Решение по делу № 8Г-3251/2024 [88-5322/2024] от 07.02.2024

УИД 66RS0033-01-2023-000861-49

Дело №88-5322/2024

Мотивированное определение

составлено 5 апреля 2024 года

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Челябинск                                            4 апреля 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Чаус И.А.,

судей Чернецовой С.М., Бурматовой Г.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-711/2023 по иску прокурора г. Краснотурьинска, действующего в интересах Бутакова Александра Владимировича, к администрации городского округа Краснотурьинск о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

по кассационной жалобе администрации городского округа Краснотурьинск Свердловской области на решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 17 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 26 октября 2023 года.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Чаус И.А., прокурора Пятого отдела (с дислокацией в г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Павловой О.А. об оставлении без удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

прокурор города Краснотурьинска, действуя в интересах Бутакова А.В., обратился в суд с иском к администрации городского округа Краснотурьинск о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке на основании договора социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв.м., отвечающее требованиям, установленным действующим законодательством для жилого помещения, находящегося в пределах городского округа Краснотурьинск.

В обоснование искового заявления указал, что Бутаков А.В. является инвалидом II группы, проживает совместно с матерью Бутаковой Н.В. и бабушкой Щербаковой Е.Н., также инвалидом II группы, в однокомнатной квартире, расположенной по адресу: <данные изъяты>, общей площадью 30,6 кв.м., на основании договора социального найма. Заболевания, имеющиеся у Бутакова А.В., исключают возможность совместного проживания в одной квартире с другими гражданами, а также дают ему право на предоставление дополнительной жилой площади.

Решением Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 17 июля 2023 года исковые требования удовлетворены частично. На администрацию городского округа Краснотурьинск возложена обязанность предоставить Бутакову А.В. во внеочередном порядке на условиях договора социального найма жилое помещение, отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах г. Краснотурьинска, площадью в пределах нормы предоставления, установленной на территории городского округа Краснотурьинск.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 26 октября 2023 года решение суда первой инстанции изменено, изложен абзац второй резолютивной части в следующей редакции: «Обязать администрацию городского округа Краснотурьинск предоставить Бутакову Александру Владимировичу во внеочередном порядке на условиях договора социального найма жилое помещение, отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах г. Краснотурьинска, общей площадью согласно норме предоставления, установленной на территории городского округа Краснотурьинск, с учётом права на дополнительную жилую площадь». В остальной части решение суда первой интонации оставлено без изменения.

В кассационной жалобе администрация городского округа Краснотурьинск просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления, ссылаясь на их незаконность, в удовлетворении иска отказать. Указывает, что у Бутакова А.В. не возникло право на обеспечение его жилым помещением вне очереди, поскольку он проживает в квартире с членами своей семьи, может быть обеспечен жильем в порядке общей очереди Суды неверно определили надлежащего ответчика по делу, поскольку обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку предоставления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

В возражениях, поступивших от прокуратуры Свердловской области, прокурор просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции установила, что участники процесса надлежащим образом и своевременно извещены о месте и времени судебного разбирательства. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу заблаговременно размещена на официальном сайте суда.

В судебное заседание Седьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, о причинах неявки не сообщали, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. На основании статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав прокурора, действующего в интересах истца Бутакова А.В., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или процессуального права.

При рассмотрении дела было установлено, Бутакову А.В., <данные изъяты> года рождения установлена инвалидность II группы бессрочно (л.д. 11-12).

Медицинским заключением установлено, что Бутаков А.В., <данные изъяты> года рождения, имеет хроническое заболевание <данные изъяты> (л.д.27).

Данное заболевание включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утверждённый Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2012 №987н, а также в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающих ими, право на дополнительную жилую площадь, утверждённый Приказом Минздрава Российской Федерации от 30.11.2012 №991-н.

В соответствии с постановлением администрации городского округа Краснотурьинск.№01-01/1465 от 22.12.2022 Бутаков А.В. принят в установленном действующим законодательством порядке на учёт в качестве малоимущего и нуждающегося в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда городского округа Краснотурьинск (л.д. 21).

Установлено, что Бутаков А.В. проживает в однокомнатоной квартире общей площадью 30,6 кв.м, по адресу: <данные изъяты>, нанимателем которой является его мать Бутакова Н.В. по договору социального найма от 10.07.2015 №111-см, в указанной квартире также проживает Щербакова Е.Н.(мать нанимателя, бабушка истца). Щербакова Е.Н. имеет инвалидность II группы бессрочно по общему заболеванию, нуждается в постороннем уходе (л.д. 9-10,14-19).

В указанном жилом помещении по адресу: <данные изъяты>, зарегистрированы: Бутаков А.В., <данные изъяты>.р., с 03.03.1995; Щербакова Е.Н., <данные изъяты> г.р., с 10.11.1989; Бутакова Н.В., <данные изъяты> г.р. с 08.06.1992 (л.д. 23).

Постановлением главы городского округа Краснотурьинск №783 от 14.09.2021 на территории городского округа Краснотурьинск установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере 30 кв.м, общей площадью для одиноко проживающего человека, 15 кв.м, общей площади на одного члена семьи из двух и более человек (л.д. 25-26).

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ч. 2 ст. 49, ч. 2 ст. 50, п. 4 ч. 1 ст. 51, ч. 1 ст. 51, п. 3 ч. 2, ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и исходил из наличия у Бутакова А.В. права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма на основании п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, однако учитывая, что судом первой инстанции в резолютивной части решения не указано о предоставлении жилого помещения с учётом права на дополнительную жилую площадь, счел необходимым дополнить абзац 2 резолютивной части решения указанием на то, что предоставляемое по договору социального найма жилое помещение должно быть предоставлено Бутакову А.В. с учётом права на дополнительную жилую площадь.

Также дополнительно указал, что для предоставления лицам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилого помещения по договору социального найма вне очереди необходимы следующие условия: принятие гражданина, признанного в установленном законом порядке малоимущим (после 01.03.2005), на учёт нуждающихся в предоставлении жилых помещений по любому из оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации; наличие у гражданина тяжелой формы хронического заболевания, указанного в перечне соответствующих заболеваний.

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судебных инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не находит.

Доводы кассационной жалобы об отсутствии у истца права на обеспечение его вне очереди жилым помещением и на отсутствие у администрации таких полномочий, являются необоснованными, противоречат нормам материального права.

Установив, что истец является нуждающимся и малоимущим, имеющееся у него заболевание дает ему право на предоставление жилого помещения вне очереди и право на дополнительную жилую площадь, суд первой инстанции, с учетом апелляционного определения правомерно удовлетворили заявленные требования.

Иное толкование положений статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации будет противоречить установленному в пункте 3 части 2 названной статьи исключению, касающемуся лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, для которых законодатель предусмотрел особый, внеочередной порядок предоставления жилья.

Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден Приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместно проживание граждан в одной квартире».

В данный перечень в составе тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, указано, в том числе заболевание, которым страдает Бутаков А.В.

Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Кодексом порядке.

В силу ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ).

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и которые указаны в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.

Согласно материалам дела Бутаков А.В. поставлен на жилищный учет по установленному Жилищным кодексом Российской Федерации основанию, в связи с чем подлежит обеспечению жилым помещением органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда, возможность внеочередного предоставления жилья не зависит от бюджетной обеспеченности муниципального образования.

В силу ст. 12, ч. 1 ст. 130 и ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый ч. 1 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (п. 1 ч. 1 ст. 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

Аналогичные положения закреплены и в ч. 1 ст. 14 и п. 3 ч. 2 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен чч. 3, 4 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.

При этом содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам упомянутой категории жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 указанного кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.

При таких обстоятельствах наличие у Бутакова А.В. в настоящее время права пользования жилым помещением общей площадью 30,6 кв.м, в качестве члена семьи нанимателя не может служить основанием, препятствующим в силу закона предоставлению ему органом местного самоуправления во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма.

Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм материального права.

Вновь приводя данные доводы, заявитель не указывает на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами, повлиявшие на исход дела, а выражает несогласие с выводами судов в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.

Согласно положениям статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции наделен ограниченными полномочиями по проверке судебных актов нижестоящих инстанций - имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, однако не полномочен при этом непосредственно переходить к исследованию доказательств и переоценке установленных на их основании фактических обстоятельств.

Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены отсутствуют.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,

                                          определила:

решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 17 июля 2023 года с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 26 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 26 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа Краснотурьинск Свердловской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-3251/2024 [88-5322/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Бутаков Александр Владимирович
Пятый отдел (кассационный) Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Прокурор г. Краснотурьинска
Ответчики
Администрация ГО Краснотурьинск
Другие
Министерство финансов Свердловской облоасти
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Чаус Ирина Анатольевна
Дело на сайте суда
7kas.sudrf.ru
04.04.2024Судебное заседание
04.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее