54RS0№...-76
Дело №...а-3926/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 августа 2021 г. г. Новосибирск
Новосибирский районный суд Новосибирской области в составе судьи Поповой М.В. при секретаре Мусихиной Т.В. с участием прокурора Стафеева С.С. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Здоровенко Т. В. к Окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа №... по выборам депутатов совета депутатов Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области шестого созыва о признании незаконным и отмене решения,
УСТАНОВИЛ:
Здоровенко Т.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа №... по выборам депутатов совета депутатов Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области шестого созыва с требованием о признании решения избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №... незаконным и его отмене.
В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ Окружная избирательная комиссия многомандатного избирательного округа №... по выборам депутатов совета депутатов Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области шестого созыва приняла решение, которым отказа ей в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области шестого созыва, выдвинутой в депутаты местным отделением Коммунистической партии Российской Федерации по многомандатному избирательному округу по тем основаниям, что в её заявлении о согласии баллотироваться отсутствует указание на год окончания организации, осуществляющей образовательную деятельность, указаны лишь наименование данной организации и реквизиты документа об образовании и о квалификации.
Административный истец Здоровенко Т.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, обеспечила явку представителя.
Представитель административного истца Пахомова Н.Л., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала иск по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа №... по выборам депутатов совета депутатов Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области шестого созыва Чурикова А.А. в судебном заседании административное исковое заявление не признала, в обоснование возражений пояснила, что решение является законным и обоснованным.
Представителем административного ответчика представлен письменный отзыв на административный иск.
Представитель территориальной избирательной комиссии Новосибирского района Новосибирской области Николаев Е.В. в судебном заседании полагал, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Представителем заинтересованного лица представлен письменный отзыв на иск.
Выслушав пояснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение помощника прокурора Новосибирского района Новосибирской области, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 4 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Конституции РФ высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (п. 2 ст. 32 Конституции РФ).
Пунктом 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации установлено, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Условия, правила и процедуры выборов регламентированы Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований иными нормативными правовыми актами, обеспечивающие реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (пп.9, 11 п.1 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" государством гарантируются свободное волеизъявление граждан РФ на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.
В соответствии с п.1 и п.3 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», территориальные (районные, городские и другие) комиссии входят в систему избирательных комиссий Российской Федерации. Комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации.
Компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых комиссий при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также референдумов субъектов Российской Федерации, местных референдумов устанавливаются настоящим Федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (п.8 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
В соответствии с п. 1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.
Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. Самовыдвижение кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может предусматриваться законом субъекта Российской Федерации (п. 2).
Федеральным законодательством установлено право избирательной комиссии принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации, аннулировать или отменить решение о регистрации (ст.38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом. (п.11 ст.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»)
По смыслу п.13 ст.20 указанного Федерального закона, комиссии обладают установленной компетенцией и их решения и иные акты, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума только при соблюдении компетенции.
Согласно п. 6 ст. 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Материалами дела установлено, что решением Совета депутатов Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ №... «О назначении выборов депутатов Совета депутатов Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области шестого созыва» назначены выборы депутатов Совета депутатов Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области шестого созыва на ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа №... по выборам депутатов совета депутатов Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области шестого созыва от ДД.ММ.ГГГГ №... Здоровенко Т.А. отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением Новосибирским местным отделением Коммунистической партии РФ по многомандатному избирательному округу №... по основанию отсутствия в представленном заявлении кандидата указания на год окончания организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 38 Закон Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ N 58-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Новосибирской области" уполномоченный представитель избирательного объединения вместе со списком кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам представляет в избирательную комиссию в отношении каждого кандидата заявление кандидата о его согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу (в письменной форме) согласно приложению 1.1 (в отношении кандидата, выдвинутого по одномандатному (многомандатному) избирательному округу) и (или) приложению 1.2 (в отношении кандидата, выдвинутого по единому избирательному округу) к настоящему Закону) с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата представительного органа муниципального образования. В заявлении также указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий); если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа.
В соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного п. 14.3 ст. 35 данного Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении, помимо прочего, должны содержаться сведения о профессиональном образовании кандидата с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года её окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации.
Административным истцом в заявлении о согласии баллотироваться было указано, что она окончила профессиональное училище №... г. Новосибирска, диплом №..., per. №... от ДД.ММ.ГГГГ, квалификация проводник пассажирского вагона поездов дальнего следования. Таким образом, заявление кандидата о согласии баллотироваться содержало год окончания образовательной организации - 1998. Кроме того, к заявлению кандидата о согласии баллотироваться была приложена копия диплома вышеуказанного училища, позволяющая достоверно установить год окончания образовательной организации и иные сведения о профессиональном образовании кандидата.
Следовательно, избирательная комиссия на день вынесения обжалуемого решения располагала всеми сведениями, предусмотренными п. 2 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и пп. 1 п. 4 ст. 38 Закона Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ №... «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Новосибирской области».
В силу п. 1 ст. 41 Закон Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ N 58-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Новосибирской области" при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Согласно данным Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утв. постановлением ЦИК России от ДД.ММ.ГГГГ №..., в случае выявления рабочей группой в представленных кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений документах для уведомления о выдвижении кандидатов, списков кандидатов неполноты сведений, несоблюдения требований Федерального закона № 67-ФЗ в части оформления документов, отсутствия документов кандидаты, иные управомоченные кандидатом лица, уполномоченные представители избирательного объединения незамедлительно извещаются о выявленных недостатках. Уведомление о недостатках в представленных документах на этапе выдвижения кандидатов, списка кандидатов позволит кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения либо устранить все выявленные недостатки незамедлительно, либо, устранив все выявленные недостатки, представить пакет документов повторно в организующую выборы избирательную комиссию в пределах периода выдвижения (п. 4.6.).
Извещение о недостатках утверждается решением избирательной комиссии, в нем должно быть указано, какие конкретные сведения о кандидате отсутствуют в представленных документах, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из документов оформлены с нарушением требований названного Федерального закона, иного закона, в чем состоит это нарушение и в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки; на заседание избирательной комиссии по вопросу об извещении о выявленных недостатках приглашается кандидат либо его представитель, незамедлительно после заседания решение избирательной комиссии вручается присутствующему кандидату, его представителю, а при их отсутствии - направляется в их адрес (пункт 4.12.2).
Однако Здоровенко Т.В. не была извещена не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии о том, что выявлена неполнота сведений о кандидате, что не оспаривалось в судебном заседании представителем административного ответчика.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №...-П «По делу о проверке конституционности пункта 1.1 статьи 38 и пункта 1 статьи 39 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина С.С. Цукасова» постановлено признать п. 1.1 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не противоречащим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования данное законоположение обязывает избирательную комиссию равным образом по отношению ко всем кандидатам осуществлять в установленный законом срок: проверку представленных ими документов и в случае выявления неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов извещать кандидатов об этих недостатках. Также в п. 3 названного Постановления Конституционный Суд Российской Федерации указал, что обязанность избирательной комиссии известить кандидата о недостатках в представленных им документах призвана гарантировать надлежащее осуществление пассивного избирательного права при выдвижении и регистрации кандидатов, носит императивный характер и не предполагает уклонения от ее исполнения (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №...).
Суд приходит к выводу, что в нарушение требований избирательного законодательства Окружная избирательная комиссия многомандатного избирательного округа №... по выборам депутатов совета депутатов Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области шестого созыва не известила кандидата Здоровенко Т.В. о наличии недостатков в представленных для регистрации документах, лишив ее гарантированной пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ возможности внести необходимые дополнения, устраняющие имеющиеся недостатки, в срок, не позднее чем за день до заседания избирательной комиссии и в пределах периода выдвижения.
С учетом изложенного требование административного истца о признании незаконным и отмене решения окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа №... по выборам депутатов совета депутатов Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области шестого созыва №... от ДД.ММ.ГГГГ подлежит удовлетворению.
Также суд считает необходимым обязать Окружную избирательную комиссию многомандатного избирательного округа №... по выборам депутатов совета депутатов Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области шестого созыва зарегистрировать кандидатом в депутаты Совета депутатов Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области шестого созыва Здоровенко Т. В., учитывая, что избирательная комиссия на день вынесения обжалуемого решения располагала всеми сведениями, предусмотренными п. 2 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и пп. 1 п. 4 ст. 38 Закона Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ №... «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Новосибирской области».
Учитывая характер спора, принимая во внимание срок подачи документов для регистрации кандидата, суд полагает, что на основании ст. 244 КАС РФ решение подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа №... по выборам депутатов совета депутатов Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области шестого созыва №... от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации Здоровенко Т. В. кандидатом в депутаты Совета депутатов Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением Новосибирским местным отделением Коммунистической партии Российской Федерации по многомандатному избирательному округу №....
Обязать Окружную избирательную комиссию многомандатного избирательного округа №... по выборам депутатов совета депутатов Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области шестого созыва зарегистрировать кандидатом в депутаты Совета депутатов Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области шестого созыва Здоровенко Т. В..
Решение подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Новосибирский областной суд через Новосибирский районный суд Новосибирской области в течение пяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья - М.В. Попова