Решение по делу № 2а-308/2021 от 08.04.2021

УИД 75RS0013-01-2021-000455-33

Дело № 2а-308/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 апреля 2021 года пгт.Карымское

Карымский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Никитиной Т.П.,

при секретаре – помощнике судьи Серебряковой Б.Б.,

с участием:

помощника прокурора Карымского района

Забайкальского края Дружининой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Карымского района Забайкальского края Ванчугова И.С., в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации городского поселения «Курорт-Дарасунское» муниципального района «Карымский район» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

заместитель прокурора <адрес>, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Карымский районный суд Забайкальского края с названными требованиями, мотивированными тем, что в ходе проверки исполнения администрацией ГП «Курорт-Дарасунское» законодательства об охране населенных пунктов от пожаров, по подготовке населенных пунктов Карымского района к пожарному периоду 2021г., выявлен факт отсутствия в с.Каланга источника наружного противопожарного водоснабжения для тушения пожаров в нарушение ст.ст.1,24 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», ч.4 ст.6, ч.1,2 ст.62, ч.2 ст.63, ч.1,2 ст.68 ФЗ от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.48 Правил противопожарного режима в РФ от 16.09.2020г. №1479; п.9 ч.1 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», пп.12 п.1 ст.8 Устава ГП «К-Дарасунское» МР «Карымский район» Забайкальского края от 26.03.2018 №60. Просит признать незаконным бездействия ответчика, выразившиеся в непринятии мер по обеспечению села Каланга источником наружного противопожарного водоснабжения; возложении обязанности на ответчика: - принять меры по обеспечению села Каланга одним из видов источников наружного противопожарного водоснабжения, предусмотренных ч.2 ст.68 Федерального Закона №123 (1 наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2 водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3 противопожарные резервуары), в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (л.д.3-6).

Представитель административного истца помощник прокурора Карымского района Забайкальского края Дружинина А.А., в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика городского поселения «Курорт-Дарасунское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края глава поселения Ангарская Л.А., ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, согласно представленным сведения на территории с.Каланга проживает 16 семей в количестве 44 человека (л.д.33-35).

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, ими получен исковой материал, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему выводу.

На основании части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В данном случае, иск прокурора затрагивает права лиц, численный состав которых определить невозможно.

Бездействие администрации поселения по выполнению соответствующих действий, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», является основанием для его обжалования в порядке, предусмотренном ч.4 ст.218 гл. 22 КАС РФ.

Прокурор обратился в суд с указанными требования, поскольку выявлены нарушения прав неопределенного круга лиц, на охрану жизни и здоровья, наличие которых стало возможным ввиду не исполнения возложенных на администрацию поселения обязанностей по соблюдению требования законодательства в сфере пожарной безопасности и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, допущено бездействие.

Согласно Конституции Российской Федерации, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2); каждый имеет право на жизнь (пункт 1 статьи 20); право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите; Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека (пункт 1 статьи 41).

Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Данный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее - организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - граждане).

Статьей 19 названного Федерального закона №69-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.

Согласно статьи 24 Федерального закона №69-ФЗ работы, услуги в области пожарной безопасности выполняются и оказываются в целях реализации требований пожарной безопасности, обеспечения предупреждения и тушения пожаров, к которым относятся также монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты.

В силу ч.4 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого Закона. Здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (части 1, 2 статьи 62).

В соответствии с п.1 ст.63 названного Федерального закона №123-ФЗ, первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования. Первичные меры пожарной безопасности включают в себя разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности (ч.2 ст.63).

Частями 1, 2 статьи 68 приведенного Технического регламента о требованиях пожарной безопасности установлено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары (в редакции Федерального закона от 10.07.2012 №117-ФЗ).

В развитие положений приведенного Федерального закона №123-ФЗ действуют Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1479, действующие с 01.01.2021г., а ранее от 25.04.2012 №390, которые содержали и содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности, п. 75 Правил установлено, что органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».

Согласно п.п. 3 и 9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно п.12 ч.1 ст.8 Устава городского поселения «Курорт-Дарасунское» к вопросам местного значения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов городского поселения (л.д.21-24).

Таким образом, обязанность по принятию мер по обеспечению села Каланга, возложена на органы местного самоуправления поселения, а следовательно, администрация ГП «Курорт-Дарасунское» является надлежащим ответчиком по данному делу.

Все требования указанных стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение пожарной безопасности для сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Из представленного в дело сообщения МЧС России 19 пожарно-спасательной части (пгт.Карымское) 3 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Забайкальскому краю от 10.03.2021г. на имя прокурора Карымского района Забайкальского края (л.д.7), информировано об отсутствии в с.Каланга для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со ст.19 ФЗ «О пожарной безопасности» (основание – п.75ППР в РФ) (л.д.7-10).

Непринятие ответчиком надлежащих мер в области законодательства о пожарной безопасности является нарушением действующего законодательства.

Выявленные нарушения требований пожарной безопасности препятствуют своевременному тушению пожаров на территории села Каланга Карымского района Забайкальского края, предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного числа лиц.

Административным ответчиком поселением не оспаривался тот факт, что обязанность в части неисполнения требований законодательства о пожарной безопасности им не исполнена.

Доводы ответчика о принятии противопожарных мер: проведение работ по бурению скважины для забора воды в пожароопасный период – вода отсутствует, реконструкция скважины запланирована на лето 2021г.; подвоз воды техникой администрации поселения, привлечение к пожаротушению пожарной части в п.Курорт-Дарасун, участкового лесничества, КГСАУ, ДПД; наличие не функционирующей скважины на территории села), изложенные в сообщении от 21.04.2021г. (л.д.33), не свидетельствуют о принятии мер, соответствующих требованиям вышеприведенных норм закона, для создания на территории села источников наружного противопожарного водоснабжения.

Также ответчиком не представлено доказательств о невозможности выполнения требований прокурора по техническим и иным причинам.

В связи с изложенным, заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению, поскольку при рассмотрении административного дела установлены обстоятельства о нарушении органом, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, требований Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме», Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», и нарушении прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц предусмотренных ст.ст.2,41 Конституции РФ.

Учитывая существо выявленных нарушений, напрямую связанных с пожарной безопасностью населения и имущества, факт выявленных недостатков готовности поселения к пожароопасному сезону 2021 года, принимая во внимание, что неисполнение органом местного самоуправления требований законодательства в области обеспечения пожарной безопасности, создает угрозу нарушения прав граждан, суд соглашается с заявленным прокурором сроком исполнения обязанности ответчиками, как достаточным и необходимым для устранения заявленных нарушений.

Увеличение срока исполнения решения суда будет нецелесообразным, поскольку названная обязанность сопряжена с пожарной безопасностью и защитой населения от чрезвычайных ситуаций, затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, пользующихся территорией поселения.

Исходя из положения подп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, предусматривающее освобождение от уплаты государственной пошлины государственных органов, органы местного самоуправления, выступающих в качестве истцов и ответчиков по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, с ответчика не подлежит взысканию государственная пошлина, от оплаты которой истец освобожден.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административный иск заместителя прокурора Карымского района Забайкальского края, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации городского поселения «Курорт-Дарасунское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края, выразившиеся в непринятии мер по обеспечению села Каланга Карымского района Забайкальского края источниками наружного противопожарного водоснабжения в нарушение положений Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Возложить обязанность на администрацию городского поселения «Курорт-Дарасунское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края:

- в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, принять меры по обеспечению села Каланга Карымского района Забайкальского края одним из видов источников наружного противопожарного водоснабжения, предусмотренных частью 2 статьи 68 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а именно: 1. наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2. водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3. противопожарные резервуары.

Административному ответчику необходимо сообщить об исполнении решения по данному административному делу административному истцу, в течение месяца со дня его исполнения.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Карымский районный суд Забайкальского края.

Судья Никитина Т.П.

Решение изготовлено: 22.04.2021г.

2а-308/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ванчугов И.С.
Ответчики
Администрация ГП "Курорт-Дарасунское"
Суд
Карымский районный суд Забайкальский края
Судья
Никитина Татьяна Павловна
Дело на странице суда
karymsk.cht.sudrf.ru
08.04.2021Регистрация административного искового заявления
08.04.2021Передача материалов судье
09.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
09.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.04.2021Судебное заседание
22.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее