Решение по делу № 2-4233/2017 от 14.09.2017

Дело №2-4233 (2017)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 ноября 2017 года г.Брянск

Советский районный суд гор.Брянска в составе:

председательствующего судьи Стольниковой А.Г.

при секретаре Савельевой А.М.

с участием

представителя истца Чаусовой К.Б.,

представителя ответчика Брянской городской администрации Маслова Д.А.,

представителя третьего лица Управления по строительству

и развитию территории г.Брянска Сафроновой И.А.,

представителя третьего лица Департамента

природных ресурсов и экологии Брянской области Галкиной Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску Беляковой И.И. к Брянской городской администрации о признании права собственности на самовольно возведенную постройку,

УСТАНОВИЛ:

Белякова И.И. обратилась в суд с указанным иском к Брянской городской администрации, Управлению по строительству и развитию территории города Брянска, ссылаясь на то, что на основании договора дарения от <дата> ей принадлежит на праве собственности земельный участок, общей площадью 500 кв.м., с кадастровым №..., расположенный <адрес>, д.16А, отнесенный к категории: земли населенных пунктов, разрешенное использование для индивидуального жилищного строительства. На данном земельном участке истцом без получения необходимых разрешительных документов был построен жилой дом (лит. А), общей площадью 142,8 кв.м., в том числе жилой площадью 66,3 кв. м. В целях легализации самовольной постройки истец обратилась в Управление по строительству и развитию территории г.Брянска за получением разрешения о возможности ее сохранения. Письмом №5529 от 07.07.2017 года ей было отказано в связи с несоответствием требованиям п.5.3.4 СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства», поскольку расстояние от возведенного дома до границы соседнего земельного участка составляет менее 3 метров. С целью обследования вышеуказанного дома и его дальнейшей эксплуатации, истец обратилась в Брянское отделение Филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по ЦФО. По результатам данного обращения изготовлено техническое заключение, в котором установлено, что расположение жилого дома (лит.А) на земельном участке 16А по <адрес> не в полной мере отвечает требованиям п. 7.1 СП 42.13330.2011 Свода правил, градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений, актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89, согласно которым расстояние от границы участка должно быть не менее: 3-х метров до стены жилого дома и 1метра – до хозяйственных построек. Расстояние от стены дома (лит. А) до границы смежного участка №16 <адрес> менее 3-х метров. Расстояние от дома (лит. А) до жилого дома №16 <адрес> менее 15-и метров (4,8 м). Собственником смежного земельного участка является родная сестра истца Воронина В.А., с которой достигнуто согласие по вопросу пользования земельными участками №16 и №16А, расположенными <адрес>, с учетом противопожарных требований. Из уведомления №5529 от 07.07.2017г. Брянской городской администрации истец узнала, что земельный участок 16А <адрес> согласно постановлению Брянской областной Думы от 08.09.1994 года №34 «Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г.Брянске памятниками природы областного значения» расположен на территории памятника природы областного значения Нижний Судок, на территории которого запрещено предоставление земельных участков под все виды строительства. Постановлением Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области №50 от 12.09.2017 года истец была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в вид административного штрафа в размере 3000руб. Однако, техническим заключением установлено, что обследованный жилой дом (лит.А) на земельном участке 16А <адрес> соответствует действующим строительным нормам и правилам, не нарушает права и законные интересы граждан, не создает угрозу их жизни или здоровью и после завершения работ по внутренней отделке и устройству инженерных коммуникаций будет пригоден для эксплуатации в качестве индивидуального жилого дома и предполагаемая планировка отвечает требованиям «СП 55.13330.2011. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001». На основании вышеизложенного, ссылаясь на положения ст.ст.7, 40, 42 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 222, 263 Гражданского кодекса РФ, истец просит признать за ней право собственности на самовольно возведенную постройку – жилой дом лит.А, общей площадью 142,8 кв.м., жилой площадью 66,3 кв.м., расположенный на земельном участке <адрес>, д.16А.

Определением Советского районного суда г.Брянска от 22.09.2017 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области.

Определением Советского районного суда г.Брянска от 15.11.2017 года производство по делу в части исковых требований, предъявленных к Управлению по строительству и развитию территории города Брянска о признании права собственности на самовольно возведенную постройку, было прекращено в связи с отказом представителя истца Чаусовой К.Б. от исковых требований в данной части. Этим же определением Управление по строительству и развитию территории города Брянска привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.

В судебном заседании представитель истца Чаусова К.Б., действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования, просила их удовлетворить. Пояснила, что при постройке жилого дома истцом соблюдены требования законодательства. Между истцом и ее сестрой Ворониной В.А. достигнуто соглашение по вопросу расстояний между земельными участками №16 и №16А, расположенными <адрес>, и Воронина В.А. не возражает против заявленных исковых требований, о чем в материалы дела представлено нотариально удостоверенное заявление. Относительно нахождения земельного участка на территории памятника природы пояснила, что земельный участок уже более 100 лет находится во владении семьи истца, о том, что в 1994 году на этом месте был учрежден памятник природы, семье истца не было известно. Более того, при выкупе данного участка у Управления имущественных отношений Брянской области в договоре купли-продажи был указан вид разрешенного использования земельного участка – для индивидуального жилого строительства. Полагала, что нарушенные противопожарные нормы могут быть преодолены произведенными расчетами индивидуального пожарного риска.

Представитель ответчика Брянской городской администрации по доверенности Маслов Д.А. в судебном заседании возражал против заявленных исковых требований и просил в их удовлетворении отказать, поскольку для применения положений ст.222 ГК РФ необходимо одновременное наличие трех условий. Хотя земельный участок под самовольной постройкой находится в собственности истца и был предоставлен под жилищное строительство, но на него не распространяется действие градостроительных регламентов в силу особо статуса. Учитывая отрицательное заключение компетентного органа власти Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области, нельзя считать соблюденным требования ст.222 ГК РФ.

Представитель третьего лица Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области Галкина Е.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против заявленных исковых требований и просила в их удовлетворении отказать. Пояснила, что в соответствии с Постановлением Брянской областной Думы от 08.09.1994 года №34 были учреждены памятники природы областного значения – овраги Верхний и Нижний Судки. Земельный участок истца расположен на территории памятника природы областного значения Нижний Судок. На территории памятника природы запрещается отвод земельных участков под все виды строительства, тем более запрещается само строительство, выемка грунта, повреждение рельефа. Истцом осуществлено строительство жилого дома, в связи с чем производилась выемка грунта и повреждение рельефа памятника природы.

Представитель третьего лица Управления по строительству и развитию территории г.Брянска Сафронова И.А., действующая по доверенности, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска, пояснив, что Правила землепользования и застройки не распространяется на спорный земельный участок, поскольку он в соответствии с Постановлением Брянской областной Думы от 08.09.1994 года №34 находится в зоне действия памятника природы областного значения, который относится к особо охраняемым природным территориям и на котором запрещено строительство новых объектов. Компетентным органом дано отрицательное заключение по делу. Таким образом, истцом не выполнено требование ст.222 ГК РФ, касающееся соответствия самовольной постройки правилам землепользования и застройки.

Истец Белякова И.И. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщила, ходатайств об отложении дела по уважительным причинам не представлено.

Третье лицо Воронина В.А. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежаще, в материалах дела имеется заявление, в котором просила удовлетворить исковые требования истца и рассмотреть дело в ее отсутствие.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав специалиста П., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии с подп.2 п.1 ст.40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Исходя из положений ст.222 ГК РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

Как установлено в судебном заседании, земельный участок под самовольной постройкой с <дата> принадлежит истцу на праве собственности, имеет категорию: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуального жилого строительства, площадь 500 кв.м., кадастровый №..., расположен <адрес>, д.16А, что подтверждается договором дарения от <дата>, свидетельством о государственной регистрации права АБ №... от <дата>, выпиской из ЕГРН от 19.06.2017г.

В соответствии с данными технического паспорта Филиала АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по ЦФО по состоянию на 11.04.2017 года на вышеуказанном земельном участке в 2017 году без разрешительных документов возведена постройка лит. А – одноэтажный жилой дом с мансардой, общей площадью 142 8 кв.м., жилой площадью 66,3 кв.м.Согласно техническому заключению Филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по ЦФО №03-29/103 от 05.06.2017 года жилой дом (лит. А) на земельном участке 16А по <адрес> не в полной мере отвечает требованиям п.7.1 СП 42.13330.2011 Свода правил, градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений, актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89, согласно которому расстояние от границы участка должно быть не менее: 3-х метров до стены жилого дома и 1метра – до хозяйственных построек, и требованиям главы 16 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», согласно которой противопожарное минимальное расстояние между деревянными жилыми домами – 15 метров. Расстояние от стены дома (лит. А) до границы смежного участка №16 <адрес> менее 3-х метров. Расстояние от дома (лит. А) до жилого дома №16 <адрес> менее 15-и метров (4,8 м).

Вместе с тем, в техническом заключении делается вывод, что несущие и ограждающие конструкции обследованного жилого дома (лит. А) выполнены из качественных строительных материалов, находятся в технически исправном состоянии, не имеют разрушений и повреждений, снижающих их несущую способность, устойчивость и ухудшающих эксплуатационные свойства конструкций и строения в целом.

Обследованный жилой дом может быть обеспечен инженерными системами (отопление, хозяйственно-питьевое водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газификация и вентиляция) в соответствии с общим уровнем обеспеченности территории населенного пункта коммунальными услугами.

Обследованный жилой дом на земельном участке 16А <адрес> соответствует действующим строительным нормам и правилам, не нарушает права и законные интересы граждан, не создает угрозу их жизни или здоровью и, после завершения работ по внутренней отделке и устройству инженерных коммуникаций, будет пригоден для эксплуатации в качестве индивидуального жилого дома. Предполагаемая планировка помещений отвечает требованиям «СП 55.13330.2011. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001».

Будучи допрошенным в судебном заседании в качестве специалиста инженер проектно-планировочных работ Брянского отделения Филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по ЦФО П. пояснил, что жилой дом №16А <адрес> возведен с отступлением от строительных и противопожарных правил, но не создает угрозу третьим лицам, поскольку допущенные нарушения могут быть преодолены путем блокировки соседних домовладений №16 и №16А. Если бы истец до возведения самовольной постройки обратился за разрешением строительства, в таком виде строительство не могло быть согласовано.

Из постановления Брянской областной Думы от 08.09.1994 года №34 «Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками и бровками (Брянские балки) в г. Брянске памятниками природы областного значения», постановления Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области №50 от 12.09.2017 года и позиции Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области следует, что земельный участок <адрес>, 16А, расположен на территории памятника природы областного значения Нижний Судок.

Постановлением Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области №50 от 12.09.2017 года за нарушение при проведении работ по установке бетонного фундамента установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территории памятника природы, Белякова И.И. была привлечена к административной ответственности по ст.8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 3000 руб. Из данного постановления усматривается, что при строительстве дома на земельном участке, расположенном <адрес>, 16А, в нарушение раздела 4 паспорта памятников природы областного значения «Овраги Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г.Брянске» при копании траншеи под фундамент была произведена выемка грунта на глубину 50-60 см.

В соответствии с ч.3 ст.17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, защита права собственности и иных вещных прав должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота.

Согласно ст.42 Конституции РФ, ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждому гарантируется право на благоприятную окружающую среду и на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью.

В соответствии с подпунктом «д» ч.2 ст.2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» памятники природы являются особо охраняемыми природными территориями. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения.

Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Они же утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.

Статьей 27 вышеназванного Закона установлено, что на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Согласно ст.95 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима (ч. 4 ст. 95).

Согласно преамбуле Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Согласно ст.27 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 ст.37 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды. Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды.

Согласно постановлению Брянской областной Думы от 08.09.1994 года №34 «Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками и бровками (Брянские балки) в г.Брянске памятниками природы областного значения» (раздел IV) на территории памятников природы запрещены: отводы земель под все виды строительства; распашка склонов (за исключением частных домовладений); разрушение склонов; рубки зеленых насаждений, кроме санитарных и рубок плодово - ягодных насаждений в пределах частных домовладений, уничтожение и повреждение растительного покрова, кроме возделывания земель садово - огородных участков на территории частных домовладений; заготовка сока, нанесение любых иных повреждений древесным растениям; сенокошение без согласования со специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды и наличия разрешения органов местного самоуправления; загрязнение водных источников, сброс неочищенных хозбытовых и производственных стоков, изменение водного режима ручьев (малых рек) Верхнего и Нижнего Судков, родников, изменение естественного уровня водного горизонта, гидрологического режима и гидрохимического состава, проведение осушительных и гидромелиоративных работ; выемка грунтов, добыча полезных ископаемых, включая мел; повреждение форм рельефа и геологических обнажений; все виды свалок, погребение оврагов свалками и отвалами; применение ядохимикатов и гербицидов за пределами частных домовладений; устройство стоянок, кемпингов, проезд транспорта вне маркированных путей.

На территории памятника природы запрещается иная деятельность, угрожающая сохранности Брянских балок.

Установив названные обстоятельства, оценив представленные доказательства, руководствуясь приведенными нормами права, суд приходит к выводу, что вопреки доводам истца и его представителя самовольно возведенное строение размещено на земельном участке на террритории памятника природы Брянской области Нижний Судок, имеющего статус памятника природы регионального значения, нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, поскольку строительство осуществлялось с нарушением режима территории памятника природы, где запрещается любая деятельность, угрожающая сохранности Брянских балок.

На основании изложенного суд отказывает в удовлетворении иска.

Учитывая, что определением Советского районного суда г.Брянска от 22.09.2017г. истцу была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины и истцом частично оплачена госпошлина в общем размере 1 300 руб., суд считает, что в соответствии с положениями ст.ст. 90, 132 ГПК РФ, ст.333.19 НК РФ, исходя цены иска, с истца подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования г.Брянск в размере 6 639,01 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Беляковой И.И. к Брянской городской администрации о признании права собственности на самовольно возведенную постройку оставить без удовлетворения.

Взыскать с Беляковой И.И. в доход бюджета муниципального образования г.Брянск государственную пошлину в размере 6 639,01 руб.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд гор.Брянска в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 20.11.2017г.

Председательствующий Стольникова А.Г.

2-4233/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Белякова И. И.
Ответчики
Брянская городская администрация
Управление по строительству и развитию территории города Брянска
Другие
Воронина В. А.
Суд
Трубчевский районный суд Брянской области
Судья
Стольникова Анна Геннадьевна
Дело на странице суда
trubchevsky.brj.sudrf.ru
14.09.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.09.2017Передача материалов судье
19.09.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.09.2017Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
22.09.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.10.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.10.2017Судебное заседание
15.11.2017Судебное заседание
20.11.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.11.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее