Дело № 33-6207/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 17 октября 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Горбатовой Л.В.,
судей Заплоховой И.Е., Косарева И.Э.,
при секретаре Максимовой Т.В.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Пономаревой ФИО19 на решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 18 июля 2018 года, которым Пономаревой Марии Александровне отказано в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, администрации муниципального образования Сосновское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район ленинградской области о признании незаконным бездействия в части отказа в выдаче сертификата на получение денежных средств согласно программе «Устойчивое развитие сельских территорий Ленинградской области на 2014-2017 года и на период до 2020 года», обязании выдать сертификат на получение денежных средств, взыскании убытков.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Горбатовой Л.В., возражения представителя администрации муниципального образования Сосновское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области Вебер М.А., действующей на основании доверенности от 1 апреля 2018 года сроком на 1 год, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Пономарева ФИО20 обратилась в Приозерский городской суд Ленинградской области с иском к администрации муниципального образования Сосновское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, администрация муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области в котором, с учетом принятых судом первой инстанции изменений в порядке ст. 39 ГПК РФ, просила:
- признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области в части отказа в выдаче в 2015 году сертификата на получение денежных средств согласно подпрограмме «Устойчивое развитие сельских территорий Ленинградской области на 2014-2017годы и на период до 2010 года», на семью составом шести человек;
- обязать администрацию муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области выдать Пономаревой М.А. на семью составом из шести человек сертификат на получение денежных средств;
- в случае отказа в удовлетворении требования о выдаче Пономаревой М.А. на семью составом из шести человек сертификата на получение денежных средств, взыскать с ответчиков в пользу Пономаревой М.А. в солидарном порядке убытки в размере 1 871 775 рублей 50 копеек.
В обоснование заявленных требований Пономарева М.А. указала, что ее семья составом из шести человек была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с проживанием в жилом помещении, не отвечающим требованиям, установленным для жилых помещений.
8 декабря 2014 года и 10 декабря 2014 года истец обратилась в отдел по жилищной политике администрации МО ПМР ЛО с заявлением о выдаче сертификата, однако получила отказ по причине издания 9 декабря 2014 года администрацией МО Сосновское сельское поселение постановления № 706 о снятии ее семьи с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по основаниям п. 5 ч.1 ст. 56 ЖК РФ.
Определением Ленинградского областного суда от 4 июня 2015 года указанное выше постановление признано незаконным.
Истец считает, что в результате неправомерного издания главой администрации МО Сосновское сельское поселение постановления о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, семья Пономаревой М.А. не получила социальную выплату, в связи с чем были причинены убытки в размере 1 871 775 рублей 50 копеек.
Пономарева М.А. в судебное заседание суда первой инстанции не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель администрации МО ПМР ЛО - Михалева И.Н., требования истца не признала, предоставив в суд письменные возражения.
Представитель администрации МО Сосновское сельское поселение требования не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Третьи лица Пономарев В.И., действующий за себя и своих несовершеннолетних детей Пономарева Д.В, Пономарева И.В., Пономарев А.В., Пономарева Е.В., извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Третье лицо Комитет по строительству Ленинградской области, в судебное заседание не явился, раннее в судебных заседаниях требования не поддержал.
Решением Приозерского городского суда ленинградской области от 18 июля 2018 года Пономаревой М.А. в удовлетворении исковых требований отказано.
Пономарева М.А. не согласилась с законностью и обоснованностью постановленного решения, представила апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Приозерского городского суда от 18 июля 2018 года, удовлетворив заявленные требования. Податель жалобы ссылается на необоснованность вывода суда первой инстанции об отсутствии доказательств представления ею в администрацию полного пакета документов для получения сертификата в рамках социальной программы, тогда как показания свидетеля Бобровой В.Л., являющейся сотрудником администрации, противоречат представленным в материалы дела письменным доказательствам.
В письменных возражениях администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области содержится критическая оценка изложенных в жалобе доводов.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая Пономаревой М.А. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии доказательств обращения истца в администрацию муниципального образования Сосновское сельское поселение с заявлением о получении сертификата на получение денежных средств согласно подпрограмме «Устойчивое развитие сельских территорий Ленинградской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» и полным пакетом документов, необходимых для оценки нуждаемости в улучшении жилищных условий. Кроме того, суд первой инстанции установил отсутствие в настоящее время нуждаемости истца и членов ее семьи в жилых помещениях.
Судебная коллегия соглашается с подобным выводом суда первой инстанции исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции, Пономарева М.А. и члены ее семьи (муж, дочь и трое сыновей) зарегистрированы по адресу: Ленинградская область, Приозерский район, д. Снегиревка, ул. Молодежная, дом 6.
Постановлением администрации МО Сосновское сельское поселение от 24 июня 2013 года № 282 Пономарева М.А. составом семьи 6 человек (она, муж Пономарев В.И., сын Пономарев А.В., дочь Пономарева Е.В., сын Пономарев Д.В., сын Пономарев И.В.) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в жилищной программе «Социальное развитие села 2013 года», так как проживали в жилом помещении, не отвечающем требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
Постановлением администрации МО Приозерский муниципальный район от 26 августа 2013 года № 2321 Пономарева М.А. была включена в списки граждан, изъявивших желание участвовать в мероприятиях по улучшению жилищных условий в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года и долгосрочной целевой программы «Социальное развитие села на 2009 – 2013 годы» в 2014 году».
Постановлением администрации МО Сосновское сельское поселении от 9 декабря 2014 года №706 было отменено постановление администрации муниципального образования Сосновское сельское поселение от 24 июня 2013 года №282 «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий».
Постановлением администрации МО Приозерский муниципальный район от 11 декабря 2014 года №3544 в постановление администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район от 26 августа 2013 года №2321 «Об утверждении списка граждан, молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание участвовать в мероприятиях по улучшению жилищных условий на территории Приозерского муниципального района в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» и долгосрочной целевой программы «Социальное развитие села на 2009-2012 годы» в 2014 году» внесены изменения, а именно: из пункта 100 раздела 1 сводного списка участников мероприятий – граждан, проживающих в сельской местности, получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года и долгосрочной целевой программы «Социальное развитие села на 2009-2012 годы» в 2014 году», исключена Пономарева М.А. составом семьи 6 человек.
Решением Приозерского городского суда Ленинградской области от 26 февраля 2015 года по делу №2-523/2015 Пономаревой М.А. отказано в удовлетворении иска к администрации муниципального образования Сосновское сельское поселение, администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области о признании постановления администрации о признании незаконными постановление администрации МО Сосновское сельское поселение от 9 декабря 2014 года №706 «Об отмене постановления администрации от 24 июня 2013 года №282 «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий»; признании незаконным постановления администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от 11 декабря 2014 года №3544 «О внесении изменений в постановление администрации МО Приозерский муниципальный район от 26 августа 2013 года №2321 «Об утверждении списка граждан, молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание участвовать в мероприятиях по улучшению жилищных условий на территории мо Приозерский муниципальный район Ленинградской области в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» и долгосрочной целевой программы «Социальное развитие села на 2009-2012 годы» в 2014 году»; признании незаконным протокола заседания общественной жилищной комиссии при администрации МО Сосновское сельское поселение от 8 декабря 2014 года.
Определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 4 июня 2015 года указанное решение Приозерского городского суда Ленинградской области было отменено в части. Признано незаконным постановление администрации муниципального образования Сосновское сельское поселение Приозерского муниципального района Ленинградской области от 9 декабря 2014 года №706 «Об отмене постановления администрации муниципального образования Сосновское сельское поселение от 24 июня 2013 года №282 «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий». Также признано незаконным постановление администрации МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области от 11 декабря 2014 года №3544 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от 26 августа 2013 года №2321 «Об утверждении списка граждан, молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание участвовать в мероприятиях по улучшению жилищных условий на территории мо Приозерский муниципальный район Ленинградской области в рамках реализации Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» и долгосрочной целевой программы «социальное развитие села на 2009-2012 годы» в 2014 году». В остальной части решение Приозерского городского суда оставлено без изменения.
Порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в рамках Программы регулируется:
- Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 года №598 «Об утверждении Типового Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам», а с 1 января 2018 года - Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2017 года №1243. Реализация мероприятий данной программы осуществляется в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья, и продовольствия на 2013-2020 годы;
- Постановлением Правительства Ленинградской области от 10 июня 2014 года №241 «Об утверждении Положения о порядке и условиях реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Ленинградской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» государственной программы Ленинградской области «Развитие сельского хозяйства Ленинградской области» (далее Положение);
- приказом Комитета по строительству Ленинградской области от 26 июня 2014 года №10 «Об утверждении Порядка и условий представления социальных выплат на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов» (далее Порядок).
Государственная поддержка жителей Ленинградской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в виде предоставления социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья.
Выдача свидетельства получателю социальной выплаты осуществляется органом исполнительной власти РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ.
В соответствии с п. 21 Типового положения порядок формирования и утверждения списков участников мероприятий и порядок выдачи свидетельств устанавливается нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 32 Типового положения органы местного самоуправления вправе на основании соглашений, заключенных с органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществлять вручение получателям социальных выплат свидетельств, оформленных в установленном порядке органами исполнительной власти.
На территории Ленинградской области таким уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ является Комитет по строительству Ленинградской области. Он же является распорядителем бюджетных средств по программе.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 10 июня 2014 года №241 утверждено Положение о порядке и условиях реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Ленинградской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» государственной программы Ленинградской области «Развитие сельского хозяйства Ленинградской области».
На основании указанных норм распоряжением Комитета по строительству Ленинградской области от 2 июля 2014 года №90 Пономарева М.А. составом семьи 6 человек была включена в сводный список граждан, изъявивших желание получить социальную выплату в 2014 году, под номером 120 в категории «граждане, проживающие в сельской местности».
Распоряжением Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области от 21 ноября 2014 года №178 «О внесении изменений в распоряжение комитета по АПК от 22 июля 2014 года №98 «Об утверждении списка граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов – получателей социальных выплат в 2014 году, в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и период до 2020 года» Пономарева М.А. включена в список получателей социальной выплаты в категории «граждане, проживающие в сельской местности».
Согласно п. 5.2 Приказа №10 Комитет по строительству Ленинградской области может передавать в администрации муниципальных образований по соглашению с администрациями муниципальных образований оформленные и подписанные комитетом по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области свидетельства для выдачи гражданам - получателям социальной выплаты. Комитет заключает соглашение с администрацией муниципального образования. В этом случае выдачу свидетельств осуществляет уполномоченное лицо от администрации муниципального образования. Уполномоченное лицо ведет книгу учета выданных свидетельств по форме согласно приложению 6 к настоящему Порядку.
Между администрацией и Комитетом по строительству Ленинградской области было заключено соглашение №1 о порядке и условиях передачи свидетельств о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности для выдачи администрацией мо Приозерский муниципальный район Ленинградской области от 30 июля 2014 года, сроком действия - в течение одного года с даты подписания. В соответствии с условиями этого соглашения администрация актом приема-передачи получает от Комитета по строительству свидетельства на граждан, предоставивших оформленные надлежащим образом документы, и выдает гражданам свидетельства, организует учет выданных свидетельств и предоставляет в Комитет по строительству корешки и копии выданных свидетельств.
В свою очередь, Комитет по строительству проверяет переданные администрацией документы граждан, предоставленные в соответствии с п. 4.1 п 9.3 Приказа Комитета по строительству Ленинградской области от 26 июня 2014 года №10 «О порядке и условиях предоставления в Ленинградской области социальных выплат на улучшение жилищных условий граждан проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках реализации в Ленинградской области федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и период до 2020 года» и отклоняет документы, не соответствующие условиям программы; актом приема-передачи передает администрации свидетельства для выдачи гражданам, которые предоставили оформленные надлежащим образом документы.
Основанием предъявления настоящего иска в суд явилось заявление Пономаревой М.А. о выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты от 11 декабря 2014 года с указанным в нем приложением документов имеющееся в материалах дела (т. 1 л.д.13-14).
Между тем, согласно показаниям свидетеля Бобровой В.Л. – начальника отдела по жилищной политике администрации, документов от Пономаревой М.А. не получала, а лишь выдала расписку для последующего представления необходимого пакета документов.
В этой связи в книге учета выданных свидетельств о предоставлении социальной выплаты отсутствует подпись Пономаревой М.А. в его получении.
Следует отметить, что указанное истцом заявление о выдаче сертификата на получение социальной выплаты совпадает с датой вынесения администрацией муниципального образования Приозерский муниципальный район от 11 декабря 2014 года постановления №3544 об исключении Пономаревой М.А. составом семьи 6 человек из списков участников в социальной программе.
Данное постановление было отменено на основании апелляционного определения Ленинградского областного суда от 4 июня 2015 года.
Однако и после принятия данного судебного акта Пономарева М.А. в уполномоченный орган с заявлением о выдаче спорного сертификата со всеми необходимыми документами не обращалась. Данные обстоятельства не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства, а также были установлены решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 14 ноября 2017 года по делу 2-№ по иску Пономаревой М.А. к Управлению Федерального казначейства Ленинградской области, Комитету по строительству Ленинградской области, Комитету финансов Ленинградской области о возмещении убытков в виде не получения социальной выплаты.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства судом было установлено, что в период совершения юридически значимых действий по приобретению сертификата на основании договора купли-продажи от 2 октября 2015 года Пономаревой М.А. был продан жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> где она проживала с мужем и детьми, и на имя несовершеннолетних Пономарева Д.В., 2001 года рождения, и Пономарева И.В., 2009 года рождения, приобрела трехкомнатную квартиру общей площадью 73,4 кв.м по адресу: <адрес>, где в настоящее время зарегистрированы Пономарев В.В., Пономарева Д.В., Пономарева И.В.
Также судом установлен тот факт, что с декабря 2013 года Пономарева М.А. и ее сын Пономарев А.В., 1991 года рождения, зарегистрированы в жилом доме общей площадью 80,8 кв.м по адресу: <адрес> а ее дочь Пономарева Е.В., 1995 года рождения, зарегистрирована в трехкомнатной квартире общей площадью 62,3 кв.м. по адресу: <адрес> Брак между Пономаревой М.А. и Пономаревым В.И. прекращен 2 марта 2017 года на основании решения мирового судьи судебного участка № 60 Ленинградской области от 15 февраля 2017 года.
С учетом выявленных обстоятельств администрацией МО Сосновское сельское поселение МО Приозерский муниципальный район 13 июля 2018 года было вынесено постановление № 536, которым признано утратившим силу постановление администрации МО Сосновское сельское поселение от 24 июня 2013 года №282 «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий» в связи с утратой Пономаревой М.А. оснований для признания нуждающейся в улучшении жилищных условий, указанных в ч.1 ст.51 ЖК РФ.
Указанное постановление в настоящее время не оспорено и не отменено.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требования Пономаревой М.А. об обязании администрацию МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области выдать сертификат на получение денежных средств для приобретения жилья на семью составом из шести человек у суда первой инстанции не имелось, поскольку обязательным условием участия в Программе является признание претендента нуждающимся в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК.
В этой связи судебная коллегия соглашается с выводом суда о наличии правовых оснований для отказа Пономаревой М.А. в удовлетворении исковых требований, поскольку он следует из анализа всей совокупности представленных сторонами и исследованных судом доказательств. Оснований для иной оценки у судебной коллегии не имеется.
По своей сути доводы апелляционной жалобы повторяют позицию, изложенную в исковом заявлении, которая была предметом рассмотрения суда первой инстанции. Тот факт, что суд не согласился с доводами истца, иным образом оценил доказательства и пришел к другим выводам, не свидетельствует о неправильности решения и не может служить основанием для его отмены.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что все обстоятельства по делу судом были проверены, изложенные в решении выводы суда первой инстанции соответствуют собранным по делу доказательствам, они не опровергаются доводами апелляционной жалобы, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 18 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Пономаревой ФИО21 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Глазкова Т.А.