Решение по делу № 33-7497/2020 от 26.08.2020

Судья Билле И.П. Дело № 33-7497/2020 (2-140/2020)

25RS0025-01-2020-000136-36

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 сентября 2020 года г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Мельниковой О.Г.,

судей Прасоловой В.Б., Левицкой Ж.В.,

при секретаре Якушевской Н.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности произвести капитальный ремонт и выделить лимиты на текущий ремонт,

по апелляционной жалобе ответчика Министерства обороны Российской Федерации на решение Пограничного районного суда Приморского края от 15.06.2020, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Мельниковой О.Г., выслушав возражения представителя истца, судебная коллегия

установила:

военный прокурор 33 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ, в обоснование исковых требований указав, что в ходе проверки многоквартирного дома, расположенного по ул. Станционная, 10 п. Пограничный Пограничного района Приморского края, принадлежащего Министерству обороны РФ было установлено, что ремонт (текущий, капитальный) не производился, сведения о внесении в планы текущего и капитального ремонта отсутствуют, сроки работ по ремонту не определены, что создает реальные предпосылки к порче федеральной собственности и возникновению чрезвычайных ситуаций. Просил обязать произвести капитальный ремонт дома № 10 (инв. № 124), 1978 года постройки, расположенный по ул. Станционная п. Пограничный Пограничного района Приморского края, а именно: отмостки, стен, межпанельных швов, системы теплоснабжения, смены труб отопления Д-50 мм СО на ППР, системы ХВС, смены труб ХВС Д-32 мм, 40 мм, смены задвижки Д-80. Обязать выделить лимиты денежных средств для выполнения работ по текущему ремонту, а именно: стен, окраски цоколя, входной группы, побелки и покраски стен, побелки и покраски потолков, покраски дверей, системы электроснабжения, замены этажных электрощитков, замены электропроводки.

Решением Пограничного районного суда Приморского края от 15.06.2020 исковые требования удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации по не проведению текущего и капитального ремонта многоквартирного дома № 10 (инв. № 124), 1978 года постройки, расположенного по адресу ул. Станционная п. Пограничный Пограничного района Приморского края; возложил на Министерство обороны Российской Федерации обязанность обеспечить проведение капитального ремонта многоквартирного дома № 10, расположенного по адресу по ул. Станционная п. Пограничный Пограничного района Приморского края, а именно: отмостки, стен, межпанельных швов, системы теплоснабжения, смены труб отопления Д-50 мм СО на ППР, системы ХВС, смены труб ХВС Д-32 мм, 40 мм, смены задвижки Д-80, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу; возложил на Министерство обороны Российской Федерации обязанность по выделению лимитов денежных средств для проведения работ по текущему ремонту многоквартирного дома № 10, расположенного по адресу по ул. Станционная п. Пограничный Пограничного района Приморского края, а именно: стен, окраски цоколя, входной группы, побелки и покраски стен, побелки и покраски потолков, покраски дверей, системы электроснабжения, замены этажных электрощитков, замены электропроводки в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

С указанным решением не согласился ответчик, его представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда. Считает, что суд первой инстанции при вынесении решения не дал надлежащую оценку соответствующим правовым нормам имеющим значение для дела. В соответствии с пунктом 2.2. договора № 2-УЖФ-ОЗ от 27 июля 2015 года заключенным между Министерством обороны Российской Федерации в дальнейшем «Заказчик» и ООО «ГУЖФ» в дальнейшем «Управляющая организация», последний принял на себя обязанность по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества и ремонта в жилом фонде, принадлежащего Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации и состоящим в оперативном управлении в ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в специализированном жилом фонде Министерства обороны Российской Федерации. На основании распоряжения ООО «ГУЖФ» от 01.10.2015 года № 26 обязанность по обеспечению благоприятных и безопасных условия проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества и ремонта в жилом доме № 10 расположенном на улице Станционной в п. Пограничный Приморского фая, осуществляет обособленное подразделение «Восточное» Общество с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом». Судом первой инстанции не верно сделаны выводы о том, что Министерство обороны Российской Федерации обязано включить многоквартирный дом (далее МКД) в титул капитального ремонта, с последующим проведением капитального ремонта МКД.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Текущий (предупредительный) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей, то есть, носит предупредительный, плановый характер.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что в ходе проверки, проведенной 33 военной прокуратурой гарнизона с привлечением специалистов проведена проверка дома № 10, расположенного по адресу по ул. Станционная п. Пограничный Пограничного района Приморского края.

При проведении проверки установлено, что капитальный, текущий ремонт объекта не проводился.

Согласно акту осеннего осмотра, проведенного в октябре 2019 года, дефектного акта № 1 от 20.09.2019 необходимо провести текущий ремонт, а именно: стен, окраски цоколя, входной группы, побелки и покраски стен, побелки и покраски потолков, покраски дверей, системы электроснабжения, замены этажных электрощитков, замены электропроводки. Капитальный ремонт дома, а именно: отмостки, стен, межпанельных швов, системы теплоснабжения, смены труб отопления Д-50 мм СО на ППР, системы ХВС, смены труб ХВС Д-32 мм, 40 мм, смены задвижки Д-80.

Разрешая спор, суд первой инстанции установил необходимость проведения капитального и текущего ремонта дома № 10, расположенного по адресу по ул. Станционная п. Пограничный Пограничного района Приморского края, пришел к выводу о возложении обязанности по выполнению текущего и капитального ремонта на Министерство обороны РФ.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласна, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.

В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1624 "О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом", Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

Министерством обороны Российской Федерации создаются учреждения для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе по оказанию услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства, проведению текущего ремонта.

В силу ч. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно Уставу от 24.02.2015 ООО «ГУЖФ» оказывает услуги в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны РФ в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии с п. 2.3 Устава основными целями деятельности ООО «ГУЖФ» является осуществлении содержания (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.

На основании определения Арбитражного суда г. Москвы от 03.09.2018 по делу А40-78208/2018-18-94 «Б» в отношении ООО «ГУЖФ» введена процедура банкротства.

Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возложении обязанности на Министерство обороны РФ, поскольку именно оно несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе обязанность по проведению текущего и капитального ремонта объектов недвижимости.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о возложении на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по выделению лимитов денежных средств для проведения работ по текущему ремонту вышеуказанного многоквартирного дома.

Понуждение ответчика к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание вооруженных сил, и реализацию возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей

Возложение на Министерство обороны Российской Федерации обязанности организовать финансовое обеспечение расходов на проведение мероприятий по капитальному и текущему ремонту является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа, что недопустимо.

Допущенные судом нарушения норм права являются существенными и непреодолимыми, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены судебного постановления в этой части и вынесение нового решения об отказе истцу в удовлетворении указанного требования.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Пограничного районного суда Приморского края от 15.06.2020 отменить в части возложения на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по выделению лимитов денежных средств для проведения работ по текущему ремонту многоквартирного дома № 10, расположенного по адресу по ул. Станционная п. Пограничный Пограничного района Приморского края.

Принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционную жалобу ответчика считать удовлетворенной частично.

Председательствующий:

Судьи:

33-7497/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Военный прок.
Ответчики
Мин.обороны РФ (2-140)
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Мельникова Оксана Геннадьевна
Дело на странице суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
27.08.2020Передача дела судье
28.09.2020Судебное заседание
06.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.10.2020Передано в экспедицию
28.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее