Решение по делу № 2-5197/2023 от 10.05.2023

Дело № 2-5197/2023

УИД 23RS0040-01-2023-003390-53

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

    г. Краснодар                                         14 августа 2023 г.

    Первомайский районный суд г. Краснодара в составе

председательствующего судьи    Довженко А.А.,

при секретаре                 Татлок Б.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению администрации Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия к Гук Ф. С., Корневу М. В., Корневу Я. М., Корневой Л. И., Рассуловой М. А., Терехову В.В., Терехову В.В., Федорченко С. В., администрации муниципального образования город Краснодар о понуждении к исполнению требований по сохранению объекта культурного наследия,

установил:

Представитель администрации Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия (далее – управление) обратился в Первомайский районный суд г. Краснодара с исковым заявлением к указанным лицам о понуждении к исполнению требований по сохранению объекта культурного наследия.

В обоснование заявленных требований указано, что в собственности ответчиков находится многоквартирный жилой дом по адресу <адрес>, лит. Б, который является объектом культурного наследия регионального значения. В рамках осуществления полномочий по обследованию в марте 2023 г. составлен акт технического состояния, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации установлены биозагрязнения, отслаивание штукатурного слоя, сколы стен и цоколя здания. Общее состояние стен и перегородок неудовлетворительное: сколы, тещины, отшелушивание штукатурного и окрасочного слоев, потолок также имеет сколы, трещины, отшелушивание и трещины окрасочного слоя. Состояние полов неудовлетворительное: истирание, местные просадки, скрип, трещины, деструкция паркетной доски. Наблюдаются перекосы и неплотность оконных притворок, неисправность оконной фурнитуры, износ уплотнений притворок окон, разрушение окраски оконных переплетов, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Представитель истца обратился в суд с целью возложения обязанности (соразмерно долям) на: Гук Ф.С., Корнева Я.М., Корнева Л.И., Корнев М.В., Федорченко С.В., Рассулова М.А., Терехова В.В., Терехова В.В., муниципальное образование г. Краснодар: в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу на основании задания управления организовать работу по разработке проекта сохранения объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой Л.Н. Трахова», начало XX века» (<адрес>, лит. Б) (научно-исследовательские, проектные и производственные работы), результатом которой является разработанный и утвержденный в установленном порядке проект сохранения объекта культурного наследия с приспособлением объекта культурного наследия для современного использования; в течение 1 (одного) года с момента утверждения управлением научнопроектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой Л.Н. Трахова», начало XX века» (<адрес>, лит. Б), организовать в установленном порядке работу по сохранению памятника в соответствии с согласованным управлением проектом.

В судебное заседание представитель истца не явился. Просит дело рассмотреть в его отсутствие.

Ответчики в судебное заседание не явились, о дате судебного заседания извещены надлежащим образом, что следует из отчетов об отслеживании отправления. О причинах неявки суду не сообщили. От администрации муниципального образования город Краснодар поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Иных заявлений с просьбой об отложении дела суду не представлено.

Согласно ст.118 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.

Согласно положениям ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставкидоставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Исследовав материалы дела, и, дав оценку собранным по делу доказательствам, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено из представленных доказательств, здание по <адрес> лит. Б в г. Краснодаре является многоквартирным жилым домом, одновременно с этим - объектом культурного наследия регионального значения «Дом жилой Л.Н. Трахова», начало XX века (далее - памятник).

Квартиры №№32, 33, 37, 34, 35, 35 литера Б <адрес> принадлежат на праве собственности ответчикам, что подтверждается выписками из ЕГРН.

Памятник поставлен на государственную охрану Законом Краснодарского края от 17 августа 2000 г. № 313-K3 «О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Краснодарского края», регистрационный номер в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации 231711111840005.

06.03.2023 управлением государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края при проведении мероприятий по контролю за техническим состоянием вышеуказанного объекта культурного наследия установлено, что дом имеет биозагрязнения, отслаивание штукатурного слоя, сколы стен и цоколя здания. Общее состояние стен и перегородок неудовлетворительное: сколы, тещины, отшелушивание штукатурного и окрасочного слоев, потолок также имеет сколы, трещины, отшелушивание и трещины окрасочного слоя. Состояние полов неудовлетворительное: истирание, местные просадки, скрип, трещины, деструкция паркетной доски. Наблюдаются перекосы и неплотность оконных притворок, неисправность оконной фурнитуры, износ уплотнений притворок окон, разрушение окраски оконных переплетов.

Отсутствие мер по предотвращению ухудшения состояния памятника истории и культуры послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

При принятии решения суд руководствовался следующим.

Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 1212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 11 ГК РФ11 ГК РФ).

В соответствии с частью 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Федеральный закон от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ) регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В силу пункта 13 статьи 1818, пункта 1 статьи 3333 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, которые могут причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В силу пунктов 1 и 3 статьи 11 Федерального закона № 73-ФЗ управление уполномочено осуществлять государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, который осуществляется, в том числе, посредством организации и проведения плановых и внеплановых проверок, а также мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия.

Согласно подпунктам 1-4 пункта 1 статьи 47.347.3 Федерального закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

Согласно статье 41 Федерального закона № 73-ФЗ консервация объекта культурного наследия - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, в том числе комплекс противоаварийных работ по защите объекта культурного наследия, которому угрожает быстрое разрушение, проводимые в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта культурного наследия и без изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

В соответствии со статьями 47.2 и 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 (физическое или юридическое лицо, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности) при содержании и использовании объекта культурного наследия обязаны осуществлять расходы на содержание такого объекта и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения объекта культурного наследия, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, и не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживая ее в благоустроенном состоянии.

Требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.

В силу ст. 6060 Федерального закона № 73-ФЗ градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения в соответствии с Федеральным законом № 73-ФЗ. В целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения градостроительная деятельность в таком поселении подлежит особому регулированию в соответствии с Федеральным законом № 73-ФЗ, Градостроительным кодексом РФ и законодательством субъектов РФ.

Согласно ч. 8 ст. 20 Закона Краснодарского края от 23.07.2015 № 3223-КЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края» (далее - Закон № 3223-КЗ), все субъекты градостроительной деятельности в историческом поселении обязаны соблюдать режим градостроительной деятельности, в том числе беречь и сохранять объекты культурного наследия и среду исторического поселения, качество исторического, архитектурного и природного ландшафта поселения.

В соответствии с п. 1.1 Положения об управлении государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 08.12.2016 № 1000, управление является структурным подразделением администрации Краснодарского края, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Одной из основных задач управления является реализация правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, расположенных на территории Краснодарского края, в пределах компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Федерального закона № 73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.

Таким образом, администрация Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия является уполномоченным органом на обращение в суд с настоящим иском.

Учитывая отсутствие возражений ответчиков, которые могут опровергнуть приведенные стороной истца доводы и доказательства, суд считает необходимым вынести решение об удовлетворении заявленных требований.

Согласно статье 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в случае, если при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление администрации Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия к Гук Ф. С., Корневу М. В., Корневу Я. М., Корневой Л. И., Рассуловой М. А., Терехову В.В., Терехову В.В., Федорченко С. В., администрации муниципального образования город Краснодар о понуждении к исполнению требований по сохранению объекта культурного наследия удовлетворить.

Обязать собственников квартир многоквартирного жилого дома по <адрес> литер Б в <адрес>: Гук Ф. С. (<адрес>, площадью 11,5 кв.м), Корнева Я. М. (1/3 доля <адрес>, площадью 8,9 кв.м), Корневу Л. И. (1/3 доля <адрес>, площадью 8,9 кв.м), Корнева М. В. (1/3 доля <адрес>, площадью 8,9 кв.м), Федорченко С. В. (<адрес>, площадью 37,9 кв.м), Рассулову М. А. (<адрес>, площадью 22,5 кв.м), Терехова В.В. и Терехова В.В. (<адрес>, площадью 12,2 кв.м), муниципальное образование <адрес>) в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу на основании задания управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края организовать работу по разработке проекта сохранения объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой Л.Н. Трахова», начало XX века» (<адрес>, лит. Б) (научно-исследовательские, проектные и производственные работы), результатом которой является разработанный и утвержденный в установленном порядке проект сохранения объекта культурного наследия с приспособлением объекта культурного наследия для современного использования.

Обязать собственников квартир многоквартирного жилого дома по <адрес> литер Б в <адрес>: Гук Ф. С., Корнева Я. М., Корневу Л. И., Корнева М. В., Федорченко С. В., Рассулову М. А., Терехова В.В., Терехова В.В., муниципальное образование г. Краснодар в течение 1 (одного) года с момента утверждения управлением государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой Л.Н. Трахова», начало XX века» (<адрес>, лит. Б), организовать в установленном порядке работу по сохранению памятника в соответствии с согласованным управлением проектом.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Первомайский районный суд г. Краснодара.

Решение в окончательной форме изготовлено 21.08.2023.

    Судья Первомайского

    районного суда г. Краснодара                                А.А.Довженко

2-5197/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация КК в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия
Ответчики
Администрация МО г. Краснодар
Терехов В.В.
Корнев Михаил Васильевич
Федорченко Станислав Всеволодович
Рассулова Маргарита Алексеевна
Корнева Лариса Ивановна
Корнев Ярослав Михайлович
Гук Фаина Семеновна
Суд
Первомайский районный суд г. Краснодара
Судья
Довженко Андрей Анатольевич
Дело на странице суда
pervomaisky.krd.sudrf.ru
10.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.05.2023Передача материалов судье
17.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.07.2023Судебное заседание
14.08.2023Судебное заседание
21.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.11.2023Дело оформлено
14.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее