№ 66а-1183/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 8 декабря 2020 года
Второй апелляционный суд общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Бутковой Н.А.,
с участием прокурора Поповой Е.В.,
при секретаре Швец К.М.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело № 3а-88/2020 по частной жалобе Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях на определение Челябинского областного суда от 17 сентября 2020 года, которым прекращено производство по его административному исковому заявлению о признании не действующими в части решений Совета депутатов Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 22 декабря 2011 года № 169 «Об утверждении генерального плана, правил землепользования и застройки Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области», от 6 сентября 2012 года № 219 «Об утверждении генерального плана, правил землепользования и застройки границ села Кременкуль (южная часть) Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области», от 23 сентября 2014 года № 04д «О внесении изменений в решение Совета депутатов Кременкульского сельского поселения № 219 от 6 сентября 2012 года «Об утверждении генерального плана, правил землепользования и застройки границ села Кременкуль (южная часть) Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области», от 25 апреля 2019 года № 413 «Об утверждении корректировки генерального плана и корректировки правил землепользования и застройки Кременкульского сельского поселения Сосновского района Челябинской области».
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Бутковой Н.А., объяснения представителя Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях Нургалиева В.С., поддержавшего доводы частной жалобы, заключение прокурора, полагавшего, что определение суда подлежит оставлению без изменения, суд
установил:
Решением Совета депутатов Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 22 декабря 2011 года № 169 «Об утверждении генерального плана, правил землепользования и застройки Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области» (далее также –Решение № 169) утвержден Генеральный план Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области.
Решением Совета депутатов Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 6 сентября 2012 года № 219 «Об утверждении генерального плана, правил землепользования и застройки границ села Кременкуль (южная часть) Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области» (далее также – Решение № 219) утверждены проект «Генеральный план села Кременкуль (южная часть) Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области», а также проектируемые границы населенного пункта села Кременкуль (южная часть) согласно приложений: схемы границ села Кременкуль (приложение 1), текстового описания местоположения границ села Кременькуль (южная часть) (приложение 2), списка координат точек границы села Кременкуль (южная часть) (приложение 3), списка земельных участков в границах села Кременкуль (южная часть) (приложение 4).
В Решение № 219 внесены изменения решением Совета депутатов Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 23 сентября 2014 года № 04д «О внесении изменений в решение Совета депутатов Кременкульского сельского поселения № 219 от 6 сентября 2012 года «Об утверждении генерального плана, правил землепользования и застройки границ села Кременкуль (южная часть) Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области» (далее также – Решение № 04д), которым утвержден проект корректировки Генерального плана села Кременкуль (южная часть) Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, вместе с вышеуказанными корректируемыми приложениями.
25 апреля 2019 года Советом депутатов Кременкулского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области принято решение № 413 «Об утверждении корректировки генерального плана и корректировки правил землепользования и застройки Кременкульского сельского поселения Сосновского района Челябинской области» (далее также – Решение № 413), которым утверждена корректировка генерального плана Кременкульского сельского поселения Сосновского района Челябинской области.
Решение № 169 признано утратившим силу решением Совета депутатов Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 28 мая 2020 года № 52 «О внесении дополнений в решение Совета депутатов Кременкулского сельского поселения № 413 от 25 апреля 2019 года «Об утверждении корректировки генерального плана и корректировки правил землепользования и застройки Кременкульского сельского поселения Сосновского района Челябинской области»
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях (далее также – МУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях; Управление) обратилось в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением, дополнив требования которого, просило признать Решения № 169, № 219, № 04д и № 413 не действующими в части включения в границы населенного пункта лесного участка, расположенного на землях лесного фонда Кременкульского участкового лесничества ОГУ «Шершневское лесничество» в квартале 45 – часть выдела 20, с кадастровым номером №.
Требования мотивированы тем, что вышеуказанными решениями находящийся в федеральной собственности лесной участок включен в границы населенного пункта с нарушением процедуры согласования проекта генерального плана, предусмотренной статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Оспариваемыми актами в нарушение положений Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» изменены целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, что нарушает права и законные интересы Российской Федерации, препятствует органам федеральной власти осуществлять мероприятия по управлению землями лесного фонда.
Определением Челябинского областного суда от 17 сентября 2020 года производство по административному делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В частной жалобе МУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях просит отменить определение суда, как необоснованное и постановленное с нарушением норм процессуального права, и направить административное дело на рассмотрение в суд первой инстанции.
Относительно изложенных в частной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора, суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого определения и считает его правильным.
В силу взаимосвязанных положений части 1 статьи 214, пункта 1 части 1 статьи 194, пункта 2 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное исковое заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, должностным лицом либо гражданином, которым данным кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации государственные органы, должностные лица, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, данным кодексом и другими федеральными законами.
Согласно статьям 125, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, является Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), находящееся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункты 1, 2 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства», - далее Положение № 736).
Пунктом 5.20.3 Положения № 736 предусмотрено, что Рослесхоз осуществляет от имени Российской Федерации защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.
В целях реализации указанных полномочий приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 1 февраля 2018 г. № 41 «Об организации работы по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений в судебном порядке» утвержден Регламент работы центрального аппарата Рослесхоза и территориальных органов Рослесхоза по организации осуществления от имени Российской Федерации защиты имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений в судебном порядке в случае выявления фактов пересечения (наложения) земельного участка с иной категорией земель на земли лесного фонда.
Как следует из содержания административного искового заявления МУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях требования об оспаривании вышеназванных решений органа местного самоуправления в области территориального планирования предъявлены в защиту прав и законных интересов Российской Федерации в связи с включением в границы населенного пункта муниципального образования лесного участка.
Согласно Положению о МУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях, утвержденному приказом Росимущества от 16 декабря 2016 года № 452, Управление осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений на территории Челябинской и Курганской областей.
Как следует из пункта 4 указанного положения, Управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
Территориальный орган самостоятельно в установленной сфере деятельности осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа ( пункт 4.1.1).
Из приведенных правовых норм следует, что полномочиями на обращение в суд за защитой прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений в случае выявления фактов пересечения (наложения) земельного участка с иной категорией на земли лесного фонда МУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях не наделено.
Защиту интересов Российской Федерации, как собственника лесного фонда, осуществляет Рослесхоз в силу специальной компетенции данного федерального органа исполнительной власти.
Таким образом, суд первой инстанции правильно применил нормы процессуального права и при наличии к тому оснований прекратил производство по административному исковому заявлению МУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях на основании взаимосвязанных положений части 1 статьи 214, пункта 1 части 1 статьи 194, пункта 2 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы частной жалобы правильность выводов суда не опровергают, основаны на неправильном толковании норм процессуального права, в связи с чем основанием для отмены обжалуемого судебного акта являться не могут.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
определение Челябинского областного суда от 17 сентября 2020 года оставить без изменения, частную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Челябинский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья