8 декабря 2023 года на прием для уточнения данных обстоятельств. 13 декабря 2023 года Великсар М.К. были представлены письменные пояснения о месте и сроках окончания выплаты пенсии на Украине. В период с 23декабря 2022 года по 6 марта 2023 года территориальные органы СФР по РТ Великсар М.К. не посещала.
По истечении 3-х месячного срока, представленного заявителю, ввиду непредставления вышеуказанных документов, определяющих право на страховую пенсию по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Великсар М.К. решением от 6 марта 2023 года установлена социальная пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с 1 декабря 2022 года в размере 6 924 рублей 81 копейки.
Распоряжением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о пересмотре размера федеральной социальной доплаты к пенсии от 13 марта 2023 года Великсар М.К. установлена федеральная социальная доплата к пенсии в размере 3 583 рублей 19 копеек с 1 января 2023 года.
Разрешая исковые требования в части возложения на пенсионный орган обязанности по назначению страховой пенсии с 1 декабря 2022 года, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку по истечении трехмесячного срока, предусмотренного части 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Великсар М.К. не предоставлено дополнительных документов, основания для назначения территориальным органом пенсионного фонда страховой пенсии истцу с 1 декабря 2022 года отсутствовали.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции.
Вопреки доводам апелляционной жалобы истца, совокупность исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств позволяет суду прийти к выводу, что Великсар М.К. в предоставленный истцу трехмесячный срок не представила в пенсионный орган все необходимые для подтверждения права на страховую пенсию документы, подлежащие представлению заявителем.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств, подтверждающих своевременное предоставление необходимых для назначения пенсии документов истцом в материалы дела представлено не было.
Принимая во внимание, что при обращении Великсар М.К. в пенсионный орган 1 декабря 2022 года не были представлены необходимые документы, а именно паспорт с корректными данными о личности заявителя, а также учитывая, что Великсар М.К. повторно обратилась в Пенсионный фонд с предоставлением нового паспорта за пределами установленного трехмесячного срока с момента разъяснения ей о необходимости их предоставления, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для назначения страховой пенсии с 1 декабря 2022 года.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части признания незаконными бездействия ответчика в виде не предоставления ответа на заявление о назначении страховой пенсии по старости, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку по результатам рассмотрения заявления истца от 1 декабря 2022 года о назначении страховой пенсии по старости Великсар М.К. была установлена социальная пенсия по старости в соответствии Федеральным законом от 15декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» ввиду отсутствия права на страховую пенсию по старости, как единственно возможный вариант пенсионного обеспечения по имеющимся документам, то направление извещения Великсар М.К. действующим порядком не предусмотрено.
С таким выводом суд апелляционной инстанции согласиться не может, поскольку он осуществлен с нарушением положений действующего законодательства, что влечет за собой отмену постановленного по делу решения в указанной части.
Согласно части 9 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» в случае отказа в удовлетворении заявления о назначении страховой пенсии, заявления о переводе на страховую пенсию или заявления о переводе с одного вида страховой пенсии на другой орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять рабочих дней после дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка его обжалования и одновременно возвращает все представленные им документы.
Великсар М.К. не была уведомлена пенсионным органом об отказе в назначении страховой пенсии, соответствующее извещение об этом заявителю с указанием причины отказа и порядка его обжалования не направлялось. Назначение истцу социальной пенсии не исключает обязанности вынесения решения по заявлению о назначении страховой пенсии.
Доказательств, подтверждающих направление истцу сообщения (уведомления) о том, что в назначении страховой пенсии ей было отказано в материалы дела не представлено.
В нарушение требований действующего законодательства не извещение истца об отказе в удовлетворении заявления о назначении страховой пенсии по старости влечет нарушение прав истца.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что требования истца о признании незаконным бездействия Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан в виде не предоставления ответа на заявление о назначении страховой пенсии подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 11 декабря 2023 года по данному делу в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконными бездействия Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан в виде не предоставления ответа на заявление о назначении страховой пенсии отменить.
Принять в этой части новое решение, которым признать бездействие Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан в части не предоставления ответа на заявление о назначении страховой пенсии незаконным.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд обшей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 27 апреля 2024 года.
Председательствующий
Судьи