Решение по делу № 2-791/2024 (2-4141/2023;) от 15.12.2023

Принято в окончательной форме 31.05.2024

(УИД) 76RS0024-01-2023-004944-55

    Дело № 2-791/2024

РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

    20 мая 2024 года                                                                                      г. Ярославль

    Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе судьи Березиной Ю.А., при секретаре Жидковой Л.В.,

    с участием:

    истца Шаровой Л.М., представителя ответчика территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля по доверенности ФИО1,

    от ответчиков МБУ «Городское садово-парковое хозяйство и зеленое строительство» мэрии г. Ярославля, Департамента городского хозяйства мэрии г. Ярославля, мэрии г. Ярославля - не явились

    от третьих лиц – не явились

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шаровой Л.М. к территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля, МБУ «Городское садово-парковое хозяйство и зеленое строительство» мэрии г. Ярославля, Департаменту городского хозяйства мэрии г. Ярославля о возложении обязанности

    установил:

Шарова Л.М. обратилась в суд с иском к территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля о возложении обязанности.

В обоснование исковых требований указано, что в 2019 году ответчик заключил договор по обслуживанию дома по адресу: <адрес>, с ООО РЭУ «Дядьково». В зимний период 2019 года проводились работы по очистке кровли от снега и наледи, в результате которых была повреждена кровля по периметру стен дома. В администрацию была направлена претензия по устранению нарушений кровли. В 2019 году в мэрию было обращение по спилу деревьев.

Просит (с учетом уточненных требований)( л.д. 175-176):

- обязать территориальную администрацию Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля произвести частичный ремонт кровли по периметру стен <адрес>;

- обязать МБУ «Горзеленхозстрой» произвести спил 2 деревьев;

- взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 600 000 руб.;

- взыскать расходы по оплате государственной пошлины.

Судом к участию в деле в качестве ответчиков привлечены МБУ «Городское садово-парковое хозяйство и зеленое строительство» мэрии г. Ярославля, Департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля.(л.д.190-191); мэрия г. Ярославля исключена из ответчиков по делу.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ФИО9, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, несовершеннолетние ФИО2 и ФИО10 в лице законных представителей ФИО11, ФИО12, ФИО13

В судебном заседании истец исковые требования поддержала. Просила произвести спил двух деревьев.

Представитель территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля по доверенности ФИО1 возражала против удовлетворения требований, пояснив, что администрация не является надлежащим ответчиком по делу. Договор с собственниками многоквартирного дома администрацией не заключался, ремонтные работы ответчиком не производились. Спил деревьев должен производить Департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля.

Представитель МБУ «Городское садово-парковое хозяйство и зеленое строительство» мэрии г. Ярославля в судебное заседание не явился. Ранее в судебном заседании представитель по доверенности ФИО14 исковые требования не признал, пояснил, что производят спил деревьев согласно титульным спискам, которые утверждает Департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля. В настоящее время возле <адрес> необходимо спилить три дерева.

Представитель Департамента городского хозяйства мэрии г. Ярославля в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представлен отзыв на исковое заявление. (л.д. 212-214).

Третьи лица ФИО9, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО10 и ФИО2 в лице законного представителя ФИО11, ФИО12, ФИО13, ООО «РЭУ Дядьково» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Судом определено рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований частично по следующим основаниям.

Относительно требований Шаровой Л.М. о возложении обязанности произвести ремонт крыши суд полагает, что они не подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, Шарова Л.М. является собственником <адрес>.

Согласно ответу прокуратуры Фрунзенского района г. Ярославля Шаровой Л.В. в ходе проведенной проверки при участии специалиста департамента государственного жилищного надзора <адрес> в многоквартирном доме выявлены сколы, повреждения шиферного кровельного покрытия на карнизных участках кровли по периметру стен дома.(л.д.23).

Вместе с тем материалы дела не содержат доказательств того, что территориальная администрация Красноперекопского и Фрунзенского районов г. Ярославля мэрии г. Ярославля является лицом, причинившим вред имуществу многоквартирного дома.

Сведений о том, что территориальная администрация Красноперекопского и Фрунзенского районов г. Ярославля мэрии г. Ярославля является лицом, обязанным производить текущий ремонт дома, материалы дела также не содержат.

Таким образом, территориальная администрация не является надлежащим ответчиком по делу.

Относительно требований Шаровой Л.В. о возложении обязанности произвести спил двух деревьев суд полагает, что они подлежат удовлетворению.

Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Следовательно, случаи возложения бремени содержания имущества лицом, не являющимся его собственником, могут быть установлены лишь федеральными законами, или договором.

В соответствии со статьями 40, 41 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации правом на использование земельных участков наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, на которых возложена обязанность соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Федеральное законодательство не возлагает на граждан и юридических лиц обязанности по содержанию иных территорий, кроме земельных участков, находящихся в их собственности или владении. Возложение на собственников, владельцев, пользователей объектов недвижимости обязанности по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам, может быть осуществлено либо на основании федерального закона либо на основании договора.

Пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального округа отнесено утверждение правил благоустройства территории муниципального округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального округа в соответствии с указанными правилами.

Решением муниципалитета г. Ярославля от 30.01.2004 № 306 утверждены Правила благоустройства территории города Ярославля (далее Правила).

Правилами предусмотрено, что благоустройство города обеспечивается деятельностью: мэрии города, осуществляющей организационную и контролирующую функции; организаций, выполняющих работы по содержанию и благоустройству города; всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - организации), а также граждан, осуществляющих содержание принадлежащего им имущества, участвующих в содержании прилегающих территорий в порядке, установленном Правилами, бережно относящихся к городскому имуществу и неукоснительно выполняющих Правила.

В соответствии с пунктами 7.6.1, 7.6.2,7.6.3, 7.3.4 Правил мероприятия по содержанию зеленых насаждений и надлежащему уходу за ними осуществляются организациями и гражданами, в собственности или пользовании которых находятся земельные участки, на которых расположены зеленые насаждения.

Содержание и благоустройство озелененных территорий общего пользования организует уполномоченное структурное подразделение мэрии города

Организации и граждане, в собственности или пользовании которых находятся земельные участки, на которых расположены зеленые насаждения, специализированные организации, осуществляющие уход за зелеными насаждениями, обязаны: обеспечивать снос аварийных, старовозрастных, больных, потерявших декоративную ценность зеленых насаждений; вырезку сухих и поломанных ветвей, а также ветвей, ограничивающих видимость технических средств регулирования дорожного движения; лечение ран и дупел на деревьях; удалять поросль; проводить санитарную, омолаживающую или формовочную обрезку крон деревьев и обрезку кустарников.

Снос и пересадка зеленых насаждений, произрастающих на территории города Ярославля, за исключением зеленых насаждений, произрастающих на земельных участках, находящихся в федеральной собственности, в собственности субъекта Российской Федерации - Ярославской области, в частной собственности, осуществляется в исключительных случаях, определяемых мэрией города, на основании разрешения, выдаваемого уполномоченным структурным подразделением мэрии города.

Согласно п.2.2 Положения о сносе и пересадке зеленых насаждений на территории города Ярославля, утвержденного постановлением мэрии г. Ярославля от 17.06.2010 N 2409 зеленые насаждения подлежат сносу в случаях: проведения санитарных рубок и вырубки аварийно-опасных зеленых насаждений.

В силу 3.1.17 Положения о департаменте городского хозяйства мэрии города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от 06.07.2007 N 492, Департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля организует систему управления в сфере озеленения и благоустройства территорий общего пользования.

Из перечетной ведомости зеленых насаждений на земельном участке, расположенном в районе <адрес>, следует, что требуется выбракова трех деревьев: ива, ясень, ясень. (л.д. 220-221)

Согласно ответу Департамента городского хозяйства мэрии г. Ярославля в районе <адрес> выявлено дерево, подлежащее спилу.(л.д. 22).

Истец в судебном заседании пояснила, что просит произвести спил двух деревьев: ясень, ива.

Доказательств того, что спорные деревья относится к общему имуществу данного МКД, не имеется.

         Таким образом, обязанность по сносу двух спорных деревьев лежит на Департаменте городского хозяйства мэрии г. Ярославля.

Суд не находит оснований для удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда.

Согласно пункту 1 статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" предусмотрено, что обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации).

На основании разъяснений, данных в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33, моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ бремя доказывания факта нарушения личных неимущественных прав и причинно-следственной связи между действиями (бездействием) причинителя и наступившими последствиями в рассматриваемом случае возложено на истца.

Факт нарушения личных неимущественных прав вследствие неисполнения Департаментом городского хозяйства обязанности по благоустройству территории в части сноса аварийных деревьев истцом не доказан.

В силу положений ст. 98 ГПК РФ в пользу Шаровой Л.М. с Департамента городского хозяйства мэрии г. Ярославля подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Шаровой Л.М. (паспорт <данные изъяты>) удовлетворить частично.

Обязать Департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля (ИНН 7601001097) произвести снос двух деревьев возле <адрес>: ива, расположенного по <адрес>, ясень, расположенного по <адрес>.

Взыскать с Департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля (ИНН 7601001097) в пользу Шаровой Л.М. (паспорт <данные изъяты>) расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд г.Ярославля в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                    Ю.А.Березина

2-791/2024 (2-4141/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Шарова Людмила Михайловна
Ответчики
Департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля
Мэрия города Ярославля (исключена)
Территориальная администрация Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля
МБУ «Городское садово-парковое хозяйство и зеленое строительство» города Ярославля
Другие
Гудз Оксана Ивановна
Варламова Галина Леонидовна
РЭУ "Дядьково"
Копылова Галина Ивановна
Ковалев Сергей Васильевич
Юшина Ольга Игоревна
Талибова Галина Ренатовна
Березин Андрей Николаевич
Нуйкин Владимир Павлович
Информация скрыта
Суд
Фрунзенский районный суд г. Ярославль
Судья
Березина Юлия Александровна
Дело на сайте суда
frunzensky.jrs.sudrf.ru
15.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.12.2023Передача материалов судье
18.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.01.2024Судебное заседание
27.02.2024Судебное заседание
26.03.2024Судебное заседание
07.05.2024Судебное заседание
20.05.2024Судебное заседание
31.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее