Дело № 2- 1847/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10.11.2021 года г. Сальск
Сальский городской суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Дорогокупец Г.М.,
при секретаре Кривко Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Молчановой ЛН, Комаристой ИЕ, Сопрун АИ к Ториковой ЕВ третье лицо Администрация Сальского городского поселения, о ликвидации несанкционированного приюта для животных.
УСТАНОВИЛ:
Молчанова ЛН, Комаристая ИЕ, Сопрун АИ обратились в суд с иском к Ториковой ЕВ третье лицо Администрация Сальского городского поселения, о ликвидации несанкционированного приюта для животных.
В обоснование указали на то, что они являются жителями пер. Интернациональный и соседями гр. Ториковой Е.В. проживающей по адресу: <адрес>, <адрес>
На территории домовладения ответчика организован несанкционированный приют для бездомных животных, которых гр. Торикова Е.В. подбирает со всего города и содержит на территории своего земельного участка. На сегодняшний день у Ответчика находится 56 собак и 15 котов. От собак и кошек исходит шум, неприятный запах и угроза причинения вреда здоровью и жизни людей.
Сособственником земельного участка с жилым домом обшей площадью 1029 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>, <адрес>, помимо Ториковой Е.В. является Лебедева А.Л., мать истца Комаристой И.Е. которая проживает с ней.
Действиями Ответчика нарушается также покой гр. Лебедевой А.Л. Кроме того, Лебедева А.Л. не давала своего согласия Ответчику на использование принадлежащего ей на праве общей долевой собственности земельного участка под размещение несанкционированного приюта для животных. Данное обстоятельство ущемляет права истцов и нарушает тишину и покой всех жителей переулка Интернациональный.
Земельные участки отделяет невысокий забор, перепрыгнуть через данный забор собакам труда не составляет. Кроме того, забор не является глухим, а представляет собой сетку-рабицу, что также небезопасно для жизни и здоровья соседей. Кроме того, собаки постоянно находятся на территории домовладения гр. Ториковой Е.В., а не в специально оборудованных вольерах, вследствие чего, создается угроза для окружающих.
Кроме того, собаки своим постоянным лаем нарушают тишину и покой соседей как в дневное, так и в ночное время.
Данное обстоятельство подтверждается фото-видео материалами, приобщенные к исковому заявлению. Факт нарушения тишины и покоя домашними животными, содержащиеся в несанкционированном приюте гр. Ториковой Е.В., подтверждается материалом проверки КУСП № 4391 от 24.07.2021, собранным Отделом МВД России по Сальскому району (приложение №). Никаких мер Ответчик не принимает, даже после привлечения её к административной ответственности по указанной статье постановлением административной комиссии при Администрации Сальского района.
Также ранее Торикова Е.В. неоднократно привлекалась административной комиссией при Администрации Сальского района к административной ответственности и признавалась виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 2 статьи 4.1 Областного закона от 25.10.2002 № 273-ЗС «Об административных правонарушениях».
Таким образом, гр. Торикова Е.В. не исполняет обязанности по содержанию домашних животных, так как не обеспечивает надлежащий уход за животными и не принимает мер по предотвращению появления нежелательного потомства у бездомных животных.
В связи с тем обстоятельством, что вышеуказанные меры в отношении гр. Ториковой Е.В. о действии несанкционированного приюта для бездомных животных не принесли результатов, руководствуясь ст. ст. 131, 132 истцы просят обязать гр. Торикову Е.В. ликвидировать несанкционированный приют для бездомных животных, расположенный на территории ? земельного участка общей площадью 1029 кв.м. по адресу<адрес> <адрес>.
В судебном заседании Молчанова Л.Н., Сопрун А.И. требования поддержали в полном объеме.
Комаристая И.Е. в суд не явилась.
Применительно положений ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в ее отсутствие.
Торикова Е.В. иск не признала, указав на то, у нее в настоящее время 22 собаки, 2 кошки и 1 кот, все животные содержатся надлежащим образом, все привиты, находятся на привязи. Помощь по содержанию животных оказывают в том числе и волонтеры. Провести осмотр ее земельного участка на предмет порядка содержания собак и кошек, а так же их количества категорически отказалась. Пояснила, что никому их не отдаст, так как относится к ним как к своим детям. Представила суду письменные возражения.
Представитель третьего лица Администрация Сальского городского поселения по доверенности Сушкова А.С. пояснила, что с Ториковой Е.В. неоднократно проводились беседы, о необходимости передать собак в приют для животных, с возможностью дальнейшего ухода за ними, однако получали отказ.
Суд, заслушав лиц участвующих в деле, изучив представленные доказательства, установил следующее.
Сособственником земельного участка с жилым домом обшей площадью 1029 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>, <адрес> помимо Ториковой Е.В. является Лебедева А.Л., что подтверждается выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ (1/2 доля), мать Истца Комаристой И.Е. (л.д.62)
Собственником соседнего земельного участка <адрес>, <адрес> является Сопрун А.В. (л.д.65).
В судебном заседании так же установлено и не отрицалось ответчиком, что на ее ? доли земельного участка она содержит как минимум 22 собаки 2 кошки и 1 кота.
Постановлением Административной комиссии от 19.08.2021г. Торикова Е.В. привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 2.3 Областного закона № 273-ЗС от ДД.ММ.ГГГГ «Об административных правонарушениях» на нарушение тишины находящихся на территории жилого дома по адресу <адрес>, <адрес> находящимися в свободном выгуле 56 собаками.(л.д.27-40).
ч.1. ст. 2.3 Областного закона № 273-ЗС от 25.10.2002 «Об административных правонарушениях» установлена ответственность за нарушение тишины и покоя граждан с 23.00 часов до 7.00 часов следующего дня (в выходные и праздничные нерабочие дни - с 23.00 часов до 8.00 часов следующего дня) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 3000 рублей.
Под действиями (бездействием), нарушающими тишину и покой граждан, в целях настоящей статьи понимаются любые действия, производящие шум и препятствующие полноценному отдыху граждан, в том числе личные действия, действия механических средств и технических устройств.
Отношения в области обращения с животными регулируются Федеральным законом от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 498-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона N 498-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся: установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них; установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев; установление порядка организации и осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного надзора в области обращения с животными; иные полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 8 Федерального закона N 498-ФЗ полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2019 N 1504 "Об утверждении методических указаний по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них" установлены указания по организации деятельности приютов для животных (далее - приюты) и установлению норм содержания животных в них, в соответствии с которыми органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают правила организации деятельности приютов и установления норм содержания животных в них (далее - Правила).
Согласно разделу 2 постановления Правительства Ростовской области от 31.01.2020 № 48 «Об утверждении Порядка организации на территории Ростовской области деятельности приютов для животных и норм содержания в них» (далее - Порядок) усматривается, что: приюты для животных размещаются в отдельно стоящих и специально предназначенных для этого зданиях, строениях, сооружениях. Предельное количество содержащихся в приютах животных определяется исходя из возможности обеспечивать животным условия, соответствующие ветеринарным нормам и правилам, а также с учетом соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Прием животных в приют приостанавливается при отсутствии свободных мест для размещения животных; приюты для животных располагаются с соблюдением расстояния от жилой застройки не менее 150 метров; территория приюта для животных должна быть обнесена сплошным или сетчатым забором высотой не менее 2 метров с цоколем, заглубленным в землю не менее чем на 0,4 метра; въезд (выезд) на территорию приюта для животных осуществляется через дезинфекционный барьер (специальный кювет, заполняемый дезинфицирующим раствором); вход (выход) на территорию приюта для животных осуществляется через дезинфекционные коврики, пропитанные дезинфицирующими растворами.
Согласно пункту 2.9 Порядка собаки должны содержаться в вольерах или клетках. Вольер для собак должен состоять из крытой утепленной части, состоящей из навеса с будкой или кабины с будкой, и открытой части, включающей не менее двух квадратных метров пространства для движения животного. Будка должна защищать животное от холода, осадков, жары и других погодных явлений и должна обеспечивать температуру воздуха при нахождении в ней собаки не ниже +7°С.Крыша будки должна быть съемная.
Территория вольера для собак должна быть огорожена забором высотой не менее 2 метров. Дверь вольера должна открываться во внутрь и иметь запор, обеспечивающий невозможность самопроизвольного выхода собаки из вольера.Пол в вольерах для собак должен покрываться древесными опилками или иными безопасными для животных материалами, обладающими гигроскопичными и сорбирующими свойствами. Опилки или иные материалы для покрытия пола в вольерах для собак заменяется полностью ежедневно в процессе уборки вольера. Расход опилок или иных материалов для покрытия пола в вольерах для одной собаки составляет 0.8 килограмма в сутки, для щенков-0,4 килограмма в сутки.
Площадь будки для каждой собаки должна составлять: для крупных собак весом свыше 22,5 килограмма - 1,2x1,8 метра или 2,2 квадратного метра; для средних собак весом 16-22,5 килограмма - 1,2x1,5 метра или 1,8 квадратного метра; для небольших собак весом 10-16 килограммов - 0,9x1,2 метра или 1,1 квадратного метра; для мелких собак весом менее 10 килограммов - 0,6x0,9 или 0,6 квадратного метра. Высота будки должна составлять: для крупных и средних собак-0,9метра; для небольших и мелких собак-0,6метра.
Будки должны быть приподняты над полом на высоту 5-15 сантиметров. Помещение приюта должно обеспечивать раздельное содержание разнополых половозрелых нестерилизованных животных, а также животных разных видов.
В соответствии с п. 2.12- Порядка не допускается размещение приютов для животных в изолированных частях общественных, административных или производственных зданиях, а также в квартирах.
Согласно статье 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. При этом обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации названных конституционных гарантий (преамбула Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Статьей 39 этого Федерального закона предусмотрено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно статье 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, содержание большого количества собак и кошек с нарушением санитарно-гигиенических правил, а также земельного законодательства, нас нарушением покоя соседей, создает реальную угрозу жизни, здоровью, а также безопасности жителей, в том числе пер. Интернациональный, причинения вреда окружающей среде, и животным
Поскольку достоверно в судебном заседании не установлено организация ответчиком приюта для собак и кошек, то оснований для его ликвидации суд не находит, однако считает необходимым запретить Ториковой Е.В., содержать более чем по одному животному.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Молчановой ЛН, Комаристой ИЕ, Сопрун АИ к Ториковой ЕВ третье лицо Администрация Сальского городского поселения, о ликвидации несанкционированного приюта для животных удовлетворить частично.
Запретить Ториковой ЕВ ДД.ММ.ГГГГ года рождения содержание собак и кошек более одного животного на территории земельного участка общей площадью 1029 кв.м. расположенного по адресу <адрес>
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий Г.М. Дорогокупец
Решение в окончательной форме изготовлено 17.11.2021г.