судья Гавура О.В. Дело №2-866/2021 (первая инстанция)
№ 33-2323/2021
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 августа 2021 года судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи - Радовиля В.Л.,
судей - Ваулиной А.В., Герасименко Е.В.,
при секретаре - Тяпкиной Е.В.,
с участием:
представителя истца - Косенко К.А.,
представителя ответчика - Белоусова В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Букиной М. А. к Обществу с ограниченной ответственностью «Севастопольэнерго» о признании незаконным решения об отказе в осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств дома и обязании повторно рассмотреть заявку,
по апелляционной жалобе Букиной М. А. на решение Гагаринского районного суда г.Севастополя от 11 марта 2021 года, заслушав доклад судьи Герасименко Е.В.,
УСТАНОВИЛА:
Истец Букина М.А. обратилась в суд с иском к ООО «Севастопольэнерго» о признании незаконным уведомление (сообщение) № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств (ЭПУ) дома, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №; обязании ООО «Севастопольэнерго» повторно рассмотреть заявку об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств (ЭПУ) дома, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Исковые требования мотивированы тем, что Букиной М.А. на основании договора купли-продажи земельного участка без строения от ДД.ММ.ГГГГ принадлежат земельный участок с кадастровым номером 91:02:006033:27, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: ведение дачного хозяйства, общей площадью 400+/-7 кв.м. Право собственности на указанный объект недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ. В целях технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств (ЭПУ) дома, расположенного по адресу: <адрес>, №, Букина М.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ООО «Севастопольэнерго» с заявкой на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств (ЭПУ) земельного дома, расположенного по адресу: <адрес>, №. Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ у сетевой организации отсутствуют основания для рассмотрения представленной заявки и предоставленных к ней документов по существу, поскольку, принадлежащий Букиной М.А. земельный участок приравнен и является садовым земельным участком, предназначен для ведения садоводства в границах территории садоводства.
Решением Гагаринского районного суда г.Севастополя от 11 марта 2021 года в удовлетворении исковых требований Букиной М.А. к ООО «Севастопольэнерго» о признании незаконным решения об отказе в осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств дома и обязании повторно рассмотреть заявку, отказано.
Не согласившись с решением суда истец Букина М.А. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить. Доводы жалобы аналогичны доводам искового заявления. Дополнительно указывает, что суд первой инстанции не принял во внимание, что земельный участок не расположен в границах территории садоводства или огородничества, а также применил к спорным правоотношениям предыдущею редакцию Правил технологического присоединения ЭПУ потребителей электрической энергии, которые не распространяются на спорный период отношений.
В судебное заседание не явилась истец Букина М.А., о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, воспользовалась правом на ведение дела в суде через своего представителя, полномочия которого подтверждены доверенностью.
В соответствии со ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, коллегия судей считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения явившихся лиц, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Букина М.А., является собственником земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: ведение дачного хозяйства, общей площадью 400+/-7 кв.м. Право собственности на указанный объект недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ, запись регистрации <данные изъяты>, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.48-50).
В целях технологического присоединения к электрическим сетям эергопринимающих устройств (ЭПУ) дома, расположенного по адресу: <адрес>, №, Букина М.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику ООО «Севастопольэнерго» с заявкой на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств (ЭПУ) земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, №
Из сообщения от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что у сетевой организации отсутствуют основания для рассмотрения представленной заявки и предоставленных к ней документов по существу, поскольку, принадлежащий Букиной М.А. земельный участок приравнен и является садовым земельным участком и предназначен для ведения садоводства в границах территории садоводства. Разъяснен порядок технологического присоединения ЭПУ потребителей электрической энергии к электрическим сетям сетевых организаций определен Правилами технологического присоединения ЭПУ потребителей электрической: энергии, (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ Согласно п. 9 Правил заявителю в направляемой заявке должен указать сведения о наименовании и месте нахождения энергопринимающих устройств. В предоставленной ранее заявке истца указано наименование объекта присоединения - садовый дом. К заявке дополнительно предоставлена, копия выписки из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок с видом разрешенного использования «Ведение дачного хозяйства» (код 13.3).
Отказывая в удовлетворении исковых требований Букиной М.А., суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом в нарушение ст.3 Федерального закона «Об электроэнергетике» ошибочно, вместо необходимых сведений об «энергопринимающем устройстве» (аппарате, агрегате, оборудовании либо объединенной электрической связью их совокупности, которые предназначены для преобразования электрической энергии в другой вид энергии для ее потребления), было указано «садовый дом», в связи с чем заявленные исковые требования являются необоснованными и в удовлетворении которых следует отказать.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п. 1).
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (п. 2).
Согласно ст. 540 Гражданского кодекса РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
К числу таких лиц пункт 14 указанных Правил относит физических лиц, подавших заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
Пунктом 7 статьи 54 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для целей применения в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками. Положения настоящей части не распространяются на земельные участки с видом разрешенного использования "садоводство", предназначенные для осуществления садоводства, представляющего собой вид сельскохозяйственного производства, связанного с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур.
Согласно материалам дела Букина М.А., является собственником земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: ведение дачного хозяйства, общей площадью
Решением Департамента архитектуры и градостроительства г.Севастополя № от ДД.ММ.ГГГГ присвоен адрес земельному участку, площадью 400+/-7 кв.м, кадастровый № – Российская Федерация, <адрес>
Из сообщения ООО «Севастопольэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что у сетевой организации отсутствуют основания для рассмотрения представленной заявки и предоставленных к ней документов по существу, поскольку, принадлежащий Букиной М.А. земельный участок приравнен и является садовым земельным участком и предназначен для ведения садоводства в границах территории садоводства.
Между тем, согласно материалам дела и общедоступным сведениям Публичной кадастровой карты, земельный участок, принадлежащий истцу Букиной М.А. не входит в состав какого-либо садового товарищества и является обособленным земельным участком.
Поскольку договор на технологическое присоединение энергопринимающих устройств является публичным (абз. 4 п. 1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»), а сетевая организация обязана заключить договор с потребителем при его обращении в любом случае (абзац 2 пункта 3 Правил технологического присоединения) на данные правоотношения распространяются правила, установленные пунктом 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, из которых следует, что отказ от договора публичной организацией допускается только в отсутствие наличия возможности предоставить потребителю соответствующую услугу.
Вместе с тем, ответчик не ссылается на отсутствие технической возможности подключения, указывает на отсутствие оснований для рассмотрения представленной заявки и предоставленных к ней документов по существу, поскольку, принадлежащий Букиной М.А. земельный участок приравнен и является садовым земельным участком и предназначен для ведения садоводства в границах территории садоводства, при этом не оспаривает отсутствие фактического технологического присоединения.
Доказательств того, что участок истца находится в границах какого-либо садового товарищества, материалы дела не содержат.
В суде апелляционной инстанции представитель ООО «Севтеплоэнерго» заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательства по делу – заявку Букиной М.А. от ДД.ММ.ГГГГ на присоединение по одному источнику электроснабжения и технические условия для присоединения к электрическим сетям и пояснил, что у сетевой организации ранее отсутствовали основания для рассмотрения заявки истца, поскольку в заявке истец указала наименование объекта присоединения – садовый дом, а к заявке предоставлена выписка из ЕГРН на земельный участок с видом разрешенного использования «ведение дачного хозяйства», после подачи истцом заявления надлежащей формы и с указанием всех необходимых сведений, технологическое присоединение будет осуществлено.
При таких обстоятельствах, поскольку Букиной М.А. некорректно была составлена заявка на получение технических условий для присоединения к электрическим сетям, то требования Букиной М.А. о признании незаконным уведомление (сообщение) № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств (ЭПУ) дома, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № являются необоснованными, вместе с тем, подлежат удовлетворению требования о повторном рассмотрении заявки Букиной М.А. об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств (ЭПУ) дома, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №.
С учетом вышеизложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований Букиной М.А. об обязании повторно рассмотреть заявку Букиной М.А.
Руководствуясь статьями 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гагаринского районного суда г.Севастополя от 11 марта 2021 года отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования Букиной М. А. к Обществу с ограниченной ответственностью «Севастопольэнерго» о признании незаконным решения об отказе в осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств дома и обязании повторно рассмотреть заявку, удовлетворить частично.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Севастопольэнерго» повторно рассмотреть заявку Букиной М. А. об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств (ЭПУ) дома, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №.
В удовлетворении иной части заявленных исковые требования Букиной М. А. к Обществу с ограниченной ответственностью «Севастопольэнерго», отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 11 августа 2021 года.
Председательствующий: В.Л.Радовиль
Судьи: А.В.Ваулина
Е.В.Герасименко