Дело № 2-244/2023 УИД 70RS0023-01-2023-000329-38
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Мельниково 13 сентября 2023 года
Шегарский районный суд Томской области в составе:
судьи Бахарева Д.В.,
при секретаре Чакиной О.В.,
помощник судьи Храмцова Н.П.,
с участием представителя истца Евдокимовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бондарева Степана Степановича к муниципальному образованию «Северное сельское поселение» в лице муниципального казенного учреждения «Администрация Северного сельского поселения» о включении квартиры в реестр муниципальной собственности, признании права пользования жилым помещением и возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Бондарев С.С. (далее истец) обратился в суд с иском к муниципальному образованию «Северное сельское поселение» в лице муниципального казенного учреждения «Администрация Северного сельского поселения» (далее ответчик, поселение) о включении квартиры в реестр муниципальной собственности, признании права пользования жилым помещением и возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения. В обоснование исковых требований указал, что 26.11.2018 ответчиком с истцом заключен договор социального найма жилого помещения в домах муниципального жилищного фонда № 10, в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. В марте 2023 года истец обратился к ответчику с заявлением о проведении обследования жилья ведомственной комиссией, поскольку квартира находится в ветхом состоянии и требует капитального ремонта. 28.04.2023 главой Северного сельского поселения на его обращение дан ответ о том, что указанная квартира в реестре муниципального имущества не находится, на основании чего договор социального найма от 26.11.2018 № 10 с истцом расторгается в одностороннем порядке. Спорная квартира находится в двухквартирном жилом доме и предоставлялась администрацией Гусевской передвижной механизированной колонны № 5 (ПМК-5) отцу истца ФИО5 С 1970 года, то есть с 9-летнего возраста истец проживал в данной квартире со своими родителями ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ. и ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ. как член семьи нанимателя. После смерти родителей стал проживать в квартире один, других родственников и детей не имеет. Представить документы на вселение в квартиру (ордер, решение о предоставлении квартиры) не имеет возможности в связи с отсутствием таковых. Ссылаясь на нормы жилищного законодательства, просит обязать ответчика в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу включить квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в реестр муниципальной собственности; признать за истцом право пользования указанным жилым помещением на условиях договора социального найма жилого помещения и обязать заключить с ним договор социального найма жилого помещения – данной квартирой.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 45).
Представитель истца Евдокимова Н.В., действующий по письменному ходатайству и на основании соглашения об оказании бесплатной юридической помощи № 90 (л.д. 32) в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме по указанным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика Майзер А.П., действующий на основании Устава муниципального образования «Северное сельское поселение» надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительности причин не уведомил и не просил рассмотреть дело в его отсутствие
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие истца, ответчика.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
На основании ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ст.27 ч.1, ст.40 ч.1).
В силу ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статьей 44 ЖК РСФСР, действовавшей на момент вселения истца в спорную квартиру, было предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам в домах общественного жилищного фонда по совместному решению органа соответствующей организации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответственно районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.
В соответствии со ст. 50 ЖК РСФСР, действовавшей на момент вселения истца в спорную квартиру, пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.
В силу ч. 1 ст. 54 ЖК РСФСР, действовавшей на момент вселения истца в спорную квартиру, наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требуется согласия остальных членов семьи.
Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами указанной статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи (статья 53) и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.
Частью 1 статьи 53 ЖК РСФСР было предусмотрено, что члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения.
Аналогичные положения содержатся в ст. 69 и ч. 1 ст. 70 ЖК РФ.
В соответствии со ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи.
В силу ч. 1 ст. 70 ЖК РФ наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.
Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» по смыслу находящихся в нормативном единстве положений статьи 69 и части 1 статьи 70 Жилищного кодекса РФ, лица, вселенные нанимателем жилого помещения по договору социального найма в качестве членов его семьи, приобретают равные с нанимателем права и обязанности при условии, что они вселены в жилое помещение с соблюдением предусмотренного частью 1 статьи 70 Жилищного кодекса РФ порядка реализации нанимателем права на вселение в жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 82 ЖК РФ дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов своей семьи и наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя. Такое же право принадлежит в случае смерти нанимателя любому дееспособному члену семьи умершего нанимателя.
В судебном заседании установлено, что 26.11.2018 Администрацией Северного сельского поселения в лице Главы Майзер А.П. с Бондаревым С.С. заключен договор социального найма жилого помещения № 10 в домах муниципального жилищного фонда, в соответствии с которым истцу предоставлено во владение и пользование для проживания в нем изолированное жилое помещение, состоящее из 3 комнат в отдельной квартире общей площадью 49,2 кв. м. по адресу: <адрес> (л.д. 13-14).
Согласно архивной справке от 15.08.2023 № Шегарского отдела ЗАГС Департамента ЗАГС Томской области родителями истца являются ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 48).
Из паспорта истца следует, что он зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> <адрес> с 02.10.1995 (л.д. 9).
Согласно ответу на обращение Бондарева С.С. от 28.04.2023 по результатам проверки установлено, что квартира, в которой проживает Бондарев С.С. не находится в реестре муниципального имущества Администрации Северного сельского поселения, на основании чего 28.04.2023 администрация поселения в одностороннем порядке расторгла договор социального найма жилого помещения от 26.11.2018 № 10 (л.д. 17).
Как следует из архивной справки № 319 от 04.09.2023 документы Гусевской передвижной механизированной колонны № 5, Союзтомскмелиорации, Шегарской ПМК – 5 АООТ «Мелиоратор» в архив не поступали (л.д. 66-67).
АООТ «Мелиоратор», зарегистрированное 28.04.1994, №, ликвидировано 05.03.2004 (л.д. 23-24).
Сведения о передаче спорной квартиры в собственность муниципального образования «Шегарский район» при ликвидации предприятия АООТ «Мелиоратор» отсутствуют.
Решением Думы Шегарского района Томской области от 29.09.2005 № 270 в собственность ответчика безвозмездно было передано движимое и недвижимое имущество, находящееся, в том числе, в <адрес>. В перечне переданных объектов числится жилой дом по адресу: <адрес>; при этом <адрес> перечне отсутствует (л.д. 49-54).
Согласно уведомлениям от 02.08.2023 № № и от 08.08.2023 № № Бондарев С.С. собственником какой-либо недвижимости, включая и спорную квартиру не является, ЕГРН не содержит сведения о спорной квартире, что указывает отсутствие государственной регистрации права собственности на спорную квартиру (л.д. 37, 42).
Из содержания архивных справок № 165 от 18.05.2023 и № 319 от 04.09.2023 районного архива Администрации Шегарского района Томской области в документах архивного фонда сведения о передаче в муниципальную либо государственную собственность <адрес> в <адрес> отсутствуют (л.д. 21, 70-71).
Статья 18 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 14, пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных названным федеральным законом вопросов местного значения сельского поселения, в частности для выполнения органами местного самоуправления своих полномочий в области жилищных правоотношений.
Согласно пункту 1 статьи 1, подпункту 5 пункта 2 статьи 6, пункту 1 статьи 29 ранее действовавшего Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержание и использование муниципального жилищного фонда, отнесенного к составу муниципальной собственности, относятся к вопросам местного значения, т.е. вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, для решения которых органы местного самоуправления наделены соответствующими полномочиями.
В силу пункта 6 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ во взаимосвязи с абзацем 1 ст. 1 Закона Томской области от 17.11.2014 № 152-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Томской области» к вопросам местного значения сельского поселения относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-I «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - Постановление № 3020-I) и приложения 3 к названному постановлению жилищный и нежилой фонд, расположенный на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, и находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Как следует из Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением 3 к Постановлению № 3020-I.
Согласно пункту 9 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 № 114-рп (далее - Положение № 114-рп) и действовавшего до 12.06.2006, для передачи объектов в муниципальную собственность города (кроме городов районного подчинения), района (кроме районов в городах) соответствующий Комитет по управлению имуществом города, района разрабатывает перечень объектов, в который могут быть включены только объекты, относящиеся к муниципальной собственности, в соответствии с приложением 3 к Постановлению № 3020-I.
После утверждения перечня Советом народных депутатов города, района, он представляется для проверки в соответствующий комитет по управлению имуществом республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа.
Объекты, полностью соответствующие требованиям приложения 3 к Постановлению № 3020-I, подлежат передаче в муниципальную собственность в двухмесячный срок со дня регистрации перечня.
В соответствии с пунктом 10 Положения № 114-рп в случае, если в установленные законодательством сроки не было принято решение Совета народных депутатов по объектам, передаваемым в муниципальную собственность городов, районов, административно-территориальных образований, документом, подтверждающим право собственности на указанные объекты до момента их внесения в соответствующий реестр, является зарегистрированный перечень объектов с учетом внесенных в них изменений в соответствии с названным положением.
Необходимость проведения инвентаризации жилых домов и жилых помещений в домах, относящихся к специализированному жилищному фонду и переданных в процессе приватизации в нарушение действующего законодательства организациям частной формы собственности, и утверждения порядка передачи таких помещений соответственно в государственный или муниципальный жилищный фонд предусматривалась федеральной целевой программой «Жилище» на 2002 - 2010 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 № 675.
Изложенное выше правовое регулирование преследует цели обеспечения функционирования и сохранения целевого назначения жилищных объектов и учитывает публичные интересы, связанные с реализацией органами местного самоуправления возложенных на них задач в жилищной сфере, и обеспечивает защиту жилищных и имущественных прав граждан, включая право на приватизацию жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, которое является производным от их статуса нанимателя жилого помещения.
Данные нормы также отвергают доводы представителя ответчика об отсутствии спорной квартиры в реестре муниципальной собственности, поскольку данная квартира в муниципальную собственность не передавалась.
В настоящее время спорная квартира в реестр имущества муниципальной собственности муниципального образования «Северное сельское поселение» не включена.
То обстоятельство, что в установленном законом порядке не состоялась передача квартиры в муниципальную собственность, отсутствие ее регистрации в реестре муниципального жилищного фонда в соответствии с требованиями жилищного законодательства, не может умалять жилищных прав истца, фактически пользующегося длительное время спорным жилым помещением и проживающего в нем.
Учитывая, что занимаемая истцом квартира не является отдельно стоящим объектом, расположена в двухквартирном доме, органу местного самоуправления не передана и не включена в реестр муниципального имущества, суд приходит к выводу о необходимости включения спорной квартиры в реестр муниципальной собственности ответчика с сохранением всех жилищных прав граждан, в ней проживающих.
Кроме того, суд учитывает, что ответчик длительное время действовал как правообладатель спорной квартиры, заключив с истцом договоры социального найма жилого помещения 26.11.2018 и требуя с истца исполнение обязанностей по данному договору в части внесения платежей за социальный найм (л.д. 13-14, 18-19, 25-30).
Заслуживает внимание и положения ч. 3 ст. 225 ГК РФ, возлагающие исключительно на орган местного самоуправления обязанность по учету и последующую регистрацию бесхозяйной недвижимой вещи.
Доказательства, свидетельствующие о незаконности пользования спорной квартирой семьей истца, отсутствуют, истец постоянно зарегистрирован в спорном жилом помещении, добросовестно им пользуется.
Поскольку в ходе рассмотрения дела было установлено, что истец был вселен в квартиру в качестве члена семьи, которому данная квартира ранее была предоставлена, факт вселения в спорное жилое помещение в установленном законом порядке и проживание в нем на законных основаниях установлен и ответчиком не оспаривается, Бондарев С.С. имеет регистрацию по месту жительства в спорной квартире, оплачивает жилищно-коммунальные услуги по квартире, договор социального найма был заключен с ним после смерти прежнего нанимателя, суд приходит к выводу, что Бондарев С.С. пользуется спорной квартирой на законных основаниях и между сторонами фактически существуют правоотношения, вытекающие из договора социального найма жилого помещения, в связи с чем на ответчике как на наймодателе жилого помещения лежит обязанность на основании ст. 49 ЖК РФ заключить с Бондаревым С.С. договор социального найма жилого помещения (<адрес>).
При таких обстоятельствах исковые требования ответчика являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Бондарева Степана Степановича к муниципальному образованию «Северное сельское поселение» в лице муниципального казенного учреждения «Администрация Северного сельского поселения» о включении квартиры в реестр муниципальной собственности, признании права пользования жилым помещением и возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения, удовлетворить полностью.
Обязать муниципальное образование «Северное сельское поселение» в лице муниципального казенного учреждения «Администрация Северного сельского поселения» в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу включить в реестр муниципальной собственности муниципального образования «Северное сельское поселение» квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Признать за Бондаревым Степаном Степановичем ДД.ММ.ГГГГ года рождения право пользования жилым помещением – квартирой № в <адрес>, на условиях договора социального найма жилого помещения.
Обязать муниципальное образование «Северное сельское поселение» в лице муниципального казенного учреждения «Администрация Северного сельского поселения» заключить с Бондаревым Степаном Степановичем договор социального найма жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Шегарский районный суд Томской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Д.В. Бахарев
Мотивированный текст решения изготовлен «18» сентября 2023 года
«Копия верна»Судья _______________ Д.В. БахаревСекретарь___________О.В. Чакина«18» сентября 2023 года |