УИД 61RS0019-01-2022-006904-37
Дело № 2-494/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«28» марта 2023 года город Новочеркасск
Новочеркасский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи: Тюрина М.Г.,
при секретаре: Беловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Руденко Светланы Владимировны к Управлению труда и социального развития Администрации г. Новочеркасска, Администатции г. Новочеркасска, Финансовому Управлению Администрации г. Новочеркасска, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Министрество труда и социального развития Ростовской области о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги в виде адресной социальной помощи в денежном выражении, обязании предоставить государственную услугу, взыскании компенсации морального вреда, расходов по оплате гос. пошлины,
УСТАНОВИЛ:
Руденко С.В. обратилась в Новочеркасский городской суд Ростовской области с исковым заявлением к Управлению труда и социального развития Администрации г. Новочеркасска (далее – УТиСР Администрации г. Новочеркасска).
В обоснование иска истец указала, что ей отказали в предоставлении социального пособия в связи с тем, что она не представила документы, подтверждающие право на получение адресной социальной помощи в виде социального пособия и натуральной помощи, которое имеют малоимущие семьи или одиноко проживающие граждане Российской Федерации, проживающие на территории Ростовской области, имеющие по независящим от них причинам (объективные жизненные обстоятельства, либо иные уважительные причины) среднедушевой доход, размер которого ниже величины прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения, а так же, малоимущие граждане, попавшие в экстремальную ситуацию (стихийные бедствия (ураган, наводнение, засуха, оползни, землетрясение), пожар, обвал или разрушение жилища, аварии, утрата жизненно необходимого имущества необходимость медикаментозного и оперативного лечения при заболеваниях и увечьях по заключению медицинских организаций, отсутствие топлива), что подтверждается уведомлением от 19.09.2022 № 3905.
Истец считает, что она представила весь необходимый пакет документов, а именно свидетельство о рождении детей, электронную трудовую книжку с ее учетной записи с портала гос. услуги, подтверждающую отсутствие работы, заявление о декларировании доходов, свидетельство о заключении брака, а также копии паспортов. Остальные документы ответчик обязан запрашивать сам посредством межведомственного взаимодействия из других ведомств в соответствии с частями 1 и 2 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ).
С учетом уточненных исковых требований, Руденко С.В. просила суд признать незаконным отказ в предоставлении государственной услуги в виде адресной социальной помощи в денежном выражении от 19.09.2022 г., а также взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб., расходов по оплате гос. пошлины в размере 300 руб.
Протокольными определениями к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администатция г. Новочеркасска и Финансовое Управление Администрации г. Новочеркасска. В качетсве третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Министрество труда и социального развития Ростовской области.
В судебном заседании представители ответчиков УТиСР Администрации г. Новочеркасска Башняк П.С., Администатции г. Новочеркасска Пачицкая О.В., Финансового Управления Администрации г. Новочеркасска Охотникова О.В. возражали против удовлетворения исковых требований Руденко С.В. по изложенным в возражениях основаниям.
Истец Руденко С.В. надлежащим образом извещенная в суд не явилась, просила рассмотренть дело в ее отсуствие.
Представитель Министрества труда и социального развития Ростовской области надлежащим образом извещенный в суд не явился.
Суд, в силу ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав представителей ответчиков суд, приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что в 2022 г. Руденко С.В. неоднократно получала адресную социальную помощь в виде социального пособия.
26.01.2022 г. (Протокол № 3) решением комиссии было рекомендовано УТиСР Администрации г. Новочеркасска, оказать Руденко С.В. адресную социальную помощь в размере 2 811,60 руб.
Далее Руденко С.В., 24.03.2022 вновь обратилась в УТиСР Администрации г. Новочеркасска за назначением ее семье адресной социальной помощи в виде социального пособия, решением комиссии от 01.04.2022 (Протокол № 12) УТиСР Администрации г. Новочеркасска было рекомендовано назначить Руденко С.В. адресную социальную помощь в размере 2273,13 руб.
14.06.022 Руденко С.В. вновь обратилась в УТиСР Администрации г. Новочеркасска за назначением её семье адресной социальной помощи в виде социального пособия, решением комиссии от 20.06.2022 (Протокол №22) Управлению было рекомендовано назначить Руденко С.В. адресную социальную помощь в размере 2586,49 руб.
Руденко С.В. через единый портал государственных услуг 07.09.2022, 08.09.2022, 09.09.2022 вновь обратилась по вопросу оказания адресной социальной помощи в виде социального пособия. Все три заявления содержали идентичную информацию о семье и ее доходах.
19.09.2022 все три заявления были рассмотрены на заседании комиссии и принято решение рекомендовать УТиСР Администрации г. Новочеркасска отказать Руденко С.В. в предоставлении социального пособия.
Отказывая в назначении Руденко С.В. государственной социальной помощи в виде социального пособия комиссия и орган социальной защиты населения руководствовались нормами права отраженными в Федеральном законе от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и в Областном законе от 22.10.2004 года № 174-ЗС «Об адресной социальной помощи в Ростовской области» и устанавливающими, что наличие только лишь среднедушевого дохода семьи ниже величины прожиточного минимума не может являться основополагающей причиной для назначения государственной социальной помощи в виде социального пособия.
На заседаниях комиссии от 01.04.2022 года, от 20.06.2022 года члены комиссии указывали на тот факт, что семья заявителя имеет среднедущевой доход не превышающий прожиточный минимум, определенный в соответствии со ст. 7 Областного закона от 22.10.2004 года № 174-ЗС в связи с отсутствием официального трудоустройства Мастеркова В.А., супруга Руденко С.В., однако рекомендации комиссии по трудоустройству Мастеркова В.А. были проигнорированы, также не предоставлены документы или сведения о том, что Мастерков В.А. по объективным, не зависящим причинам не может осуществлять трудовую либо иную приносящую доход деятельность.
22.11.2022 года Руденко С.В. снова обратилась в УТиСР Администрации г. Новочеркасска за назначением её семье адресной социальной помощи в виде социального пособия и решением комиссии от 02.12.2022 (Протокол № 47) Управлению было рекомендовано назначить адресную социальную помощь в виде социально пособия в размере 3887,35 руб, при этом достаточно было полученной информации о том, что Мастерков состоит на учете в ГКУ ЦЗН г.Новочеркасска, без предоставления документов или сведений о том, что Мастерков В.А. по объективным, не зависящим причинам не может осуществлять трудовую либо иную приносящую доход деятельность
В 2022 год Руденко С.В. была назначена адресная социальная помощь в виде социального пособия сроком на 4 месяца общей суммой 11558,57 руб.
Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Учет, подтверждение права граждан на предоставление им мер социальной поддержки, осуществляют органы социальной защиты населения муниципальных образований Ростовской области по месту их регистрации по месту жительства.
Законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона от 24.10.1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 2 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
Порядок получения государственной социальной помощи установлен положениями Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и Областным законом от 22.10.2004 года № 174-ЗС «Об адресной социальной помощи в Ростовской области», статьей 1 которого закреплены следующие основные понятия:
адресная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан социальных пособий, в том числе на основании социального контракта, натуральной помощи, адресных социальных выплат;
малоимущие - семьи или одиноко проживающие граждане, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения, за исключением случаев, предусмотренных абзацем первым части 1 статьи 7 настоящего Областного закона.
В силу части 1 статьи 7, статьи 12 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на государственную социальную помощь в виде денежных выплат и натуральной помощи имеют малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Областного закона от 22.10.2004 года № 174-ЗС «Об адресной социальной помощи в Ростовской области» право на получение адресной социальной помощи в виде социального пособия имеют малоимущие семьи или одиноко проживающие граждане Российской Федерации, проживающие на территории Ростовской области, имеющие по не зависящим от них причинам (объективные жизненные обстоятельства либо иные уважительные причины) среднедушевой доход, размер которого ниже полуторной величины прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения, а если в составе семьи имеются несовершеннолетние дети - ниже полуторной величины прожиточного минимума для детей в Ростовской области.
Право на получение адресной социальной помощи в виде натуральной помощи имеют малоимущие семьи или одиноко проживающие граждане
Российской Федерации, проживающие на территории Ростовской области, имеющие по не зависящим от них причинам (объективные жизненные обстоятельства либо иные уважительные причины) среднедушевой доход, размер которого ниже величины прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения.
Учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи или одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им адресной социальной помощи осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ростовской области.
В соответствии со статьей 5 Областного закона Ростовской области «Об адресной социальной помощи в Ростовской области» адресная социальная помощь в Ростовской области оказывается в следующих видах: 1) социальное пособие; 2) натуральная помощь; 3) адресная социальная выплата; 4) социальное пособие на основании социального контракта.
Согласно пункту 5 статьи 7 Областного закона от 22.10.2004 года № 174-ЗС «Об адресной социальной помощи в Ростовской области» адресная социальная помощь в виде социального пособия назначается на срок от одного до шести месяцев в году с единовременной или периодической выплатой, начиная с месяца, в котором приняты заявление и документы.
На основании пункта 12 статьи 8 Областного закона от 22.10.2004 года № 174-ЗС «Об адресной социальной помощи в Ростовской области» порядок оформления, назначения и выплаты адресной социальной помощи в виде социального пособия определяется Правительством Ростовской области.
В соответствии со статьей 22 Областного закона от 01.08.2011 года № 635-ЗС «О Правительстве Ростовской области», в целях социальной поддержки малообеспеченной части населения Ростовской области и во исполнение Областного закона от 22.10.2004 года № 174-ЗС «Об адресной социальной помощи в Ростовской области» Правительством Ростовской области вынесено постановление от 05.07.2012 года № 588 «О порядке оказания адресной социальной помощи в Ростовской области».
Согласно с пункту 3 постановления Правительства Ростовской от 05.07.2012 года № 588 оформление и назначение социального пособия осуществляют органы социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов (органы социальной защиты населения) по месту жительства или пребывания граждан, организационную работу по оформлению социального пособия - также многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, у которого имеется соглашение о взаимодействии с органом социальной защиты населения (МФЦ).
Предоставление социального пособия осуществляет Министерство труда и социального развития Ростовской области (пункт 2 Порядка).
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Ростовской области от 05.07.2012 года № 588 органы социальной защиты населения осуществляют организацию работы по оформлению и назначению социального пособия, в том числе, прием заявлений и документов, дающих право на получение социального пособия; запрос в рамках межведомственного информационного взаимодействия выписки из похозяйственной книги о наличии (отсутствии) личного подсобного хозяйства и сведений о факте осуществления трудовой деятельности, факте начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, о заработной плате или доходе, на которые начислены страховые взносы, исчисление среднедушевого дохода семьи и размера социального пособия.
УТиСР Администрации г. Новочеркасска является отраслевым (функциональным) органом Администрации Новочеркасска, реализующим полномочия по решению вопросов местного значения и полномочия по осуществлению отдельных государственных полномочий в области социальной поддержки населения, возложенные на Администрацию г. Новочеркасска Ростовской области федеральным и областным законодательством и нормативными актами города Новочеркасска.
Постановлением Администрации г. Новочеркасска от 21.12.2010 утверждено положение о Комиссии по оказанию адресной социальной помощи жителям города из средств областного бюджета, приказом УТиСР Администрации г. Новочеркасска от 19.01.2022 года № 02 утвержден ее состав.
Разделом 10 постановления Минтруда Ростовской области от 04.98.2017 года № 36 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги «Социальная поддержка малоимущих граждан (предоставление адресной социальной помощи в виде социального пособия)» предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги: если документы, представленные заявителем, не отвечают требованиям пункта 6.11 подраздела 6 настоящего раздела; превышение среднедушевого дохода семьи величины прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения.
При установлении Управлением социальной защиты населения факта недостоверности сведений, представленных гражданином для назначения пособия, или несвоевременного извещения об изменении сведений, послуживших основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) пособия, указанный гражданин (его семья) лишается права на получение пособия на период, в течение которого указанное пособие оказывалось гражданину незаконно.
Не допускается отказ в предоставлении государственной услуги, в случае если указанные документы поданы в соответствии с информацией о сроках и порядке предоставления государственной услуги, опубликованной на едином портале государственных услуг и официальном сайте Минтруда области.
Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации -Ростовской области - следует, что оказание социальной помощи гражданам, нуждающимся в материальной поддержке, является одним из направлений государственной политики Российской Федерации как социального государства, которое реализуется путем осуществления предусмотренных законом специальных мер, направленных на поддержание уровня жизни названных граждан. К числу таких мер относится государственная социальная помощь, которая проживающим на территории Ростовской области нуждающимся в материальной поддержке гражданам предоставляется на основании решения уполномоченного органа о признании заявителя нуждающимся в материальной поддержке.
При этом с учетом целей и задач оказания государственной социальной помощи нуждающимся в материальной поддержке гражданам действующее правовое регулирование отношений по предоставлению таким гражданам государственной социальной помощи не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о предоставлении государственной социальной помощи. В частности, до принятия такого решения проверить представленную лицом, претендующим на эту меру социальной поддержки, информацию и документы о наличии таких объективных и независящих от него причин, препятствующих ему или его семье получать доход выше величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, и выяснить причины, по которым доход малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина ниже величины прожиточного минимума.
К числу таких причин могут быть отнесены тяжелое заболевание гражданина или членов его семьи, за которыми он осуществляет уход, наличие у гражданина на иждивении нетрудоспособных членов семьи (четверо несовершеннолетних детей), длительное нахождение на стационарном лечении или на амбулаторном лечении, невозможность трудоустройства, в том числе и по причине болезни, несмотря на предпринимаемые меры, осуществление ухода за престарелыми людьми, инвалидами, ребенком-инвалидом, безработица, чрезвычайные ситуации и происшествия и др. Оценка причин, препятствующих получению малоимущей семьей или малоимущим одиноко проживающим гражданином доходов, превышающих величину прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, и, соответственно, обстоятельств нуждаемости в получении государственной социальной помощи производится уполномоченным органом. При наличии таких причин (независящих от лица, претендующего на получение государственной социальной помощи), по которым малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, уполномоченный орган не вправе отказать гражданину в предоставлении государственной социальной помощи.
При таких обстоятельствах, УТиСР Администрации г. Новочеркасска не учтены положения приведенных выше норм федерального и регионального законодательства в их системной взаимосвязи, не допускающие отказ в предоставлении названной меры социальной поддержки в случае наличия независящих от заявителя обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности его и его семьи.
Согласно ст 7 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ ответчик и комиссия обязаны сами запрашивать документы из других ведомств для оказания государственной услуги в виде адресной социальной помощи посредством межведомственного взаимодействия. В том числе обязаны были делать запрос в центр занятости города Новочеркасска, чтобы получить информацию о том что Мастерков В.А. состоит на учете ГКУ ЦЗН в поиске работы.
В этой связи суд приходит к выводу, что отказ УТиСР Администрации г. Новочеркасска в предоставлении адресной социальной помощи Руденко С.В. является незаконным.
В рамках настоящего гражданского дела истцом также заявлены исковые требования о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей.
В соответствии со статьей 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно статьи 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Из разъяснений содержащих в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» следует, что моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
Основываясь на вышеуказанном разъяснении норм материального права, принимая во внимание, что распоряжением УТиСР Администрации г. Новочеркасска от 19.09.2022 г. истцу отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде социального пособия в связи с отсуствием документов, данное решение признано незаконным, оспариваемым решением нарушено право истца на восстановление уровня жизни, суд приходит к выводу, что имеются основания для возложения на ответчика обязанности по возмещению компенсации морального вреда.
Учитывая характер и степень нравственных переживаний истца, принципы разумности и справедливости, суд считает, что с ответчика в пользу истца следует взыскать компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей.
Согласно части 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в пользу Руденко С.В. в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 98, 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Руденко Светланы Владимировны к Управлению труда и социального развития Администрации г. Новочеркасска, Администрации г. Новочеркасска, Финансовому Управлению Администрации г. Новочеркасска, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство труда и социального развития Ростовской области о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги в виде адресной социальной помощи в денежном выражении, обязании предоставить государственную услугу, взыскании компенсации морального вреда, расходов по оплате гос. пошлины - удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение Управления труда и социального развития Администрации г. Новочеркасска об отказе в предоставлении государственной услуги от 19.09.2022 г. об отказе Руденко Светлане Владимировне в назначении адресного социального пособия.
Обязать Управления труда и социального развития Администрации г. Новочеркасска назначить и произвести выплату адресной социальной помощи в виде социального пособия Руденко Светлане Владимировне (паспорт <данные изъяты>) по заявлениям от 07.09.2022 года, 08.09.2022 года, 09.09.2022 года.
Взыскать с Управления труда и социального развития Администрации г. Новочеркасска (<данные изъяты>) за счет казны муниципального образования в пользу Руденко Светланы Владимировны компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей, расходы по оплате гос. пошлины в размере 300 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новочеркасский городской суд Ростовской области в течение месяца после изготовления в окончательной форме.
Судья М.Г. Тюрин
Решение в окончательной форме изготовлено: 04 апреля 2023 года.