89RS0004-01-2022-003892-50
Дело № 2а-2706/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новый Уренгой 23 сентября 2022 года
Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Ломова С.А.
при секретаре Покотыло Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Новоуренгойского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации
установил:
Новоуренгойский транспортный прокурор обратился в суд с административным иском о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» запрещенной. Просит суд признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» на сайте https://www.youtube.com/watch?v=cXLscZVgWCk&t=7s, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании помощник Новоуренгойского транспортного прокурора Вашкетов А.В. просил иск удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Просили рассмотреть дело без участия их педставителя.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (часть 3 статьи 1 КАС Российской Федерации).
По делам о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации, - юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещенной информации.
Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания приведенной информации, распространенной в сети Интернет, запрещенной.
Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и запрете информации» запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Пункт 5 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ устанавливает, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Частью 1 статьи 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В Реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ).
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ [суммы изъяты].
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, в ходе обозрения страницы, имеющей сетевой адрес: https://www.youtube.com/watch?v=cXLscZVgWCk&t=7s, в свободном доступе для неопределенного круга лиц размещена информация содержащая видеозапись продолжительностью 17 мин. 40 сек., поименованную как «Охота на куницу капканами. Удачная проверка», на которой даются инструкции по отлову лесной куницы с использованием ногозахватывающего удерживающего капкана со металлическими дугами и демонстрируется их установка.
Как следует из данных, отраженных на рассматриваемой странице, контент размещен ДД.ММ.ГГГГ пользователем «Охота капканами-159» и до настоящего времени находится в свободном доступе.
Количество просмотров видеозаписи в период с ДД.ММ.ГГГГ составило 913 раз.
Просмотр записи доступен неопределенному кругу лиц. Вход на страницу свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с видеозаписью может бесплатно любой пользователь видеохостинга.
Ограничения на передачу, копирование и распространение контента отсутствует.
По информации сервиса определения IP адресов, предоставляет посредством сайта https://2ip.ru/services/, указатель страницы, с сетевым адресом https://www.youtube.com/watch?v= cXLscZVgWCk&t=7s, имеет IР-адрес 142.250.186.46, страна IP-диапазона - ФИО1 <адрес>, доменное имя - www.youtube.com, зарегистрированное компанией MarkMonitor Inc (США).
Учитывая, что процедура регистрации каналов (аккаунтов) пользователями не требует обязательного сообщения паспортных данных, а также иных персональных данных, их проверку, достоверно установить личность пользователя, зарегистрированного как Промысловик, являющегося создателем канала и разместившего спорный контент, не представляется возможным.
Отношения в области охраны и использования животного мира и среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создания условий устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды регулируются Федеральным законом ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О животном мире».
В силу требований ст. ст. 1, 27, 34, 40, 41 Федерального закона животным миром понимается совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.
Регулирование численности отдельных объектов животного мира должно осуществляться способами, исключающими причинение вреда другим объектам животного мира и обеспечивающими сохранность среды их обитания, с учетом заключений научных организаций, решающих проблемы в данной области, и по согласованию со специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими охрану земельных, водных и лесных ресурсов.
регулируются федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и Федеральным законом. Правила охоты устанавливаются в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов.
Согласно положениям ст. ст. 1, 2, 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»3 под охотничьими ресурсами понимаются объекты животного мира, которые используются или могут быть использованы в целях охоты; под охотой понимается деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой; в свою очередь, орудия охоты представляют собой огнестрельное, пневматическое и холодное оружие, отнесенное к охотничьему оружию в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 150-ФЗ «Об оружии», а также боеприпасы, капканы и другие устройства, приборы, оборудование, используемые при осуществлении охоты; способы охоты представляют собой методы и приемы, применяемые при осуществлении охоты, в том числе с использованием охотничьих сооружений, собак охотничьих пород, ловчих птиц.
Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов основывается, в том числе на принципе использования охотничьих ресурсов с применением орудий охоты и способов охоты, соответствующих требованиям гуманности и предотвращения жестокого обращения с животными.
Основой осуществления охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются правила охоты. Правила охоты обязательны для исполнения физическими лицами и юридическими лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Правила охоты утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ [суммы изъяты] утверждены Правила охоты, пп. 62.24 п. 62 которых установлен запрет на применение при осуществлении охоты петель для добычи копытных животных, медведей, пушных животных, птиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 6, ст. 10, ч. 15 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусматривает, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении условий, установленных законодательством Российской Федерации. Передача информации посредством использования информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральным законами требований к распространению информации и охране объектов индивидуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. При этом ст. 9 Федерального закона №149-ФЗ установлена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигания национальной или религиозной ненависти, а так же иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 8.37 КоАП РФ за нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира установлена административная ответственность.
Также ст. 258 УК РФ за незаконную охоту предусмотрена уголовная ответственность.
С учетом изложенного, поскольку выявленная информация размещенная на странице, содержит инструкции по отлову лесной куницы запрещенными способами охоты, а именно, с применением петель, а также способы их изготовления и установки, последняя носит противоправной характер, соответственно, распространение спорного контента не отвечает целям и задачам федерального законодательства, в связи с чем его следует рассматривать как запрещенный к распространению, в силу несоответствия положениям, установленным федеральным законодательством.
Требования ст. ст. 15, 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ устанавливают, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В Реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение Реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Основаниями для включения в Реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено является решение суда о признании такой информации, запрещенной к распространению.
Как указано выше, сайт находится в свободном доступе и на момент проведения проверки в Реестр не включен.
Между тем в целях недопущения нарушений прав граждан и требований действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению.
В целях ограничения доступа к сайту, последний необходимо внести в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Полномочия по формированию и ведению единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, возложены на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ [суммы изъяты]).
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает возможность защиты гражданских прав путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,
решил:
административное исковое заявление Новоуренгойского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.
Признать информацию, распространяемую посредством сети Интернет, размещенную на странице, имеющей сетевой адрес: https://www.youtube.com/watch?v=cXLscZVgWCk&t=7s информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Новоуренгойский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 23 сентября 2022 года.
Судья С.А.Ломов