Решение по делу № 2а-1138/2022 (2а-9784/2021;) от 22.10.2021

УИД: 11RS0001-01-2021-017743-69 Дело № 2а-1139/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Прилеповой Н.Н.,

при секретаре Войтко М.Н.,

с участием представителя административного истца Семеновой Я.В.,

представителя административного ответчика ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» Платто А.И.,

рассмотрев 06 мая 2022 года в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению прокурора Койгородского района Республики Коми в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения,

установил:

прокурор Койгородского района Республики Коми обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми», с учетом уточнений от 31.03.2022, об обязании в срок до 01.06.2023 обеспечить безопасные условия эксплуатации участков дорог Койгородского района посредством организации проведения работ по устранению выбоин и восстановлению дорожного полотна на 1 км + 700 м, 2 км + 50 м, 4 км + 200 м, 2-4 км + 736 м, 3 км: 2 км + 900 м, 2 км + 800 м автодороги «Подъезд к с. Грива от автомобильной дороги Сыктывкар – Кудымкар»; на 1 км в с. Грива по ул. Советская возле дома 16, 19, 38, 42, 46, 47, 56, 60, 61, 65, на 1 км + 464 м возле дома 16 по ул. Советской с. Грива, на 1 км + 544 м возле дома 19 по ул. Советской с. Грива, на 1 км + 614 м возле дома 38 по ул.Советской с.Грива, на 1 км + 664 м возле дома 42 по ул.Советской с. Грива, на 1 км + 724 м возле дома 46 по ул. Советской с.Грива, на 1 км + 724 м возле дома 47 по ул.Советкой с.Грива, на 1 км + 764 м возле дома 56 по ул.Советской с.Грива, на 1 км + 844 м возле дома 60 по ул.Советской с.Грива, на 1 км + 849 м возле дома 61 по ул.Советской с.Грива, на 1 км + 854 м возле дома 65 по ул.Советская с.Грива, на 2 км + 261 м в с.Грива по ул.Советская возле дома 68 автодороги «По с. Грива»; на 1 км + 275 м на ул. Совхозная от дома 24 до улицы Колхозная д.4 с.Грива автодороги «Подъезд к м.Завраг», указав в обоснование требований на ненадлежащее исполнение административным ответчиком обязанности в сфере дорожной деятельности, что создает угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми.

Представитель административного истца Семенова Я.В. в судебном заседании настаивала на удовлетворении требований.

В судебном заседании представитель административного ответчика ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» Платто А.И. возражала против удовлетворения требований, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление.

Представитель заинтересованного лица Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Республики Коми Попова Е.И. после перерыва в судебном заседании не явилась.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что автомобильные дороги «Подъезд к с.Грива от автомобильной дороги Сыктывкар-Кудымкар», «По с.Грива», «Подъезд к м.Завраг» являются автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения, находится в собственности Республики Коми и в оперативном управлении ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми».

В ходе проведенной прокуратурой Койгородского района проверки соблюдения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения при осуществлении контроля за эксплуатационным состоянием проезжей части автомобильных дорог «Подъезд к с.Грива от автомобильной дороги Сыктывкар-Кудымкар», «По с.Грива», «Подъезд к м.Завраг» установлено, что участки дороги находятся в ненадлежащем состоянии.

Согласно акту выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда ОГИБДД МО МВД России «Сысольский» от 25.03.2022 на автодороге «Подъезд к с.Грива от автомобильной дороги Сыктывкар-Кудымкар» выявлена следующие недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги:

на 1 км + 700 м автодороги имеется сетка трещин, многочисленные мелкие выбоины;

на 2 км + 50 м автодороги имеется выбоина (яма) размерами 1 м? и глубиной до 8 см, а также на участке длиной 100 м имеются просадки, пучины асфальтобетонного покрытия шириной от 1 м до 3 м, а также занижение обочины в местах сопряжения с проезжей частью;

на 4 км + 200 м автодороги имеется сетка трещин, многочисленные мелкие выбоины;

на 2-4 + 736 м. автодороги имеется сетка трещин, многочисленные мелкие выбоины;

на 3 км.: 2 км + 900 м выбоина (яма) размерами 1 м? и глубиной до 8 см; 2 км + 800 м на участке длиной 100м имеются просадки, пучины асфальтобенного покрытия шириной от 1 м до 3 м, а также занижение обочины в местах сопряжения с проезжей частью;

По автодороге «По с.Грива» выявлены следующие недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда:

на 1 км в с.Грива по ул.Советская возле домов 16,19,38,42,46,47,56,60,61,65 имеются сетка трещин и выбоины: 1 км + 464 м возле дома 16 по ул. Советской с. Грива имеется сетка трещин в асфальтобетонном покрытии и выбоина размерами 0,88 м? глубиной до 6 см; на 1 км + 544 м возле дома 19 по ул. Советской с. Грива имеется сетка трещин в асфальтобетонном покрытии и выбоина размерами 0,48 м? глубиной до 7 см, на 1 км + 614 м возле дома 38 по ул.Советской с.Грива имеется сетка трещин в асфальтобетонном покрытии и выбоина размерами 0,54 м? глубиной до 7 см, на 1 км + 664 м возле дома 42 по ул.Советской с. Грива имеется сетка трещин в асфальтобетонном покрытии и выбоина размерами 0,35 м? глубиной до 7 см, на 1 км + 724 м возле дома 46 по ул. Советской с.Грива имеется сетка трещин в асфальтобетонном покрытии и выбоина размерами 0,25 м? глубиной до 7 см, на 1 км + 724 м возле дома 47 по ул.Советкой с.Грива имеется сетка трещин в асфальтобетонном покрытии и выбоина размерами 0,36м? глубиной до 6 см, на 1 км + 764 м возле дома 56 по ул.Советской с.Грива имеется сетка трещин в асфальтобетонном покрытии и выбоина размерами 2,2 м? глубиной до 7 см, на 1 км + 844 м возле дома 60 по ул.Советской с.Грива имеется сетка трещин в асфальтобетонном покрытии и выбоина размерами 0,35 м? глубиной до 6 см; 0,2 м? глубиной до 6 см; 0,42 м? глубиной до 6 см, на 1 км + 849 м возле дома 61 по ул.Советской с.Грива имеется сетка трещин в асфальтобетонном покрытии и выбоина размерами 0,48 м? глубиной до 7 см, на 1 км + 854 м возле дома 65 по ул.Советская с.Грива имеется сетка трещин в асфальтобетонном покрытии и выбоина размерами 0,25 м? глубиной до 6 см;

на 2 км + 261 м в с.Грива по ул.Советская возле дома 68 имеется сетка трещин в асфальтобетонном покрытии и выбоина размерами 0,45 м? глубиной до 7 см.

На автодороге «Подъезд к м.Завраг» выявлены следующие недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы): 1 км + 275 м на улице Совхозная от дома 24 до улицы Колхозная дома 4 с Грива на грунтовой автодороге требуется провести профилирование поверхности проезжей части.

Фактические обстоятельства нашли свое подтверждение в материалах дела, в том числе и по фотоматериалам.

Отсутствие недостатков, отраженных в акте ОГИБДД МО МВД России «Сысольский» от 25.03.2022, документально не подтверждено.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Статьей 4 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ установлено, что законодательство РФ о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, муниципальных правовых актов.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в РФ, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (часть 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

Согласно статье 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090 «О правилах дорожного движения», должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.Одним из основных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к состоянию автомобильных дорог, обустройству тротуаров, применению технических средств организации дорожного движения, является ГОСТа Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы».

Согласно п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см и более, глубиной - 5 см и более, площадью 0,06 кв. м, равной или более (таблица 5.3 ГОСТа Р 50597-2017).

Из представленных в материалы дела доказательств, акта обследования, следует, что указанные участки дороги в рамках заявленных требований не отвечают требованиям установленных норм и правил.

Установленные нарушения препятствуют безопасному передвижению участников дорожного движения на указанных участках автомобильной дороги и представляют реальную угрозу для жизни и здоровья участников дорожного движения. Данные выявленные факты нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения подтверждены представленными суду доказательствами.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» установлено, что в целях осуществления полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 данного Федерального закона, могут создаваться государственные унитарные предприятия субъекта РФ, государственные учреждения субъекта РФ и другие организации. Функции и полномочия учредителя в отношении указанных предприятий, учреждений и организаций осуществляют уполномоченные органы государственной власти субъекта РФ.

К числу перечисленных в пункте 2 статьи 26.3 указанного Федерального закона полномочий органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится, в том числе решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них.

Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (пункт 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Правительством Республики Коми создано ГКУ РК «УправтодорКоми».

В соответствии с Уставом Управления Республика Коми является учредителем Учреждения.

Учреждение является некоммерческой организацией и находится в ведомственном подчинении Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми, которое осуществляет функции и полномочия учредителя и бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

Предметом деятельности Учреждения является оказание государственных услуг, выполнение работ и исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации полномочий Министерства и Правительства Республики Коми в пределах установленной компетенции.

В соответствии с пунктом 16 Устава целями деятельности Учреждения являются обеспечение сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми; создание условий для безопасности дорожного движения при осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения; осуществление контроля за выполнением работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; осуществляет контроль за выполнением работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального значения, требованиям технических регламентов, заключенных государственных контрактов.

В связи с изложенным, именно ГКУ РК «УправтодорКоми» обязано в соответствии с целями и задачами, определенными Уставом, обеспечивать сохранность автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми, улучшать их техническое состояние путем обеспечения безопасного бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Республики Коми.

Указание ответчиком о том, что Учреждение не имеет возможности самостоятельно организовать проведение работ по ремонту автомобильной дороги, поскольку соответствующие мероприятия не включены Министерством в соответствующие перечни, не может являться достаточным основанием для освобождения от исполнения обязанности по надлежащему содержанию автомобильных дорог.

Согласно Постановлению Правительства Республики Коми от 30.11.2009 № 345 «О содержании и ремонте автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения» перечень участков автомобильных дорог и дорожных сооружений, подлежащих ремонту, утверждается Министерством строительства и дорожного хозяйства Республики Коми по предложению казенного учреждения Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми».

Суд не принимает доводы представителя ГКУ РК «УправтодорКоми» со ссылкой на отсутствие необходимого финансирования расходов на содержание дорог, поскольку данное обстоятельство не определяет наличие или отсутствие необходимости в выполнении обязательных работ, учитывая приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, является одним из принципов обеспечения безопасности дорожного движения, необеспечение которой может привести к жертвам среди участников дорожного движения.

При этом суд исходит из того, что согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ учреждение или казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этот имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Статьями 296, 297 Гражданского кодекса РФ, определяющими права и обязанности собственника и казенного предприятия в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного им в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на приобретателя обязанности по его содержанию. Обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы по содержанию переданного в оперативное управление имущества.

Именно административный ответчик, за которым закреплены на праве оперативного управления автомобильные дороги «Подъезд к с.Грива от автомобильной дороги Сыктывкар-Кудымкар», «По с.Грива», «Подъезд к м.Завраг», исполняет функции по осуществлению дорожной деятельности, в том числе по ремонту и содержанию, и обеспечивает условия для безопасности дорожного движения.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного иска и возложении на ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» обязанности по обеспечению безопасных условий эксплуатации участков дорог Койгородского района посредством организации проведения работ по устранению выбоин и восстановлению дорожного полотна.

Срок выполнения указанных работ на спорном участке автомобильной дороги, указанный прокурором в уточненном административном иске (до 01.06.2023) является разумным.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Койгородского района Республики Коми в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения удовлетворить.

Обязать Государственное казенное учреждение Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми» в срок до 01 июня 2023 года обеспечить безопасные условия эксплуатации участков дорог Койгородского района посредством организации проведения работ по устранению выбоин и восстановлению дорожного полотна на 1 км + 700 м, 2 км + 50 м, 4 км + 200 м, 2-4 км + 736 м, 3 км: 2 км + 900 м, 2 км + 800 м автодороги «Подъезд к с. Грива от автомобильной дороги Сыктывкар – Кудымкар»; на 1 км в с. Грива по ул. Советская возле дома 16, 19, 38, 42, 46, 47, 56, 60, 61, 65, на 1 км + 464 м возле дома 16 по ул. Советской с. Грива, на 1 км + 544 м возле дома 19 по ул. Советской с. Грива, на 1 км + 614 м возле дома 38 по ул.Советской с.Грива, на 1 км + 664 м возле дома 42 по ул.Советской с. Грива, на 1 км + 724 м возле дома 46 по ул. Советской с.Грива, на 1 км + 724 м возле дома 47 по ул.Советкой с.Грива, на 1 км + 764 м возле дома 56 по ул.Советской с.Грива, на 1 км + 844 м возле дома 60 по ул.Советской с.Грива, на 1 км + 849 м возле дома 61 по ул.Советской с.Грива, на 1 км + 854 м возле дома 65 по ул.Советская с.Грива, на 2 км + 261 м в с.Грива по ул.Советская возле дома 68 автодороги «По с. Грива»; на 1 км + 275 м на ул. Совхозная от дома 24 до улицы Колхозная д.4 с.Грива автодороги «Подъезд к м.Завраг».

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                 Н.Н. Прилепова

Мотивированное решение изготовлено 12 мая 2022 года.

2а-1138/2022 (2а-9784/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Койгородского района
Ответчики
ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми"
Другие
Министерство строительства и и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Прилепова Наталья Николаевна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
22.10.2021Регистрация административного искового заявления
25.10.2021Передача материалов судье
25.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
17.11.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
18.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.11.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.01.2022Предварительное судебное заседание
18.02.2022Предварительное судебное заседание
24.03.2022Судебное заседание
29.03.2022Судебное заседание
05.05.2022Судебное заседание
06.05.2022Судебное заседание
06.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее