Решение по делу № 2а-75/2022 от 30.03.2022

Дело № 2а-75/2022

22RS0047-01-2022-000076-30

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Солонешное

12 мая 2022 г.

Судья Солонешенского районного суда Алтайского края Смирнова В.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Солонешенского района в интересах неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления по Алтайскому краю и Республике Алтай о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Солонешенского района Алтайского края обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать информацию о способе изготовления остроги для ловли рыбы, инструкцию по ее применению, размещенную на сайтах в сети Интернет: https://market.yandex.ru/product--ostroga-5-zub-teleskop/101616579427?clid=2363673&distr_type=7&utm_source=partner_network&utm_medium=widget&utm_campaign=2363673&utm_term=product_name&utm_content=models-l&pp=911&mclid=1002&do-waremd5=Y2iO3ISAu5O-LXDywVhiaw&cpa=l, https://vladivostok.regmarkets.ru/product/ostroga-dlya-rybalki-414545446/, запрещенной к распространению в Российской Федерации.

В обоснование иска указано, что прокуратурой района осуществлен мониторинг сети Интернет, по результатам которого выявлен факт размещения информации о способе изготовления остроги для ловли рыбы, инструкции по ее использованию в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по URL-адресу: https://market.yandex.ru/product--ostroga-5-zub-teleskop/101616579427?clid=2363673&distr_type=7&utm_source=partner_network&utm_medium=widget&utm_campaign=2363673&utm_term=product_name&utm_content=models-l&pp=911&mclid=1002&do-waremd5=Y2iO3ISAu5O-LXDywVhiaw&cpa=l, https://vladivostok.regmarkets.ru/product/ostroga-dlya-rybalki-414545446/.

В исследуемой статье детально описан способ изготовления остроги, описаны детали, с помощью которых изготавливается острога, а также указывается на возможность использования указанного способа добычи рыбы. Указанная информация носит противоправный характер, поскольку содержит информацию о запрещенных способах и орудиях рыболовства, побуждает неопределенный круг лиц к возможному совершению правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ.

Вход на сайт свободный, ознакомиться с содержанием может любой пользователь, указанный Интернет-ресурс доступен для неограниченного круга лиц. Страницы сайта являются открытыми, информация размещена в текстовом виде.

Согласно части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 149-ФЗ не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

Пункт 5 статьи 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничения при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Действующим законодательством запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно положениям Правил рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна, утверждённых Приказом Минсельхоза России от 22.10.2014 г. № 402, среди разрешённых способов и орудий рыболовства ловля рыбы острогой отсутствует. Аналогичные положения содержатся в Правилах рыболовства, установленных для иных рыбохозяйственных бассейнов Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в п. 6 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23.11.2010 года № 26 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов», под иными способами массового истребления водных животных и растений понимаются действия, связанные с применением таких незаконных орудий лова, которые повлекли либо могли повлечь массовую гибель водных биологических ресурсов, отрицательно повлиять на среду их обитания: прекращение доступа кислорода в водный объект посредством уничтожения или перекрытия источников его водоснабжения, спуск воды из водных объектов, перегораживание водоема (например, реки, озера) орудиями лова более чем на две трети его ширины, применение крючковой снасти типа перемета, лов рыбы гоном, багрение, использование запруд, применение огнестрельного оружия, колющих орудий.

В соответствии с ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ нарушение правил, регламентирующих рыболовство, влечёт административную ответственность.

В соответствии с п. 6 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23.11.2010 года № 27 «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства» к нарушениям правил осуществления рыболовства относятся несоблюдение установленных запретов (например, в отношении периода, орудий, способов лова, мест добычи (вылова) при осуществлении любительского и спортивного рыболовства).

Анализ содержания положений п. 6 ст. 10 и п. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Ограничение доступа к информации в том и другом случае, требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).

В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», держащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном правительством Российской Федерации.

Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в частности, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно п. 4 Правил принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети интернет, распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее по тексту - Роскомнадзор) принимает решения, основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов в единый реестр, в том числе в отношении информации, распространяемой посредством сети «Интернет», решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.

Поскольку информация, содержащая сведения о незаконной добыче вылову водных биологических ресурсов с применением запрещенного орудия лова – острогой, прямо не отнесена к информации, в отношении которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, необходимо признание такой информации в каждом конкретном случае запрещенной к распространению.

Иной порядок ограничения доступа к данной информации не предусмотрен.

Таким образом, для ограничения доступа к такой информации Роскомнадзором в установленном порядке требуется признание информации, содержащей сведения о способе изготовления остроги для ловли рыбы, запрещенной к распространению.

Посредством сервиса «Информация об IP-адресе или домене» на сайте https://2ip.ru/whois/ установить владельца сайта не представилось возможным ввиду регистрации сайта (доменного имени) за пределами Российской Федерации.

Указанный интернет ресурс также не является аудиовизуальным сервисом, что подтверждается его отсутствием в соответствующем реестре на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере информационных технологий и массовой коммуникации https://87-fz.rlm.gov.ru/register/.

Данный административный иск рассматривается судом в порядке упрощенного (письменного) производства, без извещения административного истца и административного ответчика, по правилам, предусмотренным главами 32, 33 КАС РФ.

Административным ответчиком в суд представлены письменные объяснения относительно административных исковых требований, согласно которым страница https://vladivostok.regmarkets.ru/product/ostroga-dlya-rybalki-414545446/ по состоянию на 05.05.2022 г. в реестр не включена, однако в сети «Интернет» недоступна (отсутствует). В связи с чем, в этой части административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).

В реестр включаются:

доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в частности, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно п. 4 Правил принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимает решения, основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов в единый реестр, в отношении:

а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера, распространяемых посредством сети «Интернет»;

б) информации, указанной в пунктах 2 и 3 настоящих Правил, в случае ее размещения в продукции средств массовой информации, распространяемой посредством сети «Интернет»;

в) информации, распространяемой посредством сети "Интернет", решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.

Материалами дела установлено, что на Интернет – страницах: https://market.yandex.ru/product--ostroga-5-zub-teleskop/101616579427?clid=2363673&distr_type=7&utm_source=partner_network&utm_medium=widget&utm_campaign=2363673&utm_term=product_name&utm_content=models-l&pp=911&mclid=1002&do-waremd5=Y2iO3ISAu5O-LXDywVhiaw&cpa=l, https://vladivostok.regmarkets.ru/product/ostroga-dlya-rybalki-414545446/ размещена информация о способе изготовления остроги для ловли рыбы, инструкция по ее использованию, вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, информация распространяется бесплатно, что подтверждаются приложенными к заявлениям прокурора материалами: актом проверки, скриншотами Интернет - страниц.

При этом, согласно положениям Правил рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна, утверждённых Приказом Минсельхоза России от 22.10.2014 г. № 402, среди разрешённых способов и орудий рыболовства ловля рыбы острогой отсутствует. Аналогичные положения содержатся в Правилах рыболовства, установленных для иных рыбохозяйственных бассейнов Российской Федерации.

В пункте 6 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23.11.2010 года № 26 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов», дано разъяснение о том, что под иными способами массового истребления водных животных и растений понимаются действия, связанные с применением таких незаконных орудий лова, которые повлекли либо могли повлечь массовую гибель водных биологических ресурсов, отрицательно повлиять на среду их обитания: прекращение доступа кислорода в водный объект посредством уничтожения или перекрытия источников его водоснабжения, спуск воды из водных объектов, перегораживание водоема (например, реки, озера) орудиями лова более чем на две трети его ширины, применение крючковой снасти типа перемета, лов рыбы гоном, багрение, использование запруд, применение огнестрельного оружия, колющих орудий.

В соответствии с п. 6 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23.11.2010 года № 27 «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства» к нарушениям правил осуществления рыболовства относятся несоблюдение установленных запретов (например, в отношении периода, орудий, способов лова, мест добычи (вылова) при осуществлении любительского и спортивного рыболовства).

Частью 2 ст. 8.37 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил, регламентирующих рыболовство.

В соответствии с ч. 5 ст. 15 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Частью 6 ст. 10 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Доводы прокурора о том, что на интернет - сайтах https://market.yandex.ru/product--ostroga-5-zub-teleskop/101616579427?clid=2363673&distr_type=7&utm_source=partner_network&utm_medium=widget&utm_campaign=2363673&utm_term=product_name&utm_content=models-l&pp=911&mclid=1002&do-waremd5=Y2iO3ISAu5O-LXDywVhiaw&cpa=l, https://vladivostok.regmarkets.ru/product/ostroga-dlya-rybalki-414545446/ размещена информация, распространение которой в Российской Федерации запрещено, подтверждаются приложенными к заявлениям прокурора материалами: актом проверки, скриншотами страниц сайта. На момент рассмотрения дела в суде данная информация не признана запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Поскольку, информация, размещенная на указанных Интернет - страницах прямо не отнесена к информации, в отношении которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в Единый реестр, необходимо признание такой информации в каждом конкретном случае запрещенной к распространению.

Принимая во внимание материалы дела, а также то, что информация на странице https://vladivostok.regmarkets.ru/product/ostroga-dlya-rybalki-414545446/ по состоянию на 05.05.2022 г. в сети «Интернет» недоступна (отсутствует), суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения административного иска прокурора.

Согласно ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 265.1-265.5 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление и.о. прокурора Солонешенского района в интересах неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления по Алтайскому краю и Республике Алтай о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации удовлетворить частично.

Признать информацию о способе изготовления остроги для ловли рыбы, инструкцию по ее применению, размещенную на сайте в сети Интернет: https://market.yandex.ru/product--ostroga-5-zub-teleskop/101616579427?clid=2363673&distr_type=7&utm_source=partner_network&utm_medium=widget&utm_campaign=2363673&utm_term=product_name&utm_content=models-l&pp=911&mclid=1002&do-waremd5=Y2iO3ISAu5O-LXDywVhiaw&cpa=l, запрещенной к распространению в Российской Федерации.

В остальной части административные исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Настоящее решение является основанием для внесения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций указателя страниц сайта в сети «Интернет» по указанным адресам в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Солонешенский районный суд Алтайского края в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Смирнова В.В.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2а-75/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Солонешенского района
Ответчики
Управление Роскомнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай
Суд
Солонешенский районный суд Алтайского края
Судья
Смирнова Варвара Викторовна
Дело на странице суда
soloneshensky.alt.sudrf.ru
30.03.2022Регистрация административного искового заявления
30.03.2022Передача материалов судье
31.03.2022Решение вопроса о принятии к производству
31.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.03.2022Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
12.05.2022Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
12.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее