Гр.дело №(2-1107/2023)/ 2-106/2024
УИД - 05RS0№-60
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
22 февраля 2024 года <адрес>
Кизилюртовский районный суд Республики Дагестан в составе
председательствующего судьи Омаровой З.К.,
с участием представителя истца - помощника Кизилюртовского межрайонного прокурора ФИО5,
представителя ответчика по доверенности ФИО6,
представителя третьего лица без самостоятельных требований на стороне истца Отдела надзорной деятельности и профилактической работы № по <адрес>, Кизилюртовскому и <адрес>м ГУ МЧС ФИО7,
при секретарях: ФИО3, ФИО4,
рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению первого заместителя Кизилюртовского межрайонного прокурора Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю ФИО2 о приостановлении деятельности автозаправочной станции «SV-oil» и обязании устранить нарушения закона,
У С Т А Н О В И Л:
Первый заместитель Кизилюртовского межрайонного прокурора обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю ФИО2 о приостановлении деятельности автозаправочной станции «SV-oil» и обязании устранить нарушения закона.
В обоснование своих требований прокурор указал, что Кизилюртовской межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов отдела надзорной деятельности и профилактической работы № по <адрес>, Кизилюртовскому и <адрес>м ГУ МЧС по РД, территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес> (Роспотребнадзора), отдела общепромышленного и горного надзора по <адрес>-Алания Кавказского управления Ростехнадзора, проведена проверка исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о промышленной, пожарной безопасности и лицензировании автозаправочных станций.
Проведенной ДД.ММ.ГГГГ 18 часов40минут проверкой на многотопливной автозаправочной станции «SV-oil», расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым номером земельного участка05:06:000031:5,общей площадью 600 м.2, категория земель: «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности» с видом разрешенного использования: «для строительства АЗС и магазина»,эксплуатируемой Индивидуальным предпринимателем ФИО2, установлены многочисленные нарушения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - ФЗ № 69-ФЗ), Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - ФЗ № 123-ФЗ), Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее – ППР РФ №), Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – ФЗ № 52-ФЗ), Земельного Кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов в сферах пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно ст. 38 ФЗ № 69-ФЗ ответственность за нарушения требований пожарной безопасности несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.
На МАЗС индивидуального предпринимателя ФИО2, как следует из материалов проверки, проведенной межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов, не создана система обеспечения пожарной и технической безопасности, включающая в себя минимально необходимые требования пожарной и технической безопасности.
Нарушения, допущенные ИП ФИО2 при эксплуатации МАЗС, непосредственно влияют на возможность возникновения пожара, его дальнейшее распространение; время обнаружения пожара, оповещения о нем; время начала эвакуации людей и возможность его тушения в начальной стадии; процесс вынужденной эвакуации людей во время возникновения открытого пламенного горения или задымления помещений с созданием угрозы отравления людей продуктами горения с последующей их гибелью, а также на возможность аварийных случаев на опасных производственных объектах.
В связи с этим эксплуатация данной МАЗС с нарушениями норм и правил пожарной и промышленной безопасности, санитарных норм и правил создает реальную угрозу жизни и здоровью работающих непосредственно там лиц, посещающих ее лиц, в том числе водителей автотранспортных средств, проживающих в гостинице и посещающих тренажерный зал лиц, рядом проходящих лиц, а также реальную опасность причинения вреда вблизи расположенным объектам, автотранспортным средствам, находящимся на заправке и припаркованным к зданию, другому имуществу (перевозимому грузу, личным вещам) физических и юридических лиц.
Указанное нарушает права и законные интересы граждан, закрепленных в Конституции Российской Федерации: на жизнь, на здоровье, на собственность, а также закрепленного в статье 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» права на защиту жизни, здоровья и имущества в случае пожара и другой чрезвычайной ситуации.
Признать незаконной и приостановить деятельность многотопливной автозаправочной станции «SV-oil», находящейся в эксплуатации у Индивидуального предпринимателя ФИО2, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым номером земельного участка 05:06:000031:5, общей площадью 600 м.2, категория земель: «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности» с видом разрешенного использования: «для строительства АЗС и магазина», до устранения нарушений требований пожарной и промышленной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства и обязать:
- обеспечить прохождение обучения мерам пожарной безопасности в специализированной организацииработников, допущенных к работе на МАЗС;
- обеспечить проведение проверки состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности и оформление соответствующей документациипо результатам ее проведения;
- обеспечить ведение учета наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты;
- обеспечить покрытие дорог МАЗС отличительными разметками или иные визуальными указателями для обеспечения возможности маневрирования и выезда с территории МАЗС;
- обеспечить перепланировку территории МАЗСс учетом размещения на ее территории зданий, сооружений и технологического оборудования с исключением возможности растекания аварийного пролива топлива как по территории МАЗС, так и за ее пределы;
- обеспечить вывод из эксплуатации и демонтаж неисправных электросветильников и электропроводки с видимыми нарушениями изоляции МАЗС;
- обеспечить оснащение МАЗС системой громкоговорящей связи ивсехзаправочных островковогнетушителями по 2 шт., а также обеспечить укомплектование пожарного щитанемеханизированным пожарным инструментом, инвентареми покрывалом для изоляции очага пожара;
- обеспечить проведение работ по ремонту, техническому обслуживанию, эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств;
- обеспечить все помещения МАЗС, включая помещения магазина, СТО и кафе, установками автоматической пожарной сигнализации;
- обеспечить перепланировку территории и находящихся объектов МАЗС с проведением мероприятий по выводу из эксплуатации объектов, оборудования и технических средств с учетомп. 6.33 СП 156.13130.2014, согласно которого над территорией и зданиями МАЗС не допускается прохождение высоковольтной линии электропередач;
- обеспечить наличие средств наружного пожаротушения МАЗС из расчета не менее двух пожарных гидрантов или противопожарных водоемов, общая вместимость которых должна составлять не менее 100 м3;
- обеспечить оборудование МАЗС автоматической системой противоаварийной защиты при срабатывании которой, должно быть предусмотрено автоматическое приведение в действие систем противоаварийной защиты всех технологических участков (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс сжатого газа, включение системы орошения, обесточивание оборудования и т.п.), обеспечивающих предотвращение дальнейшего развития аварии;
- обеспечить оборудование резервуаров для хранения жидкого моторного топлива системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-ного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую), а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара;
- обеспечить наличие на МАЗСдокументации на электрооборудование МАЗС, указывающей ее класс по пожаровзрывоопасности или пожарной опасности;
- обеспечить нанесение маркировки степени защиты оболочки электрооборудования на МАЗС;
- обеспечить наличие на МАЗС документации, определяющей категорию наружных установок по пожарной опасности;
- обеспечить обозначение категорий пожарной опасности на установках МАЗС;
- обеспечить расстояние от автомобильной дороги общей сети (край проезжей части) I, II и III категории до расстояние от проемов здания операторной МАЗС до топливораздаточных колонок не менее 9 м;
- обеспечить расстояние от автомобильной дороги общей сети (край проезжей части) I, II и III категории до топливораздаточных раздаточных колонок для жидкого моторного топлива не менее 12 м;
- обеспечить вывод из эксплуатации и демонтаж топливораздаточной колонки для выдачи жидкого моторного топлива, которая находится на расстоянии 4 метров от края автомобильной дороги общей сети (край проезжей части) I, II и III категории;
- обеспечить вывод из эксплуатации и демонтаж топливораздаточной колонки для выдачи жидкого моторного топлива, которая находится на расстоянии 4 метров от проемов здания операторной МАЗС;
- обеспечить наличие на МАЗС технико-эксплуатационной документации на технические средства и трубопроводные коммуникации МАЗС, в которых обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы и др.), подтверждающих соответствующими записями в них проведение работ по очистке и предремонтной подготовке вышеуказанного оборудования МАЗС;
- обеспечить наличие на МАЗС декларации пожарной безопасности;
- обеспечить разработку и утверждение проекта организации санитарно-защитной зоны с последующей санитарно-эпидемиологической экспертизой, а также проведение мероприятий по установлению санитарно-защитной зоны, то есть, по соблюдению нормированного расстояния (санитарно-защитная зона), в соответствии с п. 2 Правил, п. 2.1, п.12.4.4. СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03;
- обеспечить прохождение работниками медицинских осмотров, наличие заключительного акта по их результатам;
- обеспечить проведение медицинских осмотров работников, подлежащих периодическим и предварительным медицинским осмотрам, а также прохождение ими профессионально-гигиенического минимума с последующей аттестацией;
- заключить договор на обслуживание профессиональной аварийно-спасательной службой или с профессиональным аварийно-спасательным формированием для обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, не имеется приказ о создании резерва финансовых и материальных ресурсов для локализации и ликвидации аварий и их последствий;
- обеспечить наличие приказа на создание резерва финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации аварий и их последствий;
- обеспечить проведение метрологической поверки манометров с соответствующим внесением записей и отметок о проведении поверки в их паспорта-формуляры;
- обеспечить проведение мероприятий по контролю герметичности приборов, арматуры, технических устройств, текущих осмотров резервуаров, арматуры и КИП с записями в эксплуатационных журналах;
- обеспечить проведение текущих осмотров резервуаров, арматуры и КИП с записями в эксплуатационных журналах, в соответствии с п. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, п. 76 Приказа Ростехнадзора №.
В ходе судебного разбирательства помощник Кизилюртовского межрайонного прокурора ФИО5 исковые требования поддержал и просил удовлетворить их по указанным в иске основаниям с учетом представленных сведений об устранении выявленных нарушений.
Ответчик ФИО2 извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в суд не явился, каких-либо ходатайств не заявил.
Представитель ответчика ФИО6 в судебном заседании просил исковые требования удовлетворить частично с учетом заключения эксперта.
Представитель третьего лица Отдела надзорной деятельности и профилактической работы № по <адрес>, Кизилюртовскому и <адрес>м ГУ МЧС – ФИО7, считал, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению, в виду устранения ответчиком выявленных при проверке нарушений с учетом заключения эксперта.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований на стороне истца Роспотребнадзора РД в <адрес> и Кавказского управления Ростехнадзора по <адрес>, надлежаще извещенные о месте и времени судебного заседания, для участия в судебном заседание не явились, каких-либо заявлений об отложении дела не поступило.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть данное гражданское дело в отсутствии не явившихся участников судебного заседания.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации муниципальных образований.
Как следует из материалов дела и установлено судом, проведенной Кизилюртовской межрайонной прокуратурой с привлечением специалистовотдела надзорной деятельности и профилактической работы № по <адрес>, Кизилюртовскому и <адрес>м ГУ МЧС по РД, территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес> (Роспотребнадзора), отдела общепромышленного и горного надзора по <адрес>-Алания Кавказского управления Ростехнадзора, проведена проверка исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о промышленной, пожарной безопасности и лицензировании автозаправочных станций.
Проведенной ДД.ММ.ГГГГ 18 часов 40минут проверкой на многотопливной автозаправочной станции «SV-oil» (далее – МАСЗ), расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым номером земельного участка05:06:000031:5,общей площадью 600 м.2, категория земель: «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности» с видом разрешенного использования: «для строительства АЗС и магазина», эксплуатируемой Индивидуальным предпринимателем ФИО2, установлены многочисленные нарушения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - ФЗ № 69-ФЗ), Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - ФЗ № 123-ФЗ), Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее – ППР РФ №), Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – ФЗ № 52-ФЗ), Земельного Кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов в сферах пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Так, в соответствии со ст. 1 ФЗ № 69-ФЗ под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушения требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно части 1 статьи 1 ФЗ № 123-ФЗ настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В статье 20 ФЗ № 123-ФЗ определено, что пожарная безопасность объекта защиты – состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара (пункт 20); пожарная опасность объекта защиты – состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара (пункт 22).
Как следует из статьи 5 ФЗ № 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности (часть 1); целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре (часть 2); система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (часть 3); система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара (часть 4).
Из части 1 статьи 6 ФЗ № 123-ФЗ следует, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий: 1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона; 2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
Согласно выводам заключения эксперта ООО «Республиканского Центра Экспертизы и Оценки» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что из числа указанных в иске первого заместителя Кизилюртовского межрайонного прокурора нарушения требований пожарной безопасности, промышленной безопасномти и санитарно эпидемиологического законодательства, устранены на МАЗС «SV-oil» расположенной по адресу: РД, <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером 05:06:000031:5 общей площадью 600кв.м. следующие пункты №№,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,18,21,22,23,29,30,31.
Пункты №№,25,26,27 часть вторая, 28 не относятся к пожаротехнической экспертизе.
Неустраненные пункты не влияют на пожарную безопасмность и не опасно для жизни и здоровья работников МАЗС, так и посетителей.
При соблюдении мер пожарной безопасности на МАЗС «SV-oil» расположенной по адресу: РД, <адрес>, не представляют опасность для жизни и здоровью как работников МАЗС так и посетителей МАЗС, а также вблизи расположенных объектов, имуществу других лиц. МАЗС «SV-oil» расположен вдоль федеральной автодороги, далеко от жилых помещений.
Так, в соответствии со ст. 1 ФЗ № 69-ФЗ под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушения требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно части 1 статьи 1 ФЗ № 123-ФЗ настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В статье 20 ФЗ № 123-ФЗ определено, что пожарная безопасность объекта защиты – состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара (пункт 20); пожарная опасность объекта защиты – состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара (пункт 22).Как следует из статьи 5 ФЗ № 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности (часть 1); целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре (часть 2); система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (часть 3); система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара (часть 4).
Из части 1 статьи 6 ФЗ № 123-ФЗ следует, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий: 1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона; 2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
В соответствии с п. 2 ППР РФ №, в том числе, в отношении каждого здания, сооружения либо группы однотипных по функциональному назначению и пожарной нагрузке зданий и сооружений, расположенных по одному адресу (за исключением жилых домов, садовых домов, хозяйственных построек, а также гаражей на садовых земельных участках, на земельных участках для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства), руководителем органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации независимо от того, кто является учредителем, индивидуальным предпринимателем или иным должностным лицом, уполномоченным руководителем организации (далее - руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, с учетом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений в указанных зданиях, сооружениях.
Как следует из материалов дела и установлена судом на МАЗС «SV-oil», в нарушение п. 6.33 СП 156.13130.2014 над территорией и зданиями МАЗС проходит высоковольтная линия электропередач.
В соответствии с п. 3 ст. 24 ФЗ № 123-ФЗ категории наружных установок по пожарной опасности должны указываться в проектной документации на объекты капитального строительства и реконструкции, а обозначение категорий должно быть указано на установке.
В нарушение п. 3 ст. 24 ФЗ № 123-ФЗ не имеется документация, определяющая категорию наружных установок по пожарной опасности, а также отсутствует обозначение категорий на установках.
В соответствии с п. 7 табл. 1 СП 156.13130.2014 расстояние от автомобильной дороги общей сети (край проезжей части) I, II и III категории до топливораздаточной колонки для жидкого моторного топлива должно составлять менее 12 метров.
В нарушение п. 7 табл. 1. СП 156.13130.2014 расстояние от автомобильной дороги общей сети (край проезжей части) I, II и III категории до топливораздаточной колонки для выдачи дизельного топлива составляет 4 метра.
Как следует из заключения эксперта и сторонами по делу не оспаривается указанные нарушения в МАЗС на многотопливном автозаправочной станции «Мечта» расположенной по адресу: РД, <адрес>, не устранены следующие нарушения пожарной безопасности:
-не обеспечено прохождение обучения мерам пожарной безопасности в специализированной организации работников, допущенных к работе на МАЗС;
- не обеспечено проведение проверки состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности и оформление соответствующей документации по результатам ее проведения;
- не обеспечено оснащение между заправочными островками с СУГ и заправочными островками с другими видами топлива экранов из негорючего материала высотой не менее 2 м;
- не обеспечено нанесение маркировки, степени защиты оболочки электрооборудования на МАЗС;
- не обеспечено обозначение категорий пожарной опасности на установках МАЗС;
- обеспечить расстояние от автомобильной дороги общей сети (край проезжей части) I, II и III категории до раздаточной колонки СУГ не менее 25 м;
- обеспечить расстояние от автомобильной дороги общей сети (край проезжей части) I, II и III категории до топливораздаточной раздаточной колонки для жидкого моторного топлива не менее 12 м.
Кроме того ответчиком суду не представлены какие-либо доказательства об обеспечении вывода из эксплуатации и демонтаж топливораздаточной колонки для выдачи жидкого моторного топлива, которая находится на расстоянии 4 метров от края автомобильной дороги общей сети (край проезжей части) I, II и III категории;
- обеспечении разработки и утверждения проекта организации санитарно-защитной зоны с последующей санитарно-эпидемиологической экспертизой, а также проведение мероприятий по установлению санитарно-защитной зоны, то есть, по соблюдению нормированного расстояния (санитарно-защитная зона), в соответствии с п. 2 Правил, п. 2.1, п.12.4.4. СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03;
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее – Правил) правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.
Согласно п. 2.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов») в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с ФЗ № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Согласно п.12.4.4. СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитная зона и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» автозаправочные станции для заправки транспортных средств жидким и газовым моторным топливом с наличием 4-х и более топливо-раздаточных колонок относятся к IV санитарному классу.
В нарушение п. 2 Правил, п. 2.1, п.12.4.4. СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитная зона и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» не разработан проект организации санитарно-защитной зоны с последующей санитарно-эпидемиологической экспертизой, не проведены мероприятия по установлению санитарно-защитной зоны.
В соответствии с п. 45 Приказа Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры» (далее – Порядок проведения медицинских осмотров), по итогам проведения периодических осмотров медицинская организация не позднее чем через 30 дней после завершения проведения периодических осмотров обобщает их результаты и совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и представителями работодателя составляет заключительный акт.
В заключительном акте указывается:
наименование медицинской организации, проводившей переодический осмотр, адрес ее местонахождения и код по ОГРН;
дата составления акта;
наименование работодателя;
общая численность работников, в том числе женщин, работников в возрасте до 18 лет, работников, которым установлена стойкая степень утраты трудоспособности;
численность работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
численность работников, занятых на работах, при выполнении которых обязательно проведение периодических медицинских осмотров (обследований) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, в том числе женщин, работников в возрасте до 18 лет, работников, которым установлена стойкая степень утраты трудоспособности;
численность работников, подлежащих периодическому медицинскому осмотру, в том числе женщин, работников в возрасте до 18 лет, работников, которым установлена стойкая степень утраты трудоспособности;
численность работников, прошедших периодический медицинский осмотр, в том числе женщин, работников в возрасте до 18 лет, работников, которым установлена стойкая степень утраты трудоспособности;
процент охвата работников периодическим медицинским осмотром;
список лиц, прошедших периодический медицинский осмотр, с указанием пола, даты рождения, структурного подразделения (при наличии), заключения медицинской комиссии;
численность работников, не завершивших периодический медицинский осмотр, в том числе женщин;
список работников, не завершивших периодический медицинский осмотр;
численность работников, не прошедших периодический медицинский осмотр, в том числе женщин;
список работников, не прошедших периодический медицинский осмотр;
численность работников, не имеющих медицинские противопоказания к работе;
численность работников, имеющих медицинские противопоказания к работе;
численность работников, нуждающихся в проведении дополнительного обследования;
численность работников, нуждающихся в обследовании в центре профпатологии;
численность работников, нуждающихся в амбулаторном обследовании и лечении;
численность работников, нуждающихся в стационарном обследовании и лечении;
численность работников, нуждающихся в санаторно-курортном лечении;
численность работников, нуждающихся в диспансерном наблюдении;
список лиц с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания с указанием пола, даты рождения; структурного подразделения (при наличии), профессии (должности), вредных и (или) опасных производственных факторов и работ;
перечень впервые установленных хронических соматических заболеваний с указанием класса заболеваний по действующей Международной классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (далее - МКБ);
перечень впервые установленных профессиональных заболеваний с указанием класса заболеваний по МКБ;
перечень впервые установленных инфекционных заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда;
результаты выполнения рекомендаций предыдущего заключительного акта;
рекомендации работодателю по реализации комплекса оздоровительных мероприятий, включая профилактические и другие мероприятия.
В нарушение п. 45 Порядка проведения медицинских осмотров, не имеется заключительный акт по результатам медосмотра работников МАЗС.
В соответствии с п. 22 Порядка проведения медицинских осмотров список работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей, которые проходят медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, разработанный и утвержденный работодателем, не позднее 10 рабочих дней направляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, по фактическому месту нахождения работодателя.
В нарушение п. 22 Порядка проведения медицинских осмотров, не имеется список работников, подлежащих периодическим медосмотрам.
Ответчиком каких-либо доказательств. об устранений вышеуказанных нарушений на объекте МАЗС «SV-oil» суду не представлены.
Определением Кизилюртовского районного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ были приняты меры по обеспечению иска по ходатайству истца с приостановлением деятельности МАЗС, «SV-oil» расположенного по адресу: <адрес>, эксплуатируемое индивидуальным предпринимателем ФИО2
В пунктах 33,34, 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 15 "О некоторых вопросах принятия судами мер по обеспечению иска, обеспечительных мер и мер предварительной защиты" разъяснено, что обеспечительные меры могут быть отменены судом по собственной инициативе либо по заявлению лиц, участвующих в деле.
Суд вправе отменить обеспечительные меры, в том числе, если после принятия таких мер появились обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии необходимости их сохранения, если принятые меры стали несоразмерны заявленному требованию, нарушают права лиц, участвующих в деле, истребуемая денежная сумма внесена на лицевой (депозитный) счет суда или управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, органа, осуществляющего организационное обеспечение деятельности мировых судей (часть 2 статьи 143 ГПК РФ, часть 2 статьи 94 АПК РФ, статья 89 КАС РФ).
Содержащееся в части 3 статьи 144 ГПК РФ, части 4 статьи 96 АПК РФ, части 3 статьи 89 КАС РФ указание на то, что обеспечительные меры действуют до фактического исполнения судебного акта, не препятствует их отмене, если в том числе по результатам рассмотрения заявления лица об отмене обеспечительных мер суд пришел к выводу об отсутствии оснований для их дальнейшего применения.
При удовлетворении иска принятые обеспечительные меры сохраняют свое действие до фактического исполнения судебного акта, которым закончено рассмотрение дела по существу (часть 3 статьи 144 ГПК РФ, часть 4 статьи 96 АПК РФ, часть 3 статьи 89 КАС РФ), Вместе с тем, исходя из характера заявленных требований и фактических обстоятельств конкретного дела, суд вправе отменить обеспечительные меры одновременно с вынесением решения суда или после его вынесения, независимо от момента исполнения данного судебного решения, например, в случае, если принятые обеспечительные меры препятствуют его исполнению.
Принимаемые судом обеспечительные меры должны быть соразмерны требованиям, в обеспечение которых они принимаются и не должны приводить к необоснованному нарушению прав и свобод участников судебного разбирательства и иных лиц, создавать препятствия к осуществлению ими деятельности, не запрещенной законодательством, нарушению интересов третьих лиц. Значение этого института состоит в том, что им защищаются права истца на тот случай, когда ответчик будет действовать недобросовестно или, когда непринятие мер может повлечь невозможность исполнения судебного акта. Одна из его основных задач связана с предотвращением потенциальных трудностей, возникающих при реализации решения суда по конкретному делу.
С учетом изложенного, исходя из характера возникших спорных правоотношений, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что принятые судом обеспечительные меры, необходимо отменить, а исковые требования удовлетворить частично.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление первого заместителя Кизилюртовского межрайонного прокурора Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО2, удовлетворить частично.
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО2, обеспечить выполнение устранений нарушений требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства на МАЗС «SV-oil» расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым номером земельного участка 05:06:000031:5, общей площадью 600 м2, категория земель: «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности» с видом разрешенного использования: «для строительства АЗС и магазина», а именно:
- обеспечить проведение проверки состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности и оформление соответствующей документации по результатам ее проведения;
- обеспечить перепланировку территории и находящихся объектов МАЗС с проведением мероприятий по выводу из эксплуатации объектов, оборудования и технических средств с учетом п. 6.33 СП 156.13130.2014, согласно которого над территорией и зданиями МАЗС не допускается прохождение высоковольтной линии электропередач;
- обеспечить нанесение маркировки степени защиты оболочки электрооборудования на МАЗС;
- обеспечить наличие на МАЗС документации, определяющей категорию наружных установок по пожарной опасности;
- обеспечить обозначение категорий пожарной опасности на установках МАЗС;
- обеспечить расстояние от автомобильной дороги общей сети (край проезжей части) I, II и III категории до топливораздаточных раздаточных колонок для жидкого моторного топлива не менее 12 м;
- обеспечить вывод из эксплуатации и демонтаж топливораздаточной колонки для выдачи жидкого моторного топлива, которая находится на расстоянии 4 метров от края автомобильной дороги общей сети (край проезжей части) I, II и III категории;
- обеспечить разработку и утверждение проекта организации санитарно-защитной зоны с последующей санитарно-эпидемиологической экспертизой, а также проведение мероприятий по установлению санитарно-защитной зоны, то есть, по соблюдению нормированного расстояния (санитарно-защитная зона), в соответствии с п. 2 Правил, п. 2.1, п.12.4.4. СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03;
- обеспечить прохождение работниками медицинских осмотров, наличие заключительного акта по их результатам;
- обеспечить проведение медицинских осмотров работников, подлежащих периодическим и предварительным медицинским осмотрам, а также прохождение ими профессионально-гигиенического минимума с последующей аттестацией;
- заключить договор на обслуживание профессиональной аварийно-спасательной службой или с профессиональным аварийно-спасательным формированием для обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, не имеется приказ о создании резерва финансовых и материальных ресурсов для локализации и ликвидации аварий и их последствий;
- обеспечить наличие приказа на создание резерва финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации аварий и их последствий.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать в виду их устранения, до вынесения решения по делу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Верховный Суд РД через Кизилюртовский районный суд в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья З.К. Омарова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.