2-253/2019 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Воркута |
28.02.2019 |
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Екимовой Н.И., при секретаре Запорожской В.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) к Майорову Василию Андреевичу об обеспечении беспрепятственного доступа в жилое помещение,
установил:
Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) в лице Государственной жилищной инспекции по г. Воркуте (далее – ГЖИ по г. Воркуте, Инспекция) обратилась в суд с иском к Майорову В.А. об обеспечении беспрепятственного доступа в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежащее ответчику, ссылаясь на то, что в ГЖИ по г.Воркуте поступили обращения от ФИО о нарушении её жилищных прав проведением перепланировки в указанном жилом помещении, в связи с чем с целью проведения осмотра на предмет перепланировки жилого помещения Майорову В.А. неоднократно предлагалось предоставить доступ должностным лицам ГЖИ по <адрес> и неоднократно осуществлялся выезд, однако доступ в квартиру не предоставлен.
В судебное заседание истец представителя не направил, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, удовлетворить исковые требования и обязать ответчика предоставить доступ в жилое помещение в 11.00 25.04.2019.
Ответчик Майоров В.А., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
В силу части 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Пунктом 6 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 года N 25, предусмотрено, что пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в жилом помещении граждан и соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с настоящими Правилами.
В соответствии с частью 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (пункт 4).
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2 статьи 36).
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (часть 3 статьи 36).
В соответствии с ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Согласно ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного ч. 6 ст. 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 26 настоящего Кодекса.
Частью 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Исходя из положений вышеприведенных правовых норм, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным условием для проведения реконструкции, переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, влекущей присоединение к реконструированному (перепланированному) помещению части общего имущества многоквартирного дома.
В силу ст. 20 ЖК РФ государственная жилищная инспекция относится к органам, наделенным полномочиями в области жилищных отношений по контролю за использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, выявлению нарушений при использовании и содержании жилищного фонда, принятию мер по устранению выявленных недостатков.
На основании пп. "а" п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года "О государственном жилищном надзоре" N 493 государственный жилищный надзор осуществляется, в том числе, посредством организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.
Согласно п. 11 Постановления Правительства РФ от 11 июня 2013 года N 493 "О государственном жилищном надзоре" предметом проверок органов государственного жилищного надзора является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию; порядку переустройства и перепланировки жилых помещений.
В силу вышеперечисленных полномочий Государственная жилищная инспекция города Воркуты вправе предъявлять требования об обеспечении доступа в помещения, расположенные в многоквартирных домах и жилых домах, в целях проверки обращений граждан о нарушении требований законодательства по использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к проведению переустройства и (или) перепланировки помещений.
В соответствии со статьей 25 Конституции Российской Федерации жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Аналогичные нормы закона содержатся в статье 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что Майоров В.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
В государственную жилищную инспекцию по городу Воркуте поступили обращения от ФИО от <дата> и от <дата>, проживающей по адресу: <адрес>, о нарушении ее жилищных прав в связи с проведением перепланировки в жилом помещении по адресу: <адрес>, с нарушением норм жилищного законодательства.
<дата> ГЖИ по <адрес> направило Майорову В.А. письмо №, в котором ему было предложено предоставить <дата> в 11:00 часов доступ должностному лицу Государственной жилищной инспекции по г. Воркуте в квартиру с целью проведения осмотра на предмет перепланировки жилого помещения. Согласно отчету об отслеживании почтового отправления, корреспонденция возвращена в связи с истечением срока хранения.
<дата> должностным лицом Инспекции осуществлён выезд по вышеуказанному адресу для проведения осмотра, но собственника жилого помещения дома не было, в связи с чем составлен акт от <дата> о невозможности провести осмотр.
<дата> и <дата> Майорову В.А. также направлялись письма с предложением предоставить доступ в спорную квартиру должностному лицу Государственной жилищной инспекции по г. Воркуте <дата> и <дата>, соответственно. Согласно отчетам об отслеживании почтовых отправлений, корреспонденция возвращена в связи с истечением срока хранения.
ГЖИ по г. Воркуте <дата> осуществлён повторный выезд по вышеуказанному адресу для проведения осмотра, но собственника жилого помещения дома не было, в связи с чем составлен акт от <дата> о невозможности провести осмотр жилого помещения
По сообщению УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» от <дата>, в межведомственную комиссию, утвержденную постановлением администрации МО ГО «Воркута» от 25.04.2018 № 632 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования городского округа «Воркута» от 08.07.2016 № 1208 « О создании межведомственной комиссии по согласованию перевода жилого помещения в нежилое, нежилого помещения в жилое, переустройства и (или) перепланировке жилых помещений, приемке завершенных работ по переустройству и (или) перепланировке жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах и об утверждении положения о межведомственной комиссии», заявление от собственника спорного жилого помещения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений не поступало.
Как усматривается из материалов дела, доступ в жилое помещение ответчика необходим Государственной жилищной инспекции г. Воркуты для защиты прав и законных интересов третьих лиц и реализации полномочий инспекции, а именно для проведения проверки на предмет выявления нарушенных требований порядка переустройства (перепланировки) помещения, установленного законодательством Российской Федерации.
При этом самовольно произведенная перепланировка может повлечь за собой нарушение прав и законных интересов граждан либо создать угрозу их жизни и здоровью, что свидетельствует о наличии оснований принудительного доступа в жилое помещение ответчика.
Материалами дела подтверждаются неоднократные обращения истца к ответчику с просьбами об обеспечении доступа в квартиру, что зафиксировано актами ГЖИ г.Воркуты. Между тем ответчик не явился в почтовое отделение по извещению за получением уведомлений Инспекции, что свидетельствует об его уклонении от обеспечения доступа в жилое помещение. При этом ответчиком не представлены суду доказательства объективной невозможности предоставить доступ в жилое помещение, в том числе, не предполагающим личное участие ответчика в такой процедуре.
Учитывая, что осмотр квартиры необходим не только в целях исполнения возложенных на Инспекцию полномочий по соблюдению порядка и правил переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, но и в целях предотвращения нарушения прав и законных интересов других граждан, проживающих в жилом доме, а также в целях предотвращения причинения им вреда, исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Исходя из приведённой нормы суд устанавливает не дату исполнения решения, а период, в течение которого необходимо ответчику совершить определённые действия, в связи с чем ходатайство истца об обязании ответчика обеспечить доступ в жилое помещение в 11.00 <дата> не подлежит удовлетворению. Вместе с тем суд полагает, что для исполнения решения суда является разумным срок 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон. Доказательства для иного вывода в материалы дела не представлены. На основании изложенного суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности обеспечить доступ в жилое помещение ....
В соответствии со ст.103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика государственную пошлину в доход бюджета в сумме 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса РФ,
РЕШИЛ:
исковые требования Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) к Майорову Василию Андреевичу об обеспечении беспрепятственного доступа в жилое помещение удовлетворить.
Обязать Майорова Василия Андреевича в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить должностным лицам Государственной жилищной инспекции по г. Воркуте доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, для проведения проверки на предмет выявления нарушенных требований порядка переустройства (перепланировки) помещения, установленного законодательством Российской Федерации.
Взыскать с Майорова Василия Андреевича государственную пошлину в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» в размере 300 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий Н.И. Екимова