№ 2-200/2023
УИД 24RS0038-01-2023-000123-41
Решение Именем Российской Федерации
12 мая 2023 г. п. Нижний Ингаш
Нижнеингашский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Смольской Т.С.,
при секретаре Костюриной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» к Желанниковой Л.А. об обязании устранить причины и условия, повлекшие нарушение требований лесного законодательства,
установил:
Краевое государственное казенное учреждение «Лесная охрана» (далее КГКУ «Лесная охрана») обратилось в суд с иском, в котором просит обязать ответчика Желанникову Л.А. произвести очистку мест рубок от порубочных остатков в лесном участке по адресу: Красноярский край, Тинский сельсовет, Тинское лесничество, Южное участковое лесничество, Колхоз «Восход», квартал № 13, выдел № 26, лесосека № 1, делянка № 8, на площади 0,13 га, в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения по настоящему гражданскому делу.
Требования истец мотивирует тем, что между министерством лесного хозяйства Красноярского края в лице КГБУ «Тинское лесничество» и Желанниковой Л.А. заключен договор купли-продажи лесных насаждений от 19.07.2021 № 763 (далее - Договор), согласно которому КГБУ «Тинское лесничество» передает Желанниковой Л.А. в собственность лесные насаждения, объемом 20,00 куб.м. на площади 0,13 га, для заготовки древесины в целях отопления жилого дома расположенные по адресу: Красноярский край, Тинский сельсовет, Тинское лесничество, Южное участковое лесничество, Колхоз «Восход», квартал № 13, выдел № 26, лесосека № 1, делянка № 8. Заготовка и вывозка древесины проводилась в период срока действия Договора с 19.07.2021 по 18.07.2022. По окончании заготовки древесины, в соответствии с приложением № 3 «Порядка осмотра лесосеки», утвержденного приказом министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.06.2016 № 367 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки», 28.07.2022 лесничим Северного участкового лесничества, КГБУ «Тинское лесничество» Н., с участием мастера леса Тинского участкового лесничества П. и старшего государственного инспектора КГКУ «Лесная охрана» С., в отсутствии лесопользователя Желанниковой Л.А., произведен осмотр лесного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, Тинский сельсовет, Тинское лесничество, Южное участковое лесничество, Колхоз «Восход», квартал № 13 выдел № 26, лесосека № 1, делянка № 8, в ходе которого выявлен факт нарушения лесного законодательства, а именно: размещение в лесах отходов производства и потребления, выраженное в неочистке мест рубок от порубочных остатков на площади 0,13 га, что является нарушением требований п. 26 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» (далее Правила пожарной безопасности), согласно которому при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. На момент осмотра древесина вырублена в полном объеме. В результате нарушения требований лесного законодательства Желанниковой Л.А. причинен ущерб государственному лесному фонду в размере 5382,56 руб., что подтверждается расчетом ущерба и расчетно-технологической картой. Очистка лесосек является заключительной стадией лесозаготовок и важным лесохозяйственным требованием. В соответствии с пунктом 8 Договора очистка лесосеки от порубочных остатков осуществляется одновременно с заготовкой древесины следующим способом: укладкой и оставлением на перегнивание порубочных остатков на месте рубки в следующие сроки: с 19.07.2021 по 18.07.2022. Доказательств, подтверждающих устранение нарушений, в КГКУ «Лесная охрана» не представлено. Считают, что ответчиком нарушены нормы лесного законодательства; допущенный ответчиком факт захламления лесного участка сам по себе свидетельствует об ухудшении экологической обстановки лесного объекта, а следовательно, о причинении вреда объекту природной среды.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствии.
Ответчик в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просила суд рассмотреть дело в её отсутствие, с заявленными исковыми требованиями не согласна, суду представила акт устранения выявленных нарушений.
Представитель третьего лица - Министерства лесного хозяйства Красноярского края и представитель третьего лица - КГБУ «Тинское лесничество» при надлежащем извещении в судебное заседание не прибыли. Представитель Министерства лесного хозяйства Красноярского края просил суд рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства. Представитель КГБУ «Тинское лесничество» о причинах неявки суду не сообщил.
На основании ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.ст.42,58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Статьей 8 Лесного кодекса РФ установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно ч.1 ст.51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.3 ст.53 Лесного кодекса РФ).
Правила пожарной безопасности в лесах утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах».
Настоящие Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.
Пунктом 26 Правил пожарной безопасности в лесах закреплено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Очистка лесосек является заключительной стадией лесозаготовок и важным лесохозяйственным требованием.
Согласно ч.1 ст.60.12 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.
В силу ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Захламление лесов порубочными остатками представляет собой вид загрязнения, которое в силу количественных и качественных характеристик способно привести к негативному изменению качества объекта природной среды.
Установленные правила осуществления лесопользования предусматривают обязанность по очистке мест рубок от порубочных остатков способами, предписанными технологической картой или договором, разработанными с учетом снижения негативного воздействия на природный объект в ходе лесозаготовительной деятельности. Несоблюдение предписанного способа очистки мест рубок способствует возникновению факторов, негативно влияющих на санитарную и пожарную безопасность лесов.
В судебном заседании установлено, что 19.07.2021 между Министерством лесного хозяйства Красноярского края в лице и.о. руководителя КГБУ «Тинское лесничество» Тагирова А.В. (продавец) и Желанниковой Л.А. (покупатель) заключен договор купли-продажи лесных насаждений № 763. Местонахождение лесных насаждений: Красноярский край, Тинский сельсовет, Тинское лесничество, Южное участковое лесничество, Колхоз «Восход», кв.13, выдел 26, лесосека № 1, делянка № 8 (п.2 Договора). Схема расположения лесных насаждений приведена в приложении № 2 к данному договору.
Согласно пункту 8 Договора № 763 от 19.07.2021 очистка лесосеки от порубочных остатков осуществляется одновременно с заготовкой древесины следующим способом: укладкой порубочных остатков в кучи и оставлением их на месте для перегнивания в следующие сроки: с 19.07.2021 по 18.07.2022.
В соответствии с п.п. «в» п.15 указанного выше договора покупатель обязан соблюдать правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в указанных в статье 23 Лесного кодекса РФ лесничествах, установленные в соответствии с ч.9 ст.29 Лесного кодекса РФ, правила ухода за лесами, установленные в соответствии с ч.3 ст.64 Лесного кодекса РФ, правила пожарной безопасности в лесах, установленные в соответствии с ч.3 ст.53 Лесного кодекса РФ, правила санитарной безопасности в лесах, установленные в соответствии с ч.3 ст.60.3 Лесного кодекса РФ, правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, установленные в соответствии с ч.5 ст.32 Лесного кодекса РФ. Осуществлять выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков в срок, установленный п.8 настоящего договора (п.п. «ж» п.15 договора).
Согласно акту осмотра лесосеки № 8 от 28.07.2022, сообщению о результатах осмотра лесосеки от 28.07.2022, лесничим Северного участкового лесничества Н. при осмотре лесного участка по адресу: Красноярский край, КГБУ Тинское лесничество, Южное участковое лесничество, Колхоз «Восход», квартал № 13, выдел № 26, лесосека № 1, деляна № 8, выявлено нарушение требований лесного законодательства, выразившееся в невыполнении работ по очистке мест рубок от порубочных остатков, в захламлении порубочными остатками на площади 0,13 га.
Вместе с тем в материалах дела имеется акт заключительного осмотра от 30.04.2023 лесосеки по адресу: Красноярский край, Тинский сельсовет, Тинское лесничество, Южное участковое лесничество, Колхоз «Восход», квартал № 13, выдел № 26, лесосека № 1, делянка № 8, на площади 0,13 га, согласно которому ранее выявленные нарушения устранены, из которого следует, что 30.04.2023 для повторного осмотра лесосеки выехал участковый лесничий Ш., в ходе осмотра нарушений лесного законодательства не выявлено, ранее указанные в актах заключительного осмотра лесосек нарушения устранены.
Учитывая, что в настоящее время нарушение требований лесного законодательства ответчиком устранено, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» к Желанниковой Л.А. об обязании устранить причины и условия, повлекшие нарушение требований лесного законодательства – отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд через Нижнеингашский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий