Решение по делу № 2а-133/2020 от 13.11.2019

24RS0049-01-2019-001303-25

Административное дело № 2а-133/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 февраля 2020 года г.Сосновоборск

Сосновоборский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Альбрант М.О.,

при секретаре Кузнецовой Н.И.,

с участием представителя административных истцов Ларионова А.Г., по доверенностям от 20.02.2020,

представителя административного ответчика Иконниковой Е.И. по доверенности от 18.11.2019,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Войлошникова Виталия Алексеевича, Белохонова Александра Владимировича к Министерству лесного хозяйства Красноярского края о признании незаконным отказа от 30.01.2019 № <данные изъяты> в исключении из государственного лесного реестра сведений в части наложения границ земель лесного фонда на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> и возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Войлошников В.А., Белохонов А.В. обратились в суд с административным исковым заявлением к Министерству лесного хозяйства Красноярского края о признании незаконным отказа от 30.01.2019 № <данные изъяты> в исключении из государственного лесного реестра сведений в части наложения границ земель лесного фонда на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> и возложении обязанности, ссылаясь на то, что они являются собственниками земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> (по 1/2 доли в праве), общей площадью <данные изъяты> кв.м., категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения дачного хозяйства, место расположение: установлен относительно ориентира, расположенного <данные изъяты>. 13 марта 2018 года они обратились в Министерство лесного хозяйства Красноярского края с заявлением об исключении из государственного лесного реестра сведений в части наложения границ земель лесного фонда на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>. Министерством лесного хозяйства Красноярского края письмом от 30.01.2019 г. №<данные изъяты> им было отказано в исключении из государственного лесного реестра сведений в части наложения границ земель лесного фонда на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> с мотивировкой до момента «принятия соответствующего судебного решения». Данный отказ считают незаконным.

Просят суд признать незаконным отказ Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 30.01.2019 г. №<данные изъяты> в исключении из государственного лесного реестра сведений в части наложения границ земель лесного фонда на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>. Обязать Министерство лесного хозяйства Красноярского края исключить сведения из государственного лесного реестра в части наложения границ земель лесного фонда на участок с кадастровым номером <данные изъяты>.

Представитель административных истцов Ларионова А.Г. в судебном заседании требования поддержал, считает, что в связи с обращением с данными требованиями в арбитражный суд, срок давности обращения с настоящим иском пропущен по уважительной причине.

Представитель административного ответчика Иконникова Е.И. в судебном заседании требования не признала, суду пояснила, что межведомственной рабочей группой при Управлении Росреестра по Красноярскому краю по приведению в соответствие сведений Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и государтсвееного лесного реестра (ГЛР) (протокол от 14.06.2018 № <данные изъяты>) принято решение об исключении спорного земельного участка из ГЛР. В соответствии со сведениями ЕГРН данному земельному участку установлена категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Согласно материалам лесоустройства участок расположен на землях лесного фонда в кварталах <данные изъяты> (части выделов <данные изъяты>), <данные изъяты> (части выделов <данные изъяты>) <данные изъяты> участкового лесничества Красноярского лесничества. Министерством на решение протокола от 14.06.2018 № <данные изъяты> об исключении указанного земельного участка из ГЛР выражено особое мнение о необходимости защиты прав собственности Российской Федерации в связи с отсутствием материалов перевода данного земельного участка из земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения. В связи с чем, Министерство направило в Департамент лесного хозяйства пакет документов для подготовки и подачи искового заявления по вышеуказанному земельному участку.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 6, статьями 7, 67 - 69 ЛК РФ местоположение, границы земель лесного фонда, отдельных лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации.

Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 ЛК РФ).

Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ.

В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ) лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Положениями части 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" также предусмотрено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

По смыслу приведенных норм все лесные участки в составе земель лесного фонда со статусом ранее учтенных не имеют площади и границ, определенных в соответствии с кадастровым законодательством.

Согласно части 2 статьи 7 Федерального закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в частности, из реестра объектов недвижимости.

Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель.

Принятие названного Федерального закона направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений Государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.

В соответствии частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

В силу частей 5, 6 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ) информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.

Сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:

1) сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН;

2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;

3)    договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).

В соответствии с частями 1, 4 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ), если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 года и до даты внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.

Границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок.

На основании части 6 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, до 1 января 2023 года осуществляет устранение противоречий между сведениями ЕГРН в части пересечения границ земельных участков и границ лесных участков, пересечения границ лесных участков и границ иных лесных участков, если границы таких земельных участков, лесных участков описаны в соответствии с системой координат, используемой для ведения ЕГРН в порядке, установленном Федеральным законом от 13.06.2015 N 218-ФЗ, и в части лесных участков, которые имеют одинаковый адрес или иное одинаковое описание, позволяющие предполагать полное или частичное совпадение их местоположения, в порядке, предусмотренном для устранения реестровых ошибок.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 1 января 2023 года приводит сведения ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах (часть 7 названной статьи).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации применительно к положениям статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ и части 2 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ, в редакции внесенных изменений, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, перед категорией земель, указанной в государственном лесном реестре и лесном плане субъекта Российской Федерации, федеральный законодатель исключил возможность изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании и были указаны как их собственники в ЕГРН, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными ГЛР (пункт 17 Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2017 года, утвержденного решением Конституционного Суда Российской Федерации от 09.11.2017).

Исходя из вышесказанного, суд приходит к выводу о том, что собственник земельного участка, границы которого установлены в соответствии с земельным законодательством и сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, в случае наложения границ принадлежащего ему участка на участок лесного фонда, границы и площадь которого не установлены в силу требований кадастрового законодательства (ранее учтенные), вправе предъявлять требования о внесении изменений в Государственный лесной реестр на основании Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ и иных законодательных актов в редакции указанного Закона с учетом того, что данным законодательством установлен приоритет сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Как установлено в судебном заседании, Войлошников В.А. и Белохонов А.В. являются собственниками земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> (по 1/2 доли в праве), общей площадью <данные изъяты> кв.м., категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения дачного хозяйства, место расположение: <данные изъяты>. Участок находится примерно в <данные изъяты> метрах, по направлению на запад от ориентира, категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения дачного хозяйства.

Указанный земельный участок образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.

Право собственности Войлошникова В.А. и Белохонова А.В. на указанный участок возникло на основании договора мены земельных участков от 10.02.2012 года и зарегистрировано в установленным законом порядке, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 04.02.2020.

13 марта 2018 года Войлошников В.А. и Белохонов А.В. обратились в Министерство лесного хозяйства Красноярского края с заявлением об исключении из государственного лесного реестра сведений в части наложения границ земель лесного фонда на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>.

Министерством лесного хозяйства Красноярского края письмом от 30.01.2019 г. №<данные изъяты> Войлошникову В.А. и Белохонову А.В. было отказано в исключении из государственного лесного реестра сведений в части наложения границ земель лесного фонда на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> с мотивировкой до момента «принятия соответствующего судебного решения».

Согласно информации Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 25.02.2018 г. №<данные изъяты> земельный участок находится на землях лесного фонда, в границах части выделов <данные изъяты> квартал <данные изъяты>, части выделов <данные изъяты> квартала <данные изъяты> <данные изъяты> участкового лесничества Красноярского лесничества.

В соответствии с информацией Управления Росррестра по Красноярскому краю от 13.12.2018 г. №<данные изъяты>, Протокол заседания межведомственной рабочей группы при Управлении Росреестра по Красноярскому краю по приведению в соответствие сведений ЕГРН и ГЛР от 14 июня 2018 г. <данные изъяты><данные изъяты>, в рамках заседания межведомственной рабочей группы по приведению в соответствие сведений Единого государственного реестра недвижимости и Государственного лесного реестра от 14.06.2018 г. №<данные изъяты> было принято решение о возможности исключения сведений о расположении земельного участка <данные изъяты> в границах лесного фонда.

В рамках заседания межведомственной рабочей группы по приведению в соответствие сведений Единого государственного реестра недвижимости и Государственного лесного реестра от 14.06.2018 г. №<данные изъяты> было принято решение о возможности исключения сведений о расположении земельного участка <данные изъяты> в границах лесного фонда.

При установленных обстоятельствах, учитывая отсутствие препятствий для исключения сведений из государственного лесного реестра, суд приходит к выводу о том, что по данному делу устранением нарушенных прав административных истцов будет являться возложение на Министерство лесного хозяйства Красноярского края исключить сведения из государственного лесного реестра в части наложения границ земель лесного фонда на участок с кадастровым номером <данные изъяты>.

Доводы представителя административного ответчика о том, что Министерством на решение протокола от 14.06.2018 № <данные изъяты> об исключении указанного земельного участка из ГЛР выражено особое мнение о необходимости защиты прав собственности Российской Федерации в связи с отсутствием материалов перевода данного земельного участка из земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения, суд не может принять во внимание, так как в данном случае установлен приоритет сведений о категории спорного земельного участка, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, перед категорией земель, указанной в государственном лесном реестре и лесном плане субъекта Российской Федерации.

Разрешая вопрос о пропуске срока обращения с административным исковым заявлением, суд исходит из следующего.

На основании части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с частью 5 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Трехмесячный срок исковой давности по данному спору начинает течь с 31.01.2019.

05.04.2019, т.е. в пределах срока, установленного для оспаривания решения Войлошников В.А. и Белохонов А.В. обратились с заявлением об оспаривании отказа Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 30.01.2019 г. №<данные изъяты> в Арбитражный суд Красноярского края.

Определением Арбитражного суда Красноярского края по делу №<данные изъяты> от 19.09.2019 г. производство по заявлению ИП Войлошникова В.А. и ИП Белохонова А.В. о признании незаконным отказа Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 30.01.2019 г. №<данные изъяты> прекращено в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.

В последствии административные истцы с заявлением об оспаривании отказа Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 30.01.2019 г. №<данные изъяты> обратились в Октябрьский районный суд г. Красноярска. Определением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 10.10.2019 административное исковое заявление возвращено Войлошникову В.А. и Белохонову А.В. в связи с неподсудностью.

В Сосновоборский городской суд Красноярского края с настоящим административным иском административные истцы обратились 11.11.2019 (отметка на конверте).

Данные обстоятельства, свидетельствуют об уважительности пропуска обращения в суд, в связи с чем, суд восстанавливает административным истцам срок подачи административного искового заявления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 219 (ч.ч 3, 8), 175-180 КАС Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Войлошникова Виталия Алексеевича, Белохонова Александра Владимировича к Министерству лесного хозяйства Красноярского края о признании незаконным отказа от 30.01.2019 № <данные изъяты> в исключении из государственного лесного реестра сведений в части наложения границ земель лесного фонда на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> и возложении обязанности, удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 30.01.2019 г. №<данные изъяты> в исключении из государственного лесного реестра сведений в части наложения границ земель лесного фонда на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>

Обязать Министерство лесного хозяйства Красноярского края исключить сведения из государственного лесного реестра в части наложения границ земель лесного фонда на участок с кадастровым номером <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме через Сосновоборский городской суд.

Председательствующий: М.О. Альбрант

2а-133/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Белохонов Александр Владимирович
Войлошников Виталий Алексеевич
Ответчики
Министерство лесного хозяйства Красноярского края
Другие
Каданов Александр Иванович
Суд
Сосновоборский городской суд Красноярского края
Судья
Альбрант М.О.
Дело на странице суда
sosnov.krk.sudrf.ru
04.12.2019Регистрация административного искового заявления
04.12.2019Передача материалов судье
04.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
19.12.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
19.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.12.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.12.2019Предварительное судебное заседание
31.12.2019Судебное заседание
30.01.2020Судебное заседание
13.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее