Решение по делу № 33а-754/2020 от 02.10.2020

Судья Пашнанов С.О. дело № 33а-754/2020

Дело № 2а-79/2020

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

27 октября 2020 г. г. Элиста

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Лиджеевой Л.Л.,

судей Сангаджиевой Б.Т., Кутлановой Л.М.,

при секретаре Корниенко Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ханинова И.В., Ханиновой З.А., Шараевой Е.А., Бульдиковой Л.А. к администрации Кетченеровского районного муниципального образования Республики Калмыкия, внутрихозяйственной комиссии Гашун-Бургустинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия об оспаривании решения об отказе в предоставлении земельных участков в общую долевую собственность в счет земельных долей по апелляционной жалобе административных истцов Ханинова И.В., Ханиновой З.А., Шараевой Е.А., Бульдиковой Л.А. на решение Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 30 июня 2020 г.

Заслушав доклад судьи Кутлановой Л.М., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Ханинов И.В., Ханинова З.А., Шараева Е.А., Бульдикова Л.А. обратились в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства. Истцы вошли в список граждан, имеющих право на получение земельных долей в совхозе «Обильный» Приозерного района Республики Калмыкия по состоянию на 3 октября 1992 года. Протоколом внутрихозяйственной комиссии Гашун-Бургустинского СМО Кетченеровского района Республики Калмыкия от 30 октября 2019 года в отношении истцов было принято решение о выделении на территории Гашун-Бургустинского СМО земельных участков в общую долевую собственность (6 долей), в том числе: пастбища 344 га (земельный участок <Данные изъяты>), пашни 117 га (земельный участок <Данные изъяты>), сенокосов 30 га (земельный участок <Данные изъяты>). В дальнейшем протокол заседания внутрихозяйственной комиссии от 30 октября 2019 года и необходимый пакет документов были направлены истцами в администрацию Кетченеровского РМО Республики Калмыкия для решения вопроса о предоставлении им в общую долевую собственность бесплатно земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в счет причитающихся им земельных долей на основании списка граждан, имеющих право на получение земельной доли. Земельные участки сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет под кадастровыми номерами, указанными выше. Администрацией Кетченеровского РМО РК было отказано в предоставлении земельных участков в общую долевую собственность со ссылкой на то, что нормы права, регулировавшие правоотношения по предоставлению гражданам в собственность бесплатно земельной доли, земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в счет такой доли, утратили силу. Считают данный отказ незаконным, нарушающим их права. Истцы были включены в список граждан, имеющих право на получение земельных долей в совхозе «Обильный» Приозерного района Республики Калмыкия по состоянию на 3 октября 1992 года, их вины в том, что внутрихозяйственная комиссия Гашун-Бургустинского СМО подготовила соответствующие документы и обратилась в администрацию Кетченеровского СМО РК о выделении им вышеуказанных земельных участков лишь в 2019 году, не имеется. Поскольку крестьянские фермерские хозяйства «<Данные изъяты>» и «<Данные изъяты>», куда вошли со своими земельными долями административные истцы в 1993 году, прекратили свое существование, внутрихозяйственная комиссия Гашун-Бургустинского СМО Кетченеровского района Республики Калмыкия 30 октября 2019 года повторно приняла решение о выделении земельных участков административным истцам в общую долевую собственность. Просили признать незаконным отказ администрации Кетченеровского районного муниципального образования Республики Калмыкия от 18 ноября 2019 года в предоставлении в общую долевую собственность Ханинову И.В., Ханиновой З.А., Шараевой Е.А., Бульдиковой Л.А. бесплатно земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в счет причитающихся им земельных долей и обязать администрацию Кетченеровского РМО РК предоставить указанные земельные участки истцам в общую долевую собственность.

Решением Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 30 июня 2020 г. в удовлетворении административных исковых требований Ханинова И.В., Ханиновой З.А., Шараевой Е.А., Бульдиковой Л.А. отказано.

В апелляционной жалобе административные истцы Ханинов И.В., Ханинова З.А., Шараева Е.А., Бульдикова Л.А. просят отменить решение суда как незаконное и вынести новое решение об удовлетворении иска. Указывают, что в установленном законом порядке были включены внутрихозяйственной комиссией в список лиц, имеющих право на получение земельной доли в собственность бесплатно. В период действия норм права, регулировавших правоотношения по предоставлению гражданам в собственность бесплатно земельной доли, земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в счет такой доли, они имели право на получение земельных долей в Гашун-Бургустинском СМО, а потому административный ответчик обязан предоставить им испрашиваемые земельные участки в счет причитающихся долей независимо от каких-либо изменений законодательства.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного ответчика – ФИО1, считая принятое судом решение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Бульдикова Л.А. доводы жалобы поддержала, просила отменить оспариваемое решение с вынесением нового решения об удовлетворении требований административных истцов.

Административные истцы Ханинов И.В., Ханинова З.А, Шараева Е.А. и представитель административных истцов ФИО2, представители административных ответчиков, представитель заинтересованного лица Кетченеровского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Республике Калмыкия, заинтересованное лицо ФИО3 в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили. От представителя административных истцов ФИО2 каких–либо ходатайств об отложении судебного разбирательства с указанием причин невозможности рассмотрения дела в отсутствие представителя и представлением доказательств уважительности причин неявки, в соответствии с частью 6 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не поступало.

Учитывая надлежащее извещение участников судебного разбирательства о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Проверив материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, выслушав лицо, участвующее в деле, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменений.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд исходил из отсутствия правовых оснований для признания отказа администрации Кетченеровского РМО Республики Калмыкия в предоставлении административным истцам в собственность бесплатно земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в счет земельных долей незаконным.

С такими выводами суда следует согласиться.

В соответствии с частью 2 статьи 10 и частью 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Пунктом 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 1).

Статьей 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Земельный кодекс Российской Федерации не содержит положений, в соответствии с которыми земельные участки сельскохозяйственного назначения могут предоставляться гражданам в собственность бесплатно в счет земельных долей.

Не предусматривают указанное и нормы действующего регионального законодательства.

Основания возникновения права граждан на получение в собственность бесплатно земельной доли из земель сельскохозяйственного назначения были предусмотрены положениями постановления Правительства Российской Федерации «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» от 2 марта 1992 г. № 213, Указа Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 г. № 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан», постановления Правительства Российской Федерации «О порядке приватизации и реорганизации предприятий, организаций агропромышленного комплекса» от 4 сентября 1992 г. № 708 и утвержденного им Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, которые утратили силу с 25 февраля 2003 года.

В последующем это право регламентировалось статьей 9 Закона Республики Калмыкия от 25 апреля 2003 г. № 319-II-З «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», пунктом 2 статьи 24 Закона Республики Калмыкия от 28 февраля 2003 г. № 286-II-З «О земле», который утратил силу с 24 апреля 2010 г., а также Порядком оформления прав граждан на земельные доли, утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от 2 июля 2003 г. № 178 (далее – Порядок), утратившим силу на основании постановления Правительства Республики Калмыкия от 24 февраля 2016 г. № 52 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Калмыкия».

Пунктами 2, 3 названного Порядка предусматривалось, что для передачи гражданам земли, находящейся в государственной собственности, подлежали созданию районные комиссии, в полномочия которых входило утверждение персонального состава внутрихозяйственных комиссий с учетом решений собраний граждан, имеющих право на получение земельной доли бесплатно в соответствии со статьёй 24 Закона Республики Калмыкия от 28 февраля 2003 г. № 286-II-3 «О земле».

В соответствии с пунктами 6 и 12 Порядка составление (уточнение) списка граждан, имеющих право на получение земельных долей, определение размеров земельных долей, рассмотрение обращения граждан по вопросам оформления прав на земельные доли относилось к компетенции внутрихозяйственной комиссии. Данная комиссия обеспечивала наряду с этим организацию проведения инвентаризации сельскохозяйственных угодий, передаваемых в общую долевую собственность граждан по списку, направление в районную комиссию необходимого пакета документов для дальнейшего рассмотрения. Районной комиссии надлежало в пятидневный срок рассмотреть представленные внутрихозяйственными комиссиями пакеты документов и направить их в администрацию районного муниципального образования.

Согласно пункту 10 Порядка проведение инвентаризации сельскохозяйственных угодий, передаваемых в общую долевую собственность, уточнение и нанесение на планово-картографический материал границ земель, подлежащих передаче в общую долевую собственность, осуществлял территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним по заявке внутрихозяйственной комиссии. Названный орган обязан был организовать и проведение необходимых землеустроительных работ по установлению границ земельных участков, передаваемых в общую долевую собственность. Администрация районного муниципального образования обязана была принять решение о передаче гражданам земли в общую долевую собственность после получения от районной комиссии пакета документов, в двухнедельный срок.

После утраты силы Закона Республики Калмыкия от 28 февраля 2003 г. № 286-II-З «О земле» вопросы предоставления земельных долей регулировались аналогичными положениями Закона Республики Калмыкия от 9 апреля 2010 г. № 177-IV-3 «О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия», которые утратили силу с 9 января 2016 г.

В частности абзацем 1 пункта 3 статьи 5 Закона Республики Калмыкия «О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия» (пункт 3 утратил силу в соответствии с Законом Республики Калмыкия № 165-V-З от 22 декабря 2015 года «О внесении изменений в Закон Республики Калмыкия «О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия») предусматривалось право на бесплатное получение земельной доли граждан, проработавших в сельскохозяйственных предприятиях (организациях) или в социальной сфере на селе не менее 5 лет на момент утверждения списков лиц, имевших право на получение земельной доли, высшими органами управления сельскохозяйственных предприятий (организаций) согласно постановлениям Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», от 4 сентября 1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» или от 1 февраля 1995 года № 96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев» и включенные в указанные списки, при этом не получившие свидетельства о праве на земельные доли или выписки из решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющих права на земельные доли.

Граждане, включенные в списки лиц, имеющих право на бесплатное получение земельной доли согласно абзацам 1, 3-8 настоящего пункта, должны были подать заявления на получение земельной доли в порядке, установленном Правительством Республики Калмыкия (абзац 9 пункта 3 статьи 5 Закона Республики Калмыкия «О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия»).

Как установлено судом и следует из материалов дела, протоколом № 2 собрания претендентов на земельные доли из земель сельхозугодий Гашун-Бургустинского СМО РК от 15 июля 2005 года утверждены списки граждан, имеющих право на получение земельных долей на территории Гашун-Бургустинского СМО РК по состоянию на 20 марта 2004 года, в том числе: список граждан из 406 человек (приложение № 1), в котором значатся административные истцы Бульдикова Л.А. (под № <Данные изъяты>), Ханинова З.А. (под № <Данные изъяты>), Ханинов И.В. (под №<Данные изъяты>), Шараева Е.А. (под № <Данные изъяты>); дополнительный список граждан из 27 человек (приложение № 2); список наследников, имеющих право на получение земельных долей, из 48 человек (приложение № 3); список умерших граждан, имевших право на получение земельных долей, из 68 человек, где под № <Данные изъяты> значится ФИО4 (наследодатель административного истца Ханинова И.В.).

Вступившими в законную силу решениями Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 17 июля 2008 года и от 18 июля 2013 года на внутрихозяйственную комиссию по распределению земельных долей Гашун-Бургустинского СМО РК возложена обязанность по включению Ханинова И.В. в список лиц, имеющих право на бесплатное получение земельных долей, вместо матери ФИО4, умершей <Данные изъяты>, и отца ФИО5, умершего <Данные изъяты>.

Между тем административные истцы в период действия вышеуказанных норм материального права, устанавливающих перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатное получение земельной доли, и порядок определения размера этой земельной доли, с заявлениями на получение земельной доли в установленном порядке не обращались.

Согласно протоколу заседания внутрихозяйственной комиссии Гашун-Бургустинского СМО Кетченеровского района Республики Калмыкия от 30 октября 2019 года, комиссией принято решение выделить на территории Гашун-Бургустинского СМО земельные участки в общую долевую собственность (6 долей), в том числе: пастбища -земельный участок, <Данные изъяты> площадью 334 га; пашни - земельный участок<Данные изъяты> площадью 117 га; сенокосов – <Данные изъяты> площадью 30 га.

Административные истцы обратились в администрацию Кетченеровского РМО Республики Калмыкия, к полномочиям которой относится управление и распоряжение находящимися в муниципальной собственности землями сельскохозяйственного назначения, с заявлением о предоставлении в общую долевую собственность бесплатно земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в счет земельных долей.

18 ноября 2019 года ответом главы администрации Кетченеровского РМО Республики Калмыкия ФИО1 административным истцам отказано в предоставлении испрашиваемых земельных участков в счет земельных долей со ссылкой на то, что нормы права, регулировавшие вопросы предоставления гражданам в собственность бесплатно земельной доли, земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в счет такой земельной доли, утратили силу.

Поскольку в период действия правовых норм, регулировавших правоотношения по предоставлению гражданам в собственность бесплатно земельной доли и предоставлению в счет такой земельной доли земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, административные истцы не воспользовались правом на бесплатное получение в собственность земельной доли, суд первой инстанции правомерно признал, что такой отказ не противоречит действующему законодательству, не нарушает прав административных истцов и отказал последним в удовлетворении административного иска.

Ввиду изложенного, доводы жалобы о наличии у административных истцов прав на получение в собственность земельной доли со ссылкой на протокол заседания внутрихозяйственной комиссии Гашун-Бургустинского СМО Кетченеровского района Республики Калмыкия от 30 октября 2019 года, являются несостоятельными.

Правовых доводов, опровергающих выводы суда, в том числе в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права, апелляционная жалоба не содержит.

При таких данных оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 308-309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 30 июня 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административных истцов Ханинова И.В., Ханиновой З.А., Шараевой Е.А., Бульдиковой Л.А. – без удовлетворения.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции (г. Краснодар) в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения через суд первой инстанции.

Председательствующий Л.Л. Лиджеева

Судьи Б.Т. Сангаджиева

Л.М.Кутланова

33а-754/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Шараева Е.А.
Бульдикова Л.А.
Ханинова З.А.
Ханинов И.В.
Ответчики
Гашун-Бургустинское СМО
Другие
Управление Росреестра РК Кетченеровский отдел
Анджаев Б.М.
Суд
Верховный Суд Республики Калмыкия
Судья
Кутланова Людмила Матвеевна
Дело на странице суда
vs.kalm.sudrf.ru
05.10.2020Передача дела судье
27.10.2020Судебное заседание
30.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.10.2020Передано в экспедицию
27.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее