УИД: 92RS0002-01-2021-001932-28
№2а-2184/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июня 2021 года г. Севастополь
Гагаринский районный суд г. Севастополя в составе:
Председательствующего судьи Блейз И.Г.
при участии секретаря Бойко Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шевченко Н.Д. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о признании незаконным решения, -
установил:
Шевченко Н.Д. обратилась с иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о признании незаконным решения административного ответчика от 24 февраля 2021 года №ГУ-исх.1712/21 о возврате без рассмотрения заявления и приложенных к нему документов о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обязании повторно рассмотреть заявление. Требования мотивированы тем, что 22 января 2021 года истец обратилась к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу <адрес> площадью 1000 кв.м. Истцу были возвращены документы без рассмотрения в связи с тем, что предоставленная копия паспорта Шевченко Н.Д. не заверена надлежащим образом, в связи с чем определить ее подлинность не представляется возможным. Истец полагает, что данные действия незаконные, поскольку они противоречат Административному регламенту, порядок заверения копии паспорта не предусмотрен, документы были предоставлены представителем на основании нотариально заверенной доверенности, в которых указано право расписываться за доверителя.
Административный истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Согласно ч.6 ст. 226 КАС РФ, лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд, заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
Судом установлено, что 26 января 2021 года истец обратилась к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу <адрес> площадью 1000 кв.м.
Истцу были возвращены документы без рассмотрения в связи с тем, что предоставленная копия паспорта Шевченко Н.Д. не заверена надлежащим образом, в связи с чем определить ее подлинность не представляется возможным. Данное решение изложено в письме от 24 февраля 2021 года №ГУ-исх.1712/21.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» в соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законом устанавливаются особенности регулирования имущественных, земельных, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Севастополя.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя 22.09.2016 № 883-ПП Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжением государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя.
Согласно пункту 2.3 Положения Департамент осуществляет управление и распоряжение имуществом и землями в пределах своей компетенции.
Частью 1 статьи 84 КАС РФ установлено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из анализа указанных положений следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления) регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Под государственной услугой, как указано в статье 2 этого Закона, понимается услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), а именно деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
В силу ст. 5 этого же Закона, при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.
Деятельность ответчика относится к сфере публичного права.
В публичном праве органы власти имеют больше прав относительно иных лиц. Соответственно, такие лица должны соблюдать определенные гарантии, обеспечивающие соблюдение прав и законных интересов граждан.
К указанным гарантиям относится требование ясности, четкости, определенности, конкретности, понятности, недвусмысленности актов органов власти.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 19 января 2017 года № 549-РДЗ «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь» утвержден соответствующий Административный регламент.
Согласно пункту 2.6.1. Административного регламента, в исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем входят: документ, удостоверяющий личность заявителя, являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического лица; документ, удостоверяющий полномочия представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя.
Пунктом 2.8. Административного регламента предусмотрено, что основанием для возврата документов являются несоответствие представленных документов перечню документов, указанных в части 2.6 настоящего административного регламента.
Указанные выше положения Административного регламента не содержат указания, каким образом должна быть заверена копия паспорта, письмо от 24 февраля 2021 года №ГУисх.-1712/21 также не содержит таких указаний.
В пункте 2.1 части 4 статьи 16 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрено, что МФЦ обязан при реализации своих функций обязан при приеме запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг либо комплексных запросов и выдаче документов устанавливать личность заявителя на основании паспорта гражданина Российской Федерации и иных документов, удостоверяющих личность заявителя, в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также проверять соответствие копий представляемых документов (за исключением нотариально заверенных) их оригиналам.
Из материалов дела следует, что документы от имени Шевченко Н.Д. поданы представителем, действовавшим на основании нотариально заверенной доверенности, таким образом, личность представителя заявителя и его полномочия установлены в МФЦ при приеме документов, к поданному заявлению были приложены копия паспорта представителя и доверенность, заверенная нотариально, а потому оснований для возврата заявления у административного ответчика не имелось.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд, -
решил:
Исковые требования Шевченко Н.Д. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о признании незаконным решения удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя от 24 февраля 2021 года №ГУ-исх.1712/21 о возврате без рассмотрения заявления и приложенных к нему документов о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности по адресу: ДД.ММ.ГГГГ площадью 1000 кв.м..
Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя повторно рассмотреть вопрос о принятии заявления Шевченко Н.Д. о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 26 января 2021 года и приложенных к нему документов.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Гагаринский районный суд г. Севастополя.
Мотивированный текст решения составлен 15 июня 2021 года.
Председательствующий И.Г.Блейз