Гражданское дело 2-461/2024
УИД № 30RS0005-01-2024-000403-40
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ахтубинск 12 марта 2024г. Астраханской области
Ахтубинский районный суд Астраханкой области в составе: председательствующего судьи Лябах И.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Деликовой Б.О., с участием представителя истца помощника Ахтубинского городского прокурора – старшего помощника прокурора Грачевой С.С., представителей ответчиков администрации МО «Ахтубинский район» Харченко Н.В., УО администрации МО «Ахтубинский район» Бурлака О.А., МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 МО «Ахтубинский район» Вдовенко Т.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ахтубинского районного суда Астраханской области, расположенном по адресу: Астраханская область, Ахтубинский район, г. Ахтубинск, ул. Ватутина, д. 18А, гражданское дело № 2-461/2024 по исковому заявлению Ахтубинского городского прокурора Астраханской области в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к администрации муниципального образования «Ахтубинский муниципальный район Астраханской области», Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 8 МО «Ахтубинский район», Управлению образования администрации муниципального образования «Ахтубинский муниципальный район Астраханской области» о понуждении устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Ахтубинский городской прокурор Астраханской области в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Ахтубинский муниципальный район Астраханской области» (далее–администрация МО «Ахтубинский район»), Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 8 МО «Ахтубинский район» (далее МКОУ «СОШ № 8 МО «Ахтубинский район»), Управлению образования администрации муниципального образования «Ахтубинский муниципальный район Астраханской области» (далее–УО администрации МО «Ахтубинский район») о возложении обязанности оборудовать образовательное учреждение пандусом, просит обязать МКОУ «СОШ № 8 МО «Ахтубинский район» оборудовать образовательное учреждение пандусом с двусторонним ограждением или же любым другим приспособлением для беспрепятственного доступа инвалидов в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Возложить на администрацию МО «Ахтубинский район», УО администрации МО «Ахтубинский район» обязанность по финансированию мероприятий по устранению нарушений, допущенных в МКОУ «СОШ № 8 МО «Ахтубинский район», находящемся по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Нестерова, д.5, а именно на установление пандуса с двусторонним ограждением или же любым другим приспособлением для беспрепятственного доступа инвалидов.
В обоснование иска указал, что в ходе проверки исполнения требований законодательства об образовании и социальной защите инвалидов в деятельности образовательных учреждений Ахтубинского района Астраханской области установлено, что вход в здание МКОУ «СОШ № 8 МО «Ахтубинский район» по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Нестерова, д. 5, не оборудован специальным приспособлением для обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения - пандусом, предназначенным для беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями, а также людей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, в том числе, инвалидов-колясочников.
Ссылаясь на то, что указанные нарушения существенным образом нарушают конституционные права граждан, гарантирующие инвалидам беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, просил суд обязать МКОУ «СОШ № 8 МО «Ахтубинский район» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать образовательное учреждение пандусом с двусторонним ограждением или же любым другим приспособлением для беспрепятственного доступа инвалидов, возложить на администрацию МО «Ахтубинский район», УО администрации МО «Ахтубинский район» обязанность по финансированию мероприятий по устранению нарушений, допущенных в МКОУ «СОШ № 8 МО «Ахтубинский район», находящемся по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Нестерова, д. 5, а именно на установление пандуса с двусторонним ограждением или же любое другое приспособление для беспрепятственного доступа инвалидов.
Представитель истца Ахтубинского городского прокурора Астраханской области – старший помощник Ахтубинского городского прокурора Астраханской области Грачева С.С. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям с учетом уточнений, просила их удовлетворить, обязать МКОУ «СОШ № 8 МО «Ахтубинский район» в течение 3 (трех) месяцев со дня обеспечения финансирования оборудовать вход в здание школы по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Нестерова, д.5 пандусом с двусторонним ограждением или любым другим приспособлением для беспрепятственного доступа инвалидов, возложить обязанность на администрацию МО «Ахтубинский район» в течение 1 (одного) года со дня вступления решения в законную силу выделить финансовые средства для МКОУ «СОШ № 8 МО «Ахтубинский район» на оборудование входа в здание школы, расположенного по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Нестерова, д.5 пандусом с двусторонним ограждением или любым другим приспособлением для беспрепятственного доступа инвалидов, возложить обязать на УО администрации МО «Ахтубинский район» довести до МКОУ «СОШ № 8 МО «Ахтубинский район» лимиты денежных средств для оборудования входа в здание школы, расположенного по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Нестерова, д.5 пандусом с двусторонним ограждением или любым другим приспособлением для беспрепятственного доступа инвалидов.
Представитель ответчика администрации МО «Ахтубинский район» Харченко Н.В., действующая на основании доверенности от 30 октября 2023г., требования не признала, пояснила, что администрация МО «Ахтубинский район» является участником бюджетного процесса и не может в произвольно-выборном порядке выделять денежные средства без учета особенностей правового регулирования бюджетного процесса и дотационности местного бюджета.
Представитель ответчика УО администрации МО «Ахтубинский район» Бурлака А.А., действующая на основании доверенности от 17 января 2024г., требования не признала в полном объеме, поскольку УО администрации МО «Ахтубинский район» получив заявки от образовательных учреждений на выполнение определенных видов работ формирует общую заявку на выделение денежных средств и направляет ее для рассмотрения и выделения денежных средств администрацию МО «Ахтубинский район», при выделении денежных средств, они направляются образовательному учреждению.
Представитель ответчика МКОУ «СОШ № 8 МО «Ахтубинский район» Вдовенко Т.Л. (директор школы), действующая на основании приказа от 26 августа 2011 г. №379-к и Устава МКОУ «СОШ № 8 МО «Ахтубинский район», возражала против удовлетворения заявленных требований, в связи с отсутствием финансирования. При выделении учредителем денежных средств МКОУ «СОШ № 8 МО «Ахтубинский район», вход в здание школы по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Нестерова, д.5 будет оборудован пандусом с двусторонним ограждением или любым другим приспособлением для беспрепятственного доступа инвалидов.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Федеральным законом от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ) дети-инвалиды, а также дети с ограниченными возможностями здоровья, т.е. имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, являются находящимися в трудной жизненной ситуации.
В силу статьи 6 Федерального закона от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Частью 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации закреплено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
В силу части 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно требованиям Федерального закона от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федерального закона т 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ), целью политики в области защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В силу пункту «а» статьи 9 «Конвенции о правах инвалидов», чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения до 01 января 2013г. были указаны в строительных нормах и правилах СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя России от 16 июля 2001г. № 73, где в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам было предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема, обеспечивающими досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий.
Приказом Министерства регионального развития России от 27 декабря 2011г. № 605, проведена актуализация СНиП 35-01-2001 в формате свода правил в рамках выполнения части 5 статьи 42 Федерального закона от 30 декабря 2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений». Действующий Свод правил 59.13330.2012 предъявляет аналогичные требования к помещениям и их элементам. Так, пункт 4.1.14 содержит требование к зданиям о том, что лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Пункты 4.1.14 - 4.1.16 указанного СНиПа предусматривают технические требования к пандусам.
В силу части 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Социальная защита, социальное обеспечение относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт «ж» часть 1 Конституции Российской Федерации. Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).
В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 13 мая 2010г. № 689-О-О вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
На основании пункта 11 части 1 статьи 15, части 3 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений относится к вопросам местного значения.
Судом установлено, что в ходе проведенной 16 августа 2023г. прокуратурой проверки соблюдения законодательства об образовании, социальной защите инвалидов, установлено, что в нарушение требований закона здание МКОУ «СОШ № 8 МО «Ахтубинский район», расположенное по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Нестерова, д.5 не оборудовано специальными средствами, предназначенными для беспрепятственного доступа детей и взрослых с ограниченными возможностями.
Данное обстоятельство подтверждается актом проверки от 16 августа 2023г., информацией представителя УО администрации МО «Ахтубинский район» Бурлака А.А.
В связи с выявленными нарушениями законодательства Ахтубинским городским прокурором в адрес директора МКОУ «СОШ № 8 МО «Ахтубинский район» 16 августа 2023г. внесено представление № 69-2023 об устранении нарушений законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, социальной защите инвалидов, установлен месячный срок для принятия мер, направленных на устранение нарушений (л.д. 9-10).
Сведения о рассмотрении МКОУ «СОШ № 8 МО «Ахтубинский район» представления Ахтубинского городского прокурора Астраханской области и направления в адрес прокуратуры ответа на данное представление отсутствуют.
Выявленные нарушения ущемляют права и законные интересы граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствуют направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципе обеспечения права каждого человека на образование, недопустимости дискриминации в сфере образования.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 указанного Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов также относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
На основании пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Учредителем и собственником имущества МКОУ «СОШ № 8 МО «Ахтубинский район» является Ахтубинский муниципальный район Астраханской области, от имени которого функции и полномочия собственника и учредителя школы осуществляет администрация МО «Ахтубинский район» в лице УО администрации МО «Ахтубинский район» (пункт 1.6 Устава МКОУ «СОШ № 8 МО «Ахтубинский район»).
Принимая во внимание, что условия для посещения образовательной организации маломобильными группами населения не созданы (отсутствует оборудованный пандусом вход в здание школы), что лишает инвалидов-колясочников возможности для полноценной жизнедеятельности, нарушает их конституционные права на достойную жизнь и свободное развитие, ограничивает возможность получения без дискриминации качественного образования, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора, в связи с чем считает иск подлежащим удовлетворению, обязав администрацию МО «Ахтубинский район» профинансировать МКОУ «СОШ № 8 МО «Ахтубинский район» для выполнения работ по оснащению входа в здание школы для маломобильных групп населения в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, УО администрации МО «Ахтубинский район» довести выделенные денежные средства МКОУ «СОШ № 8 МО «Ахтубинский район» для выполнения работ по оснащению входа в здание школы для маломобильных групп населения, а образовательное учреждение оборудовать вход в здание школы пандусом или любым другим приспособлением для беспрепятственного доступа инвалидов, в течение 3 месяцев со дня обеспечения финансированием.
Работы МКОУ «СОШ № 8 МО «Ахтубинский район» по оснащению входа в здание школы для маломобильных групп населения должны быть выполнены в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001».
Доказательств невозможности осуществления работ в здании для организации законом предусмотренной возможности доступа лиц с ограниченными возможностями в здание школы, суду не представлено, а приведенные ответчиками доводы основанием для отказа в удовлетворении иска являться не могут.
Доводы представителя администрации МО «Ахтубинский район» о том, что бюджет Ахтубинского района является дотационным, основанием для освобождения ответчика от обязанности, установленной Федеральным законом от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ не является.
Согласно статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со статьей 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: истцы - по искам о взыскании алиментов.
В силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что суд пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора, на администрацию МО «Ахтубинский район» возложена обязанность выделить денежные средства на оборудование здания школы специальными средствами, предназначенными для беспрепятственного доступа детей и взрослых с ограниченными возможностями, на УО администрации МО «Ахтубинский район» довести лимиты денежных средств МКОУ «СОШ №8 МО «Ахтубинский район» для оборудования входа в здание школы специальными средствами, на МКОУ «СОШ №8 МО «Ахтубинский район» возложена обязанность по оборудованию входа в здание школы пандусом или любым другим приспособлением для беспрепятственного доступа инвалидов, при этом администрация МО «Ахтубинский район» от уплаты государственной пошлины освобождена, с ответчика МКОУ «СОШ № 8 МО «Ахтубинский район» в бюджет Муниципального образования «Ахтубинский муниципальный район Астраханской области» подлежит взысканию в соответствии с требованиями статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 6000 рублей.
Руководствуясь статьями 103, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
иск Ахтубинского городского прокурора Астраханской области в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к администрации муниципального образования «Ахтубинский район» Астраханской области, Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 8 МО «Ахтубинский район», Управлению образования администрации муниципального образования «Ахтубинский муниципальный район Астраханской области» о понуждении устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8 МО «Ахтубинский район» (ИНН 300101506850 ОГРН 1023000507804), в течение 3 (трех) месяцев со дня обеспечения финансирования оборудовать вход в здание школы по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Нестерова, д.5 пандусом с двусторонним ограждением или любым другим приспособлением для беспрепятственного доступа инвалидов.
Обязать администрацию муниципального образования «Ахтубинский муниципальный район Астраханской области» (ИНН 301724800523 ОГРН 1023000509498) в течение 1 (одного) года со дня вступления решения в законную силу, выделить финансовые средства для Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 8 МО «Ахтубинский район» на оборудование входа в здание школы, расположенного по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Нестерова, д.5 пандусом с двусторонним ограждением или любым другим приспособлением для беспрепятственного доступа инвалидов.
Обязать Управление образования администрации муниципального образования «Ахтубинский муниципальный район Астраханской области» (ИНН 301724800523 ОГРН 1023000509498) довести до Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 8 МО «Ахтубинский район» лимиты денежных средств для оборудования входа в здание школы, расположенного по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Нестерова, д.5 пандусом с двусторонним ограждением или любым другим приспособлением для беспрепятственного доступа инвалидов.
Взыскать с Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 8 МО «Ахтубинский район» в доход муниципального образования «Ахтубинский муниципальный район Астраханской области» государственную пошлину в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд Астраханской области.
Мотивированное решение суда составлено 18 марта 2024г.
Судья Лябах И.В.