Дело № 2а-268/2020
22RS0053-01-2020-000389-02
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 сентября 2020 г. с.Топчиха
Топчихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Кернечишиной И.М.
при секретаре Выставкиной Е.А.,
с участием и.о. прокурора Топчихинского района Крапивина В.В.,
представителя административного ответчика Трусова Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Топчихинского района в интересах неопределённого круга лиц к администрации Топчихинского района о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
у с т а н о в и л :
Прокурор Топчихинского района обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Топчихинский район, требуя признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по постановке на государственный кадастровый учёт и по оформлению права собственности на автомобильные дороги, указанные в Перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования Топчихинский район, утверждённом распоряжением администрации Топчихинского района от 25.12.2018 № 487-р, и земельные участки, занятые этими автомобильными дорогами, и возложить на администрацию муниципального образования Топчихинский район обязанность поставить на государственный кадастровый учёт указанные объекты недвижимости с последующей регистрации права собственности в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу; возложить на административного ответчика обязанность привести пешеходные переходы у МКОУ «Топчихинская СОШ № 1 им.Героя России Дмитрия Ерофеева» (<адрес>), МКОУ детского сада «Ромашка» (<адрес>), МКОУ «Победимская СОШ» (<адрес>) в соответствие с требованиями пунктов 7.3.8, 8.1.29 «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утверждённого Приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст, пешеходные переходы у МКОУ детского сада «Ромашка» (<адрес>), МКОУ «Победимская СОШ» (<адрес>) - в соответствие с требованиями пункта 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», утверждённого приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.12.2006 № 295-ст, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением от сего дня требования о признании незаконным бездействия и возложении обязанности поставить на государственный кадастровый учёт автомобильные дороги, указанные в Перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования Топчихинский район, утверждённом распоряжением администрации Топчихинского района от 25.12.2018 № 487-р, и земельные участки, занятые этими автомобильными дорогами, с последующей регистрацией права собственности выделены в отдельное производство.
В обоснование административного иска о приведении указанных выше переходных переходов в соответствие с требованиями ГОСТов, прокурор, ссылаясь на статьи 4, 15 Конституции РФ, статью 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», часть 3 статьи 15, статью 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности..», статью 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, указал, что прокуратурой района во исполнение поручения прокуратуры края от ДД.ММ.ГГ №, решения коллегии прокуратуры края от 29.05.2019 «Об исполнении законодательства в сфере безопасности дорожного движения» проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации и содержании автомобильных дорог. Установлено, что пешеходные переходы у МКОУ «Топчихинская СОШ № 1 им.Героя России Дмитрия Ерофеева», МКОУ детского сада «Ромашка», МКОУ «Победимская СОШ», расположенных на территории с.Топчиха и п.Победим, не отвечают требованиям законодательства, утверждённым пунктами 7.3.8, 8.1.29 Приказа Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», в части отсутствия пешеходных ограждений и светофоров типа Т.7, а пешеходные переходы у МКОУ детского сада «Ромашка», МКОУ «Победимская СОШ» также не с соответствуют требованиями пункта 6.2 приказа Ростехрегулирования от 11.12.2006 № 295-ст «ГОСТ Р 52605-2006 Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования» в части отсутствия искусственных неровностей, в связи с чем являются небезопасными.
Бездействие администрации Топчихинского района, связанное с неисполнением обязанностей по надлежащему содержанию автомобильных дорог, нарушает требования законодательства, установленные в целях обеспечения безопасности дорожного движения, охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путём предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
С целью устранения выявленных нарушений прокуратурой района 02.06.2020 главе Топчихинского района внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, по результатам которого допущенные нарушения не устранены.
В судебном заседании прокурор Крапивин В.В. настаивал на удовлетворении административного иска по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.
Представитель административного ответчика Трусов Е.Д. административный иск не признал, пояснив, что интенсивность дорожного движения на участках автомобильных дорог, где расположены пешеходные переходы, указанные в административном иске, такова, что не требует установки пешеходных ограждений, светофоров типа Т.7, а также устройства искусственных неровностей. Расходование бюджетных денежных средств на исполнение этих требований является нецелесообразным и неэффективным, тем более что проезд автомобилей по ул.Куйбышева в районе Топчихинской СОШ № 1 запрещён. Кроме того, по мнению административного ответчика, 1 месяц после вступления решения суда в законную силу является недостаточным сроком для устранения выявленных прокурором недостатков.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ (в действующей редакции) «О безопасности дорожного движения», настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Его задачами являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путём предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В силу абзаца пятого пункта 4 статьи 6 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление полномочий, установленных абзацем первым настоящего пункта (то есть осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчётным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населённых пунктов при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населённых пунктов в целях обеспечения безопасности дорожного движения), на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Пунктом 2 статьи 12 этого же Закона закреплена обязанность лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог, по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам.
Пунктом 10 части 1 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ (в действующей редакции) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, организация дорожного движение, если эти вопросы законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений не закреплён за сельским поселением, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (пункт 5 части 1, части 3, 4 статьи 14, пункт 1.1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в действующей редакции)).
Как установлено в судебном заседании, подтверждается справкой о результатах проверки от 24.07.2020, составленной помощником прокурора Топчихинского района Маликовой Д.А., и приложенными к ней фотографиями, у пешеходных переходов у МКОУ «Топчихинская СОШ № 1 им.Героя России Дмитрия Ерофеева», МКОУ детского сада «Ромашка», МКОУ «Победимская СОШ», расположенных в с.Топчиха и в п.Победим, отсутствуют пешеходные ограждения и светофоры, а у пешеходных переходов у МКОУ детского сада «Ромашка» и МКОУ «Победимская СОШ» также отсутствуют искусственные неровности.
Факт указанных недостатков ответчиком в судебном заседании не оспаривался.
Между тем, согласно абзацу четвёртому пункта 7.3.8 «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утверждённого приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20.12.2019 № 1425-ст, светофоры Т.7 любых вариантов конструкции применяют для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов в случаях, если пешеходный переход расположен на участке дороги, проходящем вдоль территории детских учреждений.
Согласно пункту 8.1.1 этого же ГОСТа на автомобильных дорогах, улицах и мостовых сооружениях применяют боковые дорожные ограждения, в том числе временные, прошедшие испытания в соответствии с ГОСТ 33129 или ГОСТ Р 52721. В процессе эксплуатации дорожные ограждения должны отвечать требованиям ГОСТ 33220 и ГОСТ Р 50597.
В соответствии с пунктом 8.1.29 ограничивающие пешеходные ограждения применяют:
а) перильные или сетчатые на разделительных полосах шириной не менее 1 м между основной проезжей частью и местным проездом - напротив остановок маршрутных транспортных средств с пешеходными переходами в разных уровнях с проезжей частью в пределах длины остановочной площадки, на протяжении не менее 20 м в каждую сторону за ее пределами, при отсутствии на разделительной полосе удерживающих ограждений для автомобилей;
б) перильные на газонах, отделяющих проезжую часть от тротуара (при отсутствии сплошной посадки кустарника по ГОСТ Р 52766) шириной 1 м и менее, или тротуарах - на протяжении не менее 50 м в каждую сторону:
1) от всех регулируемых наземных пешеходных переходов;
2) нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц:
- проходящих вдоль детских учреждений;
- местах концентрации ДТП, связанных с наездом на пешехода;
- где интенсивность пешеходного движения превышает 1000 чел./ч на одну полосу тротуара при разрешенной остановке или стоянке транспортных средств и 750 чел./ч - при запрещенной остановке или стоянке.
Протяжённость ограничивающих пешеходных ограждений допускается уменьшать до начала остановочной площадки, если в пределах 50 м находятся остановки маршрутных транспортных средств, и прерывать эти ограждения на ширину въездов (выездов) на прилегающие территории.
Ограничивающие пешеходные ограждения должны выдерживать значение горизонтальной сосредоточенной нагрузки на поручни перил 0,3 кН (в любом месте по длине поручня).
Согласно пункту 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», утверждённого приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.12.2006 № 295-ст, искусственные неровности устраивают:
перед детскими и юношескими учебно-воспитательными учреждениями, детскими площадками, местами массового отдыха, стадионами, вокзалами, магазинам и другими объектами массовой концентрации пешеходов, на транспортно-пешеходных и пешеходно-транспортных магистральных улицах районного значения, на дорогах и улицах местного значения, на парковых дорогах и проездах;
от 10 до 15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений, детских площадок, мест массового отдыха, стадионов, вокзалов, крупных магазинов, станций метрополитена. и другими объектами массовой концентрации пешеходов;
с чередованием через 50 м друг от друга в зоне действия дорожного знака 1.23 «Дети».
Поскольку пешеходные переходы на участках дорог, проходящих вдоль территории детских учреждений – Топчихинской средней общеобразовательной школы № 1 имени Героя России Д.Ерофеева на ул.Куйбышева в с.Топчихе, Победимской средней общеобразовательной школы и детского сада «Ромашка» на ул.Ленина в п.Победим Топчихинского района, не обозначены светофорами Т.7; на газонах, отделяющих проезжую часть от тротуара (при отсутствии сплошной посадки кустарника по ГОСТ Р 52766), шириной 1 м и менее, и на тротуарах от нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог и улиц, проходящих вдоль указанных детских учреждений, отсутствуют перильные ограждения; также на участках дорог перед детскими учреждениями в п.Победим Топчихинского района, в том числе перед пешеходными переходами, отсутствуют искусственные неровности, то эти нарушения должны быть устранены административным ответчиком.
Доводы представителя администрации Топчихинского района о том, что выполнение указанных требований ГОСТов является нецелесообразным, не принимаются судом во внимание как не основанные на законе, поскольку органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было поручено принять меры, направленные на реализацию новых национальных стандартов по обустройству пешеходных переходов, предусмотрев в первоочередном порядке их оснащение вблизи школ и других учебных заведений, ещё пунктом 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 20.02.2015 № Пр-287, а соблюдение изложенных требований направлено на охрану жизни и здоровья несовершеннолетних детей, которые в силу части 4 статьи 67.1 Конституции Российской Федерации являются важнейшим приоритетом государственной политики России.
Утверждения представителя административного ответчика об отсутствии движения автомобилей по дороге, проходящей вдоль Топчихинской средней общеобразовательной школы № 1 имени Героя России Д.Ерофеева, опровергаются его же объяснениями о том, что жители домов, находящихся на противоположной от школы стороне дороги, имеют право подъезжать к ним на своих автомобилях; кроме того, пешеходный переход на этой дороге установлен.
Недостаточность денежных средств для осуществления указанных работ не является основанием для освобождения ответчика от исполнения требований закона, поскольку Бюджетный кодекс Российской Федерации не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовых возможностей. Органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходный обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении административных исковых требований прокурора, заявленных в интересах неопределённого круга лиц, в судебном заседании не установлено.
Также суд соглашается, что указанные действия должны быть совершены в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, полагая, что такой срок является разумным и достаточным.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Топчихинский район Алтайского края привести пешеходный переход у муниципального казенного общеобразовательного учреждения Топчихинской средней общеобразовательной школы № 1 имени Героя России Дмитрия Ерофеева на ул.Куйбышева в с.Топчихе в соответствие с требованиями пунктов 7.3.8, 8.1.29 «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утверждённого Приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст,
пешеходные переходы у муниципального казенного общеобразовательного учреждения детского сада «Ромашка» и у муниципального казенного общеобразовательного учреждения Победимской средней общеобразовательной школы на ул.Ленина в п.Победим Топчихинского района - в соответствие с требованиями пунктов 7.3.8, 8.1.29 «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утверждённого Приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст, и требованиями пункта 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», утверждённого приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.12.2006 № 295-ст,
в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Алтайского краевого суда через Топчихинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 4 октября 2020 г.
Судья Кернечишина И.М.