Дело № 2а-108/2021
24RS0002-01-2021-001412-87
К 3.192а
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Большой Улуй, Красноярский край
ул.Революции, д.11 28 июня 2021 года
Судья Большеулуйского районного суда Красноярского края Бардышева Е.И.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное исковое заявление Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 4 по Красноярскому краю к Афиногентов Е.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2017 год, пени
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы № 4 по Красноярскому краю (далее «МИФНС № 4») обратилась в суд с административным иском к административному ответчику Афиногентов Е.В. о взыскании транспортного налога за 2017 год, пени по транспортному налогу. Требование мотивировано тем, что административный ответчик согласно данным ГИБДД является собственником транспортных средств марки <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, марки <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, марки <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, марки <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. В силу ст.357 НК РФ административный ответчик является плательщиком транспортного налога, который в силу п.1 ст.363 НК РФ подлежит уплате физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Обязанность по уплате транспортного налога возникает не ранее даты получения уведомления налогоплательщиком. Налоговым органом в адрес ответчика по месту его регистрации через услуги почтовой связи направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ на уплату транспортного налога за 2017 год со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ, В указанный срок ответчиком указанный в налоговом уведомлении транспортный налог в сумме 7939 рублей 00 копеек не был уплачен.
Ответчику в соответствии со ст.75 НК РФ начислены пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 113 рублей 99 копеек.
Кроме того, ответчиком своевременно не уплачены налоги за 2013, 2015, 2016 годы. За 2013 год транспортный налог взыскан на основании судебного приказа 2-749/2015 от ДД.ММ.ГГГГ, за 2015 год на основании судебного приказа № 2а-68/145/2017 от ДД.ММ.ГГГГ, за 2016 год на основании судебного приказа № 2а-145/145/2018 от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с несвоевременной уплатой налогов в указанные периоды начислены пени в сумме 1723 рубля 32 копейки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год.
Ответчику направлено требование № об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. В установленный в требовании срок административным ответчиком задолженность не погашена.
Вынесенный ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ на взыскание с должника задолженности был отменен ДД.ММ.ГГГГ на основании возражений ответчика.
Административный истец просит взыскать с административного ответчика в доход краевого бюджета транспортный налог за 2017 год в сумме 7939 рублей 00 копеек, пени по транспортному налогу за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 113 рублей 99 копеек, пени в размере 1723 рубля 32 копейки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, а всего взыскать 9776 рублей 31 копейка.
Административному ответчику Афиногентов Е.В. корреспонденция суда направлялась по месту его регистрации, по месту жительства, она возвращена в суд в связи с истечением срока её хранения в почтовом отделении.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
С учетом изложенного суд считает установленным, что административный ответчик Афиногентов Е.В. надлежащим образом уведомлён о наличии судебного спора.
Административный ответчик Афиногентов Е.В. не представил возражений относительно иска.
В соответствии со ст.291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суд рассматривает дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав представленные истцом письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно положениям пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с ч.1 ст.356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.356 НК РФ устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок уплаты налога.
В соответствии с ч.1 ст.357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с ч.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В соответствии с ч.1 ст.360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В силу абзаца 3 ч.1 ст.363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно Закону Красноярского края от 08.11.2007 года № 3-767 «О транспортном налоге» налоговые ставки на транспортные средства составляют
автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 5 рублей за 1 л.с.
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) 14 рублей 50 копеек за 1 л.с.;
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 29 рублей за 1 л.с.
В силу пп. 9 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов.
Согласно пп. 9 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.
В соответствии с п.2 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Согласно п.2.1 ст.52 НК РФ перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно пункту 1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Согласно пункту 4 ст.75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. К пеням применяется порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке (пункт 6 статьи 75 НК РФ).
Согласно налоговому уведомлению, представленному административным истцом, Афиногентов Е.В. было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, в том числе транспортного налога за 2017 год в сумме 7939 рублей 00 копеек
за автомобиль <данные изъяты> мощностью двигателя 155 л.с. за 12 месяцев владения в сумме 4495 рублей 00 копеек при установленной ставке в 29 рублей за 1 л.с.;
за автомобиль <данные изъяты> мощностью двигателя 105 л.с. за 12 месяцев владения в сумме 1523 рубля 00 копеек при установленной ставке в 14 рублей 50 копеек за 1 л.с.;
на автомобиль <данные изъяты> мощностью двигателя 58 л.с. за 12 месяцев владения в сумме 290 рублей 00 копеек при установленной ставке в 5 рублей за 1 л.с.;
за автомобиль <данные изъяты> мощностью двигателя 150 л.с. за 9 месяцев владения в сумме 1631 рубль 00 копеек при установленной ставке в 14 рублей 50 копеек за 1 л.с. (л.д.10).
Размер налога налоговым органо исчислен верно в соответствии с установленной на момент начисления налога налоговой ставки и существующей налоговой базы, периода владения имуществом и сведениями об имуществе налогоплательщика из МО МВД России «Ачинское», согласно которым Афиногентов Е.В. являлся собственником транспортных средств
автомобиля <данные изъяты> мощностью двигателя 155 л.с. зс ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ;
автомобиля <данные изъяты> мощностью двигателя 105 л.с. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время,
автомобиля <данные изъяты> мощностью двигателя 58 л.с. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
автомобиля <данные изъяты> мощностью двигателя 130 л.с. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.102-111).
Административным ответчиком доказательств, опровергающих эти данные, в суд не представлено.
Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
В материалы дела истцом представлено
требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13), направленное в адрес налогоплательщика заказным письмом ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21) об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ пени по транспортному налогу в сумме 1724 рубля 89 копеек;
требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22), направленное в адрес налогоплательщика заказным письмом ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24) об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ транспортного налога в сумме 7939 рублей 00 копеек, пени по транспортному налогу в сумме 113 рублей 99 копеек.
Сведений о добровольном исполнении или об обращении к принудительному исполнению указанных сумм, в том числе пени, материалы дела не содержат. Из содержания искового заявления следует, что ко дню направления административного иска в суд указанные в требовании налоги остаются неуплаченными.
При таких обстоятельствах суд соглашается с доводами административного истца о том, что Афиногентов Е.В. является плательщиком транспортного налога как титульный владелец транспортных средств, свою обязанность по уплате налога он не выполнил.
В соответствии с положениями ст.48 НК РФ, действовавшей в редакции в момент возникновения спорных правоотношений, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ).
Предусмотренная налоговым законодательством процедура взыскания налога административным истцом нарушена.
В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Из материалов настоящего административного дела судом установлено, что обращение налогового органа в суд с заявлением о выдаче судебного приказа последовало за пределами шестимесячного срока, установленного пунктом 2 статьи 48 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Так, согласно требованию № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ срок уплаты транспортного налога за 2017 год в сумме 7939 рублей 00 копеек, пени в размере 113 рублей 99 копеек был установлен налогоплательщику до ДД.ММ.ГГГГ.
С учётом указанного срока обращение к мировому судье за взысканием налога и пени в судебном порядке должно было последовать не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно заявлению о вынесении судебного приказа на взыскание транспортного налога за 2017 год в сумме 7939 рублей, пени, заявление даты в себе не содержит. Согласно конверту о направлении корреспонденции в адрес мирового судьи, корреспонденция сдана на почту истцом ДД.ММ.ГГГГ (л.д.69), то есть по истечении установленного законом срока на обращение в суд.
Истец об уважительности причин пропуска срока не заявил, о его восстановлении не просил, в связи с чем пропуск срока для обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Иск о взыскании с Афиногентов Е.В. задолженности по транспортному налогу за 2017 год удовлетворению не подлежит.
В силу п. 6 ст. 75 НК РФ к пеням применен порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке.
Следовательно, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, требование о взыскании пени является производным от основного требования о взыскании недоимки по налогу, в связи с чем в отношении пеней, начисленных на недоимку, подлежат применению общие правила взыскания задолженности по налогам.
Задолженность по пени за 2013, 2015, 2016 и 2017 годы, предъявленная к уплате должнику в двух разных требованиях, была заявлена к взысканию в судебном порядке в одном заявлении о вынесении судебного приказа, срок обращения с котором налоговым органом был пропущен.
При таких обстоятельствах следует считать и пропущенным срок для взыскания пени по транспортному налогу за указанные периоды.
Согласно ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета (часть 1). При отказе в иске судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, взыскиваются с административного истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход федерального бюджета (часть 2). Судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (часть 3).
Административный истец от уплаты судебных расходов освобождён. Иск удовлетворению не подлежит. Судебные расходы следует принять на счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст.175, 177-180, 293 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 4 по Красноярскому краю к Афиногентов Е.В., проживающего по адресу: <адрес> в доход краевого бюджета транспортного налога за 2017 год в сумме 7939 рублей 00 копеек, пени на транспортный налог за указанный налоговый период, образовавшиеся с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 113 рублей 99 копеек, пени на транспортный налог за 2013, 2015, 2016 годы в сумме 1723 рубля 32 копейки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Меры предварительной защиты в виде ареста имущества Афиногентов Е.В. в пределах заявленных административным истцом требований в сумме 9776 рублей 31 копейка, принятые на основании определения Ачинского городского суда Красноярского края от 20 февраля 2021 года, отменить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
В соответствии со ст.294.1 КАС РФ суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Председательствующий: