Дело № 3а-169/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 ноября 2020 года город Тверь
Тверской областной суд в составе:
председательствующего судьи Гришиной С.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Почаевой А.Н.,
с участием представителя административного истца Журкова Н.В.,
заинтересованного лица Администрации города Твери Тарасова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Илюшко С.В. об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Илюшко С.В. обратился в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200006:4, расположенного по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Тверская область, город Тверь, улица Красные Горки, дом 31, равной рыночной стоимости.
Заявленные требования мотивированы тем, что кадастровая стоимость указанного земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, нарушая права административного истца, являющегося собственником объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке, обязанного вносить плату за пользование земельным участком.
В судебном заседании представитель административного истца – Журков Н.В. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель заинтересованного лица Администрации города Твери Тарасов В.В. возражал против удовлетворения административного иска, ссылаясь на несоответствие представленного истцом отчета об оценке требованиям действующего законодательства.
Представители административных ответчиков: Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, ФГБУ «ФКП Росреестра», заинтересованного лица Управления Росреестра по Тверской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что административному истцу на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества: здание нивелирной рейки с кадастровым номером 69:40:0200005:1118; здание фабрики культтоваров «Школьник» с кадастровым номером 69:40:0200005:1112; административное здание с кадастровым номером 69:40:0200005:1115; силовая подстанция с кадастровым номером 69:40:0200005:1116; мастерская с кадастровым номером 69:40:0200005:1117; гараж с кадастровым номером 69:40:0200005:1114; склад с кадастровым номером 69:40:0200005:1113; склад с кадастровым номером 69:40:0200005:1120 и другие объекты, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 69:40:0200006:4, площадью 18 001 кв.м, расположенного по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Тверская область, город Тверь, улица Красные Горки, дом 31, относящийся к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования – под производственный корпус и складские помещения.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», административный истец, являясь правообладателем нежилого здания, расположенного на указанном земельном участке, имеющим исключительное право на приобретение земельного участка в собственность или в аренду на основании статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, вправе оспаривать его кадастровую стоимость.
В соответствии с частью 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тверской области утверждены приказом Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 25 декабря 2014 года № 13-нп.
Спорный земельный участок не вошел в перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке. Согласно выписке из ЕГРН от 23 июня 2020 года его кадастровая стоимость определена в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» по состоянию на 02 декабря 2019 года в размере СУММА.
В подтверждение рыночной стоимости административным истцом представлен отчет об оценке от ДД.ММ.ГГГГ №, составленный оценщиком ФИО1, согласно которому рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на 02 декабря 2019 года составила СУММА.
Оценив представленный отчет об оценке в соответствии с положениями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает, что он соответствует требованиям действующего законодательства.
Оценка произведена в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральными стандартами оценки, на основе собранной оценщиком информации, удовлетворяющей требованиям достаточности, достоверности и существенности.
Отчет содержит необходимую информацию, идентифицирующую объект оценки, его количественные и качественные характеристики, анализ рынка земельных участков, к сегменту которых относится объект оценки, представлена информация о факторах, имеющих наибольшее влияние на рыночную стоимость земельного участка.
В отчете имеются ссылки на источники информации, используемой при проведении оценки, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, копии объявлений, размещенных в сети «Интернет».
Применение оценщиком при определении рыночной стоимости земельного участка метода количественных корректировок в рамках сравнительного подхода в отчете обосновано, мотивы отказа от использования затратного и доходного подходов оценщиком приведены.
Возражения Администрации города Твери относительно отчета об оценке выводы оценщика не опровергают.
Достоверность указанных выводов, а также сведений, используемых при производстве оценки, оценщик ФИО1, допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля, полностью подтвердил.
Из показаний свидетеля и содержания отчета об оценке следует, что вся применявшаяся в процессе оценки информация о характеристиках объектов-аналогов содержится в объявлениях о продаже земельных участков, приложенных к отчету. На основе ее оценщиком в соответствии с пунктом 22 ФСО № 7 произведено сравнение объекта оценки и каждого объекта-аналога по ценообразующим факторам (элементам сравнения), и по выявленным различиям цены аналогов скорректированы с целью дальнейшего определения стоимости объекта оценки.
В соответствии с пунктом 25 ФСО № 7 оценщик самостоятелен в выборе используемой в процессе оценки методологии и методов оценки недвижимости.
Обязанности применять в рамках избранных оценщиком подходов и методов оценки конкретную методологию расчета применяемых корректировок и источники необходимой для этого информации, действующие нормативные правовые акты в области оценочной деятельности не устанавливают. В то же время описание выбранного оценщиком метода и применяемой методики в отчете приведено.
Оценщик пояснил, что при расчете корректировки на условия продажи им использованы данные для неактивного рынка по Справочнику Лейфера Л.А. 2018. При этом выводы об неактивности рынка земельных участков обоснованы низким уровнем торговой активности, большим разбросом цен на подобные объекты недвижимости, ограниченным количеством продавцов и редкими сделками. Для определения активности рынка, к которому относится объект оценки, оценщик выполнил анализ рынка (страницы 25-37 отчета) и установил объемы спроса и предложения, разброс цен на объекты недвижимости.
В судебном заседании оценщик также пояснил, что при проведении оценки он использовал Справочник оценщика недвижимости, изданный в 2018 году под редакцией Лейфера Л.А., поскольку данные исследования учитывают, как сегмент рынка, к которому относится земельный участок, так и активность рынка. При этом цены на недвижимость в 2019 году на дату оценки были близки к ценам 2018 года.
Основания ставить под сомнение достоверность показаний свидетеля, обладающего специальными знаниями и квалификацией в области оценочной деятельности, предупрежденного об уголовной ответственности в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, у суда отсутствуют.
Доказательств, опровергающих изложенные в отчете выводы, суду не представлено. Ходатайства о проведении по делу судебной экспертизы для установления рыночной стоимости участвующие в деле лица не заявили.
При таких обстоятельствах, кадастровую стоимость земельного участка следует установить в размере, определенном в представленном истцом отчете об оценке.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Илюшко С.В. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200006:4, расположенного по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Тверская область, город Тверь, улица Красные Горки, дом 31, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 02 декабря 2019 года в размере СУММА.
Датой подачи заявления считать дату обращения в суд – 14 октября 2020 года.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий С.А. Гришина
Мотивированное решение составлено 18 ноября 2020 года.
Председательствующий С.А. Гришина