№ 2-56/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Нижняя Тавда 17 декабря 2019 года
Нижнетавдинский районный суд Тюменской области в составе: председательствующего судьи - Слука Т.А.,
при секретаре - Абушкевич Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антонюк Раузы Мухаметовны к администрации Нижнетавдинского муниципального района, Управлению «Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тюменской области, кадастровому инженеру Воложанину Дмитрию Олеговичу об исключении сведений о границах земельного участка из Единого государственного реестра недвижимости и внесении сведений о границах земельного участка в Единый государственный реестр недвижимости согласно межевого плана
УСТАНОВИЛ:
Антонюк Р.М. обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что она является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №.
При проведении кадастровых работ было выявлено наложение границ указанного земельного участка на границы земельного участка с кадастровым номером 72:12:0806001:81, расположенного по адресу: <адрес>, ВЛ-0,4, кВ, 1-89м. Данный участок оформлялся для размещения объектов, характерных для населенных пунктов, целевое назначение для размещения объекта: Реконструкция ВЛ-0,4, кВ <адрес> 0,2 км тп-70, ОП пропитанные на ж/б, провод а-35.
Однако содержащиеся в ЕГРН сведения о границах указанных земельных участков не соответствует фактическому расположению объектов недвижимости.
В связи с чем, истец Антонюк Р.М. просит исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о характерных точках границы земельного участка с кадастровым №, тем самым перевести площадь данного земельного участка в статус «декларативный», обязать управление «Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> внести сведения о земельном участке с кадастровым № площадью 1500 кв.м. согласно межевого плана подготовленного кадастровым инженером ООО "Терра плюс" ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Нижнетавдинского районного суда от 18.02.2019 года в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Южный ТПО филиала АО «Тюменьэнерго» Тюменские распределительные сети (625002,г. Тюмень, ул. Даудельная, д. 44) и филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тюменской области (625027, г. Тюмень, ул. Киевская,78).
Истец Антонюк Р.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом.
Представители истца Олейник С.Е. и Олейник Н.Н. в судебном заседании исковые требования поддержали согласно доводам, изложенным в исковом заявлении. Пояснили, что ранее с семидесятых годов спорный земельный участок принадлежал деду истца ФИО8, в настоящее время земельный участок перешел по наследству Антонюк Р.М. На участке сохранились старые постройки и остатки забора.
Представитель администрации Нижнетавдинского муниципального района, Управления «Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тюменской области, филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тюменской области, кадастровый инженер Воложанин Д.О., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права 72 НЛ 721017 от 22.01.2010 года Антонюк Р.М. на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер участка 72:12:0806001:32 на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке администрации Ключевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно записям в похозяйственной книге за 1191-1999 годы ФИО8 принадлежал жилой дом и земельный участок площадью 1500 кв.м. по адресу: <адрес>.
Судом установлено, что в настоящее время, данный земельный участок принадлежит истцу.
Исходя из межевого плана, предоставленного истцом, местоположение границ вышеуказанного земельного участка определялось на основании сведений, содержащихся в техническом паспорте БТИ от 20.05.2009 года.
Согласно уведомлению Нижнетавдинского отдела Управления Россреестра по Тюменской области от 08.10.2018 года № КУВД -001/2018-4487815/1 выявлено, что по сведениям Государственного Кадастра Недвижимости на дежурной кадастровой карте произошло наложение границ земельного участка с кадастровым номером 72:12:0806001:81 на земельный участок с кадастровым номером 72:12:0806001:32, принадлежащий истцу Антонюк Р.М.
Земельный участок - это индивидуально-определенная вещь, которая должна обладать свойством уникальности, возможности его выделения среди похожих вещей. Индивидуально-определенной вещью земельный участок становится с момента определения его границ в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со ст.11.1 ЗК РФ земельным участком признается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральным законом № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а сведения о них вносятся в государственный кадастр недвижимости, который является систематизированным сводом сведений об учтенном в установленном законом порядке недвижимом имуществе.
В отношении такого объекта недвижимости, как земельный участок, Земельный кодекс РФ определяет обязанность установления границ, то есть постановку этого участка на кадастровый учет в государственном кадастре недвижимости (ст. 11.1 упомянутого Кодекса).
Подтверждением существования земельного участка как индивидуально-определенной вещи с уникальными характеристиками является государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера, описанием местоположения границ, определением площади, а также с внесением дополнительных сведений - адреса (местоположения), категории и разрешенного использования, кадастровой стоимости.
Местоположение границ при образовании нового участка, уточнении границ существующего и при образовании частей участка определяется межевым планом, необходимым для кадастрового учета.
Судом установлено, что 30.09.2014 г. распоряжением Администрации Нижнетавдинского муниципального района № 2068-р «О предварительном согласовании места размещения земельного участка для размещения объекта - Реконструкция ВЛ - 0,4 кФИО9 0,2 км ТП - 70 ОП пропитанные на ж/б, провод а-35» был предоставлен АО «Тюменьэнерго» в аренду земельный участок общей площадью 754 кв. м., договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Земельный участок по адресу: <адрес>, ВЛ - 0,4 кВ, 1 - 89 м. был отмежёван с присвоением кадастрового номера 72:12:0806001:81, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка АО «Тюменьэнерго» в границах предоставленного <адрес> земельного участка построило ВЛ - 0,4 кВ на железобетонных опорах.
В соответствии с ч. 7 ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Так, согласно ст. 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В силу части 2 ст. 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" описание местоположения объекта недвижимости является одним из основных сведений об объекте недвижимости. В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: описание местоположения объекта недвижимости.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
По правилам части 8 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Пункт 10 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусматривает, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно статье 68 Земельного кодекса РФ землеустройство включает в себя, в том числе, описание местоположения и (или) установление на местности границ объектов землеустройства.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с положениями части 1 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию заинтересованными лицами - правообладателями земельных участков, границы которых одновременно служат границами земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ; местоположение границ земельных участков подлежит в установленном этим Законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами.
Согласно п. 5 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельных участков на местности или без установления границ земельных участков на местности. Заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности.
В силу частей 1, 2 статьи 40 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования и является частью межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 указанного Федерального закона, если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.
Пунктом 7 ст. 39 Закона о государственном кадастре недвижимости предусмотрены два способа согласования местоположения границ: посредством проведения собрания заинтересованных лиц либо путем согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. В силу прямого указания данной нормы закона право выбора способа согласования местоположения границ принадлежит кадастровому инженеру.
В силу п. 8 ст. 39 названного Федерального закона при согласовании местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении данного собрания может быть вручено заинтересованным лицам или их представителям под расписку, направлено по их почтовым адресам посредством почтового отправления о вручении и по адресам их электронной почты, либо опубликовано в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования.
При этом указанной нормой четко определен перечень оснований, при наличии которых кадастровый инженер вправе опубликовать извещение о проведении собрания в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов или иной официальной информации муниципального образования.
Из смысла и содержания названных норм следует, что установленный ст. 39 Закона о государственном кадастре недвижимости порядок согласования границ земельного участка имеет своей целью урегулировать споры по местоположению границ во внесудебном порядке, а если спор на этой стадии не был урегулирован, вопрос о местоположении границы разрешается судом.
Вместе с тем, неустановление границ земельных участков в соответствии с действующим законодательством не является препятствием для защиты их собственниками своих прав посредством предъявления иска об устранении препятствий в пользовании земельными участками.
Как следует из материалов дела и установлено судом, границы спорного земельного участка, переданного ОАО Тюменьэнерго» Администрацией Нижнетавдинского муниципального района в аренду, при его межевании не согласовывались с Антонюк Р.М., являющимся собственником смежного земельного участка, поскольку границы земельного участка истца с кадастровым номером 72:12:0806001:32 на момент межевания земельного участка для предоставления его в аренду ответчику в государственном кадастре уточнены не были и на кадастровой карте отсутствовали. Вместе с тем, земельный участок с кадастровым номером 72:12:0806001:32 был внесен в государственный кадастр недвижимости, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, право собственности на земельный участок зарегистрировано 22.01.2010 года.
Кадастровые работы по межеванию земельного участка проводились по заказу в АО «Тюменьэнерго» в 2014 году, земельный участок с кадастровым номером 72:12:0806001:81 площадью 754 кв. м поставлен на кадастровый учет 30.09.2015 года.
Суд приходит к выводу, что на момент проведения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель государственной и муниципальной собственности земельный участок истца на кадастровом учете стоял без определения границ земельного участка, в связи с чем, с ним было необходимо было производить согласование границ земельных участков.
С целью определения границ спорных земельных участков определением Нижнетавдинского районного суда от 25.03.2019 года назначена независимая судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено ООО «Терра Плюс».
Согласно заключению ООО «Терра Плюс», Границы (координаты) земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, указанные в межевом плане от 10.09.2018г. практически соответствуют фактическим границам на местности, за исключением несоответствия в точках 1, 2, 4, 6, 11, 12, 18, 19, 20. Несоответствие составляет до 0,35м.
Фактические размеры земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, КН 72:12:0806001:32 не соответствуют размерам, указанным в техническом паспорте БТИ от 14.04.2009г. По фасадной линии ширина земельного участка по факту меньше на 0,91м. Длина земельного участка согласно технического паспорта составляет 55,65м. Длина участка по факту по правой меже 68,28м, т.е. на 12,63м длиннее, по левой меже 74,6м, т.е. длиннее на 18,95м.
Площадь земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, КН 72:12:0806001:32 по фактическим границам соответствует площади, указанной в Свидетельстве на право собственности от 22.01.2010г. №<адрес>.
Границы земельного участка фактически на местности частично закреплены долговременными объектами: забор деревянный; стена нежилого строения.
Земельный участок с КН 72:12:0806001:81 частично входит в существующие (фактически сложившиеся, огороженные) границы земельного участка с КН 72:12:0806001:32, расположенного по адресу: <адрес>.
Имеется наложение границ земельного участка с КН 72:1260806001:81 согласно координат данного земельного участка, внесенных в ЕГРН (единый государственный реестр недвижимости) на земельный участок с КН 72:12:0806001:32. Площадь наложения составляет 100,5 кв.м.
Оснований для признания экспертного заключения недостоверным доказательством судебная коллегия не усматривает, поскольку экспертное заключение соответствует требованиям законодательства, ответчиками не оспорено.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что работы по межеванию земельного участка с кадастровым номером 72:1260806001:81 проведены с существенным нарушением требований п. 5 ст. 39 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в результате чего нарушены права и законные интересы Антонюк Р.М.
По указанным основаниям исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Исковые требования Антонюк Раузы Мухаметовны - удовлетворить в полном объеме.
Исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о характерных точках границы земельного участка с кадастровым №, перевести площадь данного земельного участка в статус «декларативный», обязать управление «Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> внести сведения о земельном участке с кадастровым № площадью 1500 кв.м. согласно межевого плана подготовленного кадастровым инженером ООО "Терра плюс" ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме, путем подачи жалобы в Нижнетавдинский районный суд.
В окончательной форме решение изготовлено 23.12.2019 года.
Председательствующий: Т.А.Слука