Судья: Кириллова О.В. 7-514/2022
(Дело № 12-55/2022)
УИД 18RS0011-01-2022-001730-83
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного суда Удмуртской Республики Чегодаева О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске 4 июля 2022 года жалобу защитника Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное управление» муниципального образования «Город Глазов» З. на постановление административной комиссии муниципального образования «Город Глазов» от 13 апреля 2022 года № и решение Глазовского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.2 Закона Удмуртской Республики от 13 октября 2011 года №57-РЗ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» в отношении Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное управление» муниципального образования «Город Глазов»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением административной комиссии муниципального образования «Город Глазов» (далее – Административная комиссия) от 13 апреля 2022 года № Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное управление» муниципального образования «Город Глазов» (далее – МУП «ЖКУ») привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 11.2 Закона Удмуртской Республики от 13 октября 2011 года №57-РЗ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» (далее – Закон УР №57-РЗ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 21 000 рублей.
Решением судьи Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 19 мая 2022 года постановление Административной комиссии оставлено без изменения, жалоба защитника - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный суд Удмуртской Республики, защитник просит постановление Административной комиссии и решение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить, указывая на отсутствие события административного правонарушения.
Изучив доводы жалобы, материалы дела, прихожу к выводу, что оснований к отмене постановления Административной комиссии и решения судьи районного суда не имеется.
Частью 1 ст. 11.2 Закона УР №57-РЗ предусмотрена административная ответственность за непроведение предусмотренных правилами благоустройства территорий муниципальных образований работ по содержанию и уборке территорий и объектов благоустройства, повлекшее их загрязнение и засорение, либо нарушение установленных сроков и порядка проведения указанных работ, не повлекшие нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, а именно работ по очистке от мусора, опавшей листвы, порубочных остатков деревьев и кустарников; по кошению травы и удалению поросли деревьев и кустарников, а также их сбору и вывозу; по поддержанию систем водоотвода (закрытой и открытой) в исправном состоянии, в том числе по очистке, промывке, ремонту коллекторов ливневой канализации, дождеприемных и смотровых колодцев, водопропускных труб, водоотводных лотков, дренажных и ливневых канав; по уборке (очистке) территорий, объектов благоустройства, в том числе кровель, карнизов, водостоков и иных поверхностей от снега, сосулек, ледяных наростов и удалению зимней скользкости; по установке, содержанию и очистке урн у входа в предприятия торговли, бытового обслуживания населения, предприятия общественного питания, у киосков, павильонов, палаток, холодильных прилавков, летних кафе, нестационарных торговых объектов, у каждого подъезда в жилых домах, у входов в нежилые помещения здания, строения, сооружения, на остановках общественного транспорта; по содержанию и уходу за зелеными насаждениями (травой, кустарниками, деревьями, газонами, цветниками).
Согласно ст. 33 Закона УР №57-РЗ производство и исполнение по делам об административных правонарушениях осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (ст.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Правила благоустройства муниципального образования «Город Глазов», утвержденные решением Глазовской городской Думы от 25 октября 2017 года № 292 устанавливают единые требования к содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, определяют перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, устанавливают порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, устанавливают требования по благоустройству и содержанию территории муниципального образования «Город Глазов» (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
Пунктом 1.3 Правил благоустройства установлено, что организация работ по благоустройству и содержанию объектов благоустройства, включая элементы благоустройства, обеспечивается собственниками и (или) иными законными владельцами земельных участков, зданий, строений и сооружений, если иное не установлено законодательством.
Содержание объектов благоустройства и элементов благоустройства осуществляется физическими и юридическими лицами, перечисленными в пункте 1.3 части 1 настоящих Правил (п.8.1.2).
Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 года № 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения. В силу п. 7 Правил № 290 в перечень работ по надлежащему содержанию крыш многоквартирных домов входит проверка и при необходимости очистка кровли от скопления снега и наледи.
Согласно подп.13 п.8.1.8 Правил благоустройства в целях благоустройства, обеспечения чистоты и порядка физические и юридические лица, перечисленные в пункте 1.3 части 1 настоящих Правил обязаны обеспечить уборку (очистку) объектов благоустройства, в том числе кровель, карнизов, водостоков и иных поверхностей от снега, сосулек, ледяных наростов и удаление зимней скользкости. Устанавливать снегозадержатели на кровлях, скаты которых направлены в сторону улиц. Обеспечить проведение работ по очистке крыш от снега и удаление сосулек, ледяных наростов на карнизах, крышах и водосточных трубах с соблюдением мер безопасности.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в период времени с <данные изъяты> членом Административной комиссии муниципального образования «Город Глазов» установлено и зафиксировано актами осмотра и фотоматериалами наличие на поверхности кровли домов №а по <адрес>, № № по <адрес> скопление снежных масс, свисающие ледяные наросты (сосульки), тем самым нарушены требования подп.13 п.8.1.8 Правил благоустройства муниципального образования «Город Глазов», утвержденных решением Глазовской городской Думы от 25 октября 2017 года № 292.
Управление многоквартирными домами № по <адрес>, №А по <адрес> осуществляется МУП «ЖКУ».
Из договора управления имуществом в МКД следует, что управляющая компания обязуется оказывать услуги по управлению МКД и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества МКД.
Таким образом, МУП "ЖКУ", являясь управляющей организацией указанных многоквартирных домов, обязано выполнять работы по надлежащему содержанию объектов благоустройства, в том числе крыш многоквартирных домов, находящихся в его управлении, в порядке, установленном разделом 8.1 Правил благоустройства.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств: протоколом от 8 апреля 2022 года №65 об административном правонарушении; докладными члена Административной комиссии К.; составленными ею актами осмотра строений с приложенными к ним фотоматериалами; договорами управления МКД и другими материалами дела.
В связи с выявленными нарушениями 8 апреля 2022 года Административной комиссией муниципального образования «Город Глазов» в отношении МУП «ЖКУ» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.2 Закона УР № 57-РЗ.
Постановлением Административной комиссии муниципального образования «Город Глазов» от 13 апреля 2022 года МУП «ЖКУ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.2 Закона УР № 57-РЗ, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 21 000 рублей.
Оценив представленные в дело доказательства всесторонне, полно, объективно в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли к выводу о доказанности виновности МУП «ЖКУ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.2 Закона УР № 57-РЗ.
Данные выводы сделаны должностным лицом административного органа и судьей районного суда с учетом правильного применения норм материального права.
Бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С учетом содержания указанной нормы возложение на лицо, не являющееся собственником имущества, бремени по его содержанию возможно лишь в случае установления указанной обязанности условиями заключенного договора либо в силу положений закона.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Пунктом «б» пункта 2 раздела 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 предусмотрено, что в состав общего имущества включаются крыши.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, которым может являться управление управляющей организацией на основании заключенного с нею в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договора управления многоквартирным домом.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
При управлении многоквартирным домом именно управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (ч. 2.3 ст.161 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства принятия юридическим лицом всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также наличия объективных препятствий для соблюдения требований Правил благоустройства г. Глазова, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в дело не представлены.
Представленные в материалы дела акты выполненных работ от 07 февраля 2022 года к договору №, от ДД.ММ.ГГГГ к договору №, от ДД.ММ.ГГГГ не влекут отмену состоявшихся по делу актов административного органа и решения суда, поскольку не опровергают установленных по делу фактических обстоятельств, а именно наличие на кровле снега и ледяных наростов. Более того, часть работ по очистке кровель по указанным выше адресам произведены после проведенного административным органом осмотра. То есть управляющей компанией несвоевременно исполняется обязанность по очистке крыш от снега и наледи, что влечет за собой угрозу причинения вреда здоровью граждан.
Таким образом, действия Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное управление» муниципального образования «Город Глазов» правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 11.2 Закона УР № 57-РЗ.
Постановление, вынесенное административной комиссией, соответствует требованиям ст. 29.9-29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, процессуальных нарушений при рассмотрении дела административным органом не допущено.
Ссылка защитника в жалобе на положения пункта 4.6.1.23 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170, в обоснование возможности накопления на крышах с наружным водоотводом снега слоем не более 30 см, не может быть принята во внимание, поскольку юридическому лицу вменено нарушение Правил благоустройства муниципального образования «Город Глазов», которыми обязанность по обеспечению очистки кровли от снега и наледи не поставлена в зависимость об глубины снежных масс.
Отсутствуют основания не согласиться и с выводом судьи районного суда относительно оценки приведенной административным органом при квалификации деяния юридического лица старой редакции ч. 1 ст. 11.2 Закона УР № 57-РЗ, которая претерпела изменения лишь в части вида территориального образования, утвердившего правила благоустройства, поскольку это не влечет изменение объема обвинения и квалификации действий лица, в отношении которого ведется производство по делу.
При этом доводы жалобы в части того, что МУП «ЖКУ» привлечено к ответственности за нарушение, выявленное по адресу <адрес> Республики, в то время как данное нарушение не было вменено при составлении протокола об административном правонарушении, заслуживают внимания.
Так из протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что МУП «ЖКУ» вменяется невыполнение обязанности по очистке крыши дома № 13 по ул. Комсомольской г. Глазова Удмуртской Республики, а наказание назначено за невыполнение обязанности по очистке крыши <адрес>.
Административная комиссия и судья районного суда вышеуказанные противоречия не устранили, судом данное обстоятельство признано технической ошибкой, между тем, такой недостаток протокола подлежал устранению путем внесения в него соответствующих исправлений. При этом должны быть соблюдены требования статей 27.12, 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также обеспечены установленные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях гарантии прав защиты лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
Поскольку такие исправления в протокол об административном правонарушении в установленном порядке не вносились, а нарушение требований Правил благоустройства муниципального образования «<адрес>» в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес> МУП «ЖКУ» при составлении протокола об административном правонарушении не включено в объем обвинения, в указанной части постановление Административной комиссии от 13 апреля 2022 года и решение судьи Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 19 мая 2022 года подлежат изменению путем исключения из их мотивировочной части суждений о виновности МУП «ЖКУ» в нарушении Правил благоустройства муниципального образования «Город Глазов», утвержденных решением Глазовской городской Думы от 25 октября 2017 года № 292 по адресу <адрес>.
Вместе с тем данное обстоятельство не исключает наличие вины МУП «ЖКУ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.2 ч.1 Закона УР № 57-РЗ в полном объеме, поскольку в остальной части обстоятельства вмененного правонарушения, нашли свое подтверждение.
Других доводов, которые могли бы послужить основанием к отмене состоявшихся по настоящему делу постановления и решения судьи, в жалобе не содержится.
Наказание назначено в пределах установленной законом санкции, в минимальном размере, с соблюдением требований ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление Административной комиссии муниципального образования «Город Глазов» о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 19 мая 2022 года изменить, исключив из мотивировочной части постановления Административной комиссии муниципального образования «Город Глазов» от 13 апреля 2022 года и решения судьи Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 19 мая 2022 года вывод о выявленном 24 февраля 2022 года нарушении Правил благоустройства муниципального образования «Город Глазов», утвержденных решением Глазовской городской Думы от 25 октября 2017 года № 292 по адресу <адрес>.
В остальной части Постановление Административной комиссии муниципального образования «Город Глазов» о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 19 мая 2022 года оставить без изменения, жалобу МУП «ЖКУ» – без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение вступает в законную силу немедленно после вынесения и может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Верховного суда
Удмуртской Республики О.П. Чегодаева