№ 12-569/2021 |
|
РЕШЕНИЕ |
|
14 октября 2021 года |
город Архангельск |
Судья Октябрьского районного суда г. Архангельска Попов Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ф.Е.Е. на постановление и.о. начальника отделения – старшего судебного пристава отделения судебных приставов по <адрес> г. Архангельска УФССП России по Архангельской области С.Ю.П. о назначении административного наказания от 17.08.2021,
установил:
постановлением и.о. начальника отделения – старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Октябрьскому округу г. Архангельска УФССП России по Архангельской области С.Ю.П. о назначении административного наказания от 17.08.2021 Администрация муниципального образования «Город Архангельск» (далее - Администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей (исполнительное производство № 73154/17/29022-ИП).
Не согласившись с указанным постановлением, защитник Администрации города Архангельска по доверенности Ф.Е.Е. подала жалобу о его отмене и прекращении производства по делу.
В судебном заседании защитник Администрации города Архангельска по доверенности К.Г.А. доводы жалобы поддержала в полном объёме.
Выслушав защитника, исследовав доводы жалобы и материалы дела, судья приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, решением Октябрьского районного суда г. Архангельска от 11.10.2017 на Администрацию муниципального образования «Город Архангельска» возложена обязанность предоставить К.В.Э. по договору найма жилое помещение специализированного жилищного фонда в виде квартиры или жилого дома, общей площадью не менее 15 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта, расположенное в черте города Архангельска, за счёт субвенции, предусмотренной на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Решение суда вступило в законную силу 17.11.2017.
Во исполнение указанного решения 17.11.2017 выдан исполнительный лист.
01 декабря 2017 года на основании названного исполнительного листа судебным приставом-исполнителем ОСП по Октябрьскому округу г. Архангельска возбуждено исполнительное производство № 73154/17/29022-ИП.
15 января 2018 года судебным приставом-исполнителем в отношении Администрации города Архангельска в связи с неисполнением решения суда в установленный законом для добровольного исполнения срок вынесено постановлении о взыскании исполнительского сбора.
09 июня 2020 года в адрес Администрации города Архангельска направлено требование об исполнении решения суда в срок до 05.10.2020, которое получено 10.06.2020.
В связи с неисполнением Администрации города Архангельска, находящейся по адресу: г. Архангельск, пл. В.И. Ленина, д. 5, требований названного исполнительного документа уполномоченными должностными лицами ОСП по Октябрьскому округу г. Архангельска в отношении Администрации города Архангельска был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и вынесено обжалуемое.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Законом – ч. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации – установлено, что вступившее в законную силу решение суда является обязательным для исполнения для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» законные требования судебного пристава подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации.
Решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 11.10.2017 вступило в законную силу.
Администрация города Архангельска как орган местного самоуправления обязана соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы и неукоснительно исполнить вступившее в законную силу судебное решение, однако, как это следует из материалов дела, на протяжении длительного времени уклоняется от его исполнения.
Ответственность по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ наступает за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Поэтому деяние Администрации города Архангельска правильно квалифицировано должностным лицом по указанному составу административного правонарушения.
Сделанные в обжалуемом постановлении выводы полностью подтверждаются представленными по делу доказательствами, которые оценены должностным лицом по правилам ст. 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Довод жалобы об отсутствии вины в совершённом правонарушении отклоняется судьёй по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Российская Федерация - социальное государство, в котором, согласно ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита является обязанностью государства.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, высказанной в пункте 2 Постановления от 30 июля 2001 года № 13-П, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется.
Данный вывод корреспондирует практике Европейского Суда по правам человека, который в своих постановлениях неоднократно напоминал, что необоснованно длительная задержка исполнения вступившего в силу решения может рассматриваться как нарушение пункта 1 статьи б Конвенции и статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод («Малиновский против Российской Федерации», жалоба № 41302/02; «Плотниковы против Российской Федерации» от 24 февраля 2005 года, жалоба № 43883/02, «Тетерины против Российской Федерации» от 9 июня 2005 года, жалоба № 11931/03, «Гиззатова против Российской Федерации» от 13 января 2005 года, жалоба № 5124/03, «Бурдов против России», ECHR 2002-Ш, «Телятьев против Российской Федерации» от 12 июля 2007 года).
По мнению Европейского Суда по правам человека, власти государства-ответчика не вправе ссылаться на отсутствие денежных средств и иных ресурсов, таких как жилые помещения, в качестве оправдания неисполнения судебного решения.Исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от наличия денежных средств для исполнения судебных решений о предоставлении жилых помещений гражданам.
Постановлением мэрии города Архангельска от 24 декабря 2014 года № 1114 «Об осуществлении государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на управление по вопросам семьи, опеки и попечительства мэрии города Архангельска возложены функции по осуществлению государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и утверждено Положение об осуществлении государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пунктом 2 указанного Положения установлено, что финансовое обеспечение государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет и в пределах субвенции, выделенной из областного бюджета бюджету муниципального образования «Город Архангельск».
Согласно п.п. 2-4 Порядка предоставления и расходования субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Архангельской области на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченным жилыми помещениями, утверждённого постановлением Правительства Архангельской области от 14 января 2014 года № 1-пп (далее – Порядок), финансовое обеспечение расходов на осуществление государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений производится за счет субвенций в объеме средств, предусмотренных на указанные цели в областном бюджете на соответствующий год. Министерство финансов Архангельской области доводит расходными расписаниями до министерства образования Архангельской области предельные объемы финансирования в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и показателей кассового плана областного бюджета. Субвенции предоставляются министерством местным бюджетам в соответствии со сводной бюджетной росписью, кассовым планом областного бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на указанные цели министерству.
На основании п. 13 Порядка при необходимости изменения объема субвенций, выделенных местным бюджетам на текущий финансовый год, органы местного самоуправления не позднее 15 июля текущего финансового года обращаются в министерство с предложением о выделении дополнительных бюджетных ассигнований (при этом предоставляются документы и расчеты, обосновывающие размер дополнительных бюджетных ассигнований) либо об уменьшении объема субвенции.
Как следует из представленных защитником документов, с мотивированным предложением о дополнительном финансировании в соответствии с п. 13 Порядка Администрация города Архангельска не обращалась.
Направление в адрес министерства образования Архангельской области отчетов о расходовании средств субвенции и сведений о лицах, в отношении которых вынесены судебные решения о предоставлении жилого помещения, о соблюдении установленного постановлением от 14 января 2014 года № 1-пп порядка истребования дополнительного финансирования не свидетельствует, поскольку направляемая информация не содержит мотивированных предложений, документов и расчетов, обосновывающих размер дополнительных бюджетных ассигнований.
Обращение заместителя Главы МО «Город Архангельск» по социальным вопросам к министру образования и науки Архангельской области от 27 апреля 2020 года направлено до вынесения судебным приставом-исполнителем требования от 09 июня 2020 года, не соответствует требованиям, установленным в п. 13 Порядка к предложению о дополнительном финансировании, и не содержит сведений о необходимости исполнения спорного решения суда.
Кроме того, в силу ч. 2 ст. 3 Закона Архангельской области от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий вправе в числе прочего дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставами муниципальных образований; вносить в органы государственной власти Архангельской области предложения по изменению объема финансовых средств, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета, в случае возникновения непредвиденных расходов по осуществлению отдельных государственных полномочий, а также иные предложения по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий.
В соответствии с предоставленными законом полномочиями Администрация города Архангельска при составлении проекта бюджета имела возможность и право предусмотреть выделение денежных средств на исполнение содержащихся в исполнительном документе требований либо внести соответствующие поправки в бюджет.
Администрация города Архангельска вправе была перераспределить имеющиеся средства в бюджете с целью исполнения исполнительного документа и требования судебного пристава-исполнителя, однако не приняла все зависящие от нее меры по их исполнению.
Согласно представленным защитником документам в период, когда по требованию судебного пристава-исполнителя необходимо было исполнить спорное судебное решение, Администрацией города Архангельска проводились аукционы по закупке жилых помещений для детей-сирот во исполнение других судебных решений.
Сказанное свидетельствует об отсутствии доказательств того, что Администрацией города Архангельска в период с 10.06.2020 до 05.10.2020 как юридическим лицом и органом местного самоуправления были предприняты все зависящие от неё меры для исполнения решения суда. С ходатайством о продлении срока, установленного судебным приставом-исполнителем, Администрация города Архангельска не обращалась.
Процедура привлечения к административной ответственности не нарушена, постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами.
Неправильное указание в протоколе об административном правонарушении и обжалуемом постановлении полного наименования Администрации города Архангельска, которая с 30.06.2021 называется Администрация городского округа «Город Архангельск», носит технический характер и не свидетельствует о незаконности постановления.
Административное наказание назначено Администрации города Архангельска в пределах санкции указанной статьи, с соблюдением общих правил назначения наказания юридическому лицу, установленных статьями 4.1 – 4.3 КоАП РФ.
Нормы материального права применены и истолкованы должностным лицом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, правовых оснований для пересмотра постановления не имеется.
Судья, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьёй 30.8 КоАП РФ,
решил:
постановление и.о. начальника отделения – старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Октябрьскому округу г. Архангельска УФССП России по Архангельской области С.Ю.П. о назначении административного наказания от 17.08.2021 оставить без изменения, жалобу Ф.Е.Е. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд непосредственно или через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Ю.А. Попов