№2-2255/2022
УИД: 30RS0001-01-2022-003879-74
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 июня 2022 года г. Астрахань
Кировский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Чурбаковой Е.Д.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Струговой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании гражданское дело по иску администрации муниципального образования «<адрес>» к ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО5, ФИО6, ФИО7 о прекращении и признании права собственности,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация муниципального образования «<адрес>» обратилась в суд с иском к ФИО3, ФИО3, ФИО1, ФИО5, ФИО6, ФИО7 о прекращении и признании права собственности, указав, что администрацией муниципального образования «<адрес> ДД.ММ.ГГГГ принято постановление № «Об изъятии для муниципальных нужд муниципального образования «<адрес>» доли земельного участка и жилого помещения (литер А) многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Решением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с администрации муниципального образования «<адрес>» в пользу ФИО2 взыскана сумма в размере 1 106 000 рублей, которая была перечислена на счет ФИО2 в полном объеме. При вынесении решения судом не был разрешен вопрос о праве собственности на 1/3 доли жилого дома по <адрес>. ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ определен круг наследников умершего ФИО2
С учетом измененных исковых требований истец просил суд прекратить право собственности ФИО2 на 1/3 долю жилого дома с кадастровым номером 30:12:010179:129, расположенного по <адрес>; признать право собственности за муниципальным образованием «<адрес>» на 1/3 доли жилого дома, кадастровый № по <адрес>; прекратить право собственности ФИО2 на 1/3 доли земельного участка, расположенного по <адрес> с кадастровым номером 30:12:010179:11; признать право собственности на 1/3 доли земельного участка, расположенного по <адрес> с кадастровым номером 30:12:010179:11; указать, что решение суда является основанием для прекращения права собственности ФИО2 на долю жилого дома, с кадастровым номером 30:12:010179:129, 1/3 доли земельного участка с кадастровым номером 30:12:010179:11, расположенных по <адрес> Астрахани.
Представитель истца ФИО9 в судебном заседании доводы иска поддержал, просил удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчиков ФИО10 просил отказать в удовлетворении заявленных требований, заявил о пропуске истцом срока исковой давности по предъявленным требованиям.
В судебное заседание ответчики ФИО3, ФИО3, ФИО1, ФИО5, ФИО6, ФИО7 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Специальными нормами жилищного законодательства устанавливается порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии данного жилого помещения и земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Пунктом 4 статьи 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что с момента прекращения права частной собственности на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества на них возникает право собственности муниципального образования в случае, если такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества изъяты для муниципальных нужд.
В силу статьи 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности; досрочного прекращения договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком; государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества; сноса объектов недвижимого имущества, расположенных на изъятом земельном участке, за исключением сооружений, размещение которых на таком земельном участке не противоречит цели изъятия (пункт 1).
В случае, если соглашением об изъятии недвижимости либо вступившим в законную силу решением суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества предусмотрено полное или частичное возмещение за изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи последствия наступают только после предоставления указанного возмещения
Предоставление возмещения за изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме подтверждается платежным поручением о внесении денежных средств на расчетный счет правообладателя изымаемой недвижимости или о внесении таких денежных средств в депозит нотариуса, иными документами, подтверждающими в соответствии с законодательством Российской Федерации выплату таких денежных средств (пункт 2).
Права на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества прекращаются с момента государственной регистрации прекращения данных прав, если законодательством Российской Федерации не установлено иное (пункт 3).
Пунктом 2 статьи 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если соглашением об изъятии недвижимости либо вступившим в законную силу решением суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества предусмотрено полное или частичное возмещение за изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме, предусмотренные пунктом 1 статьи 56.11 ЗК РФ последствия наступают только после предоставления указанного возмещения.
Частью 1 статьи 60 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что основанием для государственной регистрации прав на изъятые для государственных или муниципальных нужд земельный участок и (или) расположенные на таком земельном участке объекты недвижимости является заключенное в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд или вступившее в силу решение суда об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии для муниципальных нужд МО «<адрес>» изъяты для муниципальных нужд муниципального образования «<адрес>» доли земельного участка площадью 346 кв. м. (кадастровый №) и доли жилого дома (литера «А»), расположенные по адресу: <адрес>., принадлежащие на праве собственности ФИО2
Решением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с администрации муниципального образования «<адрес>» в пользу ФИО2 в счет выкупной цены указанных объектов недвижимости взыскана сумма в размере 1 106 000 рублей.
Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, составленной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, 1/3 доли земельного участок с кадастровым номером 30:12:010179:11 принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО2
Согласно свидетельству о смерти, выданному специализированным отделом по государственной регистрации смерти службы записи актов гражданского состояния по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Апелляционным определением Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ произведен раздел наследственного имущества после смерти ФИО2, а также определены наследственные доли, по 1/6 доле каждому наследнику.
Из материалов дела также следует, что администрацией муниципального образования «<адрес>» исполнена обязанность по выплате возмещения за изъятый объект недвижимости и долю земельного участка, что подтверждается платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которым на расчетный счет ФИО2, открытый в ОАО ЕАТП Банк <адрес>, зачислены денежные средства в сумме 500 рублей и 1 105 500 рублей
Согласно сообщению АО «Евро – Азиатский Торгово – Промышленный банк от ДД.ММ.ГГГГ, банк подтвердил зачисление ДД.ММ.ГГГГ денежных средств в сумме 1 105 500, 00 рублей, платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ, плательщик УФК по <адрес>.
Вместе с тем резолютивная часть решения Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не содержит указаний на изъятие из собственности ФИО2 и признание за администрацией муниципального образования «<адрес>» права собственности на 1/3 доли земельного участка и доли жилого дома.
Доводы представителя ответчиков ФИО10 о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требованиям, основаны на неверном толковании действующего законодательства.
В соответствии с подпунктом "л" пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Кроме того, в силу пункта 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Из указанного следует, что при удовлетворении иска о выкупе жилого помещения суд должен разрешить вопрос о прекращении права собственности на изымаемое жилое помещение.
Правовым последствием изъятия у собственника принадлежащего ему жилого помещения путем выкупа является утрата им права собственности на данное жилое помещение.
Таким образом, администрации муниципального образования «<адрес>» в силу закона перешло право собственности на указанный объект недвижимого имущества и соответствующие доли земельного участка.
С учетом изложенного, оценивая представленные доказательства в их совокупности, учитывая фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования администрации муниципального образования «<адрес>» подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации муниципального образования «<адрес>» к ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО5, ФИО6, ФИО7 о прекращении и признании права собственности удовлетворить.
Прекратить право собственности ФИО2 на 1/3 доли жилого дома с кадастровым номером 30:12:010179:129, расположенного по адресу: <адрес>.
Признать за муниципальным образованием «<адрес>» право собственности на 1/3 доли жилого дома с кадастровым номером 30:12:010179:129, расположенного по адресу: <адрес>.
Прекратить право собственности ФИО2 на 1/3 доли земельного участка с кадастровым номером 30:12:010179:11, расположенного по адресу: <адрес>.
Признать за муниципальным образованием «<адрес>» право собственности на 1/3 доли земельного участка с кадастровым номером 30:12:010179:11, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение суда является основанием для прекращения права собственности ФИО2 на 1/3 долю жилого дома, кадастровый №, 1/3 долю земельного участка с кадастровым номером 30:12:010179:11, расположенных по <адрес> Астрахани.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Астраханского областного суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
олный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.Д. Чурбакова